СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика при нарушениях зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотренны и разобранны не только упражнения, но и показания, и противопоказания к физическим упражнениям и видам спорта при заболеваниях органов зрения. 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика при нарушениях зрения»

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат».









ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

«Профилактика нарушения зрения»



























Подготовила

Инструктор ЛФК Чичова К.О.









2017 г.



Содержание

  1. Рекомендациями при проведении упражнений……………………………………..3

  2. Показания……………………………………………………………………………...3

  3. Противопоказания…………………………………………………………………….4

  4. Ключевые моменты профилактики зрения у детей………………………………...5

  5. Простейшие упражнения для глаз…………………………………………………...5

  6. Упражнение-текст для глаз при близорукости- Приложение А…………………...6

  7. Упражнение-текст для глаз при близорукости- Приложение Б…………………...7





















































Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Безусловно, нарушение зрения доставляет массу неудобств: затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности, нарушается координация и точность движений. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость, амблиопия, астигматизм и косоглазие. Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу. Лучший способ избежать ухудшения и потери зрения – это регулярно проводить осмотры, как минимум один раз в полугодие, чтобы своевременно выявить причины нарушения зрения у детей и пройти соответствующее лечение. Естественно, стоит помнить и о профилактике в повседневной жизни. Тренировка глаз всегда была и остается актуальной.

Родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:

  • все упражнения выполнять без очков;

  • упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;

  • научиться расслабляться (полное физическое и психическое

  • расслабление);

  • начинать тренировку лучше всего с простых упражнений,

  • постепенно переходя к более сложным;

  • между упражнениями часто моргать глазами;

  • продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;

  • упражнения выполнять два раза в день.



При заболеваниях органов зрения показаны:

• дыхательные упражнения с медленным выдохом (техника «затяжного» дыхания через неплотно сжатые губы с шипением);

• упражнения для укрепления сердечно сосудистой системы (упражнения для малых и средних мышечных групп, медленный бег);

• упражнения для дистальных сегментов конечностей, мобилизующие внесердечное кровообращение, укрепление сводов стопы;

• специальные упражнения, укрепляющие мышечно-связочный аппарат глаз, в частности аккомодационной мышцы;

• упражнения для мышц воротниковой зоны, живота;

• упражнения на мелкую моторику рук, на развитие равновесия,

координации, точности движений, а также дифференцирования усилий;

• упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц) – сознательное снижение тонуса различных групп мышц;

• настольный теннис, бадминтон, боулинг (любительские занятия);

• водные процедуры (хвойные ванны, горячие ножные ванны вечером, контрастный душ утром);

• плавание, велоспорт.



При заболеваниях органов зрения противопоказаны:

  • резкие наклоны, прыжки;

  • упражнения с отягощением;

  • акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);

  • соскоки со снарядов;

  • упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы;

  • резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;

  • упражнения высокой интенсивности;

  • длительные мышечные напряжения и статические упражнения;

  • нагрузки с большой интенсивностью в беге, на коньках.


Противопоказаны следующие виды спорта: прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол (разрешается выполнять лишь безопасные элементы футбола, баскетбола), горнолыжный спорт, мотоспорт. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к отслойке сетчатки, кровоизлияниям на глазном дне и прочим осложнениям.

Слабая степень миопии (до 3,0 D) не является препятствием для занятий спортом!

Уважаемые родители, помните, что выбор любого вида спорта для занятий согласовывается с врачом-окулистом.

































Ключевые моменты профилактики зрения у детей

В настоящее время существует много сберегающих технологий, которые имеют сходные и различные методики. Вот некоторые из них.

  1. В последнее время все более популярными становятся очки для улучшения зрения. Перфорированные очки тренажеры, или же дырчатые очки, представляют собой очки с непрозрачными пластмассовыми вставками вместо линз, имеющих большое количество маленьких отверстий. Лечебный эффект при применении очков тренажеров заключается в том, что при их использовании глаза вынуждены рефлекторно перестраиваться при переходе фокуса от одной дырочки к другой, что тренирует глазные мышцы, которые и обеспечивают правильную работу глаз. При регулярном использовании перфорированных очков-тренажеров по 15 - 30 минут в день, а также выполнения некоторых простых упражнений для глаз, поможет укрепить глазные мышцы, улучшить зрение и сохранить его. Естественно, что данные очки- тренажеры не являются панацеей.

  2. Ни в коем случае при чтении нельзя держать книгу на груди или на коленях. В этом положении шейные позвонки чрезмерно согнуты вперед, сонные артерии несколько сплющены; это затрудняет кровоснабжение, гортань сжимается, и в результате уменьшается глубина дыхания.

  3. Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определенного цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу. Для контроля фиксируется время выполнения задания. Целесообразно развивать зрительные представления при поворотах глаз на 90°, 180°.

  4. Полезно моргание через каждые 5 мин., профессор О. Хаксли отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии). Упражнения на релаксацию.

