СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа»

П/П

СОДЕРЖАНИЕ

СТ

1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ………………………………

2

2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ………………………………………………..

3

3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ……………………..

4

4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ……………….…..

5

5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР УЧАЩИХСЯ….………………………………

6

6

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ...

6

7

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ………...……………..

7

8

ТРУД И ПРОФЕССИЯ…………………………………………………………………………….

7

9

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ………………………………………………………..

9

10

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ…………….

11

11

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ…

13

12

МИР ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ……………………………………………………..

15







































ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ



Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17 показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337 человек.

В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ



Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:

Сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность

успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательное и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи. Эти центры решают следующие задачи:

  1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

  2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).

  3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.

  4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

  5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.

  6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

  7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений

  8. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ



Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому окладу оплата труда по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных направлениях (реформы общеобразовательной и профессиональной школы).

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, связь его с жизнью.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, ис­пользования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п.

Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады, школьные лесничества и т. д.

Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе.

Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы нужно посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с темой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.

  1. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ



Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Подготовительная профконсультация должна подвести учащих­ся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в VIII и X (XI) классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п.

В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-информационный.

психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудовой деятельности.

Медицинский аспект профконсультации определяет физическую пригодность школьника к избираемой профессии в соответствии с состоянием его здоровья, а также физиологическими особенностями организма.

Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений учащихся о различных видах профессиональной деятельности.

Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретными сведениями о возможности получения специального образования, трудоустройства (об учебном заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационного и должностного роста).



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ



Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации — профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

К. X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям является одной из составных частей научной организации труда.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.



СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ



Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в хозяйстве.

Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

  • ознакомление с новой ситуацией;

  • стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки;

  • стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ



Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности советского человека. Важнейшими составными частями коммунистического воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание также неотъемлемая и важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выражен­ных периода:

  • Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

  • Период обучения в профессиональном учебном, заведении, (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей):

  • Начало трудовой деятельности (профессиональная адапта­ция в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

Цель профессионального воспитания в советской системе образования формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственным и профессиональными качествами.



ТРУД И ПРОФЕССИЯ


Труд - общекультурное явление, В жизни взрослого человека любой страны труд является основной деятельностью. В философском энциклопедическом словаре труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для своих потребностей».

Проблема труда волновала многие великие умы человечества. Их высказывания о труде интересны и важны для понимания его сущности. Так, Л. Н. Толстой отмечал, что «ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое че­ловеческое достоинство». Стендаль считал, что «труд - это отец удовольствия». Значение труда в жизни человека исключительно велико, хотя на различных этапах развития человеческого общества менялись представления о труде: труд как необходимость выживания человека в сложном мире природы; труд как обязанность, долг перед обществом; труд как принуждение (рабовладельческий, феодальный строй) к выполнению того, что выгодно отдельным людям (подневольный труд). По мере развития человеческого общества труд стал пониматься как социально-экономическая потребность человека и общества, как условие достижения человеком определенного статуса в обществе. Сегодня бытует представление о труде как личностной потребности и условии развития человека, сохранения им собственного достоинства, как возможности самореализации.

Помешать человеку реализовать себя в труде могут некоторые ошибочные представления о нем. Так, существует идеал «легкого труда», когда человек, не прилагает никаких усилий в своей работе, не переживает, не волнуется за результаты своего труда.

Слова «труд» и «трудно» имеют один корень, т. е, труд всегда был труден, иногда невыносимо тяжел. Не случайно рай в христианской религии рисуется как жизнь без труда. Для человека, вынужденного заниматься тяжелой, изматывающей работой, такой идеал привлекателен. Но странное дело: современный человек, будучи порой освобожденным от борьбы за хлеб насущный (и не только), начинает «просто так» штур­мовать горные вершины, делать мебель своими руками... Специальные эксперименты показывают, что в отсутствии труда нет ни малейшего «блаженства». Наоборот, бездейственное состояние психологически невыносимо для нормального здорового человека, более того, оно вредно для его здоровья.

Не всякая активность человека является трудом. Выделяют следующие признаки труда: сознательное предвидение его социально ценного результата; осознание обязательности достижения цели, востребованной обществом либо подчиненной каким-то общественно важным целям, осознаваемым человеком (например, ученый и изобретатель К. Э, Циолковский (1857—1935) разработал идею освоения космоса человеком, что для того времени было просто фантастикой); обязательное сознательное использование орудий труда (внешние и внутренние средства деятельности).

Трудовая деятельность - это, прежде всего профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность - это труд, выполнение которого требует спе­циальных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности. Формировалась профессиональная деятельность постепенно.

