СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена правильная организация статико-динамического режима.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста»



ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ


В данной статье, речь пойдет о таком заболевании, как нарушение осанки. Осанка - термин понятный большинству людей, даже если они и не являются специалистами в области медицины или педагогики. Существует множество определений осанки, но так, как статья предназначена для широкого круга специалистов и заинтересованных родителей, я посчитала возможным предложить следующее определение осанки. ОСАНКА - характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая состояние и способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнения основных естественных и профессиональных движений.

В нашем обществе традиционно сложилось так, что за здоровье ребенка несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а после достижения совершеннолетия и сам ребенок уже должен формировать свое здоровье. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4% от всего детского населения. Число детей с нарушением осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80%, то есть, в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата.

Главная причина нарушения осанки, это слабое физическое развитие ребенка, а нарушения осанки, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое физическое здоровье. Таким образом, необходимо обеспечить правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка. В младшем школьном возрасте осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды, как положительным, так и отрицательным. Вот почему особенно важно обращать внимание на формирование осанки именно в этом возрасте. К факторам внешней среды относятся условия, в которых находится ребенок во время сна и бодрствования, а также режим дня, рабочее место, двигательная активность и прочее.

Для коррекции выявленных нарушений осанки понадобится ежедневный кропотливый и последовательный труд. Ведь для того чтобы избавиться от недугов, связанных с деформациями позвоночника или конечностей, нужны не 2-3-месячные посещения залов ЛФК в поликлиниках, реабилитационных центрах или диспансерах, а серьезная многолетняя работа над своим телом и привычками, так как весь комплекс программ по развитию и поддержанию правильной осанки необходимо выполнять до окончания роста скелета (18-20 лет), а в отягощенных случаях (сколиоз, остеохондроз и пр.) в течение всей жизни.

Уважаемые Родители! Если Вам не нравится, как стоит или сидит ваш ребенок, его походка - обратитесь сначала к врачу. Он поможет установить причину нарушений и разработать программу действий. Но, главное, сами вооружайтесь знаниями, и решение всех проблем будет в Ваших руках, так как родители в любой ситуации остаются основными проводниками всей стратегии лечения и профилактики.

Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима. Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

  1. Постель ребенка должна стать жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать спать ребенка на спине или на боку.

  2. Приходя из школы, после обеда ребенок должен лечь отдохнуть1-1,5 часа, для того чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвонковых дисках.

  3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 40-45 мин

  4. Ежедневные занятия оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - не менее 20 мин, оптимальная - 40 мин.

  5. Необходимо правильно организовать рабочее место (по крайней мере в домашних условиях, за неимением парт по росту и возрасту в школах); освещение должно быть рассеянным и достаточным.

  6. В начальной школе лучше дать ребенку рюкзак.

  7. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола или косое положение таза, когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

  8. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

  9. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и мышечного корсета.


Все эти, незначительные на первый взгляд детали, имеют огромное значение при профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!