«Формы профориентационной работы с учащимися основной школы»
Как подчеркивается Д.А. Медведевым в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».[1]
Государство и общество ставит перед современной школой задачу сформировать личность, соответствующую «портрету выпускника средней школы», представленному в программе ФГОС. Согласно этому портрету будущий выпускник – подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.[3]
Актуальность выбранной темы объясняется возрастными особенностями подростков. В этом возрасте многие школьники разносторонне развиты, достаточно успешны в изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. 11 – 15 лет – подходящее время для дополнительного образования, творческого и спортивного развития. Определенных предпочтений в плане выбора будущей профессии у подростков, как правило, ещё нет. В этот период ответственность за будущее лежит во многом на педагогах, психологах, родителях. Миссия представителей старшего поколения состоит в том, чтобы помочь подрастающему человеку правильно выбрать свой профессиональный путь. Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы учёбы и адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. К сожалению, на практике мы часто встречаемся с ситуацией, когда закончив учебное заведение, выпускник либо вообще не устраивается на работу по полученной специальности, либо, проработав 2-3 года, понимает, что его выбор был ошибочен и ищет другую работу. Это говорит о том, что выбор учащимися своего профессионального будущего часто не осознан, или опирается на ложные/неполные представления о выбираемой профессии.
Цель данной работы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе и регионе.
Цель достигается через решение следующих задач:
Создать систему профориентации учащихся через разнообразную деятельность;
Обеспечить профпросвещение и профдиагностику учащихся;
Предоставить обучающимся информацию об истории возникновения профессий;
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы работы по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
Объектом исследования являются учащиеся основной школы (5 -9 классы).
Предмет исследования – профессиональное самоопределение обучающихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза: профориентационная работа с учащимися 5 – 9 классов является эффективным средством выявления и развития одарённых детей.
Методологический инструментарий:
Данная проблема представлена в различных источниках. Над разнообразными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий и другие. Теоретическими и методическими основами профориентации занимался психолог Е.А. Климов. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек- человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек- художественный образ» и «человек-природа».[2]
Меняется молодежь, должны совершенствоваться и технологии профориентационной работы. Сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность, выстраивание карьерных траекторий. Положительных результатов профориентации школьников автору статьи удалось достичь благодаря сочетанию различных форм работы:
На основе результатов исследования было разработано тренинговое профориентационное занятие, которое может быть использовано учителями, психологами, а также организаторами по работе с молодежью в качестве профориентации школьников. Вот некоторые из упражнений:
- упражнение «Имя - легенда» (учащимся предлагается придумать себе псевдоним–профессию, которой они хотели бы овладеть. Затем каждый из учеников представляется, говорит о той профессии, которую он выбрал для себя, кратко объясняя, чем она его привлекла и записывает ее на бейдж рядом с именем);
- упражнение «Калейдоскоп профессий» (ведущий раздает карточки каждой команде, в которых указаны пять групп профессий (по Климову). Затем командам дается задание: те профессии, которые написанные в каждой команде на бейджах, необходимо соотнести с классификацией, представленной на карточке. Профессии необходимо вписать в один из столбцов. Правильность выбора проверяется ведущим);
- упражнение «Могу, хочу, надо» (снова образуется единая команда, которую необходимо разделить на две группы (группа «Хочу» и группа «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу») и др. Данное тренинговое занятие было апробировано с учащимися 9 класса и показало свою эффективность.
Критерии и показатели результатов профориентации:
Критерии | Показатели |
5 – 7 классы | 8 – 9 классы |
Когнитивный | 1. Знание своих способностей, склонностей, индивидуальных качеств. |
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
3. Знание многообразия мира труда и профессий. | 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности, общих и специальных профессионально важных качеств. |
4. Понимание значения профессионального самоопределения. | 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. |
Мотивационно-ценностный | 1. Заинтересованность в получении знаний. | 1. Устойчивые познавательные интересы. |
2. Осознанная мотивация на разнообразную внеурочную деятельность. | 2. Осознание необходимости участия в разнообразных мероприятиях в соответствии со своими профессиональными намерениями. |
Деятельностно-практический | 1. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. | 1. Готовность к исследовательской деятельности в избранной сфере. |
2. Ориентация на творчество. |
Личностные результаты профориентации отражают:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на базе профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
Результаты исследования:
Разнообразная внеурочная деятельность учащихся способствует выявлению одарённых детей, развитию их способностей и, как следствие, раннему профессиональному самоопределению.
Профпросвещение и профдиагностика учащихся осуществляется посредством описанных мероприятий (тренинги, презентация и т.п.).
Учащимся предоставлена обширная информация об истории возникновения профессий.
У школьников сформированы знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработаны формы работы по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
Список использованной литературы:
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271)
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г., 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413)