В современном мире ни один человек сам не производит всего того, что ему необходимо для жизни, хотя так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере развития человеческого общества происходило общественное разделение труда. Первое общественное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга: ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Второе общественное разделение труда обусловлено выделением различных ремесел, на основе которых в дальнейшем возникла промышленность. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами. Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену его результатами - торговцы, купцы. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Историческое разделение труда по различным видам дея­тельности можно рассматривать как условие прогресса, так как в результате повышается качество производимого продукта.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов профессионального труда. Каждый из них предъявляет к человеку определенные требования.

Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках од­ной профессии. Поясним сказанное примерами. В профессии токаря есть следующие специальности: токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. В профессии машиниста специальностями будут: машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. В профессии учителя выделяют следующие специальности: учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.

Существуют десятки тысяч профессий и специальностей, сориентироваться в которых очень трудно. Помогут в этом классификации профессий, речь о которых пойдет в следующем параграфе.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации, производственной структуре (завод, колхоз и т. д.). Она увязывается с определенными обязанностями, соответствующими уровню профессиональной подготовки и квалификации работающего.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Выделяют формальную и реальную квалификации. Формальная квалификация значится в документе, полученном при аттестации работника. Реальная квалификация - это уровень мастерства, которого ра­ботник достиг. Сегодня, в условиях рынка труда, именно реальная квалификация работника имеет высокую ценность.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ


Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по важным признакам.

Мы уже встречались с различными классификациями при изучении ботаники, зоологии, языков и т. п. и могли оценить их достоинства. Так, классификация животного мира помогает разобраться в мире фауны. Встретившись с каким-то незнакомым видом живот­ного, можно по внешним признакам составить его характеристику, отнести к определенному виду и роду, и наоборот, не видя животного, но зная, что оно относится к определенному виду, можно охарактеризовать его по основным признакам. Знание классификаций профессий поможет вам разобраться в современном мире профессионального труда.

Существуют разные виды классификаций профессий. Например, распределение профессий по первой букве их названий. Пользоваться такой классификацией с целью профессионального самоопределения неудобно, так как название профессии чаще всего неизвестно выбирающему. Однако в справочниках профессии чаще всего представлены в алфавитном порядке.

По характеру труда все профессии можно разделить на две группы: преимущественно физического и преимущественно умственного. В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники, поэтому стало трудно классифицировать некоторые профессии по этим признакам. Тем не менее, такая классификация и сегодня актуальна.

Еще по одной классификации профессии распределяются в соответствии с отраслями экономики. Термин «отрасли экономики» имеет широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Классификация профессий по отраслям экономики условна, так как отрасли часто взаимопроникают, например, здравоохранение и наука. Кроме того, есть профессии отраслевые и межотраслевые, т. е. распространенные в ряде отраслей экономики. Примером может служить профессия слесаря.


ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ



Промышленность и строительство



Транспорт и связь





Сельское хозяйство (животноводство, растениеводство и др.)



Торговля сюда же относится общественное питание, материально-техническое снабжение





Наука, просвещение, культура, здравоохранение



Аппарат органов управления



Другие отрасли непроизводственной сферы, в том числе бытовое обслуживание







Профессии можно также разделить на две группы по отношению к материальному производству: профессии производственной сферы (сюда относят промышленность (количество отраслей которой измеряется двузначным числом), сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь) и профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и др.).

Деление отраслей экономики на производственные и непроизводственные является привычным, но не вполне точным. Фактически все трудящиеся заняты разными видами производства. Любой труд, если он нужен людям, - деятельность созидательная независимо от того, какие ценности получаются в результате - материальные или духовные. В этом смысле все профессии одинаково важны.

Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Выделяют высококвалифицированные профессии (наладчики, операторы и др., т. е. рабочие, выполняющие работу, связанную со сложными технологическими процессами), квалифицированные (массовые рабочие: токарь, фрезеровщик, слесарь и др.), малоквалифицированные (машинистка и др.), неквалифицированные (подсобные рабочие).

Ни одна из рассмотренных ранее классификаций не может служить важным ориентиром в выборе профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника - его способностям, интересам, возможностям? Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная по признакам, связывающим особенности человека с требованиями профессии. Такая классификация была разработана Е. А. Климовым.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку, которые обусловлены предметом, целью, орудиями труда и условиями деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль экономики, промышленности и др., а на предмет его труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель посредством орудий (средств) труда. И конечно, человеку важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения и последующей работы со справочной литературой.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ И СПОСОБНОСТИ


Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность - это гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии определяется такими показателями, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Хочется обратить ваше внимание на то, что в определении понятия «способность» есть три существенных признака: способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека (1-й признак), которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности (2-й признак), но не сводятся к имеющимся знаниям, привычкам, навыкам (3-й признак). Именно наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. О той или иной черте человека как о способности можно говорить только тогда, когда налицо все эти признаки. При отсутствии хотя бы одного из них нельзя считать рассматриваемую черту способностью.

