Вяжлинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: ______________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
дополнительного образования
«В мире сказки»
для 5-7 классов.
Разработчик программы:
Перевязкина Т.В.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения ________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: ____________________М.С. Пчелинцева
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета ________________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: ___________________ Г.Н. Акатушева
2016 – 2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Учащиеся должны знать/понимать:
— осознавать значимость чтения для личного развития
Учащиеся должны уметь
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— оценивания поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— участия в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдения правила общения и поведения в школе, библиотеке
Основное содержание
Вводное занятие.
«Что такое сказка» (1ч.)
Сказка как занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
Раздел 1: « Разновидности сказок.» (2 ч.)
Особенности сказок о животных, бытовых и волшебных сказок (на материале сказок народов мира.)
Раздел 2: «Книга сказок из твоей домашней библиотеки» (4 ч.)
Сказка и её герои.
Рассуждение о любимой сказке.
Иллюстрирование сказок.
Разгадывание кроссвордов.
Раздел 3: «Язык русских народных сказок» (2ч.)
Особенности сказывания сказок у разных исполнителей; манера исполнения сказок рядом актёров театра и кино
Раздел 4: «Писатели – сказочники» (4ч)
Выставка книг с литературными сказками. Книги писателей-сказочников. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Раздел 5: Старые добрые сказки (5ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборники. Сказки народов мира с «бродячими сюжетами».
Экскурсия в библиотеку. Выбор сказок народов других стран.
Раздел 6: «Образы сказок в живописи» (2 ч.)
Работы И. Билибина, В.Васнецова
Раздел 7: «Русская литературная сказка XIX века.» (5ч.)
Сказки А.С.Пушкина, произведения Н.В.Гоголя
Экскурсия в библиотеку. Выбор литературной сказки 19 века.
Раздел 8: «Работа над постановкой сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» ( 8 ч.)
Западнославянская легенда о братьях- месяцах. Русская народная сказка «Морозко».
Характеристика героев; подбор актёров
Выбор основных сцен для постановки.
Подбор музыкального оформления; разработка элементов костюма и декораций.
Репетиции сцен. Выступление на школьном празднике.
Отзывы о выступлении. Составление творческого отчёта.
Просмотр и обсуждение мультфильма и кинофильма.
Раздел 9: «Русские народные сказки» (7 ч.)
1.Русская народная сказка «Волшебное кольцо» (2 ч.)
Чтение сказки.
Работа по содержанию.
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование целеустремлённости, настойчивости в достижении цели.
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
2. Русская народная сказка «Ленивая Арина» (2 ч.)
Чтение сказки.
Работа по содержанию.
Чтение по ролям.
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов.
Рефлексия способов и условий действия. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
3.Русская народная сказка «Взаимная помощь» (2ч)
Чтение сказки.
Работа по содержанию.
Чтение по ролям.
Инсценировка сказки.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Установление причинно-следственных связей.
Умение договариваться. Находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
4. Экскурсия в библиотеку.
Выбор русской народной сказки для чтения.
Раздел 9:« Сказки зарубежных писателей.»(9ч.)
Г.Х.Андерсен, Ш Перро, сказки братьев Гримм, сказки Д. Родари.
Экскурсия в библиотеку. Выбор сказки зарубежных писателей.
Раздел 10: «Я сочиняю сказку» (2ч.)
Конкурс устных сочинений
Раздел 11: «Я рисую сказку» (2 ч.)
Конкурс рисунков по сказке
Раздел 12 : «Образы сказок в скульптуре.» (2ч.)
Скульптура Москвы, Бремена, Дрездена
Раздел 13: «Образы сказок в музыке» (2ч.)
Оперы Римского-Корсакова (фрагменты)
Раздел 14 : «Образы сказок в декоративно-прикладном искусстве.» (2 ч.)
На основе материала, найденного учащимися
Раздел 15 :«Сказочно-былинный жанр (Зч)
Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины. Язык русских народных сказок.
