СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика употребления ПАВ у подростков (тренинг).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости:

-разъяснение подросткам медицинских последствий употребления ПАВ,

- мнение не медицинских экспертов, т.е. возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

Одним из эффективных методов профилактической работы по данной теме  являются тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей- они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приёмами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика употребления ПАВ у подростков (тренинг).»

Профилактика наркомании у детей и подростков (тренинг).

Употребление психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости:

-разъяснение подросткам медицинских последствий употребления ПАВ,

- мнение не медицинских экспертов, т.е. возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

Одним из эффективных методов профилактической работы по данной теме являются тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей- они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркоманий и собственно тренинговыми приёмами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый план тренинга создан с учётом основных методических требований к работе с подростковой аудиторией. Тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу - 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

1. повышение уровня информированности подростков о проблеме наркомании;

2. изменение отношения подростков к наркомании;

3. умение сказать «Нет наркотикам»;

4. формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные моменты: группа подростков в возрасте 13-14 лет (желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав). Состав группы - 20 подростков; тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком; необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру; тренинг направлен на работу с группой социально неблагополучных детей, не являющихся наркоманами.

Время работы группы рассчитано с 9-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

План-конспект.

Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, её активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: «Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)». Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников, в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме.

Принятие правил работы. (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение.

Правила:

  1. говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;

  2. желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;

  3. критикуя - предлагай;

  4. не давать оценок другим участникам;

  5. вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой.

По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информированности. (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы:

  1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

  2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

  4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

  5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

  6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

1. Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

«Совершенно согласен»

«Согласен, но с оговорками»

«Совершенно не согласен»

«Не имею точного мнения»

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников, ведущий кратко излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут повторно выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания - это преступление.

  • Лёгкие наркотики безвредны.

  • Наркотики повышают творческий потенциал.

  • Наркомания это болезнь.

  • У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

  • Наркомания излечима.

  • Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

  • Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

  • Наркоман может умереть от СПИДа.

  • Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

  • По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

  • Наркоман может умереть от передозировки.

  • Продажа наркотиков не преследуется законом.

  • Наркомания не излечима.

  • Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.

  • Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

  • Наркоманы - это не люди.

  • Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время «ломки», короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

4. Игра «Ассоциации». (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: «назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – «наркотики», «наркомания», «зависимость».

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

5. Игра «Словесный портрет» (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра «Семья». (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра «Марионетки». (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игрокам предлагается ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

  • Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

  • Хотелось ли что-либо сделать самому?

8. Игра «Отказ». (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

В итоге тренинга необходимо всех поблагодарить за работу и за общение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!