Профилактика суицидальных рисков в образовательном учреждении
МКОУ «Большелеушинская СОШ», п. Большие Леуши, ХМАО-Югра
Учитель физической культуры
Туркина Екатерина Николаевна
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
Иосиф Бродский
Законодательная база по работе с суицидом
1. Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
2. ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14 (защита прав и интересов ребенка)
3. ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4. Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»)
5. КоАП РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»)
6. ФЗ РФ № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
7. КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Что мы должны знать о суициде
- Суицид может произойти в любом школьном возрасте
- (от 7 до 18 лет)
- При суицидальном поведении может быть нужна как психологическая ,
- так и психиатрическая помощь
- Есть признаки суицидального поведения и факторы , их усугубляющие
- Состояния, предшествующие суициду, различаются.
- С подростком можно и нужно говорить о смерти/суициде,
- если у него возникает в этом потребность
- То, что вам кажется «манипулированием» должно быть подтверждено компетентными специалистами . Не доверяйте себе и родителям в подобных суждениях.
Мифы о суицидах
Миф 1: Самоубийство совершают без предупреждения.
Миф 2: Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.
Миф 3: Все суициденты страдают психическими расстройствами.
Миф 4: Если человек решил умереть – его уже невозможно остановить.
Миф 5: Демонстративная попытка не заслуживает внимания.
Миф 6: Есть определенный тип людей, склонных к самоубийству.
Миф 7: Влечение к самоубийству передается по наследству.
Миф 8: Разговор о самоубийстве может усилить желание уйти из жизни.
Миф 9: Человек, задумавший самоубийство, просто не хочет жить – нет смысла его останавливать.
Миф10: С депрессией можно справиться усилием воли.
Миф11: Если человек в прошлом совершил попытку, это больше не повторится.
Виды суицидов
Истинные
- Никогда не бывает спонтанным, хотя может таковым показаться
• Всегда предшествует нарастание угнетения
Скрытые
• Действуют неявно из – за недостаточной смелости или осуждения. Предшествует угнетение.
• Суицидально – обусловленное поведение
Демонстративные
• Это попытка вести диалог. Намерения умирать нет. Большинство самоубийц так зовут на помощь.
• Может быть осуществлено под влиянием импульса.
Этапы суицида
Попытки суицида
Суицидальные намерения
Суицидальные замыслы
Пассивные суицидальные мысли
Антивитальные переживания
Вас должно насторожить…
Поведенческие реакции :
- Склонность к быстрой перемене настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
- Излишний риск в поступках – отсутствие ценности жизни;
- Необычные вспышки раздражительности
- Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- Усиление жалоб на физическое недомогание;
- Жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;
- Ухудшение или улучшение аппетита;
- Признаки беспокойства;
- Признаки постоянной усталости;
- Отказ от совместной деятельности;
- Нарушение внимания со снижением успеваемости;
Вас должно насторожить…
Словесные заявления:
- «Ненавижу жизнь»;
- «Они пожалеют о том, что они мне сделали»;
- «Не могу этого вынести»;
- «Я покончу с собой»;
- «Никому я не нужен»;
- «Это выше моих сил».
Основные суицидальные факторы
- Потеря значимого другого, болезнь, смерть близких;
- Развод родителей, ревность;
- Конфликты в семье;
- Публичное унижение, коллективная травля;
- Затруднения в установлении межличностных отношений, социальная изоляция, коммуникативные трудности;
- Неудачная любовь, ревность;
- Физическое, сексуальное, психическое насилие;
- Нежелательная беременность;
- Постановка психиатрического диагноза, получение инвалидности, увечий;
- Раскаяние в совершении плохого поступка, страх наказания;
- Подражание кумиру.
Личностные особенности суицидентов
- Неуверенность в себе;
- Низкий, заниженный уровень самооценки;
- Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
- Высокая значимость теплых, эмоциональных связей,
- Искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, стремления к пониманию и поддержке со стороны окружающих;
- Трудности волевых усилий при принятии решений;
- Склонность к самообвинению, преувеличение своей вины;
- Недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности;
- Несамостоятельность
- Высокая потребность в самореализации;
В группе риска
1. Природная предрасположенность:
- Энергетически слабый тип нервной системы, утомляемость
- Эмоциональная чувствительность
- Ранимость
2.Семьи, в которых есть прецеденты
3.Дети из неблагополучных семей
4 . Подростки от 11-18 лет
Почему в группе риска именно подростки? Особенности подросткового возраста
- Резкие эмоциональные всплески и перепады настроения.
- Глупый необоснованный риск, особенно в присутствии своих друзей.
- Программа группирования, значимость принадлежности к группе «своих», особая субкультура, странная одежда, вызывающий внешний вид и поведение.
- Слепое подражание взрослым.
- Сбой биологических часов: путают день с ночью.
Профилактика: три этапа
Работа с педагогами
- Обучение способам выявления рисков.
- Алгоритмам действий в случае выявления.
- Способам и методам работы с родителями.
Работа с детьми
- Занятия, направленные на формирование жизненных навыков, позитивного подхода к решению ситуаций
- Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
- Классные часы на темы, волнующие детей.
Вторичная профилактика
- ДЗМ ГППЦ Образовательная организация.
Работа с родителями:
Первичная профилактика (предоставление возможности со стороны родителей)
- Повышение уровня осведомленности родителей о факторах социально – психологической дезадаптации в подростковом возрасте и возможностях снижения ее уровня у обучающихся.
- Родительское собрание – информирование родителей обучающихся о возможностях получения семьями психологической помощи (очной, дистанционной), иных видов помощи (медицинской, правовой, социальной), оботсутстви и юридических и социальных последствий для ребенка. Повышение уровня осведомленности о возможностях получения помощи в трудных жизненных ситуациях.
