СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и коррекция дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция дисграфии»

  Определение  Виды дисграфии  Пути коррекции  и профилактики

  • Определение

  • Виды дисграфии

  • Пути коррекции и профилактики
Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера  обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Дисграфия

  • это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера

  • обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Акустическая дисграфия Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

Акустическая дисграфия

  • Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
  • На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
 Пример:   1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:  свистящие-шипящие ( С АПКА – Ш АПКА)  звонкие-глухие ( Т ЫМ – ДЫМ )  2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме:

Пример:

1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:

свистящие-шипящие ( С АПКА – Ш АПКА)

звонкие-глухие ( Т ЫМ – ДЫМ )

2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме:

"пи с мо", " л убит", "бо ль ит" и т.д.

Артикуляторно-акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

  • Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
  • Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.
 Пример:    Если ребёнок говорит  САРФ вместо ШАРФ или  ЛАКЕТА вместо РАКЕТА ,  то чаще всего именно так он и пишет эти слова.

Пример:

Если ребёнок говорит

САРФ вместо ШАРФ или

ЛАКЕТА вместо РАКЕТА ,

то чаще всего именно так он и пишет эти слова.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.  Характерные ошибки:  пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

  • Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • перестановки букв;
  • добавления букв;
  • пропуски, добавления, перестановки слогов;
  • слитное написание слов;
  • раздельное написание слов;
  • слитное написание предлогов с другими словами;
  • раздельное написание приставки и корня.
 Пример:  Белка сидит НАВЕТКЕ . Миша вышел на У ЛИЦУ . плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х санки - сн ки, кричат – ки чат весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р

Пример:

  • Белка сидит НАВЕТКЕ .
  • Миша вышел на У ЛИЦУ .
  • плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х
  • санки - сн ки, кричат – ки чат
  • весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р
Аграмматическая дисграфия Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.   Характерные ошибки:  изменение падежных окончаний;  неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Аграмматическая дисграфия

  • Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

Характерные ошибки:

  • изменение падежных окончаний;
  • неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
  • пропуск членов предложения;
  • нарушение последовательности слов в предложении;
  • нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
  Пример:   козлята – коз лё нки  много дерев ов  над столом – на столом  около него –около ним   дети беж ит

Пример:

козлята – коз лё нки

много дерев ов

над столом – на столом

около него –около ним

дети беж ит

Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций.  Характерные ошибки: замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов  (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов  (В и Д, Б и Д, Ш и Т)  - недописывание элементов буквы  - «зеркальное» изображение букв

Оптическая дисграфия

  • Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций.

Характерные ошибки:

  • замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов

(И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);

  • Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов

(В и Д, Б и Д, Ш и Т)

  • - недописывание элементов буквы
  • - «зеркальное» изображение букв
   Пример:    не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв

Пример:

  • не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»
  • добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д.
  • неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
Смешанная форма дисграфии несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма

Смешанная форма дисграфии

  • несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Пути коррекции: правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи  развитие зрительного и слухового внимания развитие фонематического слуха развитие звукового анализа и синтеза слов развитие грамматического строя речи

Пути коррекции:

  • правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи
  • развитие зрительного и слухового внимания
  • развитие фонематического слуха
  • развитие звукового анализа и синтеза слов
  • развитие грамматического строя речи

 На что нужно обратить  особое внимание :  1. Если Ваш ребенок левша.  2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.  3. Если в семье говорят на двух или более языках  4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.)   5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.   6. На письме наблюдается  - смешение букв по оптическому сходству:  б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.  - ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).   - смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).   - пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

На что нужно обратить особое внимание : 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 3. Если в семье говорят на двух или более языках 4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.) 5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. На письме наблюдается - смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. - ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). - смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). - пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые  Родители!    Если вы заметили специфические ошибки в тетрадях вашего ребенка, необходимо проконсультироваться с логопедом!

Уважаемые Родители!

Если вы заметили специфические ошибки в тетрадях вашего ребенка, необходимо проконсультироваться с логопедом!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!