Тема 1 Контрольные вопросы»
Тема 1
Вопрос 1: Перечислите сферы применения прогнозирования и планирования в налогообложении.
Ответ:
Налоговое планирование - это часть управленческой деятельности. Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица – это одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование также способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.
Налоговое планирование подразделяется на:
1) планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование);
2) налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий;
3) индивидуальное или семейное, личное (налоговое планирование для физических лиц).
Вопрос 2: Соответствует ли налоговое планирование принципам рыночной экономики?
Ответ:
Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано как главной целью рыночной экономики, так и основными принципами (неприкосновенность частной собственности, гарантии от произвола государства). По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены полномочиями защищать свои имущественные права, в том числе право собственности, любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных органов.
Вопрос 3: Что такое налоговый произвол государства?
Ответ: представляет собой наибольшую опасность для граждан и самого государства, особенно в периоды анархии, галопирующей инфляции, кризиса.
Налоговый произвол заключается в отсутствии стабильной законодательной регламентации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Он может проявиться:
– в введении новых незаконных налогов и сборов в течение года, изменении порядка их взимания,
– в пересмотре ставок, льгот, трактовок тех или иных понятий,
– в предоставлении индивидуальных льгот,
– в издании актов, действие которых обращено в прошлое,
– в принятии секретных (для служебного пользования, закрытых, не подлежащих опубликованию) актов, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщиков и государства,
– в наделении налоговых органов правом давать собственные трактовки и разъяснения законодательных актов,
– в выступлении в качестве арбитра в спорах, требовать от налогоплательщика дополнительную (не предусмотренную в законе) информацию.
Налоговый произвол государства выражается в любом неравноправии сторон при ведении споров и их разной материальной ответственности при нанесении ущерба неправомерными действиями.
Иногда проявлениями налогового произвола называют лишь меры, ухудшающие положение налогоплательщика (введение нового налога или отмена льготы), а отмену старого налога или введение новой льготы рассматривают как благодеяние государства.