  5. Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Профессор Д.А. Уголев отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического напряжения (например, при обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики).



Простейшие упражнения для глаз, разработанные советскими учеными.

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. В основе такого положительного эффекта - определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.

  1. Вращения

  • Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  • Упражнения выполняйте сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты. Общая продолжительность занятий - 10-15 минут. Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

  1. Для утомленных глаз

  • Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

  • Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

  • Выполняется стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2- 3 секунды; 2 - поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз; 3 - перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, 4 - опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками, выполняют это упражнение, не снимая их.

  • Выполняется сидя. 1 - закрыть веки; 2 - массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

  • Выполняется сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2 - спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3- 4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

3) Комплекс упражнений производственной гимнастики

  • Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

  • Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1 -2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

  • Выполняется стоя. 1 - смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз; 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд;

  • Выполняется сидя. 1 - закрыть веки; 2 - массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко - от носа к наружному краю глаза, нижнее веко - от наружного края к носу, затем наоборот). Продолжительность - 1 минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

  • Выполняется стоя. 1 - поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; 2 - смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 3 - прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд; 4 - убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 5 - поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; 6 - смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд; 7 - прикрыть ладонью правой руки глаз на 3-5 секунд; 8 - убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Способствует объединенной работе обоих глаз.

  • Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 - отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2 - медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3 - то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.

  • Выполняется сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза; 2 - спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  • Выполняется сидя. 1 - смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды; 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.

  • Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 - поднять полусогнутую правую руку вверх; 2 - медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами; 3 - то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.

  • Выполняется сидя. Голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца; 3-4 - то же при движении левой руки против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз. Развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата.

  • Выполняется стоя. Голова неподвижна. 1 - поднять глаза вверх; 2 - опустить их книзу; 3 - повернуть глаза в правую сторону; 4 - повернуть глаза в левую сторону. Повторить 6-8 раз. Совершенствует сложные движения глаз.

  • Выполняется сидя. Голова неподвижна. 1 - поднять глаза кверху; 2 - сделать ими круговые движения по часовой стрелке; 3 - сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз. Способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.

  • Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. 1 - поднять глаза; 2 - опустить глаза; 3 - повернуть глаза вправо; 4 - повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз. Развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.

  • Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. 1 - опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; 2 - поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3 - опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; 4 - поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3- 4 раза. Способствует улучшению координации движений глаз и головы.

  • Выполняется стоя. 1 - вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз; 2 - посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3 - перевести взгляд на концы пальцев левой руки; 4 - посмотреть в левый верхний угол комнаты; 5 - перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза. Развивает сложные координационные движения глаз.

  • Выполняется стоя. 1 - смотреть вдаль (на стену); 2 - мысленно разделить расстояние до стены на две равные части, наметить соответствующую точку и перевести взгляд на эту точку; 3 - мысленно разделить расстояние до точки пополам, наметить вторую точку и перевести на нее взгляд; 4 - мысленно разделить расстояние до второй точки пополам; наметить третью точку и перевести на нее взгляд. Повторить 8-10 раз. Развивает способность к оценке расстояний и координирует работу внутренних и наружных мышц глаза.



Таким образом, квалифицированная и своевременная помощь ребенку с депривацией зрения позволит избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и откроет больше возможностей для их полноценного роста и развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Мои глазки расслаблены.

Вижу лица людей из далека

МОИ ГЛАЗКИ ВИДЯТ ЧЕТКО И ЯСНО.

ЛЕГКО, РАСФОКУСИРОВАННО

В ЛЮДЯХ ЗАМЕЧАЮ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

ГЛАЗКИ, ВЫ МОЛОДЦЫ, Я ВАС ЛЮБЛЮ….ЛЮБЛЮ ВАС Я, МОЛОДЦЫ ВЫ, ГЛАЗКИ





Мои глазки расслаблены.

Вижу лица людей из далека

МОИ ГЛАЗКИ ВИДЯТ ЧЕТКО И ЯСНО

ЛЕГКО, РАСФОКУСИРОВАННО

В ЛЮДЯХ ЗАМЕЧАЮ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

ГЛАЗКИ, ВЫ МОЛОДЦЫ, Я ВАС ЛЮБЛЮ….ЛЮБЛЮ ВАС Я, МОЛОДЦЫ ВЫ, ГЛАЗКИ




































ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВИЖУ

ОЧЕНЬ ХОРОШО

ПОЗНАЮ СЕБЯ

Я ВСЕ МОГУ

У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!

НАСТРОЕНИЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ!

ВИЖУ ЗНАКИ, БУКВЫ И СЛОВА!

ЧЕТКО-ЧЕТКО ВИЖУ ВСЕ, НА ЧТО СМОТРЮ!

Работаю над собой и познаю свои возможности!

За что берусь-все делаю прекрасно!

Благодарю и хвалю себя! У меня все получилось?



















































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!