Поясним сказанное на примере. Человек быстро усваивает новые движения и позы. Можно ли считать это способностью? Да, потому что, во-первых, это его психологическая особенность (двигательная память), во-вторых, эта особенность способствует его успеху в занятии, например, спортом, в-третьих, эта особенность не сводится к знаниям и умениям (человек, имеющий хорошую двигательную память, может и не быть спортсменом).

Одинаковые достижения в какой-либо деятельности могут быть обусловлены разными способностями, так как мы не знаем, сколько усилий приложил работающий. Поэтому мы говорим, что учащийся обладает хорошими математическими способностями, если он при прочих равных условиях быстрее, чем его товарищи, усваивает доказательства теорем, находит новые способы решения задач, или литературными способности - ми, проявляющимися в том, что человек оригинально излагает свои мысли в письменном виде.

Таким образом, способности - это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином деле. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремлённость Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности. Специальные способности это качества, обеспечивающие успех в узких видах деятельности. К таким способностям относятся, например, зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук. Успешная работа по любой профессии и специальности возможна только при сочетании необходимых общих и специальных способностей.

Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой они связаны, т. е. деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, например, нельзя говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.

Способности развиваются у человека в течение жизни. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки - многозначное явление, они не предопределяют напрямую развитие конкретных способностей. На основании одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Вспомните известное изречение «Нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки». Систематические занятия учащегося, например, электротехникой могут развить его технические способности. Он станет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах. Упорные тренировки могут развить, казалось бы, слабые на первый взгляд способности у спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, бывшей чемпионки мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.

Каждый человек имеет определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности. А о непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания к определенной деятельности могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, отсутствие которых невозможно компенсировать, и тогда тоже говорят о профнепригодности. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и ряд других.

Высший уровень профессиональной пригодности (в том случае, когда речь идет о правильном выборе профессии) подразумевает наличие у человека явных призна­ков определенных качеств, необходимых для избираемой деятельности. Тогда говорят о призвании.

Часто случается так, что у выбирающего ту или иную профессию нет явных противопоказаний к ней, но нет и качеств, уровень развития которых свидетельствовал бы о призвании. В таких случаях речь идет о пригодности. Успех, однако, будет зависеть от активности в овладении профессией и в дальнейшей трудовой деятельности.

Бывает и так, что человек обладает ярко выраженными качествами, которые соответствуют требованиям целой группы профессий. Тогда выбирать профессию нужно в соответствии с интересами и склонностями, поэтому этот уровень называют соответствием.

В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации.

Компенсация способностей - это возмещение недостающих или плохо развитых одних качеств за счет более ярко выраженных других личных качеств. Например, медлительность во многих случаях можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью; плохую память - систематичным ведением записей, использованием картотеки и т. д.

Профессиональная пригодность - формируемое качество, которое во многом зависит от усилий - самого человека. Известны многочисленные примеры того, как люди успешно преодолевали свои недостатки. Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон - знаменитым оратором. Поэтому каждому человеку важно заниматься самовоспитанием.

Изменчивость профпригодности обусловлена изменчивостью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом в обществе. Так, в свое время были придуманы и установлены светофоры с цветными сигналами. И часть людей, не разли­чающих красный и зеленый цвета (дальтоники), были признаны непригодными для водительских профессий. Но сегодня появились светофоры, работающие по комплексному принципу: кроме цветов высвечиваются различные фигуры. Поэтому те, кто раньше был неприго­ден к водительским профессиям из-за неразличения цветов, сегодня таковыми не являются. Совершенствуются орудия, условия труда, соответственно меняются и требования профессии к человеку.

Кто обычно помогает выявить способности, определить профессиональную пригодность? Это и родители, и друзья, и учителя, но главным должен быть сам ищущий.

У каждого нормального человека есть широкий диапазон различных качеств, индивидуальных особенностей. А среди них есть и такие, которые проявляются очень ярко, высокоразвиты, - это своеобразные «пики» индивидуальности человека. Найти призвание, значит нащупать такие качества. Для этого каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться определять и развивать свои способности.



ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ


Человеческий организм представляет собой довольно сложную систему, которую отличает удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность всех составляющих ее звеньев - органов. Когда говорят о физическом здоровье человека, то подразумевают под ним правильное, нормальное функционирование организма.

Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) кроме физического здоровья включает в себя душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии его здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья человека, снижению его трудоспособности, а порой и к полной ее потере.

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому осмотру надо готовиться заранее. Выбирая профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки (шахтер, грузчик, животновод), постоянно низкая или высокая температура (повар, водолаз), повышенная запыленность воздуха (ткачиха), контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.

По влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп. Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, бухгалтер, менеджер, художник-модельер и др. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим соответствующие склонности и способности.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного ларька и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развита терморегуляция, нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, м нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому даже незначительное воздействие каждого из факторов усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести, например, следующие: ткачиха (повышенная температура воздуха, запыленность, постоянный интенсивный шум); обувщик (запах клея, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допус­тимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сварщик, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускают только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем уровень общего физического состояния организма у таких работников должен быть очень высоким.

Пятая группа - это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, инфицирования продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа - это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности в работе определенных органов. Например, органов зрения - чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем; органов слуха - стенографистка, автослесарь; органов обоняния - повар и др. И если эти органы у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность ему противопоказана.

Если врач обнаружит определенные отклонения в состоянии вашего здоровья, то это будет означать, что вы ограничены в выборе профессии. Следует, однако, иметь в виду, что абсолютной профессиональной непригодности у человека не может быть. Каждая личность многогранна и обладает большим набором разных качеств, поэтому всегда можно найти деятельность по своим возможностям. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость и возможность развития компенсаторных механизмов. Да и научно-технический прогресс иногда ведет к изменению условий деятельности, избавлению от негативных факторов производства (шум, вибрация и т. п.), что приводит к устранению профессиональной непригодности. Стремясь разобраться в состоянии своего здоровья, не уподобляйтесь все же главному герою книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», который, заподозрив у себя какую-то пустяковую болезнь, отправился в Библиотеку, просмотрел медицинские справочники и обнаружил у себя признаки всех болезней, кроме разве что родильной горячки. Про рецепт врача этому герою мы поговорим позже, а сейчас поможем без паники разобраться в состоянии своего здоровья.

Индексы здоровья - цифровые показатели физического состояния организма. Они отражают уровень физического развития и функциональных возможностей человека, его готовность к выполнению повседневных нагрузок, трудовых процессов и социальную активность. Индексы здоровья не дают однозначного ответа на вопрос, болен человек или здоров, однако с их помощью можно определить, насколько организм (здоровый или ослабленный) приспособлен к повседневной двигательной активности, и, подобрав наиболее подходящие тренирующие нагрузки, оценить их воздействие на организм.



МИР ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

В современном мире много профессий. Каждая из них имеет свои неповторимые особенности и свою неповторимую атмосферу. Для овладевания каждой из них необходимы некоторые знания, порой сложные, порой не очень, но для обретения хотя бы начальных навыков необходимо сначала научиться, а потом уже начинать работать.

КАМЕНЬЩИК

Уже несколько тысяч лет назад люди стали из каменных необработанных глыб выкладывать жилища и стены вокруг них. Сооружения из больших камней требовали огромных затрат труда, поэтому древние строители начали использовать для кладки более мелкие камни. Наряду с этим уже в Древнем Египте в строительстве жилищ и храмов стали применяться мелкие искусственные камни - сырцовый кирпич, который готовили из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы. Смесь заливали в деревянные формы и просушивали. Такой кирпич использовали также в древней Индии, Вавилоне и Китае. Однако сырцовый кирпич непрочен, поэтому, позднее стали применять более прочный обжиговый кирпич, который делали из глины. Замечательные свойства глины, мягкость и пластичность, позволяли придавать ей любую форму, а после обжига она превращалась в твердый камень. Каменщик наших дней - это рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. К природным строительным материалам относятся разные виды камня. Искусственные камни изготовляются из глины, шлака, известково-песчаных смесей и других материалов. Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка-кирки, ковша-лопаты, расшивки. Кельма - небольшая (длиной 30 сантиметров) лопаточка, имеющая изящно изогнутую ручку. Бойко орудует рабочий кельмой: разравнивает раствор на стене, заполняет им вертикальные швы кладки и удаляет излишек, выступивший на лицевой поверхности стены. Чтобы получить необходимую перевязку швов, каменщик, кроме целого кирпича, использует трехчетверки, половинки и четверки, которые получает, разрубая кирпич молоточком-киркой. В зависимости от архитектурного замысла швам в кирпичной кладке придается различная форма. Для разделки швов служит расшивка, представляющая собой вогнутое или выпуклое лезвие, снабженное рукояткой. Ковшом-лопаткой каменщик перелопачивает в ящике раствор и подает его на стену, расстилая ровным слоем в виде грядки овальной формы. Овладение мастерством каменщика может показаться занятием сравнительно легким. Но хорошим каменщиком стать не так просто. Работа каменщика проходит при постоянном зрительном контроле. Мастер должен видеть расположение строительных материалов, наблюдать за работой подручного, осматривать каждый кирпич. Кладка состоит из тысяч кирпичей, и все они должны быть скреплены между собой без перекосов, выпуклостей и впадин. Поэтому в процессе работы чрезвычайно важную роль играет глазомер. Плоскости каждого кирпича должны совпадать с плоскостью выложенной стены (допустимые смещения равны ± 5 миллиметрам). Каменщик не имеет возможности замерять положение каждого кирпича, а устанавливает их на глаз. Глазомер необходим также при выкладывании напусков, уступов, поясов и пр. Нужно так уложить кирпич, чтобы выступала определенная его часть, причем оценить положение кирпича необходимо в ограниченный отрезок времени. На глаз каменщик определяет и толщину растворной постели.



