СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Экономическая психология"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа про предмету "Экономическая психология" для 11- х классов

Просмотр содержимого документа
«Программа "Экономическая психология"»

Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 45

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №

от 31 августа 2017 года

Председатель педсовета

________________Е. Ю. Евсегнеева

(подпись руководителя ОУ, Ф. И. О.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Экономической психологии___


Уровень образования (класс) основное общее образование (11 класс)

Количество часов 34 часа

Учитель Саранчина Юлия Викторвна_

Программа разработана на основе авторской программы базового курса «Экономическая психология» профессора А. А. Никитина, Пермь 2009 г.
















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ


  • готовность к равноправному сотрудничеству;

  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;

  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • готовность к профессиональному самоопределению;

  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные УУД


  • формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;

  • контроль и оценка своих действий, как по результату, так и по способу действия;

  • внесение соответствующих корректив в их выполнение;

  • самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • самостоятельная оценка правильности выполнения действия и умение вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

  • способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные

  • задачи исследований в различных областях экономической психологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий.


Познавательные УУД


  • практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

  • проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;

  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;

  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • умение давать определение понятиям, установление причинно-следственных связей;

  • осуществление логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • осуществление сравнения, классификации, самостоятельный выбор основания и критерий для указанных логических операций;

  • структурирование текстов, включение умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивание последовательности описываемых событий;

  • работа с метафорами — понимание переносного смысла выражений, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • освоение закономерностями индивидуального и группового экономического поведения;

  • практическое освоение методами диагностики особенностей экономического поведения;

  • использовать знания о закономерностях индивидуального и группового

  • поведения в процессе принятия экономических решений.


Коммуникативные УУД


• действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулирование собственного мнения и позиции, аргументы и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• установление и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;

• адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;

• осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра, умение убеждать;

• работа в группе — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• основы коммуникативной рефлексии;

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ


    • изучить основные понятия и их взаимосвязь, предметное поле и основные методологические принципы экономической психологии;

    • изучить современные теоретические модели, принятые в экономической психологии;

    • выявить подходы к пониманию экономического поведения, социально – психологическую природу и специфику экономической деятельности на макро и микро уровнях,

    • выявлять основные тенденции социально- психологического восприятия макроэкономических процессов;

    • анализировать особенности экономического поведения индивидов и социальных групп;

    • составлять социально- психологические рекомендации и консультировать по ведению деловых коммерческих переговоров;

    • анализировать особенности потребительского и манитарного поведения;

    • разрабатывать модели нематериального стимулирования сотрудников организации;

    • предлагать методы повышения лояльности персонала организации

    • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики виды потребностей и мотивы деятельности;

    • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

    • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «деятельность»;

    • описывать взаимосвязи мотивов деятельности и цели деятельности;

    • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами выполнения действий в деятельности;

    • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия видов деятельности в обществе;

    • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

    • иметь представления о профессионально значимых качествах личности и профессиональных способностях в профессиях;

    • использовать накопленные знания, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;

    • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в профессиональных и специальных способностях.



  1. Содержание учебного предмета.


РАЗДЕЛ 1. Экономическая психология как наука (4 часа)

Предмет и объект экономической психологии. Истоки и становление экономической психологии. Экономическая психология как сфера человеческой деятельности.

Практическое занятие по теме: «Экономическая психология как

сфера человеческой деятельности»

РАЗДЕЛ 2 Психология личности (7 часов)

Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Эмоции и личность. Виды и роль эмоций в жизни человека. Мотивация и личность. Пирамида потребностей. Волевая регуляция поведения. Характер и темперамент.

Практические занятия по темам: «Навыки распознавания эмоций и чувств, жесты и наблюдательность», «Познаем себя».


РАЗДЕЛ 3 Психология экономического поведения (6 часов)

Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. Когнитивные компоненты экономического поведения. Аффективные компоненты экономического поведения. Мотивационно – волевые компоненты экономического поведения.

Практические занятия по темам: «Принятие экономического решения», «Выбор и расчет».


РАЗДЕЛ 4 Психология потребления (4 часа)

Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над человеком. Факторы потребительского выбора. Личность и потребительский выбор.

Практическое занятие по теме: «Модели избирательного поведения потребителя».


