СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "ДНЕВНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "ДНЕВНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА" 4 класс»

ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

















МБОУ СОШ



ФИО

ученика(цы)

КЛАСС: «4»


Здравствуй, дорогой Друг!

Ты уже перешел в четвертый класс и наше с Тобой увлекательное путешествие в мир профессий продолжается. Я этому очень рад!


Во время нашего путешествия расширялся круг профессий, которые ты знаешь.

Мы рассуждали с Тобой о труде, о его важности в жизни человека.

О том как важно трудиться и быть полезным людям.

И главное во всем этом, выбрать себе труд по душе!


Работай дальше с дневником, свои знания, мысли, увлечения, интересы не забывай записывать.


Дневник снова рад сопровождать Тебя в этот удивительный мир профессий.


Будь внимателен! Дневник нужно не забывать заполнять в течение всего года.

В верхней части каждой страницы дневника есть вот такой значок-календарь в нем Ты отмечаешь дату заполнения каждой страницы.


ЖЕЛАЮ ТЕБЕ УВЛЕКАТЕЛЬТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ!

МОИ САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ШКОЛЕ


ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ЛЮБИМЫХ ПРЕДМЕТАХ



У МЕНЯ ЕСТЬ

УВЛЕЧЕНИЯ


Я ЗАНИМАЮСЬ В

СЕКЦИИ/КРУЖКЕ



Я МЕЧТАЮ НАУЧИТЬ(чСеЯму?)


ДИАГНОСТИКА

«Моя познавательная активность»

дата заполнения


Дорогой Друг! Помнишь эту диагностику Ты проходил(а) во 2 классе. А интересно, изменилась ли Твоя познавательная активность в 4 классе. Любопытно? Прочитай вопросы, в 3-й колонке обведи в кружок свой вариант ответа на них, потом подсчитай полученную сумму баллов.


п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

5

3

1

2

Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

5

3

1

3

Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

5

3

1

4

Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5

3

1

5

Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

СУММА

5

3

1


Если Ты набрал(а): 17—25 баллов активность и желание узнавать что-то новое выражены у Тебя сильно; 12—16 баллов умеренно; меньше 12 баллов слабо.


Дорогой Друг! Подумай и вставь пропущенную профессию в русские пословицы.

  • Без клещей ( ) что без рук.


  • Без топора не ( ), без иглы не ( ).


  • Нынче в поле … ( ), завтра в армии ( ).


  • И … ( ), и ( ), и на дуде игрец.


  • Хороший … ( ) все выкроит. По мастерству и закрой.


  • Длинная нитка – ленивая ( ).


  • Какова ( ), такова на ней и рубаха.


  • Сперва сам поучись, потом в ( ) становись.


  • У ( ) лечись, а у умного учись.


  • Каков ( ), такова и обитель!


  • Плохому ( ) и сапоги мешают.


  • Без ( ) овцы не стадо.


  • У хорошей ( ) корова маслом доится.


  • Хорош ( ), хорош и крыжовник.


А теперь предлагаю Тебе познакомиться с пословицами о Труде.

Подчеркни те пословицы, которые Тебе понравились больше остальных.

дата заполнения

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай! Кто не работает, тот не ест.

Была б лишь охота - наладится каждая работа. Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело мастера боится.

Встать раньше - шагнуть дальше.

Не ленись за плужком - будешь с пирожком. За все браться - ничего не сделать.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво. Без труда и отдых не сладок.

Всякий человек у дела познаётся.

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

На работу с радостью, а с работы с гордостью. Делу - время, потехе - час.

От труда здоровеют, а от лени болеют. Утренний час дарит золотом нас.

Хлеб даром не даётся.

Хозяин тот, кто трудится.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. Терпение и труд всё перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

Как Ты думаешь какой общий смысл заложен во всех этих пословицах? Какое отношение к Труду отражает народная мудрость? Напиши ниже.
















Попробуй сам сочинить 2-3 пословицы о Труде. Интересно, что у Тебя получится? Запиши свои пословицы ниже.

Дорогой Друг!

Предлагаю Тебе помериться знаниями в области профессий. Заполни таблицу!


Профессия

Чем занимаются люди этой профессии?

Какие орудия труда

используют в своей работе?

Что надо сделать, чтобы стать настоящим

профессионалом?













ПродолжениеСправишься?


Профессия

Чем занимаются люди этой профессии?

Какие орудия труда

используют в своей работе?

Что надо сделать, чтобы стать профессионалом в этой профессии?













ПродолжениеСправишься?


Профессия

Чем занимаются люди этой профессии?

