СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная игра "Цивилизация"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие "Цивилизация" представлено в игровой, соревновательной форме. Направлено на актуализацию знаний о профессиях.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная игра "Цивилизация"»

Модель внеклассного занятия

Профориентационная игра

«Цивилизация»

Подготовила воспитатель ФГБОУ МЦО «Интердом» им.Е.Д.Стасовой

Шалашова Ольга Николаевна

Цель: Актуализация имеющихся у детей знаний о профессиях, привлечение внимания к проблеме профессионального самоопределения.

Задачи:

- Моделирование ситуации осознанного выбора на пути самоопределения.

- Повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда

- Знакомство с новыми профессиями на рынке труда

- Развитие умения работать в группе

- Воспитание ценностного отношения к окружающему миру

Особенности и возможности игры:

Игра предназначена для подростков 13 -14 лет. Проводится с классом или объединенной воспитательской группой. Дает возможность прожить ситуации индивидуального и группового решения различных задач. Моделирует разнообразные жизненные ситуации, подводящие к сознательному выбору. Призвана помочь предоставить возможность для ценностного самоопределения.

Материалы и оборудование:

- костюмы участников

- бейджи с названиями профессий

- планшеты с заготовленными силуэтами

- карточки с заданиями

- компьютерная презентация с заданиями



Ход игры:

Ведущий (1) :

Добрый день. Все здесь присутствующие когда - то находились или сейчас находятся перед выбором : как построить свой дальнейший жизненный путь, а самое главное – какую профессию выбрать, ведь работа определяет весь образ жизни человека.

Ведущий (2):

Как сказал великий философ Вольтер, работа отгоняет от нас три великих зла. Как вы думаете, каких? (варианты ответов)

Слайд с цитатой Вольтера: «Работа отгоняет от нас три великих зла : скуку, порок и нужду»

Ведущий (1):

Скуки, надеюсь, не будет. Предлагаю всем стать участниками реалити – шоу на нашем телевидении.

Ведущий (2):

Да, вот нам как раз один известный шоумен приглашение прислал.

Ведущий 1.

Что требуется от нас? Нам нужны две команды игроков

Выходят команды

В.1: Представим, что вы – две семьи. Каждый обладает какой -либо профессией. А так как наряду с осознанным выбором в жизни есть место и случайностям, профессии достанутся игрокам по жребию (все получают бейджи с названиями профессий)

В.2: Добро пожаловать в студию.

Игроки отправляются за игровые столы. Появляется ведущий реалити –шоу.

Ведущий шоу:

- Рады вас приветствовать на реалити – шоу «Цивилизация». Аплодисменты всем участникам!

Внезапно гаснет свет. Слышен резкий звук, голос из темноты:

- Кажется, заблудившихся во времени и пространстве прибавилось!

Вновь становится светло.

Ведущий шоу:

- Мы приносим свои извинения. Произошел небольшой компьютерный сбой.

В.1 (подбегая к окну)

- Мы оказались в непонятном времени и пространстве

В.2:(обращаясь к ведущему шоу)

- И что нам теперь делать?

Ведущий шоу:

-Да так, ничего особенного. Игрокам придется пройти несколько уровней виртуального мира игры. И лишь тогда великий Магистр укажет выход.

В.1:

- А вот интересно, кому – нибудь он уже указывал?

Ведущий шоу:

- Если быть откровенным, никто еще не возвращался.

В.2:

- Вы нас сюда заманили!

Ведущий шоу:

- Я просто надеюсь, что такие сильные команды без труда пройдут все уровни виртуального мира. И тогда Великий Магистр отпустит всех, даже тех игроков, которые еще блуждают в лабиринтах.

В.1:

Да, я вижу выбора у нас нет. Что ж, вперед, в виртуальный мир.

В.2:

Мы на первом уровне.

В.1:

- Цивилизация очень похожа на нашу. В этом параллельном мире есть разные предприятия, банки, магазины и прочие необходимые для человека учреждения.

