Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Пилипчук С.И. ___________________
от «29» августа 2022 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании методического совета школы
Протокол № 1
от «29» августа 2022 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Преображенская СШ»
Калмыкова Н.П. __________________
Приказ № 062
от «29» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Профориентация»
(название предмета/курса)
Направление: социальное
Уровень общего образования:
Основное среднее образование, 10-11 классы
Количество часов - 68
Составитель: Стукалова Виктория Андреевна, учитель первой квалификационной категории
2022 год
с. Преображенка Ачинского района Красноярского края
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и предназначена для работы с обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления. Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования данный курс внеурочной деятельности направлен на становление личностных характеристик выпускника - человека, «осознающего свою сопричастность судьбе Отечества, креативного и критически мыслящего, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Школа является основным звеном в цепи профориентации, поскольку на её долю выпадает функция помощи обучающимся в навигации во взрослой жизни, их социализации и самоопределении. Таким образом, возникла необходимость курса внеурочной деятельности, который позволил бы реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессиональной самоидентификации школьников.
Целью курса внеурочной деятельности «Моя профориентация» является формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:
- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);
- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.
Курс рассчитан на 1 час в неделю на протяжении двух лет в 10-11 классе, что составляет 68 часов.
Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение ситуации рынка профессий по вакансиям, Атласу профессий, решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и т.д.
Программа построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Содержание программы
Раздел 1. Определение профессиональных интересов. 2 часа. Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов.
Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессии будущего. Исчезающие профессии.
Раздел 3. Человек – природа. 10 часов. Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар, агроном, плодоовощевод, биоинженер, и т.д. Особенности профессий типа «человек - природа» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - природа» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек – природа»» по Атласу профессий. Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции.
Раздел 4. Человек – техника. 10 часов. Профессии, имеющие дело с техническими объектами труда: слесaрь-сборщик, водитель, техник, мехaник, техник-технолог общественного питaния, инженер, изобретaтель и т.д. Особенности профессий типa «человек - техникa» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - техника» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) .Практическая работа «Составление перечня профессий типа «человек – техника»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 5. Человек - знaковая система. 9 часов. Профессии, имеющие дело с языкaми, условными знaкaми и символaми, формулaми и цифрaми: матемaтик, редактор, программист, переводчик и т.д. Особенности профессий типа «человек - знaковая система» (уровни образовaния, требовaния к профессионaлу, условия трудa).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – знаковая система» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Мини-проект «Каталог профессий будущего по типу «человек – знаковая система»» (составление с использованием по Атласу профессий.) Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 6. Человек - художественный образ. 10 часов. Предстaвители этих профессий стремятся найти прекрасное в окружающей их действительности. Тaкого человекa мир интересует, как сферa, которую можно преобрaзовать, внести крaсоту и удобство: дизaйнер, aртист балетa, актер театра и кино, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности профессий типа «человек - художественный образ» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – художественный образ» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Дискуссия на тему «Сходства и различия областей профессиональной деятельности киноиндустрия, телевидение, театр». Практическая работа «Сходства и различия, особенности областей профессиональной деятельности: изобразительное искусство, фотография»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 7. Человек – человек. 10 часов. Областью интересов этих профессий являются социальные системы и сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, учитель, психолог, продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек - человек» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Лекция с элементами эвристической беседы на тему «Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту, уровень образования, режим и оплата работы. Определение черт личности, присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – человек» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Лекция с элементами практической работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность профессий: учитель, врач, учёный». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 8. Погружение в профессию. 8 часов. Посещение организаций населённого пункта (фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, сельская библиотека, животноводческая ферма, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, ЦРБ, РЭС, ХПП, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение учебных профессиональных заведений в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных профессий.
Раздел 9. Профессиональные пробы. 4 часа. Участие в конкурсах юных профессионалов.
Раздел 10. Самопрезентация. 1 час. Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель.
Виды деятельности. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- приобретение социальных знаний;
- самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;
- получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия.
- наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.