СТРОИТЕЛЬНЫЙ СТОЛЯР

Дерево испокон веков верой и правдой служило человеку. Археологические раскопки свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди пользовались скамейками, табуретками, сундуками и другими предметами, выполненными из дерева. Давным-давно зародилась профессия столяра. Уже тогда существовали специальные инструменты для обработки дерева. В настоящее время столяр выполняет целый комплекс работ. Он занимается обработкой древесины, изготовлением из нее изделий и при необходимости монтажом их на строительных объектах. Издавна столяры выполняют белодеревные работы, когда материалом для них служит древесина хвойных и мягких лиственных пород, и краснодеревные, при которых применяется древесина твердых (ценных) лиственных пород и высококачественная отделка поверхности с фанерованием или полированием. Столяр делает беговые лыжи, лестничные ограждения, столы, кресла, диваны, корпуса мелких судов и т. д., оформляет витрины магазинов и интерьеры предприятий общественного питания, производит фанеровку стен в кинотеатрах и клубах, больницах и выставочных залах. Особенно большой вклад вносят столяры в строительное дело: устанавливают оконные и дверные блоки, монтируют перегородки, врезают и навешивают замки, ручки, устанавливают встроенную мебель и т. д. Предметом труда столяра является древесина. Столяр дает ей новую жизнь, превращает на многие годы в самые различные вещи, полезные для человека. Рабочее место столяра чаще всего верстак. Это широкий настил, снабженный специальными приспособлениями для закрепления деревянных деталей. Каждой операции по обработке древесины предшествует разметка. Делают ее столяры согласно чертежам с использованием различных измерительных инструментов: рулетки, складного метра, угольника, ерунка (приспособления для разметки и измерения углов), циркуля, рейсмуса и др. Основной способ обработки дерева - пиление. Пилят столяры ручным или механизированным способом одноручными, двуручными или электрифицированными пилами. Дефекты, оставшиеся после пиления, столяр устраняет специальными инструментами: шерхебелем, рубанком, фуганком. Долотами и стамесками столяр выбирает гнезда пазов, сверлами разного диаметра проделывает круглые отверстия. Чтобы придать изделию привлекательный вид и предохранить дерево от воздействия окружающей среды, столяр покрывает их различными бесцветными отделочными материалами (лаком, воском и др.), тем самым оттеняя рисунок (текстуру) породы. Отделке изделий предшествует грунтовка, шпаклевка, шлифовка. Одной из основных операций, выполняемых столяром, является сборка, при которой рабочий подгоняет отдельные элементы изделия и соединяет их при помощи клея или болтов, шурупов и гвоздей. Заключительной операцией в технологическом процессе является установка (монтаж) изделий непосредственно на строящемся объекте.

ПЛОТНИК

Умение строить из дерева было жизненно необходимо людям, находившимся среди лесов. Поэтому в давние времена почти каждый мужчина умел плотничать. Главным орудием труда плотника был топор. "Топор - всему делу голова" - говорили в старину. Популярность топора объяснялась тем, что при прочесывании древесины топором не нарушаются, а, наоборот, уплотняются древесные волокна, они как бы полируются. Такие строения не впитывают влагу, и поэтому они более долговечны. Тес и плахи получали, раскалывая бревна с помощью клиньев. При возведении плотницких построек гвоздями не пользовались. Плотники выработали до пятидесяти способов соединения бревен без гвоздей. Постройки, срубленные плотниками, были удобны для жилья, теплы, красивы и прочны. Долговечность некоторых деревянных построек исчислялась столетиями. В Ипатьевской слободе города Костромы в Музее народной архитектуры и быта стоит изба, привезенная сюда из заволжского села Стрельникова. Специалисты утверждают, что построена она 300 лет тому назад. Это одна из самых древних деревянных жилых построек на территории нашей страны. В строительстве деревянных сооружений воплощалась свойственная русскому народу потребность в красоте. Деревянные постройки это не только предметы быта, но и произведения архитектуры и искусства. Народное зодчество волнует нас и сегодня. Поэтому во многих местах нашей Родины развернуты музеи под открытым небом, где посетители изучают выдающиеся произведения плотницкого искусства, свидетельствующие об одаренности русского народа, о его мастерстве. Профессия плотника сегодня - одна из самых распространенных и нужных. Нет такой отрасли в народном хозяйстве, где бы ни употреблялось дерево и не работали плотники. Широкое применение находит у нас возведение деревянных домов из хвойных и лиственных пород деревьев в сельской местности, на садовых участках горожан. Многие дома собирают из щитов-панелей. Делают все это плотники. При возведении кирпичных домов из дерева делают фермы, арки, балки, стропила, каркасы, ставят перегородки, застилают деревянные полы и т. д. Даже в современном строительстве, где применяется в основном сборный железобетон, плотник играет немаловажную роль. Труд плотника, конечно, стал другим: изменились технология плотницкого дела и производственные операции. На объектах крупного строительства плотник сейчас чаще всего занимается сборкой и монтажом деревянных конструкций, изготовленных на деревообрабатывающих и домостроительных предприятиях, где тоже немало трудится плотников. На строительстве объекта плотник занят от начала до конца строительства. При возведении промышленных и гражданских зданий из железобетона применяют опалубки. Опалубка - это полая деревянная форма фундамента, колонн, балок и других частей сооружения. Форма эта делается из щитов и коробок непосредственно на строительной площадке, потом она заливается бетоном, а после его затвердения опалубка разбирается. Щиты и коробки для опалубки изготовляют плотники. Они же устанавливают опалубки на место и разбирают их после бетонирования.