В.2:

- В какой бы галактике, параллели и времени вы ни находились, во время путешествия необходима местная валюта. Каким образом можно ее получить?

Если выбирают криминальный способ, ведущий зачитывает статьи местного уголовного кодекса.

В.1:

- Обе команды приняли решение, что деньги нужно заработать. На местной бирже труда вам предлагают вакансию художника по костюмам. Пожалуйста, выберете по одному человеку из своей команды. Цель – создать эскиз будущей коллекции. Остальным участникам хозяин местной межгалактической гостиницы предлагает заработать интеллектуальным трудом. К нему случайным образом попали обрывки народных пословиц и поговорок неизвестной для него эпохи. Помогите соединить народную мудрость.

Предлагается соединить части русских пословиц и поговорок о гостеприимстве и застолье. (слайд с попеременно появляющимися на экране частями пословиц и поговорок - ответы на экране после ответов игроков)

  1. Хлеб да вода…крестьянская еда

  2. Худ обед…коли хлеба нет

  3. Хлебушко – калачу…дедушка

  4. Хочешь есть калачи…так не сиди на печи

  5. Кашу маслом…не испортишь

  6. Красна изба углами…а обед пирогами

  7. В чужом доме не будь приметливым…а будь приветливым

  8. Кто жаден до еды…тот дойдет до беды

  9. Хорошая жена из ржаной муки пышки печет, а плохая…пшеничную портит

  10. Желанный гость зова…не ждет

Дизайнеры показывают эскизы, комментируют.

Работодатели (назначаются заранее) оценивают работу, игроки получают деньги.

В.1:

- Итак, наши игроки получили первые честно заработанные деньги. Как

добросовестные граждане, заплатили налоги. Но в этой параллельной вселенной мы не найдем выход. Нам следует попасть в другой мир…

Подбегает продавец.

- Я слышал слово «деньги»? у меня есть для вас великолепное предложение – арендовать первоклассные космические корабли за умеренную плату.

В.1:

- Ваши корабли хорошо оснащены, но некоторых вещей там все – таки нет.

Продавец:

- Их вы получите в качестве подарка, можете взять любые пять вещей, но на определенных условиях : у вас есть 30 секунд, с выбором вещи должны согласиться все участники команды…

Выбор командами различных бытовых предметов, необходимых в путешествии. Обоснование выбора.

В.2:

- Обе команды выходят на второй уровень. Нам поступило сообщение с заданием. Игроки должны ответить на вопросы из разных сфер знаний. Правильные ответы приносят баллы, за неправильные штрафные очки. Начинает отвечать команда, у которой больше стартовый капитал.

(слайды с попеременно появляющимся вопросами – ответами)

Вопрос:

Для этих целей китайцы использовали прочнейший шелк, средневековые россияне – пластинки слюды, а римляне – тончайшие пласты агата. А что для этих целей используем мы?

Ответ:

Стекло в оконных проемах

Вопрос:

В 1888 г. в США широко рекламировалось это. Слоган рекламной кампании звучал следующим образом: «Нажмите кнопку – мы сделаем остальное». Что рекламировали?

Ответ :

Фотоаппарат Кодак №1

Вопрос:

Арабское словосочетание «амир аль бар» (властелин морей) дало начало новому широко известному слову. Какому?

Ответ:

Адмирал.

Вопрос:

Всем известно, что первый передатчик смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов. Это случилось в 1895 г. Подумайте и скажите, какой первый сигнал мог быть передан с помощью данного передатчика?

Ответ:

Попов.

Вопрос:

Это произошло во время первой мировой войны. Обычный рядовой солдат придумал это однажды. В 1918 г. предприимчивый швейцарец сделал то же самое с целью наживы, обеспечив своей стране первенство в производстве этого. Что это?

Ответ:

Наручные часы

Вопрос :

На витрине магазина некоего Джексона из Алабамы нарисованные элегантные модные предметы одежды, которые не всякому по размеру. Однако они там не продаются. А что же продается там7

Ответ:

Диетические продукты.

