СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация 10-11 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентация 10-11 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Пилипчук С.И. ___________________


от «29» августа 2022 г.


«РАССМОТРЕНО»

На заседании методического совета школы

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Преображенская СШ»

Калмыкова Н.П. __________________

Приказ № 062

от «29» августа 2022 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По внеурочной деятельности

«Профориентация»

(название предмета/курса)


Направление: социальное

Уровень общего образования:

Основное среднее образование, 10-11 классы


Количество часов - 68

Составитель: Стукалова Виктория Андреевна, учитель первой квалификационной категории




2022 год

с. Преображенка Ачинского района Красноярского края

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и предназначена для работы с обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления. Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования данный курс внеурочной деятельности направлен на становление личностных характеристик выпускника - человека, «осознающего свою сопричастность судьбе Отечества, креативного и критически мыслящего, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Школа является основным звеном в цепи профориентации, поскольку на её долю выпадает функция помощи обучающимся в навигации во взрослой жизни, их социализации и самоопределении. Таким образом, возникла необходимость курса внеурочной деятельности, который позволил бы реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессиональной самоидентификации школьников.

Целью курса внеурочной деятельности «Моя профориентация» является  формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:

- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);

- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.

Курс рассчитан на 1 час в неделю на протяжении двух лет в 10-11 классе, что составляет 68 часов.


Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой.

Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение ситуации рынка профессий по вакансиям, Атласу профессий, решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и т.д.

Программа построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.



Содержание программы


Раздел 1. Определение профессиональных интересов. 2 часа. Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов.

Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессии будущего. Исчезающие профессии.

Раздел 3. Человек – природа. 10 часов. Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар, агроном, плодоовощевод, биоинженер, и т.д. Особенности профессий типа «человек - природа» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - природа» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек – природа»» по Атласу профессий. Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции.

Раздел 4. Человек – техника. 10 часов. Профессии, имеющие дело с техническими объектами труда: слесaрь-сборщик, водитель, техник, мехaник, техник-технолог общественного питaния, инженер, изобретaтель и т.д. Особенности профессий типa «человек - техникa» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - техника» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) .Практическая работа «Составление перечня профессий типа «человек – техника»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.

Раздел 5. Человек - знaковая система. 9 часов. Профессии, имеющие дело с языкaми, условными знaкaми и символaми, формулaми и цифрaми: матемaтик, редактор, программист, переводчик и т.д. Особенности профессий типа «человек - знaковая система» (уровни образовaния, требовaния к профессионaлу, условия трудa).

Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – знаковая система» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Мини-проект «Каталог профессий будущего по типу «человек – знаковая система»» (составление с использованием по Атласу профессий.) Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.

Раздел 6. Человек - художественный образ. 10 часов. Предстaвители этих профессий стремятся найти прекрасное в окружающей их действительности. Тaкого человекa мир интересует, как сферa, которую можно преобрaзовать, внести крaсоту и удобство: дизaйнер, aртист балетa, актер театра и кино, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности профессий типа «человек - художественный образ» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – художественный образ» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Дискуссия на тему «Сходства и различия областей профессиональной деятельности киноиндустрия, телевидение, театр». Практическая работа «Сходства и различия, особенности областей профессиональной деятельности: изобразительное искусство, фотография»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.

Раздел 7. Человек – человек. 10 часов. Областью интересов этих профессий являются социальные системы и сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, учитель, психолог, продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек - человек» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

Виды деятельности. Лекция с элементами эвристической беседы на тему «Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту, уровень образования, режим и оплата работы. Определение черт личности, присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – человек» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Лекция с элементами практической работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность профессий: учитель, врач, учёный». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.

Раздел 8. Погружение в профессию. 8 часов. Посещение организаций населённого пункта (фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, сельская библиотека, животноводческая ферма, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, ЦРБ, РЭС, ХПП, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение учебных профессиональных заведений в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных профессий.

Раздел 9. Профессиональные пробы. 4 часа. Участие в конкурсах юных профессионалов.

Раздел 10. Самопрезентация. 1 час. Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель.

Виды деятельности. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»».







Планируемые результаты


Личностные результаты:


- приобретение социальных знаний;

- самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;

- получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия.

- наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.


Метaпредметные результаты:


-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения;

-владение основами самоконтроля и адекватной самооценки;

- умение самопрезентации;

-умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;

-развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий.


Оценка результативности реализации программы предусмaривает следующие покaзaтели: повышение мотивации обучающихся к профориентации, рост личностных достижений обучающихся, а также фиксируемые в портфолио школьников результаты повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества школьников - участников профессиональных проб.



Формы фиксации и оценивания результатов по курсу


Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста.


Список литературы и оборудования


  1. Атлас новых профессий http://atlas100.ru/about/

  2. Деловое общение http://bizlog.ru/eks/

  3. КонсультантПлюс http://consultant.ru/

  4. Поступи онлайн https://postupi.online/

  5. Профориентационный тест https://testometrika.com/business/test-to-determine-career/





















Календарно – тематическое планирование


10 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Введение в курс. Определение профессиональных интересов.

1



Профессиональное образование.

1



Человек – природа. Профессии, связанные с животными.

1



Человек – природа. Профессии, связанные с животными.

1



Погружение в профессию

1



Погружение в профессию

1



Профессии, связанные с растениями.

1



Профессии, связанные с растениями.

1



Изучение микроорганизмов и наблюдение за ними.

1



Изучение микроорганизмов и наблюдение за ними.

1



Генетика и биоинженерия.

1



Генетика и биоинженерия.

1



Атлас профессий «Человек – природа»

1



Атлас профессий «Человек – природа»

1



Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда.

1



Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда.

1



Работа с техникой, управление техникой

1



Работа с техникой, управление техникой

1



Профессии, связанные с промышленностью, производством

1



Профессии, связанные с промышленностью, производством

1



Электротехнические и электронные устройства

1



Электротехнические и электронные устройства

1



Инженерное дело

1



Инженерное дело

1



Профессиональные пробы

1



Человек – знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопроизводитель.

1



Человек – знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопроизводитель.

1



Экономика и финансы

1



Экономика и финансы

1



IT – специальности.

1



IT – специальности.

1



IT – специальности.

1



Профессии будущего

1



Профессии будущего

1





11 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Определение профессиональных интересов.

1



Самопрезентация

1



Экскурсии на производства

1



Экскурсии на производства

1



Человек – человек.

1



Человек – человек.

1



Сфера обслуживания.

1



Сфера обслуживания.

1



Медицина.

1



Медицина.

1



Наука и образование

1



Наука и образование

1



Погружение в профессию.

1



Погружение в профессию.

1



Вечные профессии (учитель, врач, учёный)

1



Вечные профессии (учитель, врач, учёный)

1



Профессиональные пробы.

1



Профессиональные пробы.

1



Человек – художественный образ.

1



Человек и искусство.

1



Киноиндустрия, телевидение, театр

1



Киноиндустрия, телевидение, театр

1



Изобразительное искусство, фотография

1



Изобразительное искусство, фотография

1



Архитектура, скульптура, дизайн

1



Архитектура, скульптура, дизайн

1



Красота и внешность человека

1



Красота и внешность человека

1



Погружение в профессию

1



Погружение в профессию

1



Профессиональная проба

1



Рынок труда

1



Рынок труда

1



Рынок труда

1