Модель внеклассного занятия
Профориентационная игра
«Цивилизация»
Подготовила воспитатель ФГБОУ МЦО «Интердом» им.Е.Д.Стасовой
Шалашова Ольга Николаевна
Цель: Актуализация имеющихся у детей знаний о профессиях, привлечение внимания к проблеме профессионального самоопределения.
Задачи:
- Моделирование ситуации осознанного выбора на пути самоопределения.
- Повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда
- Знакомство с новыми профессиями на рынке труда
- Развитие умения работать в группе
- Воспитание ценностного отношения к окружающему миру
Особенности и возможности игры:
Игра предназначена для подростков 13 -14 лет. Проводится с классом или объединенной воспитательской группой. Дает возможность прожить ситуации индивидуального и группового решения различных задач. Моделирует разнообразные жизненные ситуации, подводящие к сознательному выбору. Призвана помочь предоставить возможность для ценностного самоопределения.
Материалы и оборудование:
- костюмы участников
- бейджи с названиями профессий
- планшеты с заготовленными силуэтами
- карточки с заданиями
- компьютерная презентация с заданиями
Ход игры:
Ведущий (1) :
Добрый день. Все здесь присутствующие когда - то находились или сейчас находятся перед выбором : как построить свой дальнейший жизненный путь, а самое главное – какую профессию выбрать, ведь работа определяет весь образ жизни человека.
Ведущий (2):
Как сказал великий философ Вольтер, работа отгоняет от нас три великих зла. Как вы думаете, каких? (варианты ответов)
Слайд с цитатой Вольтера: «Работа отгоняет от нас три великих зла : скуку, порок и нужду»
Ведущий (1):
Скуки, надеюсь, не будет. Предлагаю всем стать участниками реалити – шоу на нашем телевидении.
Ведущий (2):
Да, вот нам как раз один известный шоумен приглашение прислал.
Ведущий 1.
Что требуется от нас? Нам нужны две команды игроков
Выходят команды
В.1: Представим, что вы – две семьи. Каждый обладает какой -либо профессией. А так как наряду с осознанным выбором в жизни есть место и случайностям, профессии достанутся игрокам по жребию (все получают бейджи с названиями профессий)
В.2: Добро пожаловать в студию.
Игроки отправляются за игровые столы. Появляется ведущий реалити –шоу.
Ведущий шоу:
- Рады вас приветствовать на реалити – шоу «Цивилизация». Аплодисменты всем участникам!
Внезапно гаснет свет. Слышен резкий звук, голос из темноты:
- Кажется, заблудившихся во времени и пространстве прибавилось!
Вновь становится светло.
Ведущий шоу:
- Мы приносим свои извинения. Произошел небольшой компьютерный сбой.
В.1 (подбегая к окну)
- Мы оказались в непонятном времени и пространстве
В.2:(обращаясь к ведущему шоу)
- И что нам теперь делать?
Ведущий шоу:
-Да так, ничего особенного. Игрокам придется пройти несколько уровней виртуального мира игры. И лишь тогда великий Магистр укажет выход.
В.1:
- А вот интересно, кому – нибудь он уже указывал?
Ведущий шоу:
- Если быть откровенным, никто еще не возвращался.
В.2:
- Вы нас сюда заманили!
Ведущий шоу:
- Я просто надеюсь, что такие сильные команды без труда пройдут все уровни виртуального мира. И тогда Великий Магистр отпустит всех, даже тех игроков, которые еще блуждают в лабиринтах.
В.1:
Да, я вижу выбора у нас нет. Что ж, вперед, в виртуальный мир.
В.2:
Мы на первом уровне.
В.1:
- Цивилизация очень похожа на нашу. В этом параллельном мире есть разные предприятия, банки, магазины и прочие необходимые для человека учреждения.
В.2:
- В какой бы галактике, параллели и времени вы ни находились, во время путешествия необходима местная валюта. Каким образом можно ее получить?
