СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образованияя детей « Народный календарь»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта

Сведения об авторе:

Сведения о программе:

Программу « Народный календарь» реализует с 2013 года.

Тип программы –модифицированная.

Направление деятельности: художественно-эстетическое.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон - младший средний школьный возраст.

Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании методического совета МБОУ Токаревской СОШ №1 Тамбовской области в августе 2012года.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образованияя детей « Народный календарь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Токаревская средняя общеобразовательная школа № 1

Филиал в с. Троицкий Росляй




Утверждена на заседании

методического совета

МБОУ Токаревской СОШ №1

Протокол № 6 29.08. 2013




Программа дополнительного образованияя детей



« Народный календарь»


Для детей младшего и среднего школьного возраста,

Срок реализации: 1 год


1 час в неделю (36 часов в год)







Составитель: Филатова Л.М.,


учитель изобразительного искусства








Троицкий Росляй

2013 г.


Информационная карта

Сведения об авторе:

Филатова Любовь Михайловна – учитель изобразительного искусства



Сведения о программе:

Программу « Народный календарь» реализует с 2013 года.

Тип программы –модифицированная.

Направление деятельности: художественно-эстетическое.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон - младший средний школьный возраст.



Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании методического совета МБОУ Токаревской СОШ №1 Тамбовской области в августе 2012года.


Контактный телефон: 8 47557 32196




























Пояснительная записка


На протяжении многих веков русский народ создавал богатейшую фольклорную традицию – самобытное и бесценное достояние национальной культуры.

Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, описывал по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, народные приметы и явления. Множество примет и обычаев дошло до нас из глубины веков, не утратив своего значения, в них практическая мудрость наших предков..

В ХХ столетии в силу ряда общественных причин, связанных с разрушением русских традиций, стали стремительно разрушаться практически все виды национально-самобытного народного творчества, уклада жизни..

Сегодня в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.

Обращение к многовековому опыту поколений,освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношениях с себе подобными.

Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоения русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.

В программе «Народный календарь» детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.

Художественное воспитание входит в состав эстетического воспитания как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.

Программа объединения «Народный календарь» имеет художественно-эстетическую направленность, и составлена для полноценного художественного развития детей через их общение с близким для них природным окружением, через знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Художественное развитие следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека как связь его с миром через календарные обряды.

Новизна программы заключается в опоре на современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических ресурсов, знакомство с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.


Актуальность программы в том, что она, является комплексной, вариативной, интегрированной, предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, глине или в рисунках красками, карандашом. Занятия, приуроченные к одной народной календарной дате, могут иллюстрироваться разными видами художественной деятельности и искусств..

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемых в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изобразительному искусству и т.д.).


В педагогической деятельности ставятся следующие цели:

  1. Осуществление эстетического воспитания как части формирования личности ребенка.

  2. Создание благоприятных условий для самореализации личности ребенка.

  3. Создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.


Цель занятий по программе «Народный календарь» - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусств на основе обращения к историческому наследию своего народа.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

-формирование мировоззрения, внутренней культуры личности через народный обрядовый календарь;

- сообщение и закрепление знаний по традиционным народным обрядам, по народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве.

Программа рассчитана на один год занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста.

В составе учебной группы должно быть не менее 10 – 12 человек. Возраст занимающихся 10 - 12 лет.

Объем: 36 часов в год.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие в неделю.

Образовательный процесс организуется в соответствии с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, требований СанПиН.

Материал программы расположен по календарному принципу, на каждую дату календаря дается примерная тематика занятий с обучающимися 4, 5 класса.


В основном работы выполняются выразительными средствами изобразительного искусства через рисование, лепку и аппликацию. Чаще используются виды практической деятельности – это рисование на темы, рисование с натуры. В процессе рисования совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, передавать свое восприятие изучаемого материала и отношение к нему.

Во время практических работ важно использование обучающимися самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, ретуши, глины, соленого теста, цветной тонированной бумаги и т.д.


Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных праздников. Предусматривается участие в праздниках, проводимых за пределами школы, посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства и др.

Занятия имеют не только образовательный, но и учебно-исследовательский характер.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.


Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки


Ожидаемые результаты:

-повышение нравственно-эстетической культуры школьников ( формируется система нравственно- эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства, вырабатываются критерии общечеловеческих ценностей;

- включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника;

- улучшение взаимоотношений с окружающими.