КРОВЕЛЬЩИК

Одно из важнейших изобретений человека в строительстве - это крыша - кровля над головой. Пока не была изобретена крыша, человек не мог выйти из пещер, не мог расселяться там, где их не было. Кровля - очень интересное техническое сооружение, она придумана в полном соответствии с физическими законами. Она не только закрывает человека от дождя, снега и знойного солнца, но и сохраняет в доме тепло. Ведь по законам физики теплый воздух поднимается вверх, а там его как раз и задерживает кровля. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Профессия кровельщика распространена повсеместно. Она нужна везде, где строятся новые и ремонтируются старые здания: в городе, поселке, деревне. Численность рабочих, занятых кровельными работами, растет из года в год. В первых примитивных постройках человек сооружал крышу из соломы и камыша. Впоследствии эти легкодоступные материалы были заменены дранкой, щепкой, досками, железом, черепицей, шифером. В современном строительстве широкое распространение получила так называемая мягкая кровля, выполняемая из толя, рубероида, материалов на основе полимеров. Основанием для мягкой кровли служат железобетонные, асбоцементные и другие плиты. В качестве клея используются мастики. Технологический процесс укладки мягкой кровли (рулонной и мастичной) несложен, поэтому подготовка кровельщиков по мягкой кровле происходит в основном на производстве. Профессионально-технические училища готовят кровельщиков преимущественно по жесткой кровле, труд которых намного сложнее. Именно об этой профессии и пойдет речь. До недавнего времени почти все здания в городах имели кровли из листовой стали. Такие кровли легки, огнестойки и пластичны. Однако через определенный промежуток времени сталь ржавеет, и крыша требует ремонта. Реставрируют здания тоже кровельщики. Кровельные работы включают в себя заготовительные операции и укладку кровли непосредственно на крыше. В заготовительную мастерскую листы черной или оцинкованной стали поступают в пачках. Кровельщик тщательно осматривает каждый лист, проверяет точность его размеров и правильность углов. Черное кровельное железо он очищает и, чтобы предохранить от коррозии, покрывает олифой. После этого приступает к заготовке: отгибает кромки со всех четырех сторон листа для последующего соединения его с другими листами. При большом объеме работ эту операцию проводят на фальцегибочных станках. Соединив два или несколько листов между собой по короткой стороне, получают так называемую картину. Из таких картин и состоит в основном покрытие крыши: рядовое покрытие (скаты), разжелобки (угловое соединение двух скатов) и желоба, предназначенные для отвода воды в воронки водосточных труб.

