«История родного края - история казачества»
(программа дополнительного образования)
Направленность программы:
по содержанию является: историко – краеведческой;
по функциональному назначению: учебно - познавательно;
по времени реализации: 1 год, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Представленная программа построена на историко-краеведческом материале. Выбор данного направления, во-первых, обусловлен тем, что историческое краеведение реализует на практике такой принцип государственной политики, как формирование духовно-нравственной личности обучающихся, воспитанию патриотизма; во-вторых, история казачества является неотъемлемой частью истории нашей Родины, и возрождение духовных ценностей нашего края осознаётся нами как историческая необходимость. Таким образом, данная программа отвечает основным положениям ФГОС второго поколения на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и духовной культуре родного края.
Личностные УУД: У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, основываясь не на пассивном восприятия учебного материала, а на возрастающей потребности самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах.
Актуальность программы объясняется тем, что в настоящее время патриотизм является важным элементом в формирование личности, её устойчивой гражданской позиции. Приобщение подрастающего поколения к опыту предшественников, даёт возможность по-новому взглянуть на историю казачества родного края.
Цель: Воспитание патриотизма на примере исторического прошлого нашего края.
Задачи:
1. Расширить краеведческий кругозор по истории Донского казачества;
2. Сохранять и приумножать культурное наследие малой Родины;
3. Формирование ценностных ориентаций у обучающихся на основе личностного осмысления опыта исторических процессов.
Основные принципы построения программы:
1. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала;
2. Принцип интеграции и дифференциации обучения;
3. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
Основные формы занятий: беседа, ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, защита социальных проектов, составление презентаций, экскурсии в музеи, конкурсы, викторины.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она является комплексной, так как содержит информацию не только по истории казачества, но и казачьей культуры, народного творчества казаков, а также основы православия.
Возраст детей: 7-10 лет, обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных учреждений основной школы (классы кадетской направленности) по программе дополнительного образования.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будет предоставлен кабинет для проведения занятий, оборудованный учебными партами и доской.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
1. фактический материал по истории края;
2. методику написания и защиты проектной работы, составления презентаций.
Обучающиеся должны уметь:
1. аргументировать свою оценку событий;
2. организовывать различные мероприятия по краеведению, такие как экскурсии, викторины, выставки и т.п.
3. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Способы проверки:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, такие как викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в конкурсах, мероприятиях.
Учебно-тематический план программы:
№ | Тема | Кол-во теор. часов | Кол-во прак. | Всего часов |
Раздел 1. Введение: «История - наука о прошлом» (6 часов) |
1. | Что такое история? | 1 | 1 | 2 |
2. | Какие науки помогают изучать историю? | 1 | 1 | 2 |
3. | Донская земля в древности | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. С чего начинается Родина? (6 часов) |
1. | Моя большая и малая Родина | 1 | 1 | 2 |
2. | Государственные символы России (герб, гимн, флаг) | 1 | 1 | 2 |
3. | Символы Волгограда и Волгоградской области | 1 | 1 | 2 |
Раздел 3. Истоки казачества (11 часов) |
1. | Кто такие казаки? | 1 | | 1 |
2. | Образование Войска Донского | 1 | 1 | 2 |
3 | Казаки на государственной службе | 1 | 1 | 2 |
4. | Главные казачьи символы и знаки отличия | 1 | 1 | 2 |
5 | Воспитание казака | 1 | 1 | 2 |
6 | Герои, прославившие род казачий | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4 Культура и быт Донских казаков (6 часов) |
1. | Традиции и обычаи казаков. | 1 | 1 | 2 |
2. | Православные праздники на Дону | 1 | 1 | 2 |
3. | Казачий фольклор | 1 | 1 | 2 |
Раздел 5. Возрождение казачества (5 часов) |
1. | Казачьему роду - нет переводу! | 1 | 1 | 2 |
2. | Посещение музея | | 1 | 1 |
3. | Итоговое занятие, защита проектов | 1 | 1 | 2 |
| Всего часов | 17 | 17 | 34 |
Режим занятий: Программа обучения рассчитана на 34 учебных часов:
1. теоретические занятия - 17 часов,
2. практические занятия - 17 часов.
