№ | Тема учебного занятия | Содержание урока | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемый результат | УМК и МТО | Дата |
Искусство в жизни современного человека .3 часа. | |
1 | Искусство вокруг нас. | Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его функциональности и ценности для людей, живших во все времена. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений декоративно-прикладного искусства, фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального творчества (на знакомом материале) | Определять место и роль искусства в жизни человека и общества. Интонационно-образно воспринимать муз.произведение в единстве его содержания и формы, характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рождённые этой музыкой; Знать/понимать и правильно употреблять термины. | Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры в контексте разных стилей. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
2 | Художественный образ – стиль – язык. | Виды искусства. Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (на знакомом материале) | Различать виды, стили и жанры искусства. Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства | Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
3 | Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека» | Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос | |
Искусство открывает новые грани мира .8 часов. | |
4 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Наука и искусство. Роль искусства в формировании творческого мышления (художественного и научного). Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи – основоположника худ.к-ры Высокого Возрождения , пять столетий восхищающих человечество. | Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра, кино. | Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
5 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. | Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства. | Умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию урока. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
6 | Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. | Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звёзд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают соё видение мира. (А.Вивальди, К.Дебюсси, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Г.Свиридов) | Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки. Подбирать муз.произведения, созвучные картинам русских художников. | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
7 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображение детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека (характер, настроение, понять его сущность). | Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Соотносить особенности композиции в воплощении художественных образов живописи и музыки. | Описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
8 | Портрет в искусстве России. Как начиналась галерея | Портреты наших великих соотечественников. Считается, что портрет - бесспорное достижение русской национальной школы. 18 век в России – век портрета (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель) | Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях изобразительного искусства. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции | Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства | | |
9 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | Непосредственность и неосознанность знаний от произведения искусства. Портреты великих соотечественников в музыке. «Портрет» применителен к музыкальному искусству. Изображение человека в музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. | Понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз.произведения;. ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях муз.искусства. | Различать лирический, драматический, трагический портрет в музыке | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
10 | Портрет композитора в литературе и кино. | Получение знаний о человеке из произведений искусства. Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Портрет любого деятеля культуры и искусства создают, прежде всего, его произведения: музыка, картины, скульптура, а также его письма, воспоминания современников… фрагменты пр-й В.Моцарта: Симфония №40, Реквием, Маленькая ночная серенада, Рондо в турецком стиле | Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. | Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
11 | Обобщающий урок по теме «Искусство открывает новые грани мира». | Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос. | |
Искусство как универсальный способ общения .5 часа. | |
12 | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов. Произведения русского и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является ёмкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. | Определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать о них. Прочитывать информацию, заключённую в памятниках искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. | Понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
13 | Искусство художественного перевода – искусство общения. | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, галереи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного общения интернациональности языка искусства, который понятен без перевода являются музеи, международные выставки | Называть музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города. Владеть информацией о конкурсах, фестивалях различной тематической направленности. | Наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
14 | Искусство – проводник духовной энергии. | Искусство как проводник духовной энергии. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. | Определять значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). | Заинтересованность к миру искусства | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
15 | Знаки и символы искусства. | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, жанровых картинах. Символика в скульптуре, живописи | Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Раскрывать своё понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов ( дороги, солнца, огня) | Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
16 | Контрольная работа по теме «Искусство как универсальный способ общения» | Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос. | |
№ | Тема учебного занятия | Содержание урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | Форма организации учебной деятельности | Дата |
Воздействующая сила искусства. 5 часов. | |
1 | Искусство и власть. | Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. | Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть, выявлять их сходство и различия, назвать общие черты. | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
2 | Выражение общественных идей в искусстве. | Выражение общественных идей в художественных образах. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Музыка языческой культуры. | Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
3 | Какими средствами воздействует искусство. | Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х гг. ХХ века (архитектура, живопись, плакаты, кино). Триумфальные арки. Духовная музыка («Литургия», «Месса», «Всенощное бдение») Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной композиции. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии. | Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
4 | Храмовый синтез искусств | Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Монументальная скульптура. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. | Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
5 | Обобщающий урок по теме «Воздействующая сила искусства». | Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос. | |
Искусство предвосхищает будущее. 5 часов. | |
6 | Дар предвосхищения. | Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способность к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусстваПостижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. | Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видах искусства | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
7 | Какие знания даёт искусство. | Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня | Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства. | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
8 | Предсказания в искусстве. | Предвидение сложных коллизий ХХ-ХХI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Предвидение как форма утверждения духовных ценностей; гротеск в музыке как форма протеста. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | Писать эссе об одном из явлений современного искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр), в котором есть скрытое пророчество | Личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы, умозаключения | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
9 | Научный прогресс и искусство. | Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. | Выявлять жизненные ассоциации музыки. Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня. Размышлять о соотношении науки и искусства. Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. | - владеть приемами рационального запоминания, - работа с источниками информации (чтение, конспектирование, - составление тезисов, библиографический поиск, - работа со справочником), - владение способами самоконтроля, | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
10 | Обобщение темы урока «Искусство предвосхищает будущее». | Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос. | |
Дар созидания. Практическая функция. 5 часов. | |
11 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством. | Изучать облик своего города. Выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства | Использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении творческих задач | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
12 | Архитектура исторического города. | Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие вид города или площади в разные эпохиАфинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. | Изображать в виде чертежа план-схему средневекового города. Описывать особенности изображений городов на старинных гравюрах | Описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
13 | Архитектура современного города. | Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие вид города или площади | Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству, образовательно-информационными ресурсами Интернета. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах | Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
14 | Специфика изображений в полиграфии. | Журнальная графика, книгопечатание, иллюстрации детской книги. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. | Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика | Структурировать изученный материал, полученный из разных источников; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной деятельности | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
15 | Контрольная работа. | Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. | Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Письменный опрос. | |
Искусство и открытие мира для себя. 2 часа. | |
16 | Первый шаг к искусству. | Традиции и новаторство в искусстве. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. | Анализировать произведения различных видов искусства, высказывать суждения об их функциях (познавательной, эстетической, коммуникативной, ценностно-ориентирующей) | Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. - Классификация, систематизация доказательств | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |
17 | Мышление научное и художественное. | Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Искусство в жизни выдающихся людей. | Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей | Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование | Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему. | |