Если выбирают криминальный способ, ведущий зачитывает статьи местного уголовного кодекса.
В.1:
- Обе команды приняли решение, что деньги нужно заработать. На местной бирже труда вам предлагают вакансию художника по костюмам. Пожалуйста, выберете по одному человеку из своей команды. Цель – создать эскиз будущей коллекции. Остальным участникам хозяин местной межгалактической гостиницы предлагает заработать интеллектуальным трудом. К нему случайным образом попали обрывки народных пословиц и поговорок неизвестной для него эпохи. Помогите соединить народную мудрость.
Предлагается соединить части русских пословиц и поговорок о гостеприимстве и застолье. (слайд с попеременно появляющимися на экране частями пословиц и поговорок - ответы на экране после ответов игроков)
Хлеб да вода…крестьянская еда
Худ обед…коли хлеба нет
Хлебушко – калачу…дедушка
Хочешь есть калачи…так не сиди на печи
Кашу маслом…не испортишь
Красна изба углами…а обед пирогами
В чужом доме не будь приметливым…а будь приветливым
Кто жаден до еды…тот дойдет до беды
Хорошая жена из ржаной муки пышки печет, а плохая…пшеничную портит
Желанный гость зова…не ждет
Дизайнеры показывают эскизы, комментируют.
Работодатели (назначаются заранее) оценивают работу, игроки получают деньги.
В.1:
- Итак, наши игроки получили первые честно заработанные деньги. Как
добросовестные граждане, заплатили налоги. Но в этой параллельной вселенной мы не найдем выход. Нам следует попасть в другой мир…
Подбегает продавец.
- Я слышал слово «деньги»? у меня есть для вас великолепное предложение – арендовать первоклассные космические корабли за умеренную плату.
В.1:
- Ваши корабли хорошо оснащены, но некоторых вещей там все – таки нет.
Продавец:
- Их вы получите в качестве подарка, можете взять любые пять вещей, но на определенных условиях : у вас есть 30 секунд, с выбором вещи должны согласиться все участники команды…
Выбор командами различных бытовых предметов, необходимых в путешествии. Обоснование выбора.
В.2:
- Обе команды выходят на второй уровень. Нам поступило сообщение с заданием. Игроки должны ответить на вопросы из разных сфер знаний. Правильные ответы приносят баллы, за неправильные штрафные очки. Начинает отвечать команда, у которой больше стартовый капитал.
(слайды с попеременно появляющимся вопросами – ответами)
Вопрос:
Для этих целей китайцы использовали прочнейший шелк, средневековые россияне – пластинки слюды, а римляне – тончайшие пласты агата. А что для этих целей используем мы?
Ответ:
Стекло в оконных проемах
Вопрос:
В 1888 г. в США широко рекламировалось это. Слоган рекламной кампании звучал следующим образом: «Нажмите кнопку – мы сделаем остальное». Что рекламировали?
Ответ :
Фотоаппарат Кодак №1
Вопрос:
Арабское словосочетание «амир аль бар» (властелин морей) дало начало новому широко известному слову. Какому?
Ответ:
Адмирал.
Вопрос:
Всем известно, что первый передатчик смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов. Это случилось в 1895 г. Подумайте и скажите, какой первый сигнал мог быть передан с помощью данного передатчика?
Ответ:
Попов.
Вопрос:
Это произошло во время первой мировой войны. Обычный рядовой солдат придумал это однажды. В 1918 г. предприимчивый швейцарец сделал то же самое с целью наживы, обеспечив своей стране первенство в производстве этого. Что это?
Ответ:
Наручные часы
Вопрос :
На витрине магазина некоего Джексона из Алабамы нарисованные элегантные модные предметы одежды, которые не всякому по размеру. Однако они там не продаются. А что же продается там7
Ответ:
Диетические продукты.
