СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Школа – интернат №1 среднего общего образования»   Профилактика и предупреждение асоциального поведения воспитанников.  Методика воспитательно-профилактической работы   Ноябрь 2020 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №1 среднего общего образования»

Профилактика и предупреждение асоциального поведения воспитанников. Методика воспитательно-профилактической работы

Ноябрь 2020 г.

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».  М. А. Ковальчук

«…легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям».

М. А. Ковальчук

 Цель педсовета анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в школе; разработка механизма действий по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних

Цель педсовета

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в школе;
  • разработка механизма действий по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних
Задачи педсовета определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с воспитанниками, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Задачи педсовета

  • определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с воспитанниками, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Мониторинговая карта № Категория воспитанников и семей п/п 1 2017-2018 Учет ПДН 2 Учет КДН 2018-2019 8 3 Внутришкольный учет 4 4 10 2019-2020 5 8 Учет ГНД 2 5 1 6 - 6 Семьи, состоящие на учете в КДН (признаны в СОП) - 2 10 Неблагополучные семьи 7 1 8 25 Воспитанники «группы риска» 6 16 13 9 10 7

Мониторинговая карта

Категория воспитанников и семей

п/п

1

2017-2018

Учет ПДН

2

Учет КДН

2018-2019

8

3

Внутришкольный учет

4

4

10

2019-2020

5

8

Учет ГНД

2

5

1

6

-

6

Семьи, состоящие на учете в КДН (признаны в СОП)

-

2

10

Неблагополучные семьи

7

1

8

25

Воспитанники «группы риска»

6

16

13

9

10

7

 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ)

Профилактическая работа Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления или действия. Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних  оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Профилактическая работа

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления или действия.

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы

оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками

обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних

оказание помощи по предупреждению правонарушений

профилактическая работа с семьями

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:  подразделения органов внутренних дел подразделения органов внутренних дел подразделения органов внутренних дел подразделения органов внутренних дел подразделения органов внутренних дел органы управления образованием образовательные учреждения органы опеки и попечительства комиссия по делам несовершеннолетних специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной  защиты учреждения труда и занятости  населения учреждения по делам молодежи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

  • подразделения органов внутренних дел
  • подразделения органов внутренних дел
  • подразделения органов внутренних дел
  • подразделения органов внутренних дел
  • подразделения органов внутренних дел
  • органы управления образованием
  • образовательные учреждения
  • органы опеки и попечительства
  • комиссия по делам несовершеннолетних
  • специальные и специализированные
  • учебно-воспитательные учреждения
  • органы социальной защиты
  • учреждения труда и занятости населения
  • учреждения по делам молодежи
  • учреждения культуры и физической культуры
  • учреждения здравоохранения
  • общественные объединения и ассоциации
Взаимодействие ШКОЛА ПДН МВД КДН и ЗП Социальная защита

Взаимодействие

ШКОЛА

ПДН МВД

КДН и ЗП

Социальная

защита

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекв атное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными,  трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация .

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекв атное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация .

физические болезни Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата психические Отклонения нарушения эмоционально-волевой сферы задержка психического развития умственная отсталость Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. нарушения речи одаренность Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.  Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развити и. педагогические Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). социальные

физические

болезни

Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства

нарушения зрения, слуха

нарушения опорно-двигательного аппарата

психические

Отклонения

нарушения эмоционально-волевой сферы

задержка психического развития

умственная отсталость

Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.

нарушения речи

одаренность

Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развити и.

педагогические

Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения.

Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство).

социальные

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 1.  Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2 .  Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе . 3 .  Трудности в общении со сверстниками на улице.  4 .  Тревога и напряжение в общении по месту учебы . 5 .  Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6 .  Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям . 7 .  Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий . 8 .  Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания . 9 .  Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология . 10 .  Посттравматический синдром; перенесенное насилие . 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям . 12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Факторы, влияющие

на возникновение асоциального поведения

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2 . Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе .

3 . Трудности в общении со сверстниками на улице.

4 . Тревога и напряжение в общении по месту учебы .

5 . Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6 . Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям .

7 . Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий .

8 . Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания .

9 . Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология .

10 . Посттравматический синдром; перенесенное насилие .