РАЗДЕЛ 5 Психология бедности и богатства (3 часа)

Психологические причины бедности. Личностные характеристики бедности. Проблема психологии богатства.

Практическое занятие: «Проблема богатства и бедности».


РАЗДЕЛ 6 Психология денег (5 часов)

Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Особенности отношения к деньгам у разных социальных групп. Влияние денег на формирование личности. Денежные типы личности. Проблема хранения и накопления денег.

Практическое занятие по теме: «Денежные типы личности»


РАЗДЕЛ 7 Психология предпринимательства (5 часов)

Существующие подходы к анализу проблемы предпринимательства Предприниматель и государство. Психологические предросылки предпринимательства. Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя. Предприниматель и менеджер.

Практическое занятие по теме: «Автопортрет и потрет

предпринимателя».






3.Тематическое планирование.

11 класс

Раздел


Кол-во часов

Темы


Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

(УУД)

Экономическая психология как наука


4

Предмет и объект экономической психологии

1

Овладевать представлениями о дисциплине. Составить представление о предмете и объекте экономической психологии. Овладевать представлениями об экономическом поведении. Сравнивать психологический и эмпирический подходы к изучению экономического поведения. Определять области и методы исследования, применяемые в дисциплине. Находить место экономической психологии в системе наук.

Истоки становления экономической психологии.

1

Выделить основные этапы становления экономической психологии. Определить основные исторические персоналии. Сравнить историю развития дисциплины за рубежом и в России.

Экономическая психология как сфера человеческой деятельности

Практическое занятие по теме

2

Определять понятия макроэкономики и микроэкономики. Находить вопросы, которые решает экономическая психология в макро- и микроэкономике. Составить представление об экономических объектах макро- и микроэкономики. Находить различия в подходах экономики и психологии в изучении экономического поведения.

Психология личности

7

Общее представление о личности. Формирование развитие личности

1

Овладевать представлением о личности. Характеризовать понятия личность, человек, индивид, индивидуальность, сравнивать их между собой. Определить основные вехи истории изучения личности в психологии. Выделять критерии сформировавшейся личности. Находить и характеризовать составляющие структуры личности.

Эмоции и личность. Виды и роль эмоций в жизни человека.

1

Составлять представление об эмоциональной сфере человека. Характеризовать виды и формы проявления эмоций. Сравнивать между собой различные эмоции, находить их отличительные особенности. Выделять значение и роль эмоций в жизни человека.

Практическое занятие по теме: Навыки распознавания эмоций и чувств, жесты и наблюдательность.

1

Овладевать представлением о механизмах формирования первого впечатления о другом человеке. Выделять психологические условия восприятия человека человеком. Сопоставлять ощущаемые человеком эмоции и чувства с их внешними проявлениями, в качестве мимики, жестов и пантомимики.

Мотивация и личность. Пирамида потребностей.

1

Составлять представление о мотивационно – потребностной сфере человека. Характеризовать основные виды потребностей, сравнивать их между собой. Выделять основные виды мотивов поведения человека. Находить взаимосвязь между потребностями, мотивами и поступками.

Волевая регуляция поведения.

1

Овладевать представлениями о волевой регуляции поведения человека. Выделять основные механизмы формирования волевых качеств. Характеризовать основные группы волевых качеств личности. Анализировать значение воли в жизнедеятельности человека.

Характер и темперамент.

1

Определять понятие темперамента. Характеризовать каждый тип темперамента. Находить взаимосвязь между темпераментом и характером.

Практическое занятие по теме: Познаем себя.

1

Овладевать техниками диагностического самоисследования. Анализировать структуру своей личности. Определять типологию характера и темперамента.

Психология экономического поведения

6

Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения.

1

Определять понятие экономического поведения. Находить психологические и экономические факторы, определяющие поведение и поступки человека. Выделять факторы принятия экономического решения, сравнивать их между собой. Определять экономические мотивы поведения человека.

Когнитивные компоненты экономического поведения.

1

Выделять компоненты экономического поведения, относящиеся к когнитивным. Характеризовать аксиомы постоянства и замещения. Находить психологические причины непостоянства экономических решений. Определять понятия риска, выигрыша и проигрыша. Представлять психологические затраты экономического решения. Сопоставлять влияние на выбор атрибуции.

