Профилактика и разрешение конфликтов взрослых и детей
Выполнила: Нохрина Н.В.
Воспитатель
1 квалификационной категории
«Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра». К. Фопель
Причины возникновения конфликтов :
- В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
- Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
- Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
- Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
- Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
- Всезнайки – считают себя выше, умнее других
- Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
- Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
- Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
- Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Особенности общения со сверстниками:
*Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий ( навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
*Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
*Нестандартность и нерегламентированность действий
(неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
*Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт )
Разрешение конфликта – это:
*минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса;
*достижения согласия;
*устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
*изменение целей участников конфликта;
*достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:
* развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
*оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
*высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
*нейтрализовать борьбу за власть;
*учить детей управлять эмоциями;
*формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
*вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» «Сам буду играть» «Позову воспитателя и она заставит всех играть» «Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный - «Предложу другую игру» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
- При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
- Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.
- Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
- Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
- Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
- Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
- Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:
- - Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:
- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:
- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
- Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.
- Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
- Правило 3 . Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
- Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.
- Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения
Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий. Конфликт – это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого)
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта:
«Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой стороной.»
Причины конфликтов:
- 1. Кризис переходного возраста.
- 2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
- 3. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения.
- 4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
- 5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками.
- 6. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым.
- 7. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
- 8. Проецирование поведения ребёнка на себе в его возрасте.
- 9. Борьба за собственную власть и автономию.
- 10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
- 11. Не подтверждение родительских ожиданий.
За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребёнком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно в ироничных, по поводу его физической зрелости.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
- Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
- Помните, что ребёнку нужно не столько самостоятельность, сколько право на неё.
- Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
- Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
- Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
- Не забывайте слова И. В. Гётте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках.
Стратегия выхода из конфликта
- Каждый человек имеет свой стиль выхода из конфликтной ситуации, иногда он использует несколько способов. С помощью теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для человека в конфликтных ситуациях
Соперничество Сотрудничество
- При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения.
- Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических ).
Компромисс Избегание
- Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны.
- В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.
Приспособление
В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.
Памятка для родителей.
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя останавливаться.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Спасибо за внимание!
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километр шагов». Сенека.