СТЕКОЛЬЩИК

В четвертом сне Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?" предстала жизнь людей в светлом и счастливом будущем, которая была организована по принципам коммунистического общества. Жили эти люди во дворцах из металла и стекла. Веру Павловну очень сильно поразили эти дворцы и огромные, широкие окна во всю вышину этажей, обилие стекла и хрусталя. Во времена Чернышевского о таких дворцах можно было только мечтать. А сейчас многие общественные здания кажутся нам пришедшими из сна Веры Павловны, так много в них стекла и света. Большие окна создают ощущение простора, праздничности, радости. И эту радость для нас делают стекольщики - люди "хрупкой и праздничной" профессии. Жилые дома, общественные, промышленные, сельскохозяйственные и другие здания должны иметь хорошее внутреннее естественное освещение. Это достигается благодаря окнам, световым фонарям, стеклянным крышам. Стены и крыши некоторых специальных сооружений требуют полного остекления. Стекольщик имеет дело с особым материалом - стеклом. Оно представляет собой твердое, прозрачное, хрупкое вещество, изготовляемое из чистого кварцевого песка, соды и известняка. Оконные стекла производят с помощью машин. Расплавленную массу выдавливают через узкую продольную щель, направляя ее между валиками машины, которая вытягивает и прокатывает стеклянную ленту определенной толщины и ширины. Лента направляется на обжиг равномерного охлаждения раскаленного стекла до комнатной температуры. Неудовлетворительный обжиг ведет к образованию на поверхности стекла трещин, увеличивает его брак и бой. Стекла бывают различных видов. Наиболее распространенным является оконное листовое стекло. Кроме него - витринное, зеркальное, узорчатое, армированное (стекло с металлической сеткой внутри). Для выполнения стекольных работ мастеру необходимы специальные инструменты, приспособления и инвентарь. Для резки стекла применяют различные стеклорезы (стальные и алмазы), для отмеривания - линейки и метры, для проверки прямоугольное стекла - угольники, для наложения замазки - ножи. Резку стекла производят чаще всего на столах, реже - на верстаках. Поверхность стола должна быть исключительно ровной (неровная поверхность способствует раскалыванию стекла, особенно во время резки стеклорезом из твердых сплавов, применение которых требует достаточно большой силы нажима).

СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЛЕСАРЬ

На строительных площадках трудятся, помогая человеку, тысячи машин и механизмов. Тут и мощные бульдозеры, элегантные гидравлические экскаваторы, строгие башенные краны, растворонасосы, компрессоры. Здесь же подъемники и лебедки, домкраты и вибросита, шлифовальные и затирочные машины. И все это находится в непрерывном движении, перемещая грунт, подавая раствор, утрамбовывая бетонную смесь, выравнивая оштукатуренную поверхность. Но вот непредвиденная остановка: механизм вышел из строя, а рабочий, который его обслуживает, не может отыскать причины неполадки. Тут на помощь приходит слесарь строительный. Его задача - провести диагностику, то есть определить причину остановки, а в случае необходимости разобрать механизм, восстановить изношенную или изготовить новую деталь, вновь собрать механизм и привести его в движение. Снова в привычном ритме трудятся рабочие-строители, а значит, подрастают многоэтажные дома, ширятся просторные заводские цехи. Чем выше квалификация слесаря, тем более сложные машины он обслуживает. Он не только устраняет возникшие в процессе эксплуатации неполадки, но и проводит профилактические мероприятия - технические обслуживания и плановые ремонты, обеспечивая долгую и бесперебойную работу машин и механизмов. Среди этих работ - смазка, восстановление разъемных и неразъемных соединений, регулировка зазоров между сопряженными деталями, замена сальников и подшипников, ремонт топливо- и гидроприводов, выбраковка изношенных деталей и т. д. На объектах, где ведется монолитное строительство, слесарь монтирует и демонтирует стальную скользящую опалубку, своеобразную форму для бетона, при необходимости ремонтирует элементы этой опалубки, проводит перезарядку ручных домкратов, с помощью которых опалубка перемещается. Важное место в работе слесаря строительного занимают операции диагностики, регулировки, разборочно-сборочные. Ему приходится выполнять также и общеслесарные работы - разметку, рубку, правку, гибку, опиливание, нарезание резьбы, сверление, клепку и паяние. Для этого он использует ручные слесарные инструменты - различные виды напильников, молотки, зубила, шаберы, метчики и плашки, а также станки и механизированные приспособления. При выполнении разборочно-сборочных и регулировочных работ в руках у слесаря появляются рожковые, накидные или торцевые ключи, отвертки, динамометрические ключи или измерительные инструменты, в том числе штангенциркуль, микрометр, калибры, щупы.