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям .

12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей:  семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ;  пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;  семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями наблюдается непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;  семьи, в которых отец является авторите том , и в то же время, не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка;  семьи с  авторитарным воспитательным воздействием , которое направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;  семьи с либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка;  семьи с чрезмерной опекой над ребенком;  воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей:

  • семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания ;
  • пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;
  • семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями наблюдается непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
  • семьи, в которых отец является авторите том , и в то же время, не интересуется личностным развитием ребенка , а мать отвечает за воспитание ребенка;
  • семьи с авторитарным воспитательным воздействием , которое направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка;
  • семьи с либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка;
  • семьи с чрезмерной опекой над ребенком;
  • воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Направления профилактической работы Привлечение необходимых специалистов  Социально – педагогический патронаж дезадаптированных несовершеннолетних  Работа с референтной группой ребенка  Мобилизация воспитательного потенциала  семьи и окружающей среды Консультативно – разъяснительная работа с родителями и педагогами Раннее выявление детей «группы риска»

Направления профилактической работы

Привлечение необходимых специалистов

Социально – педагогический патронаж

дезадаптированных несовершеннолетних

Работа с референтной группой ребенка

Мобилизация воспитательного потенциала

семьи и окружающей среды

Консультативно – разъяснительная работа

с родителями и педагогами

Раннее выявление детей «группы риска»

Механизмы воздействия :  (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) Контроль успеваемости со стороны классного руководителя, воспитателя,  социального педагога, зам.директора по ВР Посещение уроков классным руководителем, социальным педагогом, зам.директора по ВР Контроль посещаемости со стороны классного руководителя, воспитателя, социального педагога, зам.директора по ВР

Механизмы воздействия : (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)

Контроль успеваемости со стороны классного руководителя, воспитателя,

социального педагога, зам.директора по ВР

Посещение уроков классным руководителем,

социальным педагогом, зам.директора по ВР

Контроль посещаемости со стороны

классного руководителя, воспитателя, социального педагога, зам.директора по ВР

Механизмы воздействия  по мере необходимости: Индивидуальные беседы классного руководителя и воспитателя  с воспитанниками Индивидуальные беседы  классного руководителя и воспитателя с родителями воспитанника Беседы с воспитанниками и их родителями в присутствии администрации Посещение по месту жительства

Механизмы воздействия по мере необходимости:

Индивидуальные

беседы

классного руководителя и воспитателя

с воспитанниками

Индивидуальные

беседы

классного руководителя и воспитателя

с родителями воспитанника

Беседы

с воспитанниками

и их родителями

в присутствии администрации

Посещение по месту жительства

Механизмы воздействия  по решению профсовета: Постановка на внутришкольный учет Направление ходатайства в КДН и ЗП Направление ходатайства в ПДН МВД Направление ходатайства в соцзащиту

Механизмы воздействия по решению профсовета:

Постановка на внутришкольный учет

Направление ходатайства в КДН и ЗП

Направление ходатайства в ПДН МВД

Направление ходатайства в соцзащиту

 Алгоритм работы  с «трудным» подростком»   I ЭТАП личностные особенности самооценка характер  взаимоотношений  в классе интеллектуальное развитие ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТОК

Алгоритм работы с «трудным» подростком» I ЭТАП

личностные особенности

самооценка

характер

взаимоотношений в классе

интеллектуальное развитие

ДИАГНОСТИКА

ПОДРОСТОК

 Алгоритм работы  с «трудным» подростком»   II ЭТАП ПОДРОСТОК КОРРЕКЦИЯ групповые и индивидуальные встречи с родителями индивидуальная работа с подростком тренинг жизненных умений и профориентация работа с учителем-предметником тренинг личностного роста

Алгоритм работы с «трудным» подростком» II ЭТАП

ПОДРОСТОК

КОРРЕКЦИЯ

групповые и индивидуальные встречи с родителями

индивидуальная работа с подростком

тренинг жизненных умений и профориентация

работа с учителем-предметником

тренинг личностного роста

«Программа-минимум»  если ребенок отсутствует на уроках  Классному руководителю необходимо в этот же день узнать причину отсутствия воспитанника в школе   Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу   Если на следующий день воспитанник отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем , воспитателем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