Какие орудия труда

используют в своей работе?

Что надо сделать, чтобы стать профессионалом в этой профессии?













Ты справился(лась) с заполнением всей таблицы? Уверен, что «да». ТЫ большой(ая) МОЛОДЕЦ!

дата заполнения



Дорогой друг, эта диагностика поможет выявить Твои склонности в той или иной сфере.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли Тебе ...» Ответы на вопросы помещай в клетках. Они расположены на следующей странице дневника. Ответ на первый вопрос помещай в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов.

Если то, о чём говорится, Тебе не нравится, ставьте знак «-», если нравится ставь «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

  3. петь, музицировать;

  4. заниматься физкультурой;

  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

  8. играть с техническим конструктором;

  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

  10. самостоятельно рисовать;

  11. играть в спортивные, подвижные игры;

  12. руководить играми детей;

  13. ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

  14. ходить в магазин за продуктами;

  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных)

  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

  1. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

  2. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

  3. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

  4. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

  5. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

  6. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

  7. объяснять что-то другим детям или взрослым людям

(убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

  1. ухаживать за домашними растениями;

  2. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

  3. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

  4. знакомиться с общественными явлениями и международными

событиями;

  1. участвовать в постановке спектаклей;

  2. заниматься спортом в секциях и кружках;

  3. помогать другим людям;

  4. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

  1. 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

    соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

-9-

  1. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

дата заполнения



Обработка результатов.

Каждая клеточка в таблице соответствует вопросу в анкете с соответствующим номером. Ты заносишь в таблицу тот знак, который Ты поставил отвечая на этот вопрос («-», «+», «++»).

После этого, сосчитай количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. Если Ты чего-то не понял, попроси помощи у учителя и родителей.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Теперь, когда знаки расставлены и подсчитаны, определи сферу своих интересов:

  1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

  2. гуманитарная сфера (2-й столбик в листе ответов);

  3. художественная деятельность (3-й столбик в листе ответов);

  4. физкультура и спорт (4-й столбик в листе ответов);

  5. коммуникативные интересы (5-й столбик в листе ответов);

  6. природа и естествознание (6-й столбик в листе ответов);

  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик в листе ответов).

Полученный результат впиши ниже.





















Чем занимаются люди этой профессии? Напиши!
















Дорогой Друг! Нарисуй профессию,

которая Тебе нравится.





















-12-

Дорогой Друг! Напиши в каких мероприятиях в течение года Ты участвовал(а), чтобы познакомиться с разными профессиями?

Это были экскурсии, мероприятия в школе, интересные поездки, встречи, беседы с родителями, друзьями, передачи по телевидению? Или что-то еще?



Мероприятие, событие

Дата

Мои впечатления, что нового я узнал(а), увидел(а)










Мероприятие, событие

Дата

Мои впечатления, что нового я узнал(а), увидел(а)














Мероприятие, событие

Дата

Мои впечатления, что нового я узнал(а), увидел(а)














Какое мероприятие стало для Тебя самым интересным?




Нарисуй свои впечатления о нем!

Дорогой Друг! Прочитай 2 утверждения. Поставь галочку напротив того утверждения, с которым

За учебный год мои интересы не изменились, мне нравятся те же предметы, у меня те же интересы и увлечения


За учебный год мои интересы изменились, мне стали нравиться другие предметы, у меня появились новые интересы и увлечения



согласен(на).





Если Ты отметил(ла) галочкой 2-е утверждение, напиши какие предметы Тебе нравятся к

окончанию 4-го класса больше остальных, какие новые интересы и увлечения у Тебя

появились в этом году.










-18-

АЛФАВИТ ПРОФЕССИЙ. Дорогой Друг! В каждой клеточке впиши профессию, которая начинается с этой буквы, и Ты увидишь, какой(ая) Ты молодец, как много профессий Ты уже знаешь!







Дорогой Друг! К окончанию 4 класса, когда Ты стал(а) уже совсем взрослым(ой) , попрошу Тебя составить небольшой словарик. Напиши в нем «своими словами» определения следующим понятиям:







Дорогой Друг!

Дневник был рад вместе с Тобой провести все четыре года начальной школы.

За это время мы с Тобой подружились, ведь наше знакомство с миром профессий было очень увлекательным.

Спасибо, что добросовестно делал(а) записи в дневнике.

Ты большой(ая) МОЛОДЕЦ!


Надеюсь, Тебе понравилось работать с Дневником. Эта работа будет продолжена и в основной школе.



Встретимся во пятом классе!