Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 29
_____________Мухамедзянова И.Р.
Приказ № 0100-ОД от «01» августа 2017 г.
Программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
вокальный кружок
«Домисолька»
(возрастная категория детей 5 - 7 лет,
срок реализации 1 год)
Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 13 сентября 2017г
Музыкальный руководитель:
Акмалова З.Ф.
Нефтекамск, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Основные цели и задачи реализации программы 4
1.3 Планируемые результаты освоения программы 4
1.4 Организация и проведение занятий кружка 5
1.5 Возрастные особенности детей 5-6лет 6
1.6 Возрастные особенности детей 6-7лет 7
1.7 Подразделы программы 8
II. Содержательный раздел
2.1 Структура занятия 10
2.2 Методические приемы 11
2.3 Перспективное планирование 12
III. Организационный раздел
3.1 Список детей, посещающих вокальный кружок 27
3.2 Диагностика уровня развития певческих навыков 28
3.3 Перечень программно-методического обеспечения 28
IV. Список используемой литературы 29
Пояснительная записка
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей. При пении развивается звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).
Главным критерием отбора программного материала стала его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений: классических, как отечественных, так и зарубежных, русских народных и современных.
Новизна программы вокального кружка «Домисолька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и современной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель программы – формирование эстетической и духовно-нравственной культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, современной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Коррекционные
Планируемые результаты освоения программы вокального кружка
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Формы подведения итогов реализации программы - являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Организация и проведение занятий кружка «Домисолька»
Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия, длительностью по 25 минут, которые проводятся два раза в неделю во второй половине дня с группой детей в количестве 14 человек.
Другие формы работы: развлечения, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предусматривается взаимодействие с семьей в форме консультаций, бесед, развлечений, концертов.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, СD-диски с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-7 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной, классической, народной музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей шестого года жизни более совершенная речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности учитываются при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На пятом и шестом годах жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
•опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Всего (В) количество занятий в год 72, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П)
№ | Темы занятий | Т | П | В |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 |
Музыкальная подготовка |
1 | Развитие музыкального слуха | 2 | 6 | 8 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой | 2 | 6 | 8 |
3 | Развитие чувства ритма | 2 | 6 | 8 |
Вокальная работа |
1 | Прослушивание голосов | | 2 | 2 |
2 | Певческая установка. Дыхание | 1 | 10 | 11 |
3 | Распевание | 1 | 10 | 11 |
4 | Дикция | 1 | 10 | 11 |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 1 | 10 | 11 |
ИТОГО: | 12 | 60 | 72 |
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Знакомство с музыкальной грамотой.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
Перспективно-тематический план работы на 2017-2018 уч.год
вокального кружка «Домисолька»
№ заня тия | Тема | Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Музыкальный репертуар |
СЕНТЯБРЬ |
1 | Вводное | Беседа | Объяснение целей и задач вокального кружка. | Распорядок работы, правила поведения. | |
2 | Прослушивание голосов | Пение | Послушать и выявить у детей голоса разной высоты | Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. | Знакомые песни |
3-4 | Распевание | Пение | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | «Учим петь» (М.р.2/05, с.22) |
5-6 | Развитие музыкального слуха | Музыкально-дидактические игры | Развивать звуковысотный слух, ладовое чувство | Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса | «Учим петь» (М.р.2/05, с.21) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | Попевки из сборника «Радуга-дуга»: «Солнышко» с.20, «Считалка», с. 26 |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Способствовать развитию умения передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Ехали купчики с ярмарки» (М.рук. 5/06, с.18) «Купили мы бабушке…»(с.18) |
7-8 | Певческая установка. Дыхание | Пение | Познакомить детей с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. | «Светит месяц» (с.21) |
ОКТЯБРЬ |
9-10 | Развитие ритмического слуха | Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. | Картотека игр и упражнений. | |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | Попевки из сборника «Радуга-дуга» «Прятки» с.38 «Солнышко, выгляни», с. 21 |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Ехали купчики с ярмарки» (М.рук. 5/06, с.18) «Купили мы бабушке…»(с.18) |
11-12 | Распевание | Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | «Учим петь» (М.р.2/05, с.22) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Лягушки-комары»(с.22) «Осень пришла» (Радуга-дуга, с.22) |
13-14 | Знакомство с нотной грамотой | Музыкальная грамота | Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) Дать понятия «хор», «солист» | Упражнения на изучение нотной грамоты на фланелеграфе | «Лесной хор» Л. Олифировой (М.р 4/12, с.31) |
15-16 | Дикция | Речевые игры со скороговор-ками | Вырабатывать умение отчетливо произносить слова при пении | Обратить внимание на отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. | Скороговорки из сборников. |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз.. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | «Учим петь» (М.р.2/05, с.22) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Лягушки-комары»(с.22) «Осень пришла» (Радуга-дуга, с.22) |
НОЯБРЬ |
17-18 | Развитие музыкального слуха | Музыкально-дидактические игры | Развивать звуковысотный слух, ладовое чувство | Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса | «Учим петь» (М.р.2/05, с.23) |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Три синички», «Серая коза», «Белка», (М.р.8/07, с.41) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Дождик-озорник» Н. Зарецкой (М.р.6/05, с.15) «Нивы сжаты» сл. Есенина, муз.Струве (М.р. 5/05, с.34) |
19-20 | Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Три синички», «Серая коза», «Белка», (М.р.8/07, с.41) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Дождик-озорник» Н. Зарецкой (М.р.6/05, с.15) «Нивы сжаты» сл. Есенина, муз.Струве (М.р. 5/05, с.34) |
21-22 | Знакомство с нотной грамотой | Музыкальная грамота | Знакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) | Упражнения на изучение нотной грамоты на фланелеграфе | «Лесной хор» Л. Олифировой (М.р 4/12, с.31) |
Распевание | Расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Зима», (М.р., 8/07, с.43) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Новогодний вальс» Е.Шаламоновой (М.р.7/07, с.47) «Пришла с мороза елочка» З. Роот (М.р.,7/07,с.58) |
23-24 | Певческая установка. Дыхание | Пение | Продолжать знакомить детей с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. | «Светит месяц» (с.21) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Зима», (М.р., 8/07, с.43) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения.
| Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Новогодний вальс» Е.Шаламоновой (М.р.7/07, с.47) «Пришла с мороза елочка» З. Роот (М.р.,7/07, с.58) |
ДЕКАБРЬ |
25-26 | Развитие ритмического слуха | Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. | Картотека игр и упражнений. | |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Шутка-прибаутка» (М.р., 8/07, с.43) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Новогодняя песенка» Г. Гладкова (М.р.7/07, с.5) «Рождественская песенка» (М.р.8/07, с.58) |
27-28 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Шутка-прибаутка» (М.р., 8/07, с.43) «Пошла коляда» (М.р.6/05, с.60) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Новогодняя песенка» Г. Гладкова (М.р.7/07, с.5) «Рождественская песенка» (М.р.8/07, с.58) |
29-30 | Развитие музыкального слуха | Музыкально-дидактические игры | Развивать звуковысотный слух, ладовое чувство | Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса | «Учим петь» (М.р.2/05, с.25) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. Развивать способность у детей распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Песенки-попевки. | «Шутка-прибаутка» (М.р., 8/07, с.43) «Пошла коляда» (М.р.6/05, с.60) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Ангелы летят» (М.р.6/05, с. 64) «Белый снег белешенький» (М.р. 6/05, с.66) |
31-32 | Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | .Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | «Ангелы летят» (М.р.6/05, с. 64) «Белый снег белешенький» (М.р. 6/05, с.66) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Пошла коляда» (М.р.6/05, с.60) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Новогодняя песенка» Г. Гладкова (М.р.7/07, с.5) «Рождественская песенка» (М.р.8/07, с.58) «Ангелы летят» (М.р.6/05, с. 64) «Белый снег белешенький» (М.р. 6/05, с.66) |
ЯНВАРЬ |
33-34 | Знакомство с нотной грамотой | Музыкальная грамота | Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) | Упражнения на изучение нотной грамоты на фланелеграфе | «Разноцветные нотки» (М/р, 4/12, с.79) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Вот такая чепуха»(М.р.5/06, с.38) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | Р.н.п. для развлечения «Праздник русского платка»: …………. |
35-36 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Вот такая чепуха»(М.р.5/06, с.38) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | Р.н.п. для развлечения «Праздник русского платка» |
37-38 | Развитие музыкального слуха | Музыкально-дидактические игры | Развивать звуковысот-ный слух, ладовое чувство | Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса | «Учим петь» (М.р.2/05, с.26) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: …. |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Лучше папы друга нет» (М.р., 8/07, с.66) «Я встану на посту» (М.р., 8/07, с.74) |
39-40 | Певческая установка. Дыхание | Пение | Продолжать знакомить детей с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. | «Петушок» р.н.п.(Поет-поет соловушка, с.4) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Лучше папы друга нет» (М.р., 8/07, с.66) «Я встану на посту» (М.р., 8/07, с.74) |
ФЕВРАЛЬ |
41-42 | Знакомство с нотной грамотой | Музыкальная грамота | Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) | Упражнения на изучение нотной грамоты на фланелеграфе | «Снеговик» (М/р, 8/07, с.73) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | Вокальные номера из детской оперы «Гуси-лебеди (М.р. 3/06, с. 37) |
43-44 | Певческая установка. Дыхание | Пение | Продолжать знакомить детей с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. | «Зима» Карасевой (Хр-я мл.гр, с.25 |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | Вокальные номера из детской оперы «Гуси-лебеди (М.р. 3/06, с. 37) |
45-46 | Развитие ритмического слуха | Развитие ритмического слуха | Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. | Картотека игр и упражнений. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: |
| | Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | Вокальные номера из детской оперы «Гуси-лебеди (М.р. 3/06, с. 37) |
47-48
| Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | Вокальные номера из детской оперы «Гуси-лебеди (М.р. 3/06, с. 37) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Из сборника «Народные песни для детей» О. Лыкова: |
МАРТ |
49-50 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «У кота-воркота» (Хр-я ст.гр., с.33), «Часы» (с.34), «Солнышко» (с.34) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Благослови, мати» (М.р.1/05, с.23) «Ой, весна воротилася» (с.22) |
51-52 | Певческая установка. Дыхание | Пение | Продолжать знакомить детей с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. | Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. | «А я по лугу» (Поет-поет соловушка, с.7) |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Три синички», «Серая коза», «Белка», (М.р.8/07, с.41) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Благослови, мати» (М.р.1/05, с.23) «Ой, весна воротилася» (с.22) |