Подведение итогов
В.2:
- Уважаемые игроки, вам пришло сообщение. Межгалактический банк предлагает вам сделать вклад под хорошие проценты. Фондовая биржа предлагает купить ценные бумаги. Фирма «Счастливый случай» предлагает лотерейные билеты. У вас есть 30 секунд на размышление.
В.2:
- Внимание, мы еще на втором уровне. К нам поступило два сигнала о помощи с соседних планет. Ранено два человека. В ваших командах есть врачи. Но учтите, что один из раненых – космический пират, а второй страдает болезнью неизвестного происхождения. Вы можете, конечно, сделать вид, что не слышали сигналов, но можете рискнуть, как того требует врачебный долг…
Врачи оказывают первую помощь, используя необходимые материалы и средства защиты. Оценка действий.
Подведение итогов.
В.1:
Мы находимся на третьем уровне
В.2:
Смотрите, нам пришла какая-то шифровка.
В.1:
Это не шифровка, это слова – перевертыши, анаграммы. Если мы хотим попасть на следующий уровень, наши игроки должны отгадать все слова. Известно лишь, что они обозначают профессии.
Отгадывание анаграмм
(слайды с заданием и ответами)
Примеры: Хитекартор, навтмокос, реброк,зайдинер…
В.1:
-Мы благополучно переходим на следующий уровень. Здесь можно или приблизиться к финишу, или откатиться назад, в зависимости от результата. Набранные баллы позволят команде перейти на следующий уровень.
Выбор ответа из трех вариантов
Вопрос:
Монахам –доминиканцам запрещали азартные игры, так как они противоречили их уставам. Поэтому они придумали игру, которая была очень популярна в мире
-карты
- домино
-рулетка
Вопрос:
В 1156 году до н.э. строительство гробницы фараона Рамзеса III было приостановлено. Это был первый случай, описанный в истории. Что стало причиной остановки работ?
- свадьба фараона
-эпидемия
- бунт работников
Вопрос:
Владелец одного из копенгагенских кафе утверждал, что его заведение держит мировое первенство по длине…
- меню
-счета
- очередей
Вопрос:
В 1595 г. по указу царя в этом городе основывается кузнечная слобода. 30 кузнецов – оружейников переселяются туда из разных мест. В каком городе находилась эта слобода?
- Углич
- Тула
-Рязань
Подведение итогов.
В.1:
Итак, мы на пятом уровне. Когда – то здесь была развитая цивилизация, а сейчас все пришло в упадок. Попробуем узнать причину. Обратимся к правителю страны.
Правитель:
- Несколько десятилетий назад на моей планете открыли гигантские месторождения драгоценных камней и металлов. Каждый мог находить их буквально под ногами и выменивать на какие – то товары, привозимые с других планет. И люди совершенно разучились работать! Месторождения опустели, а народ, живший в праздности, ничего не умеет. Я хотел послать молодых людей на соседние планеты на обучение. Но не представляю, какие профессии самые нужные и важные и насколько они помогают развитию общества.
В.2:
- Ребята, давайте поможем правителю, расскажем о профессиях, которые представлены в ваших командах.
Пишут характеристики профессий, рассказывают о новых профессиях и тех, что могут исчезнуть с развитием новых технологий
В.1:
- А еще мы дадим совет правителю, да и не только ему. Безрадостна жизнь человека, думающего только о наживе.
Как вы думаете, ребята, что позволяет человеку ощутить себя важным и нужным?
Примерные варианты ответов:
-Нужно быть полезным обществу и научиться видеть красоту окружающего мира, уметь защитить его…
Звучит песня «Звездная страна» (фонограмма или в исполнении детей)
Подготовившиеся участники зачитывают характеристики профессий.
Голос Магистра:
- Вы прошли испытание. Игра окончена!
На заключительном этапе – рефлексии – предлагается украсить флажками, символизирующими настроение после игры, карту звездного неба ( в фантастическом варианте, с названиями созвездий – профессий, например).