СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой программу по проведению профориентации в начальной школе (1-4 классы).

Просмотр содержимого документа
«Профориентация в начальной школе»

Профориентация в начальной школе


Чтобы выпускник школы мог принять верное решение по выбору профессии, необходим длительный период его когнитивной и личностной подготовки. Более сознательный выбор своей будущей специализации учащимся приходится делать в старших классах школы. Но систематическая профориентационная работа может быть организована уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволит постепенно ввести детей в мир трудовой деятельности, развить их личностные качества, необходимые в профессиональной и общественной жизни.


Введение учащихся в мир разнообразных профессий предполагает совместную работу классного руководителя, педагога-психолога, родителей, приглашённых специалистов, специалистов работающих в школе.

Все они работают над следующими задачами:

− повысить познавательную мотивацию учащихся, пробудить у них желание быть активным членом общества;

− познакомить учащихся с разнообразным миром профессий;

− помочь в овладении навыками учебной и трудовой деятельности;

− сформировать представления учащихся о себе и своей семье как созидателях и создателях общественной жизни;

− сформировать позитивную самооценку себя как субъекта познавательной и трудовой деятельности.


Профориентационная работа классного руководителя может проходить в урочное и внеурочное время.

На уроках учитель формирует такие качества учащихся как представление о разнообразном мире профессий, желание научиться, овладеть учебными и трудовыми навыками, аккуратность, настойчивость, умение довести начатое дело до конца, ответственность. В процессе изучения школьных предметов (в рамках отдельной темы или заданий), чтения художественной литературы педагог включает информацию и комментарии о различных профессиях, их роли и значении в жизни людей.

Во внеурочной деятельности, с помощью специальных профориентационных занятий, экскурсий, экскурсий-путешествий учитель раскрывает для детей смысл понятия «профессия» («что такое профессия», «какими знаниями, умениями обладают люди данной профессии», «какие личностные качества необходимы человеку, чтобы заниматься этой деятельностью»), побуждая их постепенно углублять и корректировать свои представления в этой области.

  • Профориентационное занятие строится в форме мини-сообщения о профессии в сопровождении наглядных материалов (фотографий, рисунков, мультфильмов, фильмов и т.д.). Дети знакомятся с историей профессии, с содержанием её труда, профессионально-важными качествами, ограничениями, интересными историями из жизни профессионалов, рисуют профессиональную деятельность или атрибутику, связанную с ней. Для повышения интереса учащихся такие занятия часто проводятся с привлечением родителей и приглашённых специалистов, которые рассказывают свою профессиональную историю. В конце года совместно с другими классами можно провести игру по станциям (каждая станция – отдельная профессия).

Для повышения мотивации учащихся на занятиях можно использовать мультипликационный образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум»: https://navigatum.ru/

  • Профессиональные экскурсии и путешествия для учащихся начальной школы начинаются со знакомства с профессиями, связанными со школой, постепенно вовлекая в этот круг всё больше различных видов деятельности, с которыми ребята сталкиваются в повседневной жизни. Их задачей является показать на практике работу специалистов-профессионалов. Например:

1 класс – экскурсия «Профессии в школе» (учитель, библиотекарь, врач, медсестра, педагог-психолог, секретарь, работники столовой, охранник, технические работники).

2 класс – экскурсии «Профессии вокруг нас»: поход в библиотеку, на почту, в поликлинику.

3 класс – экскурсии «Все профессии нужны»: поездка на кондитерскую фабрику, поездка в пожарную часть, поездка в планетарий, на детскую железную дорогу.

4 класс – экскурсии-путешествия на студию «Ленфильм», в музей воды, в метро, на фарфоровый завод.

Чтобы экскурсии были более осознанными, учащимся даётся домашнее задание нарисовать, что им запомнилось (1-2 класс), ответить на вопросы об отдельных профессиях (3-4 класс).

  • Под руководством классного педагога каждый учащийся ведёт «Портфолио учащегося» где отражены интересы, увлечения ребёнка, описание его ближайшего окружения (семьи, друзей), достижения, поездки. В нём есть страничка, посвящённая профессиям родителей (сочинения, фотографии). Сюда можно также вкладывать интервью, вырезки из газет, журналов о тех профессиях, которые привлекают.