Раздел 16: « Я сочиняю сказку» (2ч)
Конкурс устных сочинений
Раздел 17 : «Я рисую сказку» (2 ч.)
Конкурс рисунков по сказке
Раздел 18: «Литературные игры за столом» (2 ч.)
Проведение литературных игр.
Написание отзыва.
Раздел 19 : «Сказка и реальность» (2 ч.)
Заключительные занятия. Конкурс презентаций.
Учебно - тематический план
№ | Название разделов и тем | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. «Что такое сказка» | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1: « Разновидности сказок.» Особенности сказок о животных, бытовых и волшебных сказок (на материале сказок народов мира.) | 2 | 1 | 1 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 | Раздел 2: «Книга сказок из твоей домашней библиотеки» Сказка и её герои. Рассуждение о любимой сказке. Иллюстрирование сказок. Разгадывание кроссвордов | 4 | 1 | 3 |
4 | Раздел 3: «Язык русских народных сказок» (2ч.) Особенности сказывания сказок у разных исполнителей; манера исполнения | 2 | 1 | 1 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | Раздел 4: «Писатели – сказочники» (4ч) Выставка книг с литературными сказками. Книги писателей-сказочников. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | 4 | 2 | 2 |
6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | Раздел 5: Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборники. Сказки народов мира с «бродячими сюжетами». Экскурсия в библиотеку. Выбор сказок народов других стран. | 5 | 3 | 2 |
7 | Раздел 6: «Образы сказок в живописи» Работы И. Билибина, В.Васнецова | 2 | 2 | |
8 8.1-8.2 8.3-8.4 8.5 | Раздел 7: «Русская литературная сказка XIX века.» Сказки А.С.Пушкина. Произведения Н.В.Гоголя. Экскурсия в библиотеку. Выбор литературной сказки 19 века. | 5 | 2 | 3 |
9 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 | Раздел 8: «Работа над постановкой сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Западнославянская легенда о братьях- месяцах. Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев; подбор актёров Выбор основных сцен для постановки. Подбор музыкального оформления; разработка элементов костюма и декораций. Репетиции сцен. Выступление на школьном празднике. Отзывы о выступлении. Составление творческого отчёта. Просмотр и обсуждение мультфильма и кинофильма. | 8 | 1 | 7 |
10 10.1-10.2 10.3-10.4 10.5-10.6 10.7 | Раздел 9: «Русские народные сказки» Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Русская народная сказка «Ленивая Арина» Русская народная сказка «Взаимная помощь» Экскурсия в библиотеку. | 7 | 3 | 4 |
11 | Раздел 10: «Я сочиняю сказку» | 2 | 1 | 1 |
12 | Раздел 11: «Я рисую сказку» | 2 | 1 | 1 |
13 | Раздел 12 : «Образы сказок в скульптуре.» Скульптура Москвы, Бремена, Дрездена | 2 | 1 | 1 |
14 | Раздел 13: «Образы сказок в музыке» Оперы Римского-Корсакова (фрагменты) | 2 | 1 | 1 |
15 | Раздел 14 : «Образы сказок в декоративно-прикладном искусстве.» | 2 | 1 | 1 |
16 16.1 16.2 16.3 | Раздел 15 :«Сказочно-былинный жанр Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины. Язык русских народных сказок. | 3 | 2 | 1 |
17 | Раздел 16: « Я сочиняю сказку» | 2 | 1 | 1 |
18 | Раздел 17 : «Я рисую сказку» Конкурс рисунков по сказке | 2 | 1 | 1 |
19 19.1 19.2 | Раздел 18: «Литературные игры за столом» Проведение литературных игр. Написание отзыва. | 2 | 1 | 1 |
20 20.1 20.2 | Раздел 19 : «Сказка и реальность» Заключительные занятия. Конкурс презентаций. | 2 | 1 | 1 |