При реализации рабочей программы обучающиеся должны знать:

- основные русские календарные народные праздники;

- особенности традиционных календарных праздников

- основные земледельческие праздники славянских народов;

- особенности календарных праздников у славянских народов.

Уметь:

- рассказывать о русских народных календарных праздниках,

- принимать участие в организации и проведении народных праздников;

- использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, в повседневной жизни;

- владеть основами проектно-исследовательской работы.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

  • опросов по изучаемым темам;

  • выполнения письменных заданий;

  • оценки качества самостоятельно выполненных работ;

  • фиксации частоты участия в народных празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

  • творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.


Формы подведения итогов реализации программы


Выставки детских работ, презентации, защита проектов.


Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

– умение играть и проводить народные праздники,

– участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.

В конце учебного года сдаётся зачёт в форме защиты любой работы, подготовки выставки из работ, которые выполнялись на протяжении всего учебного года.



















Учебно-тематический план


№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Контроль

1

Введение.

1

1



2

Осенние праздники.

10




2.1.

Осенины.

2

0,5

1,5


2.2

Бабье лето.

2

0,5

1,5


2.3

Покров – пора свадебная.

2

0,5

1,5


2.4

Кузьминки - по осени поминки.

2

0,5

1,5


2.5

Михайлов день.

2

0,5

1,5


3

Зимние праздники

11




3.1

Илья Муромский.

2

0,5

1,5


3.2

Никола Зимний.

2

0,5

1,5


3.3

Встречаем Новый год.

1

1



3.4

Рождество.

2

0,5

1,5


3.5

Святки.

2

0,5

1,5


3.6

Сретенье.

1

0,5

0,5


3.7

Власьев день.

1

0,5

0,5


4.

Промежуточный контроль.

1



1

5

Весенние праздники.

9




5.1

Масленица.

1,5

0,5

1


5.2

Встреча весны.

1,5

0,5

1


5.3

Вербное воскресенье.

2

0,5

1,5


5.4

Пасха.

2

0,5

1,5


5.5

Троица.

2

0,5

1,5


6

Летние праздники.

3




6.1

Проекты.

3

1

2


7

Итоговый контроль.

1



1


ИТОГО:

36

11

23

2









Содержание программы


  1. Введение.

Теория. Понятие «Календарь. Народный календарь». Из истории народного календаря.


  1. Осенние праздники.


Теория 2.1.-2.5. Из истории праздника. Осенины. Бабье лето. Покров – пора свадебная. Кузьминки - по осени поминки. Михайлов день.

Практика 2.1.-2.2. Изготовление коллективного панно из вырезанок: бабочек, стрекоз, мотыльков, цветов. Панно «Последние обитатели осеннего луга наших мест».

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: луг и его обитатели, вырезанки.

Практика 2.3.-2.5. Рисование на темы: «Весёлая пляска», «Свадебный поезд», «Святые заступники».

Материал: альбом, краски, кисти, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: образцы рисунков на тему. Репродукции картин известных художников на данную тему.


  1. Зимние праздники.

Теория 3.1.-3.7. Из истории праздника. Илья Муромский. Образ богатыря в изобразительном искусстве.Никола Зимний. Встречаем Новый год. Рождество. Святки. Сретенье. Власьев день.

Практика3.1.-3.2. Рисование на темы: «Илья Муромский», «Никола Зимний».

Материал: альбом, краски, кисти, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников, иллюстрации и фото с изображением былинных героев и православных святых.

Практика 3.4.-3.6. Бумажное конструирование: «Вифлеемская звезда. Нимб». Изготовление из плотной бумаги звезды и маски.

Материал: ватман, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, резак.

Зрительный ряд: иллюстрации о Рождестве. Образцы масок и звезд.

Практика 3.7. Соленое тесто и лепка из него.

Изготовление из бумаги и соленого теста домашних животных.

Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, соленое тесто, дощечка, стеки.


Зрительный ряд: иллюстрации домашних животных, образцы готовых изделий.





  1. Промежуточный контроль.

Творческая выставка детских работ.

  1. Весенние праздники.

Теория 5.1.-5.5. Из истории праздника. Масленица. Масленичные забавы.