- Информирование об организациях, оказывающих психолого – медико – социальную и иные виды помощи (в т.ч. дистанционные) несовершеннолетним и их родителям; предоставление необходимой информации для стендов,
- Интернет – сайтов и пр., находящихся в постоянном доступе.
Работа с родителями
Вторичная профилактика (предоставление возможности со стороны родителей)
- Психологическое сопровождение подростка, находящегося в кризисном состоянии. Психологическое сопровождение детей из группы риска, выявленной с помощью скрининга и методом наблюдения.
- Решение актуальных проблем подростка, возникших в связи с кризисом.
- Углубленное психологическое обследование обучающихся из группы риска, индивидуальное консультирование семьи и классного руководителя; подготовка рекомендаций по дальнейшему сопровождение.
Третичная профилактика (предоставление возможности со стороны родителей)
- Контроль и сопровождение специалистами образовательной организации.
Функции классного руководителя и учителей предметников в профилактике суицидального поведения обучающихся
- Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
- Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;
- Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);
- Направление обучающегося к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты);
- Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).
Классный руководитель
- Профилактика антивитальных настроений должна быть организована с участием классных руководителей, осуществляющих:
- -раннее выявление обучающихся с антивитальными намерениями
- -раннее выявление обучающихся группы риска
- -контроль психолого-педагогического сопровождения
- -взаимодействие с родителями
- Только эффективное взаимодействие классных руководителей, администрации, ППК, ППС и родителей дает результаты в работе с ребенком.
- Необходимость обращения к узким специалистам обязательна!
Алгоритм работы классного руководителя
- 1. Наблюдаем (через социальные сети, одноклассников, педагогов – предметников, классного руководителя)
- 2. Обращаемся за помощью в наблюдении к психологу (проверьте, если у ребенка разрешение на работу с психологом)
- 3. Проверяем психологическую обстановку в классе
- 4. Родители обучающегося –первые люди, которые должный быть уведомлены о ситуации
- 5. Если есть уверенность, что ребенку нужна дополнительная помощь организовываем работу ППК в школе,
- 6. Рассматриваем все признаки антивитальных настроений
Раннее выявление риска суицида
Как можно выявить:
- Наблюдение за поведением и высказываниями
- • Мониторинг социальных сетей
- • Отслеживать изменения внешности, наличие порезов
Что делать:
- 1. Сообщить о подозрениях администрации
- 2. Собрать коллегиальную комиссию (соц.педагог, психолог, зам.директора) и сообщить родителям (под протокол с фиксацией временных сроков) о подозрениях, информировать о возможности обратиться:
- -ГППЦ ДОНМ (5 сессий бесплатно)
- -НПЦ им. Сухаревой –кабинет ЭПП (постановки на учет нет!)
- 3. В случае отсутствия действий со стороны родителей, обратиться в КДН, ЦПСиД(зафиксировать обращение –сохранить письма)
- 4. Психологическая помощь ребенку и диагностика, работа с родителями
- 5. Профилактическая и, при необходимости, коррекционная работа с классом
- 6. ППК прописывает порядок действий по оказанию помощи в рамках ОО с указанием дат по срезу эффективности проведенных мероприятий.
Алгоритм действий в случае попытки совершения суицида
- 1. Сообщить об инциденте администрации
- 2. Вызвать родителей (коллегиальная комиссия под протокол)
- 3. Незамедлительно вызвать103 или направить вместе с родителями для оказания экстренной помощи:
- -в ГППЦ ДОНМ (отдел экстренного реагирования)
- -в НПЦ им. Сухаревой (103 –психиатрич.) –не ставят на учет!
- 3. Отслеживание процесса: связь с ГППЦ, НПЦ –состоялось ли обращение?
- 4. Работа психолога с обучающимся и родителями.
- 5. ППК прописывает порядок действий по оказанию помощи в рамках ОО с указанием дат по срезу эффективности проведенных мероприятий.
- 6. Профилактическая и, при необходимости, коррекционная
- работа с классом.
Резюмирование
Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
Первичное выявление детей с признаками неблагополучия. Обязательно прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);
- • Информирование администрации, родителей обучающегося (совместно с педагогом-психологом).
- • Направление обучающегося к профильным специалистам(педагог-психолог ОО, иные специалисты);
- Основные действия педагога по недопущению суицидальных происшествий:
- Важно!
- Профилактической мерой в работе с обучающимися является наблюдение за изменениями в их поведении и внешности . Обращаемся к психологу, социальному педагогу, администрации, куратору здания, заместителю директора.
Антисуицидальные факторы
Основы эмоциональной устойчивости в кризисных ситуациях:
- 1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения (« Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно », « Всегда можно что-то придумать »).
- 2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) « Я не один », « Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает ».
- 3. Позитивный образ будущего.
Психологическая помощь
- С целью оказания экстренной психологической помощи населению в автономном округе в органах социальной защиты действуют:
- единая социально-психологическая служба «Телефон доверия»: 8 800-101-12-12, 8 800-101-12-00;
- служба экстренной психологической помощи с единым общероссийским номером «Детский телефон доверия»: 8 800-2000-122 .
Служба экстренной психологической помощи - по телефону доверия в Югре
- На территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры осуществляют свою деятельность служба экстренной психологической помощи по телефону: « Единая социально – психологическая служба «Телефон доверия» (Приказ Департамента труда и социальной защиты населения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и департамента здравоохранения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры № 167 – р/117-а от 24.03.2010 г. «Об организации деятельности единой социально психологической службы «Телефон доверия» в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».
Всероссийский детский телефон доверия для детей, родителей и педагогов:
- 8(495)624-6001
- 8(800)2000-122
- Бесплатно, анонимно, круглосуточно!