ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НА ПОДРОСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Жизнь всегда сложна и многогранна. В ней есть и хорошее, и плохое. К сожалению, в современном обществе мы достаточно часто сталкиваемся с негативными явлениями. И что особенно настораживает – однозначное влияние этих негативных явлений на мировоззрение молодежи.
Что такое негативное явление как социальное понятие? Это любое состояние или поведение с негативными последствиями для большого числа людей, и признается, что оно должно быть устранено.
Как справедливо отмечает большинство исследователей проблемы, причины этих социально-негативных явлений носят социальный характер и коренятся, как правило, в реально существующих противоречиях социально-экономического, культурного, идеологического. нравственного и правового порядка, в проблемах и трудностях развития нашего общества.
Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми положительных, социально значимых целей и смысла в жизни. На взаимосвязь и взаимообусловленность этих явлений обращали внимание многие исследователи: «однообразие унылого существования снижает жизненный тонус людей настолько, что возникает склонность к наркотикам, половым извращениям, дабы восполнить образовавшуюся душевную пустоту»
В нашем обществе существуют такие негативные явления, как:
- курение – 51%;
- наркомания – 74%;
- алкоголизм – 70%;
- фанатизм – 68%;
- киберзапугивание – 59%;
- одиночество пожилых людей – 54%;
- насилие (сексуальное, физическое, психологическое, финансовое и т.д.) –30%;
- серьезные болезни (ВИЧ, СПИД и т.д.) – 29%
- проституция – 19%;
- расовая дискриминация – 17%;
- преступность – 17%;
- бедность – 16 %;
- сквернословие – 9%;
- война, бунт – 7,5%;
- безработица – 6%;
- беспризорность, загрязнение окружающей среды, жадность – 4%;
- кризис, дискриминация, негативное общество, неуважение, конфликты, анархия, терроризм, наглость, несправедливость, зависть, коррупция, аморальность, продажность милиции, торговля людьми, социальная незащищенность, безнаказанность – 2%.
Все эти негативные явления имеют следующие последствия:
- деградация общества – 54%
- болезни – 34%;
- деградация – 21%;
- зависимость – 11%;
- распад семьи – 7,5%;
- судимость, вред обществу, негативные последствия – 6%;
- использование людей, презрение – 4%;
- низкий уровень развития, безработица, подлость, бесконтрольность, унижение достоинства, потеря статуса, кризис, замкнутость, неблагополучные семьи, насилие, конфликты, проблемы в обществе – 2%;
- смерть – 49%.
85% респондентов считают, что негативные явления в обществе можно предотвратить.
15% – нельзя предотвратить.
Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор, какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.
Какими методами мы стараемся минимизировать последствия социальных негативных явлений на наших подростков?
- дилеммы Кольберга;
- кинопрактикумы;
- акции добрых дел;
- психологические игры
ДИЛЕММЫ КОЛЬБЕРГА: Разбирая одну ситуацию из модуля дилемм Кольберга, мы проходим ее с детьми через призму 20-25 вопросов, важных в разрезе духовно-нравственной, этической стороны жизни человека.
С одной стороны дилеммы Кольберга по мнению ряда исследователей не всегда реальны, они скорее гипотетичны. И у нас мало оснований полагать, что человек будет действовать так же и в реальной ситуации. Но с другой стороны, - очень важно, чтобы одним из этапов взросления и социализации подростка были мозговые штурмы и погружения в ситуации, в которых нет и не может быть единого мнения. «Правильного» выбора. И мог его обосновать. Чтобы он размышлял, предполагал свои реакции сквозь призму понятий «социальные нормы», «правила», «этика», «моральный кодекс», «долг», «закон», «обязанности», «ответственность». Чтобы ребенок вставал перед моральной дилеммой: следовать импульсам, чувству привязанности к ближнему, сиюминутная правда одного человека против правды общечеловеческой, закона, морали. Это иногда становится отправной точкой при формировании новых социально ориентированных, одобряемых черт характера, привычек несовершеннолетних.
КИНОПРАКТИКУМЫ: Особое место в профилактической работе занимают кинопрактикумы, которые позволяют говорить о важных делах не теоретически, не переходить на личности (если есть дети, совершившие правонарушения и преступления), не наращивать напряжение от сложной и неприятной темы. Когда подросток говорит о своем сверстнике, сопереживая ему или не соглашаясь с ним, мы создаем пространство, в котором ребенок с одной стороны самостоятельно рассуждает о важных вещах, с другой, - учится анализировать, рефлексировать, делать выводы на «чужих ошибках», тем самым накачивая свою мускулатуру духовно-нравственной, эмоционально-волевой сфер, с третьей, - говорит на языке закона. При желании детей мы открываем «Уголовный кодекс РФ» и зачитываем статьи.
Список короткометражных фильмов для подростков, поднимающих социальные проблемы:
«О жизни за две минуты».
«Человек без лица».
«Училка».
«Бумеранг».
«Стрела».
«Пять дней».
«Попутчик».
«Временная связь».
«Вторая пара».
«Мать».
«Одна сотая секунды».
«Находите время для тех, кто дорог».
«Бабушка и печенье».
«Подарок для самого слабого» и т.д.
АКЦИИ ДОБРЫХ ДЕЛ (АДД): Отдельным пунктом в организации профилактической работы стоят социально-психологические акции добрых дел (АДД), задачей которых является формирование пространства, в котором подросток реализует свою потребность быть нужным, важным, полезным. Но самый главный принцип основан на постулате, что дети, проживающие в госучреждениях, зачастую все воспринимают как должное: заботу, помощь, подарки.
На наш взгляд важно, чтобы у ребенка было стремление поделиться своей заботой добротой с другими людьми. Чтобы эта потребность появилась – мы приучали детей сначала просто к тому, что объявляли день «Старшие помогают младшим» и заранее составляли список небольших дел, который распределяли между детьми, либо они выбирали сами. По истечению дня мы подводили итоги, спрашивали впечатления и старших, и младших детей от взаимодействия, учили малышей благодарить. Постепенно акции добрых дел стали хорошей традицией. Их формы проведения менялись:
- квест «Чистота вокруг, чистота в сердце»;
- «Поменяй злючку на карамельку» (формирование осознанного отношения к своим реакциям и эмоциям);
- АДД «Просто так!» (изготовление открытки с добрыми словами, которая вручалась любому значимому человеку, гостю в учреждении).
И если вначале акции добрых дел вызывали сопротивление, то сейчас уже дети сами подают идеи, пытаются их воплощать.
Желание помочь окружающим должно исходить из сердца. Многие исследователи утверждают, что доброта и забота закладываются в характер ребенка до 3-5 лет. И если ребенок длительное время жил во фрустрирующей ситуации, когда его потребности и желания игнорировались значимыми взрослыми, то он вырастает эмоционально глухим, ригидным. Нет смысла спорит с авторами. Мы просто пробуем «заразить» наших детей. Начинаем с новыми детьми с постулата: «даже если не хочется, просто попробуй, просто будь со всеми». И мы убеждены, что творение добрых дел обязательно будет взаимным. Если человек желает испытать добро от других, он должен быть добрым сам.
Таким образом, акции добрых дел – с понятным, конгруэнтным, аутентичным для детей обоснованием и присказками, символами – важный компонент в организации профилактической работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Репка»
«Илья Муромец у камня» и т.д.