ОПЕРАТОР ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ

Еще в глубокой древности человек овладел искусством получения керамического черепка из обожженной глины. Вначале керамика применялась для изготовления предметов, необходимых в быту: посуды, наконечников стрел, украшений, а позднее - строительных и других технических изделий: кирпича, черепицы, электрических изоляторов для крепления проводов к опорам линий электропередачи и т. п. Появилось так много разновидностей строительных материалов, прообразом которых является известный издавна кирпич, что специалисты придумали для них новые названия: кирпич глиняный обыкновенный, кирпич керамический лицевой, камень керамический пустотелый, плитка литая керамическая и др. Пустотелый керамический камень в настоящее время широко применяется в строительстве. Он имеет пониженную по сравнению с обыкновенным кирпичом теплопроводность и обеспечивает хорошую звукоизоляцию. Стены из такого материала можно делать более тонкими. Его высокая прочность в сочетании с относительной легкостью дает возможность строить жилые дома и промышленные сооружения повышенной этажности. В связи с увеличением в нашей стране промышленного и гражданского строительства потребности в керамическом камне постоянно растут. Чтобы их удовлетворить, на предприятиях, где его производят, внедряются автоматизированные поточные линии, входят в строй заводы-автоматы. Познакомимся со схемой производства керамического камня на таком заводе. Сырье - кембрийскую глину и морской песок - загружают в приемные бункера. Из них оно перемещается с помощью ленточного конвейера в смесительный бункер, где перемешивается и увлажняется. Глина, прежде чем поступить в смеситель, проходит через измельчающее приспособление - дезинтегральные вальцы. Из смесителя сырьевая масса по системе конвейеров подается в пресс, из которого через прямоугольный вывод (мундштук) выходит в виде непрерывного прямоугольного бруса. Вывод пресса устроен таким образом, что внутри глиняного бруса по всей длине образуются отверстия, занимающие в сумме примерно треть его объема. Так получают дырчатый пустотелый керамический камень. Ширина и высота бруса соответствуют габаритам будущего камня с учетом усадки - некоторого уменьшения размеров в ходе последующей обработки. С помощью однострунного автомата, где режущим инструментом является струна, от непрерывного бруса отрезается брус длиной около двух метров, который затем с помощью многострунного автомата разрезается на 15 камней. Автоматическими захватами каждый из них укладывается на сушильную вагонетку, которая поступает в устройства для сушки камня-сырца - туннельное сушило длиной около 100 метров. Продвигаясь по нему в течение 7-8 часов, камень становится пригодным для обжига. После выхода из сушки камень автоматически перегружается для обжига в печь, а вагонетки сами - посредством цепного толкателя, действующего автоматически,- возвращаются под погрузку камня-сырца.

АВТОСЛЕСАРЬ

Для того чтобы имеющийся в стране огромный парк автомобилей находился в исправном состоянии и эффективно работал, необходима специальная служба, которая следила бы за техническим состоянием автомобилей, устраняла бы или предотвращала возникновение в них неисправностей. Чем ниже процент неисправных и чем больше число исправных машин, тем с большей эффективностью может использоваться автотранспорт, тем больше грузов или пассажиров он может перевезти, тем безопаснее будет движение. Слесари по ремонту автомобилей и являются работниками этой службы. Ими бывают только мужчины. Когда неисправный автомобиль прибывает в мастерскую, слесари прежде всего, должны выяснить, в каком состоянии находятся механизмы данной машины: нуждаются ли они в ремонте, регулировке, отладке или они еще достаточно работоспособны. Информация о состоянии агрегатов автомобиля может быть получена различными путями. Один из них - внешний осмотр механизмов, при котором обнаруживаются, например, трещины и пробоины в рубашке охлаждения, протекание масла через сальник, неплотное соединение трубопроводов и др. Износ в процессе работы сопряженных деталей вызывает появление люфта - неплотности посадки. Эти люфты нетрудно обнаружить: если с небольшим усилием надавить на деталь, то неплотность посадки ощущается сразу - деталь слегка покачивается. Таким образом, помимо зрения, рабочий для получения информации пользуется кинестезией (чувство усилия, давления). Этим же способом можно обнаружить и ослабление креплений. Слабое крепление находят иногда еще по звуку: если постучать каким-нибудь предметом по соединению, то при слабом креплении слышится более глухой звук. Полученная в ходе чисто внешнего осмотра информация прямо указывает на неисправности, которые нужно устранить: слабые крепления подтянуть, если есть люфты - нужно отрегулировать или заменить изношенные детали, трещины в рубашке охлаждения нужно заделать и т. д. Однако внешний осмотр неработающего автомобиля не позволяет достаточно полно определить состояние его механизмов. Поэтому ремонтнику необходимо также получить информацию о характере работы механизма, осмотреть его в действии. Эту информацию слесарь получает, прежде всего, от водителя машины. Он сообщает, например, о стуках, возникающих при работе машины, или о том, что двигатель не развивает достаточной мощности, перегревается, повышенно расходуется бензин или масло, неисправны тормоза (машина останавливается только после нескольких нажатий на педаль), автомобиль трогается с места рывком, а не плавно и т. п. Кроме того, ремонтник лично проверяет, как действуют различные механизмы автомобиля, сцепление, рулевое управление, тормоза и пр. Процесс получения этой информации несложный. Однако на основе ее надо установить технический диагноз - по чисто внешним признакам определить состояние механизмов автомобиля, возможные его неисправности, не разбирая его. От того, насколько хорошо ремонтник справляется с задачами технического диагностирования, во многом зависит его успешная работа. Он всегда помнит, что разборка и сборка механизмов являются самыми трудоемкими процессами.



21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!