Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи Программы:
- Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
- Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Форма работы с детьми в период адаптации:
Групповая.
5-10минут в день после завтрака. В течение 1 месяца.
Оснащение психолого-педагогической деятельности:
Настольно-печатные игры
Предметные игрушки
Цветная бумага
Писчая бумага
Наглядные тематические картинки
Цветные карандаши, фломастеры,краски
Простой карандаш
Доска
Цветные мелки
Клубок ниток
Ковер
Принцип проведения психолого-педагогического процесса:
Доброжелательность
Простота подачи материала
Структура каждого занятия:
Приветствие.
Ход работы.
Рефлексивный компонент. Включает в себя подведение итогов групповой работы и ритуал прощания (запускание мыльных пузырей).
Работа с педагогами.
1. Организация консультаций по вопросам возрастного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Оказание помощи в организации благоприятной предметно – развивающей среды группы.
3. Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка.
4. Беседы с воспитателями об особенностях работы с детьми раннего возраста.
5. Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.
6. Беседы с воспитателями, испытывающими затруднения в период работы по адаптации детей.
7. Консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации.
Работа с родителями.
1. Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к новым социальным условиям».
2. Обеспечение наглядной информации на сайте по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду».
3. Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду.
4. Беседы с родителями с целью изучения семьи с целью прогноза адаптации.
5. Анкетирование родителей «Мой ребенок».
6. Наглядная информация в родительский уголок.
7. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода периода адаптации.
(по запросу).
8. Консультации по инициативе психолога с родителями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке.
9. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка).
Литература.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. .Москва «Генезис» 2006
Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. СПб Речь 2007
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. М., 91г.
Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006г.
Севостьянова Е.О. "Дружная семейка" Программа адаптации к ДОУ М., 2007г.
Монина Г.Б., Лютова Е.К., Тренинг общения с ребенком, период раннего детства. Санкт-Петербург, 2005
Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ, под ред. Каралашвили, М., 2007
Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007
Психолог в детском саду. №2, 2007
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка Санкт-Петербург, 2005
Самые маленькие в детском саду "Линка – пресс",2005
Малкина – Пых И.Т. "Возрастные кризисы детства" М., 2004
Пазухина И.А. Давай познакомимся! «Детство – пресс» СПб 2004
Занятие 1.
Цели:
Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе
Развивать чувство единства, сплоченности
Развитие навыков невербальных контактов
Способствовать развитию самоуважения, принятия сверстников
Развитие внимания и произвольного поведения
Материалы:
Мягкая игрушка в «чудесном мешочке»
4 платка (символизирующие 4 стихии)
Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
Пастель, фломастеры
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами поздороваемся, но не словами, а при помощи рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он передаст мое приветствие своему соседу и т.д., до тех пор, пока приветствие ко мне не вернется.
Отлично!
В этом волшебном мешочке лежат предметы, которые вам надо отгадать. Каждый пощупает и попытается догадаться что это. Итак, что это? Правильно! Мы будем передавать мешочек по кругу и отгадывать предметы , а я вас познакомлю с правилами наших занятий:
Внимательно слушать друг друга
Право голоса у того, у кого в руках игрушка
Уважать друг друга (обсудить, что это значит)
Молодцы! Чтобы лучше понять правила, поиграем в игру.
«Меняются местами те, у кого…»
Вы видите, у меня на столе – платки. Это огонь, земля, воздух и вода. Каждый представит и покажет нам – какой он огонь (земля, вода…) А теперь я буду показывать вам платки, а вы изображать то, что означает этот платок. Очень хорошо! Закройте глаза и представьте себе эти стихии, сейчас каждый выберет себе один фломастер и мы будем рисовать общий рисунок. Приготовьтесь, рисуем по очереди. Обсуждаем то, что получилось в конце рисования.
Рефлексия.
Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.
Занятие 2.
