СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 5 класса. По учебнику Усачева, Школяр.

Просмотр содержимого документа
«Программа 5 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по «Искусство (Музыка)» для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 5-7 класса авторов В.О. Усачевой и Л.В. Школяр


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Музыка» разработан в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования и относится к предметной области «Искусство». Данный учебный предмет в основной школе изучается в 5м классе в объеме 35 часа, 1 раз в неделю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Цель программы – ввести обучающихся в мир музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, которые способствуютуспешному и плодотворному процесс формированию музыкальной культуры как части всей его духовной культуры

Задачи:

Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости. Необходимо пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку.

Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке, осмысленного восприятия произведений искусства.

Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и другие) и на типические свойства методических систем образования школьников, отраженные в образовательном проекте урока музыки.


Программа опирается на следующие принципы:

Принцип непрерывного общего развития ребенка обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической.

Он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни – сверхзадачей музыкального воспитания, проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания – отношение к действительности, инструмент познания – музыкальный образ, способ познания – проживание содержания музыки).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьниковкоррелятивенс принципами:

увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации обучающихся на ее прослушивание и исполнение;

активности, сознательности и самостоятельности, которые обеспечиваются в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;

доступности, связанной с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания знаний, а также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.

Принцип прочности и наглядностиобеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерностей), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гармонии, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

Методы, используемые в работе по программе:

Метод музыкально-педагогической драматургии- тематическое построение, выстроенное в системе «от простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному - выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.;

Метод проблемно-поисковых ситуаций - создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска дополнительного плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей.

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Данный метод призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

Метод «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачева). Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего ее рассмотрения. Развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения.

Метод содержательного анализа музыки (В.А. Школяр)- анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Содержание курса обеспечиваетвозможностьразностороннегоразвитияобучающихсяблагодаря:

наблюдению, воспитанию музыки и размышлению о ней;

воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;

игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

импровизации разнообразных видов музыкально-творческой деятельности.

Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) иосновнымисредствамимузыкальнойвыразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).

Обучающиеся получают представления о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике,

О народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.

В ходе обучения музыки школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховыхпредставленийобинтонационнойприродемузыкивовсеммногообразииеевидов, жанров и форм.

Пение.Самовыражениеребенкавпении. Воплощениемузыкальныхобразовприразучиваниииисполнениипроизведений. Освоениевокально-хоровыхуменийинавыковдляпередачимузыкально-исполнительскогозамысла, импровизации.

Инструментальноемузицирование.Коллективноемузицированиенаэлементарныхиэлектронныхмузыкальныхинструментах. Участиевисполнениимузыкальныхпроизведений. Опытиндивидуальнойтворческойдеятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическоедвижение.Общеепредставлениеопластическихсредствахвыразительности. Индивидуально-личностноевыражениеобразногосодержаниямузыкичерезпластику. Коллективныеформыдеятельностиприсозданиимузыкально-пластическихкомпозиций. Танцевальныеимпровизации.

Драматизациямузыкальныхпроизведений. Театрализованныеформымузыкально-творческойдеятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игр – драматизации.

Выражениеобразногосодержаниямузыкальныхпроизведенийспомощьюсредстввыразительностиразличныхискусств.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человечества – осознание школьником себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, мировой культуры, для существования и прогресса которых необходимы мир, толерантность, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур.

Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через произведения мировой музыкальной культуры.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение подростка к музыке как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.


ЛИЧНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться:

познавательных - знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры;

регулятивных - участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.;

коммуникативных- они заложены в самом существе музыкального искусства, как универсального коммуникативного средства, и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности.

Личностные результаты изучения музыки:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

становление музыкальной культуры, как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные результаты изучения музыки:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведение разных видов искусства;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства учебной и внеурочной деятельности.

анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

наличие собственной позиции и аргументированнойоценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научебного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредствам музыкального искусства;

владеющий основами уменияучиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий художественные ценности общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

стремящийся жить по законам красоты;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

обладающий развитым эстетическимчувством и художественным вкусом;

использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

Требования к уровню подготовки учащихся за курс музыки 5 класса.

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;

знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

знать  художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов -   К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

самостоятельного знакомства с  музыкальной культурой  и оценки их эстетической значимости;

определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Критерии оценки.

Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

самостоятельность в разборе музыкального произведения;

умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

знание мелодической линии и текста песни;

чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

выразительное исполнение.

«четыре»:

знание мелодической линии и текста песни;

в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

пение недостаточно выразительное.

«три»:

допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

пение невыразительное.

«два»:

исполнение неуверенное, фальшивое.

Тетрадь на уроках музыки.

Требования к ведению тетради для учащихся 5 классов.

В тетрадь записываются:

Темы уроков.

Имена  композиторов, музыкантов, даты их жизни.

Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

Названия и авторы разучиваемых песен.

Сложно запоминающиеся тексты песен.

Музыкальные впечатления.

Сообщения, выполняемые учащимися по желанию(по темам отдельных уроков.)

В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов(в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.

Оценка выставляется за:

ведение тетради(эстетическое оформление;)

наличие всех тем;

аккуратность.

ведение словаря

выполненное домашнее задание.

самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля: самостоятельная работа; устный опрос; взаимоопрос; самоконтроль; тест.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства–коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.Оно направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст.

Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5–7-м классах: взаимосвязь искусств – преобразующая сила музыки – в чем сила музыки – музыкальный образ – музыкальная драматургия.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». Многообразие и богатство связей музыки и литературы: значение поэзии в вокальной музыке; особенности взаимодейст­вия музыки и текста в возникнове­нии народных песенных жанров; литература как идея или основа для создания программных и непрограммных произведений; формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия.

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Музыка обогащает литературу: музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений; каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни; музыкальность как мера совершенства литературного текста; «говорящая» тема как критерий выразительности музыки; воспитание музыкой через литературу; музыка как компонент синкретичных жанров.

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

«Можем ли мы увидеть музыку». Связь музыки с изобразительным искусством: музыка рождает зрительные ассоциации; изображение рождает музыкальные ассоциации; музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему; «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения.

«Можем ли мы услышать живопись». Внутренний слух и внутреннее зрение; картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве; ритм, колорит, пространство в музыке и живописи; музыка и изображение как основа синкретичных жанров; музыка и музыканты становятся живописными образами; «звучащие» полотна; «живописные» партитуры; границы отдельных искусств не замкнуты; искусства ежеминутно переходят одно в другое.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Тема

Часов

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

15

2

«Музыка и изобразительное искусство»

19



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока /форма

Система контроля

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание











План

Факт











Раздел 1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы 15 часов

1

Мастерская литератора

1

Урок введение в тему

Устный опрос





Ст. 38-43







































2

Жизненные правила для музыканта

1

Комбинированный урок

Взаимоконтроль





Ст. 78-81







































3

Мелодия и слово.

Другая жизнь песне

1

Урок- игра

Самооценка творческое задание













































4

Речь стремиться к музыке, музыка к речи.

