СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации младших дошкольников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Это и эмоциональный, и информационный стресс.Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации младших дошкольников»

Пояснительная записка

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.


Цель Программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.


Задачи Программы:

- Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

- Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.


Форма работы с детьми в период адаптации:

Групповая.

5-10минут в день после завтрака. В течение 1 месяца.


Оснащение психолого-педагогической деятельности:

  1. Настольно-печатные игры

  2. Предметные игрушки

  3. Цветная бумага

  4. Писчая бумага

  5. Наглядные тематические картинки

  6. Цветные карандаши, фломастеры,краски

  7. Простой карандаш

  8. Доска

  9. Цветные мелки

  10. Клубок ниток

  11. Ковер


Принцип проведения психолого-педагогического процесса:

Доброжелательность

Простота подачи материала

Структура каждого занятия:

Приветствие.

Ход работы.

Рефлексивный компонент. Включает в себя подведение итогов групповой работы и ритуал прощания (запускание мыльных пузырей).

Работа с педагогами.

1. Организация консультаций по вопросам возрастного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Оказание помощи в организации благоприятной предметно – развивающей среды группы.

3. Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка.

4. Беседы с воспитателями об особенностях работы с детьми раннего возраста.

5. Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня.

6. Беседы с воспитателями, испытывающими затруднения в период работы по адаптации детей.

7. Консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации.

Работа с родителями.

1. Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к новым социальным условиям».

2. Обеспечение наглядной информации на сайте по теме: «Как подготовить ребенка к детскому саду».

3. Индивидуальные беседы с родителями (по запросу) по вопросам подготовки ребенка к детскому саду.

4. Беседы с родителями с целью изучения семьи с целью прогноза адаптации.

5. Анкетирование родителей «Мой ребенок».

6. Наглядная информация в родительский уголок.

7. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода периода адаптации.

(по запросу).

8. Консультации по инициативе психолога с родителями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке.

9. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка).



















Литература.



Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. .Москва «Генезис» 2006

Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. СПб Речь 2007

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. М., 91г.

Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006г.

Севостьянова Е.О. "Дружная семейка" Программа адаптации к ДОУ М., 2007г.

Монина Г.Б., Лютова Е.К., Тренинг общения с ребенком, период раннего детства. Санкт-Петербург, 2005

Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ, под ред. Каралашвили, М., 2007

Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007

Психолог в детском саду. №2, 2007

Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка Санкт-Петербург, 2005

Самые маленькие в детском саду "Линка – пресс",2005

Малкина – Пых И.Т. "Возрастные кризисы детства" М., 2004

Пазухина И.А. Давай познакомимся! «Детство – пресс» СПб 2004



























Занятие 1.

Цели:

  • Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе

  • Развивать чувство единства, сплоченности

  • Развитие навыков невербальных контактов

  • Способствовать развитию самоуважения, принятия сверстников

  • Развитие внимания и произвольного поведения


Материалы:

  • Мягкая игрушка в «чудесном мешочке»

  • 4 платка (символизирующие 4 стихии)

  • Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)

  • Пастель, фломастеры

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами поздороваемся, но не словами, а при помощи рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он передаст мое приветствие своему соседу и т.д., до тех пор, пока приветствие ко мне не вернется.

Отлично!

В этом волшебном мешочке лежат предметы, которые вам надо отгадать. Каждый пощупает и попытается догадаться что это. Итак, что это? Правильно! Мы будем передавать мешочек по кругу и отгадывать предметы , а я вас познакомлю с правилами наших занятий:

Внимательно слушать друг друга

Право голоса у того, у кого в руках игрушка

Уважать друг друга (обсудить, что это значит)

Молодцы! Чтобы лучше понять правила, поиграем в игру.

«Меняются местами те, у кого…»

Вы видите, у меня на столе – платки. Это огонь, земля, воздух и вода. Каждый представит и покажет нам – какой он огонь (земля, вода…) А теперь я буду показывать вам платки, а вы изображать то, что означает этот платок. Очень хорошо! Закройте глаза и представьте себе эти стихии, сейчас каждый выберет себе один фломастер и мы будем рисовать общий рисунок. Приготовьтесь, рисуем по очереди. Обсуждаем то, что получилось в конце рисования.

Рефлексия.

Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.


Занятие 2.