Встреча весны: 1-я встреча Весны: Евдокии. Веснянки; 2-я встреча Весны. Сороки. День весеннего равноденствия. 3-я встреча Весны. Благовещенье. Птицы – вестники весны.

Вербное воскресенье. Верба – символ солнца и жизни. Коллаж.

Пасха. Символы Пасхи. Яйцо — символ жизни. Христианское толкование символа.

Троица. Элементы праздника: завивание берёзки, сбор трав.

Практика 5.1. Рисование на тему «Масленичные забавы».

Материал: бумага, кисть, акварель или гуашь, вода, салфетки, палитра.

Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Масленичные забавы».


Практика 5.2. Изготовление коллажа «Встреча весны».

Материал: белая и цветная бумага, клей, кисть, гуашь, вода, салфетки, ткань.

Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Встреча весны».

Практика 5.3. Изготовление «вербочки».

Материал: ветка, вата, клей, кисть.

Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Вербочка».

Практика 5.4. Изготовление эскиза яиц – писанок. Роспись яиц – писанок.

Рисование натюрморта «Пасхальный набор».


Материал: акварельные краски, кисти, вода, бумага для акварели формата А3 и А4, простой карандаш и ластик, яйцо, гуашь.

Зрительный ряд: иллюстрации о яйцах, образцы яиц-писанок.

Практика 5.5.

Рисование на тему «Берёзы».

Материал: гуашь, кисти, вода, салфетки.

Зрительный ряд: образцы рисунков на тему.

Рисование на тему «Травяное поле».

Материал: гуашь, кисти, вода, салфетки.

Зрительный ряд: образцы рисунков на тему.


  1. Летние праздники.

Теория 6.1. Духов день. Иван Купала. Ильин день. Спасы. Первый

спас – медовый. Обряды и традиции первого спаса. Второй спас – яблочный. Обряды и обычаи второго спаса. Третий спас – ореховый. Обряды и традиции третьего спаса.

Практика 6.1. Дети готовят проектное исследование по теме. Проекты могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

Проекты (на выбор обучающихся).



  1. Итоговый контроль.

Презентация, защита выполненных работ (на выбор обучающихся).



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Приёмы и методы

При реализации программы используются различные методы обучения:

● словесные – рассказ, объяснение нового материала;

● наглядные – показ новых приемов лепки и рисования, демонстрация иллюстративного материала;

● практические – апробирование новых приемов лепки и рисования, изготовление и раскраска поделок, выполнение заданий по материалам и оформление выставок или доклада.

Основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых приемов лепки и рисования, освоение приёмов бумажного конструирования, изготовление игрушек, кукол, оформление выставок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках, конкурсах и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к освоению первичных навыков мастерства. При подготовке материалов для выставок формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.

Завершающим этапом является оформление выставки, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.

Творческому развитию способствует изготовление поделок из разных материалов, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании работ на общую тему.

Полезным приёмом в целях развития творческих способностей на занятиях является написание сценария организации какого-нибудь праздника и затем разыгрывание его в ролях, а также фото и видеозапись.

Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.

Материалом для докладов служат полученные знания о народных праздниках. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.


Материально-техническое оснащение программы

Помещение:

-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами, на которых можно рисовать, лепить и раскрашивать поделки из различных материалов, оформлять выставку, стульями для педагога и обучающихся, классной доской, шкафами и стеллажами для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий, иллюстративного материала.

Оборудование: фотоаппарат, видеомагнитофон, телевизор, канцтовары.

Материалы: для лепки- пластилин или покупная глина, соленое тесто, для росписи поделок - гуашевые краски, кисти, клеёнка.

Для оформления выставки: бумага, ватман, карандаши, фломастеры, клей.

Дидактическое обеспечение курса: образцы готовых изделий, книги, альбомы, диски, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.

Для занятий используется:

-компьютер

мультимидийный проектор










Список литературы для педагога

Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Север: Учеб.- метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.

Губин А. И. Традиции и обычаи народов мира. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. Лит., 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч. /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.

Ефимова А.В. Русский народный костюм. – М., 1989.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. – СПб.: «Паритет», 2005.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.

Народная Русь.Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.-М.:Белый город, 2007

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.

Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.


Список литературы для обучающихся

Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.

Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-составитель В.М. Григорьев. – М., 1992.

Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!