Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Филиппово
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Утверждаю.
Директор школы __________В. С. Солоницына
«___»_____________2017г
Приказ №_________
Приказ №________ «Согласовано
на заседании методического совета
«___»_________2017 г
протокол № ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Курс
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Духовно – нравственное направление
Возраст – 8-9 лет
Сроки реализации – 1 года
2017 - 2018 учебный год
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
с. Филиппово
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – М.: Изд.: РОСТкнига, 2014.
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018учебный год.
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
Сформировать систему нравственных ценностей;
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
Формировать экологически воспитанную личность;
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
Формировать интерес к чтению художественной литературы;
Развивать познавательную активность;
Развивать творческие способности.
Ценностные ориентиры программы
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлѐнность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально -психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Общая характеристика курса
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаѐт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение,
ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».
Место курса в учебном плане
Программой курса «Что такое хорошо и что такое плохо» во 2 классе предусмотрено проведение 34 занятий. Продолжительность - 40 минут.
Планируемые результаты
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
Систему нравственных качеств и этическое сознание;
Потребность в самовоспитании и саморазвитии;
Чувство уважения к правам и обязанностям человека;
Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
Потребность в чтении художественной литературы.
В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися
социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.).
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
понимает такие понятия, как «патриотизм», «любовь к Родине» и готов реализовывать их в социальной жизни через действия.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Во втором - четвертом классах, как правило, набирает силу процесс
развития детского коллектива, резко активизируется межличностное
взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Осуществляется на основе: анкетирования, опроса, результатов участия детей в мероприятиях классного, школьного и городского уровней.
Содержание изучаемого курса
«Я и школа»
О культуре поведения в школе.
«Я и окружающие»
Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему.
Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты.
Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики.
Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.
«Я и семья»
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
«Я и природа»
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в
лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
«Я и книга»
Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки
«Царевна – лягушка». И снова сказка. Животные с книжных страниц.
Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.
«Я и животные»
Белый пѐс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.
«Я и здоровье»
Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны
нам глазки.
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Часы | Дата |
1 | О культуре поведения в школе. Входная диагностическая работа | Всего 1 | Теория 1 | Практ - | |
2 | Под крышей дома моего. | 1 | | 1 | |
3 | Времена года. | 1 | | 1 | |
4 | Отправляемся в путешествие. | 1 | | 1 | |
5 | Узнай меня! | 1 | | 1 | |
6 | Не надо больше ссориться. | 1 | | 1 | |
7 | Учимся дружить. | 1 | | 1 | |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек. | 1 | | 1 | |
9 | Учимся обсуждать проблему. | 1 | | 1 | |
10 | Во саду ли, в огороде… | 1 | | 1 | |
11 | Слушаем сказку. | 1 | | 1 | |
12 | Поговорим о собаках. | 1 | | 1 | |
13 | «Тише, пожалуйста!» | 1 | | 1 | |
14 | Занимательный журнал «Имена». | 1 | | 1 | |
15 | Колечко красоты. | 1 | | 1 | |
16 | Девочка и разбойники. | 1 | | 1 | |
17 | Экскурсия в медицинский кабинет. | 1 | | 1 | |
18 | Зима в лесу. | 1 | | 1 | |
11 | По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка». | 1 | | 1 | |
21 | Для чего нужны нам глазки. | 1 | 1 | - | |
21 | И снова сказка! | 1 | | 1 | |
22 | Лепим снеговика. | 1 | | 1 | |
23 | Давайте, друзья, потолкуем о маме… | 1 | | 1 | |
24 | Цветик-семицветик. | 1 | | 1 | |
25 | Волшебники и волшебные предметы. | 1 | | 1 | |
26 | Животные с книжных страниц. | 1 | | 1 | |
27 | Спешим на помощь Бабке Ёжке. | 1 | | 1 | |
28 | День космонавтики. | 1 | | 1 | |
29 | Тропинка. | 1 | | 1 | |
30 | Ох уж этот ветер!.. | 1 | | 1 | |
31 | Сказочные фанты. | 1 | | 1 | |
33 | Школа насекомых. | 1 | | 1 | |
34 | Лето в загадках. Итоговая диагностическая работа | 1 | | 1 | |
| Всего | 34 | 2 | 32 | |
Материально-техническое обеспечение программы
п\п | 1.Методическая литература для учителя | 2.Литература для учащихся |
1. | Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012 | Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. -М.:РОСТ.208с. |
2. | Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова –М.:Изд. «Глобус», 2009. | |
| Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005. | |
3. | Технические средства обучения | |
| Интерактивная доска. | 1шт |
| Настенная доска. | 1шт |
| Персональный компьютер. | 1шт |
| Мультимедийный проектор. | 1шт |
| | |
4. | Компьютерные и информационно -коммуникативные средства | |
| Диски с музыкальными произведениями, аудиокассеты видеофильмы, презентации, произведения фольклора. | |
5. | Интернет - ресурсы | |
| 1.ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958 2. Сайт uroki.net для классного руководителя http://www.uroki.net/docklruk.htm 3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа. http://festival.1september.ru/subjects/20/ 4. Журнал «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru 5.Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.ph | |
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что?
Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
Стараешься ли контролировать свое поведение?
Каких поощрений ждешь от родителей?
Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
Хватает ли тебе общения с родителями?
Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?