Цели:

  • Повышать у детей уверенность в себе

  • Развивать произвольность

  • Формировать позитивное отношение к сверстникам

  • Развивать воображение

  • Развитие тактильного восприятия

Материалы:

  • «Чудесный мешочек» с клубком оранжевых ниток

  • ДМ «Осень»

  • Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)

  • Пастель, фломастеры

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Сегодня у меня опять мешочек и мы по - очереди определим, что там. Правильно, это клубок. Он поможет мне спеть вам песенку. Я буду петь про того, у кого в руках клубок, а пока я пою, надо будет намотать на пальчик нитку и передать клубок своему соседу. «Я очень рада, что Соня с нами в группе есть!» Клубочек ко мне вернулся, мы все связаны одной ниткой. Следующее задание надо будет выполнять осторожно, так, чтобы получилось у всех. Поднимите руки вверх. Положите на колени. Дотроньтесь до лба. Вверх. Вытяните руки вперед. (обсуждение задания)

«Поменяйтесь местами». Водящий должен не только придумать кто меняется местами, но и занять себе место, когда кто – нибудь замешкается.

А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно – осень. Рассматриваем картинку и обсуждаем признаки осени. Работа «Наша осень». Работа выполняется всей группой, это может быть по желанию групповой рисунок, рисунок по очереди и т п.

Рефлексия.

Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.



Занятие 3.

Цели:

  • Развивать коммуникативные навыки

  • Развивать групповую сплоченность

  • Повышение у детей уверенности в себе

  • Развивать тактильное восприятие, воображение, внимание

Материалы:

  • Мешочек с клубком

  • Картинки с изображениями

  • Сухие листья

  • Большие листы бумаги

  • Клей

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

«Я очень рада…», с клубком.

Психо – гимнастическое упражнение «Единство». Все встают в шеренгу. На счет ведущего – должны прыгнуть на месте и развернуться в любую сторону, но постараться развернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону.

«Испорченный телефон» Один из детей выбирает картинку на столе. Другой подходит и рассматривает картинку, затем рассказывает следующему то, что он видел. Последний должен сказать ,что он услышал. Сравниваем и обсуждаем. В зависимости от ситуации, можно уточнить, что сейчас каждый сам про себя решит как он передавал информацию.

Релаксационное упражнение «Листья». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Когда ребенок почувствует, что на него упал листик – можно открыть глаза, взять листик и подумать:

Что это за лист?

С какого дерева он упал?

Хочет ли он вернуться обратно.

Есть ли у него друзья… и т.д.

Расскажите нам про него.

На заранее приготовленных листах с желтыми кругами на синем фоне дети выбирают место для своих листиков и наклеивают их. Затем все вместе придумываем название.

Второй вариант этой работы – листики не наклеивать, а делать из них отпечатки. Дети раскрашивают листики гуашью, прикладывают к ватману, затем из пульверизатора на ватман с шаблонами разбрызгивается голубой краситель. Получается листопад на фоне неба.

Рефлексия.

Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.



Занятие 4.

Цели:

  • Учить детей понимать чувства других людей и адекватно выражать свои

  • Развитие тактильного восприятия

  • Формирование уважения детей друг к другу

  • Обучение творческому самовыражению

Материалы:

  • Мешочек с Колобком

  • Фотографии людей с разными выражениями лица

  • Репродукции

  • Маленькие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)

  • Карандаши, фломастеры

  • «Дерево эмоций»

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Определяем, что лежит в волшебном мешочке. Да, это шар! А теперь посмотрим, какой это шар. Достаем Колобка. Смотрите ка – это Колобок! А кто скажет, какое у него настроение? Правильно, веселое, как вы догадались?

А что такое чувства? Зачем они нужны? Как они появляются?

Сейчас каждый возьмет Колобок и назовет чувства, которые знает.

Молодцы! А теперь вместе подумаем, какие цвета подходят «Радости», а я на доске буду отмечать все, что мы придумаем. ( дети могут по – очереди подходить и выбирать цвета, прикрепляя их рядом с эмоцией). Так же «Грусть», «Злость» и т.п.

У нас очень хорошо получилось. Я раздам вам картинки и мы по - очереди попробуем рассказать, какое настроение на них показано.

«Дерево эмоций» Дети снимают с дерева кусочки головоломки с наклеенными эмоциями, рассказывают, какие это эмоции и т.п. Затем собирают из кусочков круг. После того. Как круг собран – дети получают по листку с кругом (d15-18см) В этом кругу вы можете нарисовать то чувство, какое захотите нарисовать. Рисовать можно так, как захочется. Заполните все пространство круга.


Рефлексия.

Прощаемся и пускаем мыльные пузыри.