Просмотр содержимого документа
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
Профилактика жестокого обращения с детьми
Педагог - психолог
МКОУ – Ордынской СОШ № 2
А.Ю. Риттер
Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации Декларации прав ребёнка.
Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
( педагогический энциклопедический словарь )
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАГИРОВАНИЯ:
- 1. При установлении факта либо подозрения на существование жестокого обращения учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
- 2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт.
- 3. Непосредственная работа с семьей.
Жертвы насилия
дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;
дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
уличные дети;
дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности — психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);
маленькие дети в силу своей беспомощности;
недоношенные или с малым весом при рождении (так как они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).
Виды жестокого обращения с детьми
• физическое насилие
• сексуальное насилие
• психологическое, эмоциональное насилие
Признаки жестокого обращения с детьми
- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия ;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие
Младший школьный возраст: ● боязнь идти домой после школы; ● одиночество, отсутствие друзей; ● стремление скрыть причину повреждений и травм.
Подростковый возраст : ● побеги из дома; ● криминальное или анти общественное поведение;
● употребление алкоголя, наркотиков; ● суицидальные попытки.
Необходимо
- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
- объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
- показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
- обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
- просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
- Если мы не в состоянии решить проблему сами, мы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).
Если ребенок доверил тайну другим детям:
- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
- оградить ребенка от реакции других детей;
- уделить ребенку максимум внимания;
- дать понять, что проблему можно решить.
Спасибо за внимание.