СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа в начальной школе.»

Профориентационная работа в начальной школе.

Абзалиева А.Г., Шайхсултанова Л.Р.

учителя начальных классов

МБОУ Иж-Бобьинской СОШ

имени Братьев Буби Агрызского

муниципального района РТ

Профориентация учащихся - одно из основных направлений реализации ФГОС НОО. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребятам было интересно. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

Целью профориентации в начальной школе является расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий, предоставление учащимся возможности «примерить на себя» различные профессии в игровой ситуации.

Задачи: познакомить ребят с разнообразием мира профессий, формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии, воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда, развивать творческие возможности ребёнка, интерес к различным профессиям.

Профориентационную работу на уроках и во внеурочное время в начальной школе важно организовывать в разных интересных для детей формах [2, c.42], учитывая и возрастные особенности. Это и беседы, тематические классные часы, конкурсы, проекты, игры, внеклассные занятия с учащимися и знакомство с профессиями их родителей.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках русского языка младшие школьники часто выполняют задания, связанные с той или иной профессией. Например, при изучении словарных слов учитель, футбол, агроном, корабль, хоккей, директор, библиотека, ракета, компьютер ученики знакомятся с различными видами профессий, заучивают короткие стихотворения, работают с энциклопедиями, со справочниками.

На уроках математики проводятся короткие беседы о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. При работе с величинами «цена», «количество», «стоимость» организуется сюжетно - ролевая игра «Магазин», где ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, при этом закрепляются навыки устного счёта, состава чисел и в процессе игры решается дидактическая задача.

Уроки окружающего мира и технологии вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например,на уроках по теме «Комнатные растения» беседуем о комнатных растениях, знакомимся с профессиями цветовод и флорист. Изучая тему «Домашние питомцы», беседу посвящаем профессии ветеринара. Говоря на тему «Как построить дом?», ребята знакомятся со строительством в городе, в селе, узнают о профессиях архитектор, прораб, строитель, крановщик, маляр, сантехник, электрик и т.д.

Метеоролог, геолог, астроном, орнитолог, биолог, географ, химик, зоолог, историк, археолог, геодезист, менеджер, нефтяник, пилот, механик, фермер, комбайнёр, агроном, хлебороб, тракторист, шофёр, почтальон, программист, экскурсовод – вот малая часть профессий, с которыми знакомимся на данных уроках.

На уроках технологии, учащиеся знакомятся с профессиями строитель, плотник, столяр, водопроводчик, инженер. Строим дом из веток и из брёвен, учимся создавать уют в доме - изготавливаем торшер, мебель, лепим или делаем техникой папье-маше посуду. Изучая темы «Наше питание», «Школа кулинаров» говорим о профессиях врача, повара, пекаря, кулинара, официанта, бармена. Составляем «Книгу здорового питания», куда входят меню на один день от каждого ученика, рецепты разных салатов, бутербродов, готовим завтраки, пирожные и шоколадное печенье. Когда делаем макет городского парка, проект «Детская площадка» или игровой комплекс знакомимся с профессиями ландшафтный дизайнер, озеленитель. С профессиями портной, модельер, закройщик знакомимся, когда изучаем виды тканей и ниток, учимся пришивать пуговицы, снимать мерки, чтобы сшить одежду.

Ребята выполняют проекты «Профессии моих родителей», «Праздничный стол», «Готовим завтрак», «Детская площадка», «Мои домашние питомцы», «Готовим сами», «Мир профессий», «Комнатные растения в моём доме» и другие. Участвуют на конкурсах школьного, муниципального, республиканского, межрегионального и федерального уровня и занимают призовые места.

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игры, видео занятия, мастер классы, мультфильмы, онлайуроки, тренажёры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально - насыщенными

На внеурочных мероприятиях учащиеся тоже узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах. Активное участие принимают и родители, которые с удовольствием рассказывают о своих профессиях.

Тематика классных часов тоже разнообразна: «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии моих родителей», «Самая лучшая в мире профессия», «Уважение к людям труда», «Кто нас обслуживает?», «Дорога хлеба», «Путешествие в страну игрушек», «Истинное сокровище для людей – умение трудиться». Любой профессиональный праздник может стать темой классного часа.

В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия, большой интерес вызывают у детей интерактивные игры «Угадай профессию по жестам», «Все работы хороши» (пантомима), «Бюро находок», «Угадай профессию по вопросам», «Кто выносит сор из избы?» «Самый сладкий мастер – это... Кто?», «Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара», «Закончи пословицу», «Без труда не выловишь рыбку из пруда», игра с тестом «Сказочные пироги» и другие. «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет» писал А. Макаренко.

Э

Рис.1

кскурсия -самый эффективный вид профориентационной работы в начальной школе. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности. Экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекарь. Экскурсия в магазин, знакомство с профессией продавца. Экскурсия в почтовое отделение- знакомство с профессией почтальон, сортировщик. В селе возможностей посетить какое- либо производство возможностей мало, поэтому мы стараемся выезжать в города. С ребятами посетили семейный занимательный парк KIDO в г. Ижевске столице УР. Это три независимые площадки: Город профессий KIDOCITY, Парк чудес RIDOLAB, Познавательная игротека KIDOFUN. Учащиеся посетили в Городе профессий KIDOCITY разнообразные мастерские и попробовали себя в роли продавца продуктового магазина, пожарного[рис.1], музыканта, полицейского, банковского работника, скалолаза, врача, парикмахера, актёра, пчеловода, журналиста, кондитера, капитана и моряка, археолога и т.д. Это было незабываемо!

Посетив Семейно-досуговый центр «Гармония» в с. Малая Пурга УР, дети познакомились с секретами верховой езды, с азами конного спорта, катались на лошадях[рис.2], общались со спортсменами УР. Профессии конюх, скотник, мельник, как оказалось, детям совсем незнакомы.

Рис.2

Посетив кукольный театр г. Ижевска, дети познакомились с профессией кукловод. Учащиеся слушали, а потом водили кукол и разыгрывали роли.

Знакомство с естествознанием также не остаётся без внимания. Были организованы интересные экскурсии в зоопарк г.Ижевска. У детей было задание, подготовить презентацию о животных зоопарка или фоторепортаж, используя свои фотографии.

В школе преподаватели рассказали о профессии учитель. Экскурсия в кабинет химии в школе ознакомились с новыми профессиями и наблюдали за опытами. На календарно - обрядовом празднике «Икмәк - тормыш нигезе» в библиотеке ребятам рассказали историю происхождения хлеба, раскрыли его значение для нашего народа и о профессии хлебороб.

На кружковых занятиях знакомим учеников с профессией программист, работаем с компьютерной программой ПервоЛого, выполняем проекты «Наша школа», «Наш класс», Photo Booth- снимаем видеоклипы. Дети учатся создавать презентации в программе Microsoft Power Point, используя свои фотографии «Золотая осень», «Белый снег, пушистый…», «Полюбуйся, весна наступает!» Так профессия программист очень заинтересовала всех детей.

Чем шире представления человека о мире профессий, тем меньше ошибок совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»


Список литературы.

  1. 1.Гусакова А. М. Ознакомление с профессиями// Начальная школа. – 2010, №1. – С. 15-18.

  2. Седых В. И. Формы и методы профессиональной работы во внеурочное время. // Начальная школа. – 2015, №5. – С. 42-45.

  3. Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Путешествие по Галактике профессий»: Пособие для учителя начальных классов / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. – 46 с.