53-54 | Развитие ритмического слуха | Развитие ритмического слуха | Ритмические и рече - ритмические игры и упражнения. | Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. | Картотека игр и упражнений. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Три синички», «Серая коза», «Белка», (М.р.8/07, с.41) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Ходит матушка-весна» (с.24) «Жаворонушки, прилетите-ка!» (с.26) «Жаворонок-дуда» (с.28) |
55-56 | Дикция | Речевые игры со скороговор-ками | Вырабатывать умение отчетливо произносить слова при пении | Обратить внимание на отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. | Скороговорки из сборников. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Три синички», «Серая коза», «Белка», (М.р.8/07, с.41) |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Ходит матушка-весна» (с.24) «Жаворонушки, прилетите-ка!» (с.26) «Жаворонок-дуда» (с.28) |
АПРЕЛЬ |
57-58 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | «Уж ты, котенька-коток» («Народные колыбельные песни» Радыновой, с.18) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Повсюду благовест гудит» Чайковский «Утренняя молитва» |
59-60 | Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | .Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | «Повсюду благовест гудит» Чайковский «Утренняя молитва» |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Уж ты, котенька-коток («Народные колыбельные песни» Радыновой, с.18) |
61-62 | Дикция | Речевые игры со скороговорками | Вырабатывать умение отчетливо произносить слова при пении | Обратить внимание на отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. | Скороговорки из сборников. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Качи, качь («Народные колыбельные песни» Радыновой, с.21) |
Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка) | «Счастливый день Победы» З.Роот (М.р. 3/12, с.54) «Алеша» Э. Колмановского (М.р.2/05, с. 12) |
63-64 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Песенки-попевки. | Качи, качь («Народные колыбельные песни» Радыновой, с.21), «По дороге Петя шел» «Светит солнышко» |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Счастливый день Победы» З.Роот (М.р. 3/12, с.54) «Алеша» Э. Колмановского (М.р.2/05, с. 12) |
МАЙ |
65-66 | Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | .Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | По выбору муз.рук. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. формировать умение распределять дыхание при пении протяжных фраз. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | «Горелки» (Радуга-дуга, с.29) |
67-68 | Дикция | Речевые игры со скороговорками | Вырабатывать умение отчетливо произносить слова при пении | Обратить внимание на отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. | Скороговорки из сборников. |
Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | «Горелки» (Радуга-дуга, с.29) |
| | Разучивание и исполнение новых песен | Вырабатывать умение чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Добиваться умение петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Способствовать умению передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка. | Продолжать знакомство с новыми песнями, беседы по содержанию, разучивание мелодии и текста.
| «Пастух» сл. Есенина, муз. Струве (М.р. 5/05, с.35) |
69-70 | Распевание | Распевание | Продолжать расширять диапазон детского голоса. | Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. | По выбору муз.рук. |
Исполнение знакомых песен | Закреплять навыки выразительного исполнения. | Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен. | «Пастух» сл. Есенина, муз. Струве (М.р. 5/05, с.35) |
71-72 | Работа с ансамблем над репертуаром | Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. | .Вырабатывать умение слаженно петь хором | Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией | Исполнение песен из программы концерта «Песенка-чудесенка» |
Список детей
Старшая группа №6
Авзалова Аделя
Агзаметдинова Софья
Иванова Полина
Маликова Залина
Садырова Алина
Шамсиахметова Алина
Юкчубаев Дима
Старшая группа №8
Багаутдинова Азалия
Гараева Самира
Мустафин Данир
Шарипов Равиль
Шитова Катя
Ямаев Мурат
Подготовительная группа №3
Хайдарова Гульнара
Хамидушина Камилла
Хазиева Юля
Урсегов Максим
Подготовительная группа №4
Ахметов Арсен
Гилимьянов Мансур
Шабалина Аня
Шабалина Лиза
Усманова Диана
МОНИТОРИНГ уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки)
| Оценка/б |
н | с | в |
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | | | |
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации |
|
|
|
3. | Умение импровизировать |
|
|
|
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту |
|
|
|
5. | Навыки выразительной дикции |
|
|
|
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Материальное обеспечение программы:
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, СD-диски с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами
Методическое обеспечение программы: фонограммы, нотная литература:
Каплунова И, Новоскольцева И. «Как у наших у ворот».
Лыков О. Народные песни для детей.
Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры.
Радынова О.П. Народные колыбельные песни.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 143-144 с.
ЛИТЕРАТУРА
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.