Подведение итогов

В.2:

- Уважаемые игроки, вам пришло сообщение. Межгалактический банк предлагает вам сделать вклад под хорошие проценты. Фондовая биржа предлагает купить ценные бумаги. Фирма «Счастливый случай» предлагает лотерейные билеты. У вас есть 30 секунд на размышление.

В.2:

- Внимание, мы еще на втором уровне. К нам поступило два сигнала о помощи с соседних планет. Ранено два человека. В ваших командах есть врачи. Но учтите, что один из раненых – космический пират, а второй страдает болезнью неизвестного происхождения. Вы можете, конечно, сделать вид, что не слышали сигналов, но можете рискнуть, как того требует врачебный долг…

Врачи оказывают первую помощь, используя необходимые материалы и средства защиты. Оценка действий.

Подведение итогов.

В.1:

Мы находимся на третьем уровне

В.2:

Смотрите, нам пришла какая-то шифровка.

В.1:

Это не шифровка, это слова – перевертыши, анаграммы. Если мы хотим попасть на следующий уровень, наши игроки должны отгадать все слова. Известно лишь, что они обозначают профессии.

Отгадывание анаграмм

(слайды с заданием и ответами)

Примеры: Хитекартор, навтмокос, реброк,зайдинер…

В.1:

-Мы благополучно переходим на следующий уровень. Здесь можно или приблизиться к финишу, или откатиться назад, в зависимости от результата. Набранные баллы позволят команде перейти на следующий уровень.

Выбор ответа из трех вариантов

Вопрос:

Монахам –доминиканцам запрещали азартные игры, так как они противоречили их уставам. Поэтому они придумали игру, которая была очень популярна в мире

-карты

- домино

-рулетка

Вопрос:

В 1156 году до н.э. строительство гробницы фараона Рамзеса III было приостановлено. Это был первый случай, описанный в истории. Что стало причиной остановки работ?

- свадьба фараона

-эпидемия

- бунт работников

Вопрос:

Владелец одного из копенгагенских кафе утверждал, что его заведение держит мировое первенство по длине…

- меню

-счета

- очередей

Вопрос:

В 1595 г. по указу царя в этом городе основывается кузнечная слобода. 30 кузнецов – оружейников переселяются туда из разных мест. В каком городе находилась эта слобода?

- Углич

- Тула

-Рязань



Подведение итогов.

В.1:

Итак, мы на пятом уровне. Когда – то здесь была развитая цивилизация, а сейчас все пришло в упадок. Попробуем узнать причину. Обратимся к правителю страны.

Правитель:

- Несколько десятилетий назад на моей планете открыли гигантские месторождения драгоценных камней и металлов. Каждый мог находить их буквально под ногами и выменивать на какие – то товары, привозимые с других планет. И люди совершенно разучились работать! Месторождения опустели, а народ, живший в праздности, ничего не умеет. Я хотел послать молодых людей на соседние планеты на обучение. Но не представляю, какие профессии самые нужные и важные и насколько они помогают развитию общества.

В.2:

- Ребята, давайте поможем правителю, расскажем о профессиях, которые представлены в ваших командах.

Пишут характеристики профессий, рассказывают о новых профессиях и тех, что могут исчезнуть с развитием новых технологий

В.1:

- А еще мы дадим совет правителю, да и не только ему. Безрадостна жизнь человека, думающего только о наживе.

Как вы думаете, ребята, что позволяет человеку ощутить себя важным и нужным?

Примерные варианты ответов:

-Нужно быть полезным обществу и научиться видеть красоту окружающего мира, уметь защитить его…

Звучит песня «Звездная страна» (фонограмма или в исполнении детей)

Подготовившиеся участники зачитывают характеристики профессий.

Голос Магистра:

- Вы прошли испытание. Игра окончена!



На заключительном этапе – рефлексии – предлагается украсить флажками, символизирующими настроение после игры, карту звездного неба ( в фантастическом варианте, с названиями созвездий – профессий, например).