«Программа-минимум» если ребенок отсутствует на уроках

Классному руководителю необходимо в этот же день узнать причину отсутствия воспитанника в школе

Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу

Если на следующий день воспитанник отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем , воспитателем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

Раннее выявление детей группы риска

Раннее выявление детей группы риска

Основные направления работы: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонностей и способностей;  определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Основные направления работы:

  • изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде;
  • выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонностей и способностей;
  • определение уровня обучаемости;
  • изучение состояние физического здоровья ребенка;
  • установление степени искажений духовных потребностей;
  • изучение основных ценностных ориентиров школьника.
Методы раннего выявления детей группы риска :  изучение школьной документации запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних. беседа, опрос мнений наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье методы педагогической диагностики методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание) психологический диагностический комплекс

Методы раннего выявления детей группы риска :

  • изучение школьной документации
  • запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.
  • беседа, опрос мнений
  • наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье
  • методы педагогической диагностики
  • методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)
  • психологический диагностический комплекс
Психологический диагностический комплекс:  Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина); Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова); Социометрия.

Психологический диагностический комплекс:

  • Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);
  • Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);
  • Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);
  • Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);
  • Социометрия.
Методы самоизучения и самооценки:  сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;  самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;   игры , направленные на самопознание .

Методы самоизучения и самооценки:

  • сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

  • самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

  • игры , направленные на самопознание .
 Сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану Тематика План сочинения «Поступки хорошие и плохие» Классы «Учусь признавать ошибки» Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему? Какие не нравятся? Какие ошибки ты сам совершал? Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок? 5 - 7 Отчего люди совершают ошибки? какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи? Какие ошибки делаешь сам? Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение? Что ты решил исправить в себе и как? «За что ценят истинных друзей» 8-9 Какими качествами должен обладать настоящий друг? За что ты ценишь своих друзей? Что ценят в тебе твои друзья? За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя? 10-11

Сочинения

по определенной тематике и заранее составленному плану

Тематика

План сочинения

«Поступки хорошие и плохие»

Классы

«Учусь признавать ошибки»

  • Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему?
  • Какие не нравятся?
  • Какие ошибки ты сам совершал?
  • Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок?

5 - 7

  • Отчего люди совершают ошибки?
  • какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи?
  • Какие ошибки делаешь сам?
  • Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение?
  • Что ты решил исправить в себе и как?

«За что ценят истинных друзей»

8-9

  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • За что ты ценишь своих друзей?
  • Что ценят в тебе твои друзья?
  • За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя?

10-11

Причины нарушений  поведения детей :  Привлечь к себе внимание.   Показать, что имеет власть над другими Отплатить, отомстить, взять реванш над другими.  Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность .

Причины нарушений поведения детей :

  • Привлечь к себе внимание.
  • Показать, что имеет власть над другими
  • Отплатить, отомстить, взять реванш над другими.
  • Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность .
Дети учатся жить у жизни:  ненавидеть Если ребенка постоянно критикуют, он учится Если ребенок живет во вражде, он учится  быть агрессивным .  становится замкнутым. Если ребенка высмеивают, он  жить с чувством вины. Если ребенок растет в упреках, он учится Если ребенок растет в терпимости, он учится  понимать других. Если ребенок растет в честности, он учится  быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится  верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится  ценить себя. Если ребенок живет в понимании  находить любовь в этом мире. и дружелюбии, он учится  быть благородным . Если ребенка хвалят , он учится

Дети учатся жить у жизни:

ненавидеть

Если ребенка постоянно критикуют, он учится

Если ребенок живет во вражде, он учится

быть агрессивным .

становится замкнутым.

Если ребенка высмеивают, он

жить с чувством вины.

Если ребенок растет в упреках, он учится

Если ребенок растет в терпимости, он учится

понимать других.

Если ребенок растет в честности, он учится

быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится

верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится

ценить себя.

Если ребенок живет в понимании

находить любовь в этом мире.

и дружелюбии, он учится

быть благородным .

Если ребенка хвалят , он учится

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