1

Урок углубления в тему

Накопитель-ная оценка по видам деятель-ти













































5

О чем молчит рояль

1

Урок фантазирования

Тест





Ст. 10-17







































6

Знакомимся с песней, историей, людьми

1

урок-путешествие

Взаимо-проверка













































7

Где кончаются слова-начинается музыка

1

Урок обобщения и закрепления

Накопительная оценка





Ст. 24-27







































8

Музыка и литература

1

Аукцион – знаний

Викторина













































9

Сочинение сочиненного

1

Введение в тему

Устный опрос





Ст. 58-73







































10

Мастерская композитора

1

Комбинированный урок

Взаимо-контроль





Ст. 44-57







































11

Музыка – главный герой басни

1

Урок-спектакль

Самооценка творческое задание













































12

Несколько взглядов на цветок. Люди искусства

1

Урок углубления в тему

Накопительная оценка по видам деятельности





Ст. 28-36







































13

Чудо музыка в повестях К. Паустовского

1

Урок-дискуссия

Тест













































14

Музыка в кинофильмах

1

Урок обобщения и закрепления

Взаимо-проверка













































15

Музыкальная лаборатория

1

Урок-концерт

Накопительная оценка













































Раздел 2

«Музыка и изобразительное искусство» 19

16

Картины природы в музыке

1

Введение в тему

Устный опрос













































17

Музыкальный портрет

1

Комбинированный урок

Взаимоконтроль













































18

Мастерская художника

1

Урок- фантазирования

Самооценка творческое задание





Ст. 49-57







































19

Звук и цвет

1

Урок – углубления в тему

Накопи-тельная оценка по видам деятельности





Ст. 126-137







































20

Художник хозяин над всем что видит

1

Урок-игра

Тест





Ст. 106-109







































21



Вторая («Богатырская») симфония

1



Урок – углубления в тему

Взаимо-проверка







Ст. 112-117











































22

Поэтическая мастерская

1

Урок – углубления в тему

Накопительная оценка





Ст. 90-105







































23

Музыка передаёт движение



1

Комбинированный урок

Викторина





Ст. 88-89







































24

Музыка передаёт движение Масленица

1

Аукцион знаний

Устный опрос













































25

Внутренний голос

1

Урок обобщения и закрепления

Взаимоконтроль





Ст. 18-23







































26

Маэстро. Ищите, свищите

1

Урок - Игра Волшебный конверт

Викторина





Ст. 74-77







































27

Образы природы в живописи и музыке

1

Введение в тему

Устный опрос













































28

Образы природы

1

Комбинированный урок

Тест













































29

Музыкальные краски

1

Урок – фантазирования

Взаимо-проверка













































30

Настроение картины и музыки

1

Урок-игра

Самооценка творческое задание













































31

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

Урок обобщения и закрепления

Викторина













































32

Разум ученого и гений музыканта

1

Урок обобщения и закрепления

Самооценка

творческое задание





Ст. 110-111







































33



Царство будущего



1



Урок-творчества



Накопительная оценка по видам деятель-ти





Ст. 138-159











































34

Контрольная работа

1

Урок- смотр знаний

Викторина













































35

Анализ контрольной работы

1

Урок- смотр знаний


















































VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):

Программа по музыке (5–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).

Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.

Нотная хрестоматия для 5 кл.

Фонохрестоматия для 5 кл.

В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5кл.

Стандарты второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. –  2-е изд. –  М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.htm

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕННОГО ПРЕДМЕТА.

Программа обеспечивает достижение пятиклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения музыки являются:

формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  •  наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;

  • на основе изучения выдающихся муз. произведений русских и зарубежных классиков, произведений искусства выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого: – различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «без-образного»; – стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;

  • сдерживать себя от уничтожения красоты в мире и добрых отношений между людьми;

  • на основе изучения  патриотических муз. произведений русских композиторов, изучения русской истории  воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;

  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • изучая музыку разных народов мира, выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: – к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции – к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям.

Метапредметными  результатами изучения музыки являются:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.


Метапредметными  результатами изучения курса «Музыка» в 5-ом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать    средства реализации этих целей и применять их на практике.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  (С точки зрения предмета «Музыка»   самым близким является понятие моделирование.  Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего  музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,  прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):

строить сообщения в устной и письменной форме;

научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров;

осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, прогнозировать содержание темы, самостоятельно решать творческую задачу.

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

использование речи для регуляции своего действия;

активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;

способность вести диалог;

способность встать на позицию другого человека;

участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

участие в коллективном обсуждении проблем;

умение работать в группе


Личностные УУД:

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

знание основ здорового образа жизни;

формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

в формировании основ художественного мышления;

в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.



55