ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Нуянзина Юлия Вячеславовна
МБОУ « Ромодановская СОШ № 1»
Профориентация помогает выявить истинный выбор
самого человека, и в дальнейшем построить свою судьбу
исходя из собственных интересов, а не навязанных кем-либо.
Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908г.
Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Но это все причины, скорее, социально-экономические.
Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именного этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не могли и не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).[5]
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Цель профориентационной работы:
подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Профориентация помогает:
- определиться с выбором будущей профессии;
- подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и
профессиональным ожиданиям;
- соотнести свои желания и способности;
- сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной
деятельности.
Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач
профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства. [4]
На уроках иностранного языка ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий начинается во втором классе, (как и обучение иностранному языку), где дети знакомятся с такими общеизвестными профессиями, как учитель, врач, инженер, строитель, шофер, летчик, медсестра, ветеринар, певец, актер и др. [1] В этом же году по теме «Семья» мы говорим о профессиях наших родных и близких. Детям очень интересна тема «Профессии», и задается много вопросов о профессиях их родителей и родных, которые не входят в лексику этого года, но хочется знать (парикмахер, бухгалтер, домохозяйка, авторемонтник, юрист и др.) В этом же классе мы отвечаем на вопрос What do you want to be? - Kем бы ты хотел стать? Чаще всего дети выбирают профессии родителей. Говорим и рассуждаем о том, что делают люди этих профессий, какими качествами должны обладать, подчеркиваем, что уважать надо любой труд и любую профессию. Дети делают рисунки, выполняют творческие работы «Моя семья», в которых рассказывают о членах своей семьи и обязательно указывают и то, кто кем работает.
В третьем классе дети уже могут назвать профессию, описать внешний вид и сказать, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии (их словарный запас пополнятся такими прилагательными, как kind (добрый), polite (вежливый), strong (сильный), careful (старательный, внимательный), serious (серьезный), funny (веселый), clever/smart (умный/сообразительный) [2].
В четвертом классе дети уже могут не только назвать профессию, рассказать, какими качествами характера должен обладать человек, избравший эту профессию, но и ответить на вопросы, где работают их родители или родственники (в офисе/на заводе/в поликлинике или больнице/в гараже или в магазине – т.е. назвать объект), а также, сказать, чем они занимаются (лечат больных людей или зверей, чинят машины или учат студентов). [3] Т.е. с каждым годом круг затрагиваемых специальной расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.
На уроках затрагиваются разные темы, отрабатываются аутентичные тексты, затрагивающие культуру, историю, географию англо-говорящих стран и родной страны, т.е. есть возможность знакомства с такими профессиями, как географ, океанолог, историк, астроном, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями – исследователь, испытатель, компьютерщик, программист и др. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.
Литература:
Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 2 кл. В 2 ч.: учебник. – М. : Дрофа, 2017.
Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 3 кл. В 2 ч.: учебник. – М. : Дрофа, 2017.
Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 4 кл. В 2 ч.: учебник. – М. : Дрофа, 2014.
Вайсбурд М. Л. Преподавание иностранного языка в свете основных направлений реформы школы // Иностранные языки в школе, 2008, №2.
Сазанова А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / под ред. - М.: Просвещение, 2005.