  • Проектная деятельность – ещё одна возможность заинтересовать детей различными областями мастерства. Она предполагает как индивидуальное, так и групповое участие детей в исследовательской деятельности, связанной с миром профессий. В данном контексте ученики проводят исследование определённой профессии или области знаний и представляют его в виде описания или презентации.

  • В 3-4 классах ведётся стенд под названием «Профессиональные праздники». Его оформлением занимаются по очереди все ученики класса. На нём помещается краткая информации о дате празднования, содержании труда, профессиональных сложностях и достижениях людей различных профессий.


Участие родителей в профориентационной работе младших школьников.

Дети с детства начинают узнавать о различных профессиях через сказки, книжки, рассказы родителей и знакомых, через телевидение и радио. В зависимости от темперамента, характера ребёнка, познавательных способностей у него уже начинает проявляться интерес к определённым видам деятельности. Задача родителей – научиться понимать собственных детей, заинтересовать, направить их активность в определённое русло. На этом пути у родителей возникает множество вопросов, на которые им может помочь ответить учитель, воспитатель, педагог-психолог. Специалисты могут рассказать родителям об особенностях того или иного возраста, подсказать как правильно направить развитие ребёнка, как начать говорить с ним о мире профессий, объединить родителей в сообщество единомышленников, чтобы они могли активно помогать своим детям и друг другу в процессах развития и воспитания.

  • Примерные темы бесед с родителями на родительских собраниях:

1 класс.

− Особенности детей младшего школьного возраста, задачи этого периода развития.

− Важность здорового образа жизни и режима дня для развития ребёнка.

− Как привить навыки трудолюбия. Обязанности детей в школе и дома.

− Адаптация детей к школе.

− В чём заключается профориентационная работа в 7-8 лет.

− Интересы, увлечения, способности наших детей.

− Что нового появилось в развитии детей за год.

2 класс.

− Анкетирование родителей «Как я могу подготовить своего ребёнка к труду и выбору профессии».

− Знакомство с результатами психологической диагностики «Развитие познавательных способностей».

− Рекомендации по развитию интересов и способностей ребёнка.

− Для чего нужно портфолио ребёнку. Как помочь ребёнку в его оформлении.

− Как помочь ребёнку рассказать о профессиях своих родителей (сочинение «Моя мама − …», «Мой папа − …»).

− Что нового появилось в развитии детей за год.

3 класс.

− В чём заключается профориентационная работа в 9-10 лет.

− Как приобщить ребёнка к миру своих увлечений и интересов.

− Как помочь ребёнку в оформлении стенда «Профессиональные праздники».

− Участие ребёнка в исследовательской деятельности. Что такое профориентационный проект.

− Наши достижения за год.

4 класс.

− Как меняются интересы детей с возрастом.

− В чем заключается подготовка к средней школе.

− Участие ребёнка в проектной деятельности.

− Подведение итогов анкетирования детей «Моё любимое дело».

− Знакомство с психологической диагностикой детей «Портрет выпускника начальной школы».

  • Помощь родителей в проведение профориентационных занятий.

Родители принимают активное участие в подготовке занятий, связанных с определённой профессией. Они приходят на классный час и рассказывают о своей специальности, используя фотографии, картинки, презентации, отвечают на вопросы детей.

  • Родители вместе с учителем сопровождают детей на профориентационные экскурсии.

  • Родители помогают детям в оформлении портфолио, уголка «Профессиональные праздники», в исследовательской проектной деятельности.



Предпрофильная подготовка младших школьников педагогом-психологом.

Работа психолога по предпрофильной подготовке в начальной школе строится по нескольким направлениям:

− диагностика познавательных и личностных особенностей учащихся;

− помощь родителям в понимании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

− коррекционно-развивающая работа с учащимися;

– предоставление информации о том, как развить интересы, способности ребят;

− проведение игр и упражнений, связанных с целями и задачами профессиональной программы.


Информацию по проведению психологических занятий, связанных с профориентацией младших школьников смотри в разделе «Занятия».

Проводить психологические занятия можно с 1 класса, подбирая их по возрасту, по готовности детей усвоить представленный материал.

Важно помнить, что психолог проводит свои занятия в комплексной работе с педагогом, родителями. Поэтому его основной задачей является поддержание мотивации к теме изучения профессий и обобщение уже полученных знаний в ходе параллельных занятий других специалистов и родителей.