Метaпредметные результаты:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения;
-владение основами самоконтроля и адекватной самооценки;
- умение самопрезентации;
-умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;
-развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий.
Оценка результативности реализации программы предусмaривает следующие покaзaтели: повышение мотивации обучающихся к профориентации, рост личностных достижений обучающихся, а также фиксируемые в портфолио школьников результаты повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества школьников - участников профессиональных проб.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста.
Список литературы и оборудования
Атлас новых профессий http://atlas100.ru/about/
Деловое общение http://bizlog.ru/eks/
КонсультантПлюс http://consultant.ru/
Поступи онлайн https://postupi.online/
Профориентационный тест https://testometrika.com/business/test-to-determine-career/
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
| Введение в курс. Определение профессиональных интересов. | 1 | | |
| Профессиональное образование. | 1 | | |
| Человек – природа. Профессии, связанные с животными. | 1 | | |
| Человек – природа. Профессии, связанные с животными. | 1 | | |
| Погружение в профессию | 1 | | |
| Погружение в профессию | 1 | | |
| Профессии, связанные с растениями. | 1 | | |
| Профессии, связанные с растениями. | 1 | | |
| Изучение микроорганизмов и наблюдение за ними. | 1 | | |
| Изучение микроорганизмов и наблюдение за ними. | 1 | | |
| Генетика и биоинженерия. | 1 | | |
| Генетика и биоинженерия. | 1 | | |
| Атлас профессий «Человек – природа» | 1 | | |
| Атлас профессий «Человек – природа» | 1 | | |
| Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. | 1 | | |
| Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. | 1 | | |
| Работа с техникой, управление техникой | 1 | | |
| Работа с техникой, управление техникой | 1 | | |
| Профессии, связанные с промышленностью, производством | 1 | | |
| Профессии, связанные с промышленностью, производством | 1 | | |
| Электротехнические и электронные устройства | 1 | | |
| Электротехнические и электронные устройства | 1 | | |
| Инженерное дело | 1 | | |
| Инженерное дело | 1 | | |
| Профессиональные пробы | 1 | | |
| Человек – знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопроизводитель. | 1 | | |
| Человек – знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопроизводитель. | 1 | | |
| Экономика и финансы | 1 | | |
| Экономика и финансы | 1 | | |
| IT – специальности. | 1 | | |
| IT – специальности. | 1 | | |
| IT – специальности. | 1 | | |
| Профессии будущего | 1 | | |
| Профессии будущего | 1 | | |
11 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
| Определение профессиональных интересов. | 1 | | |
| Самопрезентация | 1 | | |
| Экскурсии на производства | 1 | | |
| Экскурсии на производства | 1 | | |
| Человек – человек. | 1 | | |
| Человек – человек. | 1 | | |
| Сфера обслуживания. | 1 | | |
| Сфера обслуживания. | 1 | | |
| Медицина. | 1 | | |
| Медицина. | 1 | | |
| Наука и образование | 1 | | |
| Наука и образование | 1 | | |
| Погружение в профессию. | 1 | | |
| Погружение в профессию. | 1 | | |
| Вечные профессии (учитель, врач, учёный) | 1 | | |
| Вечные профессии (учитель, врач, учёный) | 1 | | |
| Профессиональные пробы. | 1 | | |
| Профессиональные пробы. | 1 | | |
| Человек – художественный образ. | 1 | | |
| Человек и искусство. | 1 | | |
| Киноиндустрия, телевидение, театр | 1 | | |
| Киноиндустрия, телевидение, театр | 1 | | |
| Изобразительное искусство, фотография | 1 | | |
| Изобразительное искусство, фотография | 1 | | |
| Архитектура, скульптура, дизайн | 1 | | |
| Архитектура, скульптура, дизайн | 1 | | |
| Красота и внешность человека | 1 | | |
| Красота и внешность человека | 1 | | |
| Погружение в профессию | 1 | | |
| Погружение в профессию | 1 | | |
| Профессиональная проба | 1 | | |
| Рынок труда | 1 | | |
| Рынок труда | 1 | | |
| Рынок труда | 1 | | |