Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция дисграфии»
- Пути коррекции и профилактики
Дисграфия
- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера
- обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Акустическая дисграфия
- Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
- На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
Пример:
1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:
свистящие-шипящие ( С АПКА – Ш АПКА)
звонкие-глухие ( Т ЫМ – ДЫМ )
2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме:
"пи с мо", " л убит", "бо ль ит" и т.д.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
- Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.
Пример:
Если ребёнок говорит
САРФ вместо ШАРФ или
ЛАКЕТА вместо РАКЕТА ,
то чаще всего именно так он и пишет эти слова.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
- Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Характерные ошибки:
- пропуски согласных;
- пропуски гласных;
- перестановки букв;
- добавления букв;
- пропуски, добавления, перестановки слогов;
- слитное написание слов;
- раздельное написание слов;
- слитное написание предлогов с другими словами;
- раздельное написание приставки и корня.
Пример:
- Белка сидит НАВЕТКЕ .
- Миша вышел на У ЛИЦУ .
- плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х
- санки - сн ки, кричат – ки чат
- весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р
Аграмматическая дисграфия
- Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.
Характерные ошибки:
- изменение падежных окончаний;
- неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
- пропуск членов предложения;
- нарушение последовательности слов в предложении;
- нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Пример:
козлята – коз лё нки
много дерев ов
над столом – на столом
около него –около ним
дети беж ит
Оптическая дисграфия
- Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций.
Характерные ошибки:
- замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов
(И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);
- Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов
(В и Д, Б и Д, Ш и Т)
- - недописывание элементов буквы
- - «зеркальное» изображение букв
Пример:
- не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»
- добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д.
- неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
Смешанная форма дисграфии
- несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Пути коррекции:
- правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи
- развитие зрительного и слухового внимания
- развитие фонематического слуха
- развитие звукового анализа и синтеза слов
- развитие грамматического строя речи
На что нужно обратить особое внимание : 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 3. Если в семье говорят на двух или более языках 4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.) 5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. На письме наблюдается - смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. - ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). - смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). - пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Уважаемые Родители!
Если вы заметили специфические ошибки в тетрадях вашего ребенка, необходимо проконсультироваться с логопедом!