СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 8-9 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематический план по предмету ИЗО для 8-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа 8-9 класс»

Календарно - тематическое планирование 8 класс

(18 часов)



Тема учебного занятия

Содержание

урока

Основные виды деятельности

обучающихся

Планируемый результат

УМК и МТО

Дата

Искусство в жизни современного человека .3 часа.


1



Искусство вокруг нас.



Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его функциональности и ценности для людей, живших во все времена. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений декоративно-прикладного искусства, фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального творчества (на знакомом материале)

Определять место и роль искусства в жизни человека и общества. Интонационно-образно воспринимать муз.произведение в единстве его содержания и формы, характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рождённые этой музыкой; Знать/понимать и правильно употреблять термины.

Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры в контексте разных стилей.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


2


Художественный образ – стиль – язык.


Виды искусства. Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (на знакомом материале)

Различать виды, стили и жанры искусства. Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства

Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


3

Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека»

Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос


Искусство открывает новые грани мира .8 часов.


4

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Наука и искусство. Роль искусства в формировании творческого мышления (художественного и научного). Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи – основоположника худ.к-ры Высокого Возрождения , пять столетий восхищающих человечество.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра, кино.

Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


5

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их.

Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Различать виды, стили и жанры искусства. Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию урока.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


6

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звёзд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают соё видение мира. (А.Вивальди, К.Дебюсси, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Г.Свиридов)

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки. Подбирать муз.произведения, созвучные картинам русских художников.

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.


Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображение детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека (характер, настроение, понять его сущность).

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Соотносить особенности композиции в воплощении художественных образов живописи и музыки.

Описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


8

Портрет в искусстве России.

Как начиналась галерея

Портреты наших великих соотечественников. Считается, что портрет - бесспорное достижение русской национальной школы. 18 век в России – век портрета (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель)

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях изобразительного искусства. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции

Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства



9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

Непосредственность и неосознанность знаний от произведения искусства. Портреты великих соотечественников в музыке. «Портрет» применителен к музыкальному искусству. Изображение человека в музыке. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз.произведения;. ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях муз.искусства.

Различать лирический, драматический, трагический портрет в музыке

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


10

Портрет композитора в литературе и кино.


Получение знаний о человеке из произведений искусства. Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Портрет любого деятеля культуры и искусства создают, прежде всего, его произведения: музыка, картины, скульптура, а также его письма, воспоминания современников… фрагменты пр-й В.Моцарта: Симфония №40, Реквием, Маленькая ночная серенада, Рондо в турецком стиле

Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


11

Обобщающий урок по теме «Искусство открывает новые грани мира».

Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос.



Искусство как универсальный способ общения .5 часа.



12

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов. Произведения русского и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является ёмкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать о них. Прочитывать информацию, заключённую в памятниках искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


13

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, галереи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного общения интернациональности языка искусства, который понятен без перевода являются музеи, международные выставки

Называть музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города. Владеть информацией о конкурсах, фестивалях различной тематической направленности.

Наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


14

Искусство – проводник духовной энергии.


Искусство как проводник духовной энергии. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Определять значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Заинтересованность к миру искусства

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


15

Знаки и символы искусства.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, жанровых картинах. Символика в скульптуре, живописи

Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. Раскрывать своё понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов ( дороги, солнца, огня)

Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


16

Контрольная работа по теме «Искусство как универсальный способ общения»

Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос.



Красота в искусстве и жизни.2часа.


17

Что такое красота.

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, музыке и других искусствах.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла

Иметь суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах. . Рассуждать, делать умозаключения и выводы.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


18

Откровенье вечной красоты.

Понимание красоты в разных художественных стилях и направлениях. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина-удел науки, добро -религии, красота принадлежит искусству. Однако, в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчётливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали своё представление об идеальной красоте.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.




Календарно - тематическое планирование 9 класс (17 часа)


Тема

учебного занятия


Содержание

урока


Основные виды учебной деятельности


Планируемый результат

Форма организации учебной деятельности


Дата

Воздействующая сила искусства. 5 часов.


1

Искусство и власть.

Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров.

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть, выявлять их сходство и различия, назвать общие черты.

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


2

Выражение общественных идей в искусстве.

Выражение общественных идей в художественных образах. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Музыка языческой культуры.

Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


3

Какими средствами воздействует искусство.

Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х гг. ХХ века (архитектура, живопись, плакаты, кино). Триумфальные арки. Духовная музыка («Литургия», «Месса», «Всенощное бдение»)

Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства.


Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.



4

Храмовый синтез искусств

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Монументальная скульптура. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.


Представление о жанрах и стилях искусства.

Личностная оценка.

Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.



5

Обобщающий урок по теме «Воздействующая сила искусства».

Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос.



Искусство предвосхищает будущее. 5 часов.


6

Дар предвосхищения.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способность к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусстваПостижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видах искусства

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


7

Какие знания даёт искусство.

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня

Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни. Размышлять о знакомых произведениях искусства.

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


8

Предсказания в искусстве.

Предвидение сложных коллизий ХХ-ХХI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда Предвидение как форма утверждения духовных ценностей; гротеск в музыке как форма протеста. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве

Писать эссе об одном из явлений современного искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр), в котором есть скрытое пророчество

Личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы, умозаключения

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


9

Научный прогресс и искусство.

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

- составление тезисов, библиографический поиск,

- работа со справочником),

- владение способами самоконтроля,

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.



10

Обобщение темы урока «Искусство предвосхищает будущее».

Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос.



Дар созидания. Практическая функция. 5 часов.


11

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством.

Изучать облик своего города. Выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства

Использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении творческих задач

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


12

Архитектура исторического города.

Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие вид города или площади в разные эпохиАфинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Изображать в виде чертежа план-схему средневекового города. Описывать особенности изображений городов на старинных гравюрах

Описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


13

Архитектура современного города.

Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие вид города или площади


Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству, образовательно-информационными ресурсами Интернета. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах

Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


14

Специфика изображений в полиграфии.

Журнальная графика, книгопечатание, иллюстрации детской книги. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.


Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика

Структурировать изученный материал, полученный из разных источников; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной деятельности

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.


15

Контрольная работа.

Характеризоватьобщие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Письменный опрос.


Искусство и открытие мира для себя. 2 часа.


16

Первый шаг к искусству.

Традиции и новаторство в искусстве. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь

затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Анализировать произведения различных видов искусства, высказывать суждения об их функциях (познавательной, эстетической, коммуникативной, ценностно-ориентирующей)

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.

- Классификация, систематизация доказательств

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.



17

Мышление научное и художественное.

Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Искусство в жизни выдающихся людей.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей

Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Устный опрос. Записи в тетради. Выполни-ть рисунок на заданную тему.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!