Профориентационная работа школы в рамках
реализации программы «Рухани жаңғыру»
Педагог Храброва С.П. КГУ «Школа технического творчества
отдела образования акимата города Костаная»
Наряду с общеобразовательными школами профориентационная работа успешно проводится в учреждениях дополнительного образования. И это имеет свои преимущества, так как дополнительное образование обладает достаточными средствами для демонстрации разнообразия видов профессиональной деятельности.
С учётом сложившейся в Казахстане социально-экономической ситуации, изменений на рынке труда, в системе образования происходит поиск инновационных методов и форм работы со школьниками по организации профориентационной работы. Это на сегодня актуальный вопрос, требующий понимания и знаний со стороны взрослых, так как от выбора профессии нашими детьми сегодня зависит будущее завтра нашей страны. Важность данного вопроса подчеркнута в программе «Рухани жаңғыру».
Реализация базового направления «Саналы азамат» подпрограммы «Тәрбие және білім» направлена на профориентационную поддержку, выработку у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований и перспектив развития рынка труда.
Для претворения в жизнь инновационных проектов требуются технически грамотные, профессиональные кадры, подготовка которых уже сегодня осуществляется в ГШТТ. Школа технического творчества г. Костаная создает условия для сопровождения маршрута профессионального выбора учащихся ГШТТ посредством включения подростков в занятия техническим творчеством, познавательную и развивающую деятельность.
Сопровождение маршрута выбора профессии учащихся ГШТТ
Профориентация в ГШТТ реализуется через учебно-воспитательный процесс. В школе обучаются 548 учащихся в 47 учебных группах по образовательным программам следующих направленностей: научно-технической и спортивно-технической.
Реализация образовательных программ профессионально-ориентированного уровня (научно-технической и спортивно-технической направленностей) делают главный упор на выбор профессии. В объединениях спортивно-технического творчества, таких как Авиамоделирование, Судомоделизм, Автомоделирование и других, обучаются дети и подростки в возрасте от 11 до 18 лет. Образовательные программы этих направлений прививают подросткам интерес к технике, развивают навыки моделирования и конструирования.
В сфере научно-технического творчества наиболее востребованы программы: Web-дизайн, 3D – моделирование, конструирование и программирование в робототехнике. Эти программы сопряжены с наукой и практикой, способны нацелить учащихся на выбор технических профессий и специальностей.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
7-10 лет:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире технических профессий;
11-14 лет:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, связанной с техникой;
-Представления о собственных интересах и возможностях;
-Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики путем участия в выставках и соревнованиях.
15-18 лет:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-Профессиональное самопознание;
-Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
-Организация и проведение рекламно-агитационной работы по набору обучающихся в объединения по интересам: информирование населения о деятельности объединений по интересам посредством размещения рекламы в учреждениях общего среднего образования;
- Проведение «Дня открытых дверей» с целью активизации работы по привлечению учащихся в кружки по интересам.
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Создание банка информационных и методических разработок, видеоматериалов, мультимедийных презентаций профориентационной тематики.
- Осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования.
Работа с педагогами:
-Семинары-практикумы для педагогов;
-Проведение профконсультаций;
-Посещение открытых мероприятий по профориентации в ОУ. Обмен опытом.
Работа с учащимися:
-Профориентационные мероприятия: викторины, беседы;
-Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
-Расширение знаний в рамках кружковой деятельности;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах технического творчества.
Работа с родителями:
-Проведение родительских собраний;
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Поддержка школы в процессе выбора будущей профессии:
1. Использование сайтов учебных заведений Костанайской области для знакомства учащихся с будущими профессияими;
2. Использование интернет-ресурсов -http://edu.resurs.kz/college/kostanay
3. Диагностирование учащихся с целью выявления профессональной направленности.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для самореализации личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей, творческой и профессиональной конкурентоспособности, популяризации профессий технической направленности.