Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токаревская средняя общеобразовательная школа № 1
Филиал в с. Троицкий Росляй
Утверждена на заседании
методического совета
МБОУ Токаревской СОШ №1
Протокол № 6 29.08. 2013
Программа дополнительного образованияя детей
« Народный календарь»
Для детей младшего и среднего школьного возраста,
Срок реализации: 1 год
1 час в неделю (36 часов в год)
Составитель: Филатова Л.М.,
учитель изобразительного искусства
Троицкий Росляй
2013 г.
Информационная карта
Сведения об авторе:
Филатова Любовь Михайловна – учитель изобразительного искусства
Сведения о программе:
Программу « Народный календарь» реализует с 2013 года.
Тип программы –модифицированная.
Направление деятельности: художественно-эстетическое.
Уровень освоения: краткосрочный.
Возрастной диапазон - младший средний школьный возраст.
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании методического совета МБОУ Токаревской СОШ №1 Тамбовской области в августе 2012года.
Контактный телефон: 8 47557 32196
Пояснительная записка
На протяжении многих веков русский народ создавал богатейшую фольклорную традицию – самобытное и бесценное достояние национальной культуры.
Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, описывал по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, народные приметы и явления. Множество примет и обычаев дошло до нас из глубины веков, не утратив своего значения, в них практическая мудрость наших предков..
В ХХ столетии в силу ряда общественных причин, связанных с разрушением русских традиций, стали стремительно разрушаться практически все виды национально-самобытного народного творчества, уклада жизни..
Сегодня в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое.
Обращение к многовековому опыту поколений,освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире, о самом человеке и его отношениях с себе подобными.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоения русской народной культуры как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.
В программе «Народный календарь» детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.
Художественное воспитание входит в состав эстетического воспитания как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Программа объединения «Народный календарь» имеет художественно-эстетическую направленность, и составлена для полноценного художественного развития детей через их общение с близким для них природным окружением, через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Художественное развитие следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека как связь его с миром через календарные обряды.
Новизна программы заключается в опоре на современные педагогические теории, анализ имеющихся педагогических ресурсов, знакомство с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
Актуальность программы в том, что она, является комплексной, вариативной, интегрированной, предполагает каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, глине или в рисунках красками, карандашом. Занятия, приуроченные к одной народной календарной дате, могут иллюстрироваться разными видами художественной деятельности и искусств..
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемых в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, изобразительному искусству и т.д.).
В педагогической деятельности ставятся следующие цели:
Осуществление эстетического воспитания как части формирования личности ребенка.
Создание благоприятных условий для самореализации личности ребенка.
Создание атмосферы творчества, приобщение детей к миру прекрасного.
Цель занятий по программе «Народный календарь» - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусств на основе обращения к историческому наследию своего народа.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
-формирование мировоззрения, внутренней культуры личности через народный обрядовый календарь;
- сообщение и закрепление знаний по традиционным народным обрядам, по народным промыслам в декоративно-прикладном искусстве.
Программа рассчитана на один год занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста.
В составе учебной группы должно быть не менее 10 – 12 человек. Возраст занимающихся 10 - 12 лет.
Объем: 36 часов в год.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие в неделю.
Образовательный процесс организуется в соответствии с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, требований СанПиН.
Материал программы расположен по календарному принципу, на каждую дату календаря дается примерная тематика занятий с обучающимися 4, 5 класса.
В основном работы выполняются выразительными средствами изобразительного искусства через рисование, лепку и аппликацию. Чаще используются виды практической деятельности – это рисование на темы, рисование с натуры. В процессе рисования совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, передавать свое восприятие изучаемого материала и отношение к нему.
Во время практических работ важно использование обучающимися самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, ретуши, глины, соленого теста, цветной тонированной бумаги и т.д.
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных праздников. Предусматривается участие в праздниках, проводимых за пределами школы, посещение музеев и выставок декоративно-прикладного искусства и др.
Занятия имеют не только образовательный, но и учебно-исследовательский характер.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Ожидаемые результаты:
-повышение нравственно-эстетической культуры школьников ( формируется система нравственно- эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства, вырабатываются критерии общечеловеческих ценностей;
- включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника;
- улучшение взаимоотношений с окружающими.