Цели:
Повышать у детей уверенность в себе
Развивать произвольность
Формировать позитивное отношение к сверстникам
Развивать воображение
Развитие тактильного восприятия
Материалы:
«Чудесный мешочек» с клубком оранжевых ниток
ДМ «Осень»
Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
Пастель, фломастеры
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня у меня опять мешочек и мы по - очереди определим, что там. Правильно, это клубок. Он поможет мне спеть вам песенку. Я буду петь про того, у кого в руках клубок, а пока я пою, надо будет намотать на пальчик нитку и передать клубок своему соседу. «Я очень рада, что Соня с нами в группе есть!» Клубочек ко мне вернулся, мы все связаны одной ниткой. Следующее задание надо будет выполнять осторожно, так, чтобы получилось у всех. Поднимите руки вверх. Положите на колени. Дотроньтесь до лба. Вверх. Вытяните руки вперед. (обсуждение задания)
«Поменяйтесь местами». Водящий должен не только придумать кто меняется местами, но и занять себе место, когда кто – нибудь замешкается.
А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно – осень. Рассматриваем картинку и обсуждаем признаки осени. Работа «Наша осень». Работа выполняется всей группой, это может быть по желанию групповой рисунок, рисунок по очереди и т п.
Рефлексия.
Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.
Занятие 3.
Цели:
Развивать коммуникативные навыки
Развивать групповую сплоченность
Повышение у детей уверенности в себе
Развивать тактильное восприятие, воображение, внимание
Материалы:
Мешочек с клубком
Картинки с изображениями
Сухие листья
Большие листы бумаги
Клей
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
«Я очень рада…», с клубком.
Психо – гимнастическое упражнение «Единство». Все встают в шеренгу. На счет ведущего – должны прыгнуть на месте и развернуться в любую сторону, но постараться развернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону.
«Испорченный телефон» Один из детей выбирает картинку на столе. Другой подходит и рассматривает картинку, затем рассказывает следующему то, что он видел. Последний должен сказать ,что он услышал. Сравниваем и обсуждаем. В зависимости от ситуации, можно уточнить, что сейчас каждый сам про себя решит как он передавал информацию.
Релаксационное упражнение «Листья». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Когда ребенок почувствует, что на него упал листик – можно открыть глаза, взять листик и подумать:
Что это за лист?
С какого дерева он упал?
Хочет ли он вернуться обратно.
Есть ли у него друзья… и т.д.
Расскажите нам про него.
На заранее приготовленных листах с желтыми кругами на синем фоне дети выбирают место для своих листиков и наклеивают их. Затем все вместе придумываем название.
Второй вариант этой работы – листики не наклеивать, а делать из них отпечатки. Дети раскрашивают листики гуашью, прикладывают к ватману, затем из пульверизатора на ватман с шаблонами разбрызгивается голубой краситель. Получается листопад на фоне неба.
Рефлексия.
Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.
Занятие 4.
Цели:
Учить детей понимать чувства других людей и адекватно выражать свои
Развитие тактильного восприятия
Формирование уважения детей друг к другу
Обучение творческому самовыражению
Материалы:
Мешочек с Колобком
Фотографии людей с разными выражениями лица
Репродукции
Маленькие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
Карандаши, фломастеры
«Дерево эмоций»
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята!
Определяем, что лежит в волшебном мешочке. Да, это шар! А теперь посмотрим, какой это шар. Достаем Колобка. Смотрите ка – это Колобок! А кто скажет, какое у него настроение? Правильно, веселое, как вы догадались?
А что такое чувства? Зачем они нужны? Как они появляются?
Сейчас каждый возьмет Колобок и назовет чувства, которые знает.
Молодцы! А теперь вместе подумаем, какие цвета подходят «Радости», а я на доске буду отмечать все, что мы придумаем. ( дети могут по – очереди подходить и выбирать цвета, прикрепляя их рядом с эмоцией). Так же «Грусть», «Злость» и т.п.
У нас очень хорошо получилось. Я раздам вам картинки и мы по - очереди попробуем рассказать, какое настроение на них показано.
«Дерево эмоций» Дети снимают с дерева кусочки головоломки с наклеенными эмоциями, рассказывают, какие это эмоции и т.п. Затем собирают из кусочков круг. После того. Как круг собран – дети получают по листку с кругом (d15-18см) В этом кругу вы можете нарисовать то чувство, какое захотите нарисовать. Рисовать можно так, как захочется. Заполните все пространство круга.
Рефлексия.
Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.