СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и разрешение конфликтов взрослых и детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

 С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.  

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и разрешение конфликтов взрослых и детей»

Профилактика и разрешение конфликтов взрослых и детей Выполнила: Нохрина Н.В. Воспитатель 1 квалификационной категории

Профилактика и разрешение конфликтов взрослых и детей

Выполнила: Нохрина Н.В.

Воспитатель

1 квалификационной категории

«Помогая детям преодолевать трудности,  мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.  Это результат совместных усилий педагога  и детей, маленькое произведение искусства,  в создании, которого все принимают участие  подобно музыкантам одного оркестра».                                                                      К. Фопель

«Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра».                                                                     К. Фопель

Причины возникновения конфликтов :   В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.

Причины возникновения конфликтов :

  •   В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети: Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно Сверхпокладистые – со всеми соглашаются Всезнайки – считают себя выше, умнее других Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Особенности общения со сверстниками: *Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий ( навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор) *Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения *Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок) *Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт )

Особенности общения со сверстниками:

*Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий ( навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)

*Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения

*Нестандартность и нерегламентированность действий

(неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)

*Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт )

Разрешение конфликта – это: *минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса; *достижения согласия; *устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; *изменение целей участников конфликта; *достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Разрешение конфликта – это:

*минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса;

*достижения согласия;

*устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

*изменение целей участников конфликта;

*достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

      Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:                          * развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению; *оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка; *высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным; *нейтрализовать борьбу за власть; *учить детей управлять эмоциями; *формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; *вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:                      

* развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

*оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

*высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

*нейтрализовать борьбу за власть;

*учить детей управлять эмоциями;

*формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

*вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

  Два способа разрешения конфликта: Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть»  «Сам буду играть»  «Позову воспитателя и она заставит всех играть»  «Всех побью и заставлю играть» Конструктивный - «Предложу другую игру»  «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»

  Два способа разрешения конфликта:

Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» «Сам буду играть» «Позову воспитателя и она заставит всех играть» «Всех побью и заставлю играть»

Конструктивный - «Предложу другую игру» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности: При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл. Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  • Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.
  • Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
  • Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть: -  Авторитарным  –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:

  • Авторитарным  –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:     Демократическим  – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:

  •     Демократическим  – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:     Анархически-попустительский  – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть:

  •     Анархически-попустительский  – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
    Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:   Правило 1.  Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Правило 2.   Никогда не занимайте сразу позицию одного из    ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Правило 3 .  Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

  • Правило 1.  Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.
  • Правило 2.   Никогда не занимайте сразу позицию одного из    ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
  • Правило 3 .  Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
  • Правило 4.  Следите за тем, чтобы дети не переходили на    личности.
  • Правило 5.  Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.                      
Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения   Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий. Конфликт – это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого)

Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения

Конфликт (от лат. Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий. Конфликт – это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого)

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой стороной.»

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта:

«Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой стороной.»

Причины конфликтов: 1. Кризис переходного возраста. 2. Стремление к самостоятельности и самоопределению. 3. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения. 4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье. 5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками. 6. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым. 7. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы. 8. Проецирование поведения ребёнка на себе в его возрасте. 9. Борьба за собственную власть и автономию. 10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка. 11. Не подтверждение родительских ожиданий.

Причины конфликтов:

  • 1. Кризис переходного возраста.
  • 2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
  • 3. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения.
  • 4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
  • 5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками.
  • 6. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым.
  • 7. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
  • 8. Проецирование поведения ребёнка на себе в его возрасте.
  • 9. Борьба за собственную власть и автономию.
  • 10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
  • 11. Не подтверждение родительских ожиданий.
За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?  За то, чтобы перестать быть ребёнком.  За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.  За утверждение среди сверстников.  Против замечаний, обсуждений, особенно в ироничных, по поводу его физической зрелости.

За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

  • За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  • За утверждение среди сверстников.
  • Против замечаний, обсуждений, особенно в ироничных, по поводу его физической зрелости.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?  Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.  Помните, что ребёнку нужно не столько самостоятельность, сколько право на неё.  Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.  Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.  Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.  Не забывайте слова И. В. Гётте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  • Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
  • Помните, что ребёнку нужно не столько самостоятельность, сколько право на неё.
  • Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  • Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
  • Не забывайте слова И. В. Гётте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках.
Стратегия выхода из конфликта Каждый человек имеет свой стиль выхода из конфликтной ситуации, иногда он использует несколько способов. С помощью теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для человека в конфликтных ситуациях

Стратегия выхода из конфликта

  • Каждый человек имеет свой стиль выхода из конфликтной ситуации, иногда он использует несколько способов. С помощью теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для человека в конфликтных ситуациях
Соперничество Сотрудничество При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения. Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических ).

Соперничество Сотрудничество

  • При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения.
  • Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических ).
Компромисс Избегание  Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны. В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.

Компромисс Избегание

  • Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны.
  • В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.
Приспособление В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.

Приспособление

В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.

Памятка для родителей.  Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.  Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.  В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.  Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.  Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.  Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.  Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.  Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.  Умейте вовремя останавливаться.  Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Памятка для родителей.

  • Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.
  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  • Умейте вовремя останавливаться.
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Спасибо за внимание! «От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километр шагов».  Сенека.

Спасибо за внимание!

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километр шагов». Сенека.