При реализации рабочей программы обучающиеся должны знать:
- основные русские календарные народные праздники;
- особенности традиционных календарных праздников
- основные земледельческие праздники славянских народов;
- особенности календарных праздников у славянских народов.
Уметь:
- рассказывать о русских народных календарных праздниках,
- принимать участие в организации и проведении народных праздников;
- использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности, в повседневной жизни;
- владеть основами проектно-исследовательской работы.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
выполнения письменных заданий;
оценки качества самостоятельно выполненных работ;
фиксации частоты участия в народных празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы
Выставки детских работ, презентации, защита проектов.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
– умение играть и проводить народные праздники,
– участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.
В конце учебного года сдаётся зачёт в форме защиты любой работы, подготовки выставки из работ, которые выполнялись на протяжении всего учебного года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика | Контроль |
1 | Введение. | 1 | 1 | | |
2 | Осенние праздники. | 10 | | | |
2.1. | Осенины. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.2 | Бабье лето. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.3 | Покров – пора свадебная. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.4 | Кузьминки - по осени поминки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.5 | Михайлов день. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3 | Зимние праздники | 11 | | | |
3.1 | Илья Муромский. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.2 | Никола Зимний. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | Встречаем Новый год. | 1 | 1 | | |
3.4 | Рождество. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.5 | Святки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.6 | Сретенье. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.7 | Власьев день. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Промежуточный контроль. | 1 | | | 1 |
5 | Весенние праздники. | 9 | | | |
5.1 | Масленица. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
5.2 | Встреча весны. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
5.3 | Вербное воскресенье. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5.4 | Пасха. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5.5 | Троица. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Летние праздники. | 3 | | | |
6.1 | Проекты. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Итоговый контроль. | 1 | | | 1 |
| ИТОГО: | 36 | 11 | 23 | 2 |
Содержание программы
Введение.
Теория. Понятие «Календарь. Народный календарь». Из истории народного календаря.
Осенние праздники.
Теория 2.1.-2.5. Из истории праздника. Осенины. Бабье лето. Покров – пора свадебная. Кузьминки - по осени поминки. Михайлов день.
Практика 2.1.-2.2. Изготовление коллективного панно из вырезанок: бабочек, стрекоз, мотыльков, цветов. Панно «Последние обитатели осеннего луга наших мест».
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик.
Зрительный ряд: луг и его обитатели, вырезанки.
Практика 2.3.-2.5. Рисование на темы: «Весёлая пляска», «Свадебный поезд», «Святые заступники».
Материал: альбом, краски, кисти, простой карандаш, ластик.
Зрительный ряд: образцы рисунков на тему. Репродукции картин известных художников на данную тему.
Зимние праздники.
Теория 3.1.-3.7. Из истории праздника. Илья Муромский. Образ богатыря в изобразительном искусстве.Никола Зимний. Встречаем Новый год. Рождество. Святки. Сретенье. Власьев день.
Практика3.1.-3.2. Рисование на темы: «Илья Муромский», «Никола Зимний».
Материал: альбом, краски, кисти, простой карандаш, ластик.
Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников, иллюстрации и фото с изображением былинных героев и православных святых.
Практика 3.4.-3.6. Бумажное конструирование: «Вифлеемская звезда. Нимб». Изготовление из плотной бумаги звезды и маски.
Материал: ватман, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, резак.
Зрительный ряд: иллюстрации о Рождестве. Образцы масок и звезд.
Практика 3.7. Соленое тесто и лепка из него.
Изготовление из бумаги и соленого теста домашних животных.
Материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, соленое тесто, дощечка, стеки.
Зрительный ряд: иллюстрации домашних животных, образцы готовых изделий.
Промежуточный контроль.
Творческая выставка детских работ.
Весенние праздники.
Теория 5.1.-5.5. Из истории праздника. Масленица. Масленичные забавы.
Встреча весны: 1-я встреча Весны: Евдокии. Веснянки; 2-я встреча Весны. Сороки. День весеннего равноденствия. 3-я встреча Весны. Благовещенье. Птицы – вестники весны.