Содержание программы:
Программа включает в себя 5 разделов:
1. «История - наука о прошлом».
2. С чего начинается Родина?
3. Истоки казачества.
4. Культура и быт Донских казаков.
5. Возрождение казачества.
Основное содержание программы
Раздел 1. Введение: «История - наука о прошлом» (6 часов)
Тема 1.Что такое история? (2 часа)
История как наука, изучающая прошлое нашей страны, края. Что такое исторический источник. Виды исторического источника.
Тема 2. Какие науки помогают изучать историю? (2 часа)
Археология – наука помощница историков. Этнография – наука о народах. Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) : топонимика, сфрагистика, нумизматика, геральдика, хронология и другие.
Тема 3. Донская земля в древности (2 часа)
Кочевые племена - скифы, сарматы, половцы. Дон в первой половине XI века. Дон в составе Золотой Орды. Заселение Нижнего Поволжья.
Раздел 2. С чего начинается Родина? (6 часов)
Тема 1. Моя большая и малая Родина. (2 часа)
Понятия «малая», «большая» Родины. Моя Родина – Россия.
История казачества – часть истории Отечества.
Тема 2. Государственные символы России (герб, гимн, флаг). (2 часа)
Герб, гимн, флаг – как государственные символы Российской Федерации.
Происхождение герба, гимна, флага. Геральдика. Герб нашей страны.
Тема 3. Символы Волгограда и Волгоградской области. (2 часа)
История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда. Награды нашего города. Символика городов Волгоградской области.
Раздел 3. Истоки казачества (11 часов)
Тема 1. Кто такие казаки? (1 час)
Первые упоминания о донских казачьих поселениях. Первые казачьи городки. Жилища казаков. Походы за «зипунами». Социальные факторы формирования донского казачества.
Тема 2. Образование Войска Донского (2 часа)
Что такое Войско Донское? Понятие «Донское казачество». Предпосылки возникновения войска. Структура войскового управления. Роль политики русского правительства в объединении донских казаков. Казачье самоуправление.
Тема 3. Казаки на государственной службе (2 часа)
Присяга на верность России Войска Донского. Участие казаков в военных действиях нашего государства.
Тема 4. Главные казачьи символы и знаки отличия (2 часа)
Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков: хоругвь, стяг и др. Казачья военная форма.
Тема 5. Воспитание казака(2 часа)
Первые бытовые обряды – первая стрижка, праздник первых штанов, обучение верховой езде, владению шашкой. Игры казачат. Взросление и обучение.
Тема 6. Герои, прославившие род казачий (2 часа)
Ф.И. Краснощеков, Д.Е. Ефремов, В. В. Орлов-Денисов, М. И. Платов, А.В. Колчак, А. И. Дутов.
Раздел 4 Культура и быт Донских казаков (6 часа)
Тема 1. Традиции и обычаи казаков. (2 часа)
Казачья усадьба. Домашнее хозяйство. Одежда. Казачья кухня. Воинская обрядность. Донские круги. Устои, семейная обрядность. Ремесла казаков.
Тема 2. Православные праздники на Дону. (2 часа)
Духовная жизнь казаков. Православные праздники.
Тема 3. Казачий фольклор. (2 часа)
Речевая культура. Сказки - диалоги, сказки – былинки, сказки на библейские сюжеты. Казачьи песни. Народная драма. Театральные пьесы.
Раздел 5. Возрождение казачества(5 часа)
Тема 1. Казачьему роду - нет переводу! (2 часа)
Казачье движение 90-х гг. Принятие «Декларации казачества России». Деятельность современного казачества. Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими классами России.
Тема 2. Посещение музея или казачьего театра (1 часа)
Тема 3. Итоговое занятие, защита проектов (2 часа)
«Моя большая малая Родина», «Мой дом – моя крепость», «Воинская слава».
Рекомендуемая литература:
1. Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению.
Под редакцией Горбовой М.А. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004
2. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
3. Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000
4. Рябов С.И. Донская земля в XVII веке. Волгоград 1992 г.
5. Сценарии народных календарных праздников/авт. – сост. Л. А. Овчаренко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Традиционная культура казаков. Традиции и современность.
Методическое пособие (сборник) – сост.Ю.И. Фудько. – Волгоград, 2010.
7. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.