Вербное воскресенье. Верба – символ солнца и жизни. Коллаж.
Пасха. Символы Пасхи. Яйцо — символ жизни. Христианское толкование символа.
Троица. Элементы праздника: завивание берёзки, сбор трав.
Практика 5.1. Рисование на тему «Масленичные забавы».
Материал: бумага, кисть, акварель или гуашь, вода, салфетки, палитра.
Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Масленичные забавы».
Практика 5.2. Изготовление коллажа «Встреча весны».
Материал: белая и цветная бумага, клей, кисть, гуашь, вода, салфетки, ткань.
Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Встреча весны».
Практика 5.3. Изготовление «вербочки».
Материал: ветка, вата, клей, кисть.
Зрительный ряд: репродукции картин известных русских художников о весне, иллюстрации и фото с изображением весны и весенних праздников; образец на тему «Вербочка».
Практика 5.4. Изготовление эскиза яиц – писанок. Роспись яиц – писанок.
Рисование натюрморта «Пасхальный набор».
Материал: акварельные краски, кисти, вода, бумага для акварели формата А3 и А4, простой карандаш и ластик, яйцо, гуашь.
Зрительный ряд: иллюстрации о яйцах, образцы яиц-писанок.
Практика 5.5.
Рисование на тему «Берёзы».
Материал: гуашь, кисти, вода, салфетки.
Зрительный ряд: образцы рисунков на тему.
Рисование на тему «Травяное поле».
Материал: гуашь, кисти, вода, салфетки.
Зрительный ряд: образцы рисунков на тему.
Летние праздники.
Теория 6.1. Духов день. Иван Купала. Ильин день. Спасы. Первый
спас – медовый. Обряды и традиции первого спаса. Второй спас – яблочный. Обряды и обычаи второго спаса. Третий спас – ореховый. Обряды и традиции третьего спаса.
Практика 6.1. Дети готовят проектное исследование по теме. Проекты могут быть как коллективными, так и индивидуальными.
Проекты (на выбор обучающихся).
Итоговый контроль.
Презентация, защита выполненных работ (на выбор обучающихся).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
● словесные – рассказ, объяснение нового материала;
● наглядные – показ новых приемов лепки и рисования, демонстрация иллюстративного материала;
● практические – апробирование новых приемов лепки и рисования, изготовление и раскраска поделок, выполнение заданий по материалам и оформление выставок или доклада.
Основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых приемов лепки и рисования, освоение приёмов бумажного конструирования, изготовление игрушек, кукол, оформление выставок. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках, конкурсах и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к освоению первичных навыков мастерства. При подготовке материалов для выставок формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.
Завершающим этапом является оформление выставки, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.
Творческому развитию способствует изготовление поделок из разных материалов, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании работ на общую тему.
Полезным приёмом в целях развития творческих способностей на занятиях является написание сценария организации какого-нибудь праздника и затем разыгрывание его в ролях, а также фото и видеозапись.
Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Материалом для докладов служат полученные знания о народных праздниках. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.
Материально-техническое оснащение программы
Помещение:
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами, на которых можно рисовать, лепить и раскрашивать поделки из различных материалов, оформлять выставку, стульями для педагога и обучающихся, классной доской, шкафами и стеллажами для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий, иллюстративного материала.
Оборудование: фотоаппарат, видеомагнитофон, телевизор, канцтовары.
Материалы: для лепки- пластилин или покупная глина, соленое тесто, для росписи поделок - гуашевые краски, кисти, клеёнка.
Для оформления выставки: бумага, ватман, карандаши, фломастеры, клей.
Дидактическое обеспечение курса: образцы готовых изделий, книги, альбомы, диски, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.
Для занятий используется:
-компьютер
мультимидийный проектор
Список литературы для педагога
Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Север: Учеб.- метод. пособие /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
Губин А. И. Традиции и обычаи народов мира. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. Лит., 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч. /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
Ефимова А.В. Русский народный костюм. – М., 1989.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. – СПб.: «Паритет», 2005.
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
Народная Русь.Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.-М.:Белый город, 2007
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.
Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. – М., 1992.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
Список литературы для обучающихся
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-составитель В.М. Григорьев. – М., 1992.
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
12