Аффективные компоненты экономического поведения

1

Составлять представления об эмоциональной сфере человека. Выделять модальность и интенсивность эмоций. Сопоставлять уровень активации эмоций различным видам деятельности человека. Характеризовать содержание эмоций, влияющее на экономическое поведение.

Практическое занятие по теме: Принятие экономического решения

1

Анализировать ситуации и объяснять причины нерационального экономического поведения. Определять какой выбор опровергает аксиому «жадности». Находить виды эмоций, которыми злоупотребляет реклама.

Мотивационно – волевые компоненты экономического поведения.

1

Овладевать представлением о мотивах накопления и сбережения. Сравнивать побудительные силы мотивов потребления и сбережения. Характеризовать мотивы инвестирования. Выделять тип сберегательных мотиваций населения. Сопоставлять мотивы труда и потребления, мотивы экономического эгоизма и альтруизма. Определить неэффективность «экономического эгоизма». Находить взаимосвязь альтруизма и кооперативного поведения. Овладевать представлениями о волевых компонентах экономического поведения, сравнивать их между собой.

Практическое занятие по теме: Выбор и расчет.

1

Анализировать то, как люди выбирают вероятность и как используют расчет. Характеризовать основные виды (эффекты) систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.

Психология потребления

4

Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над человеком.

1

Определять место потребителя в рыночной экономике. Характеризовать степень влияния рынка на человека, его деформирующие и развивающие качества. Выделять формы власти рынка над человеком. Обозначать психологические последствия технико – экономического прогресса.

Факторы потребительского выбора.

1

Анализировать тенденцию «порабощения вещами». Находить регулятивно – компенсаторную функцию «вещизма». Выделять факторы потребительского выбора. Сравнивать особенности функционального и нефункционального спроса. Определять типичные эффекты потребительского поведения.

Личность и потребительский выбор.

1

Определить типовые личностные особенности, влияющие по потребительский выбор. Сравнивать соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. Выделять основные модели избирательного поведения потребителя. Характеризовать каждую модель избирательного поведения, сравнивать их между собой.

Практическое занятие по теме: Модели избирательного поведения потребителя.

1

Определять основные этапы покупки. Овладевать представлением о сверхвыборе. Характеризовать тактические приемы борьбы со сверхвыбором. Анализировать себя в роли покупателя, находить индивидуальные качества, влияющие на потребительское поведение.

Психология бедности и богатства

3

Психологические причины бедности. Личные характеристики бедности.

1

Определять понятие бедности. Анализировать первопричины бедности. Определять личностные характеристики бедных. Характеризовать психологические причины бедности в России и на Западе. Сравнивать отечественные и западные подходы к пониманию бедности.

Проблема психологии богатства.

1

Определять, как материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Сравнивать восприятие обществом богатых и бедных людей. Находить основные критерии социального неравенства. Анализировать основные проблемы психологии богатства.

Практическое занятие по теме: Проблема богатства и бедности.

1

Определить характеристики психологического портрета бедного и богатого человека. Сравнивать типичные психологические проблемы бедных и богатых. Анализировать особые психологические причины бедности в России.

Психология денег

5

Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Особенности отношения к деньгам у разных социальных групп.

1

Овладевать представлением о влиянии денег на психологию человека. Определять влияние социокультурных особенностей на отношение к деньгам. Выделять социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, особенности отношения к деньгам у различных народов и социальных групп. Характеризовать стратификацию людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег.

Влияние денег на формирование личности.

1

Овладевать представлениями о влиянии денег на формирование личности. Выделять этапы формирования отношения к деньгам. Находить взаимосвязь поведения человека в области самоутверждения и обладание деньгами. Анализировать влияние волевых качеств на отношение к деньгам.

Денежные типы личности.

Практическое занятие по теме.

2

Анализировать типологию денежных типов. Характеризовать каждый денежный тип, давать психологическую оценку. Сравнивать гендерные различия отношения к деньгам. Определять стимулы и стратегии увеличения заработка у людей, относящихся к разным денежным типам.

Проблема хранения и накопления денег.

1

Овладевать представлениями о стимулах увеличения заработка. Находить психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства. Анализировать проблему хранения и накопления денег с точки зрения разных психологических школ. Выделять психологические предпосылки к склонности накопления и хранения денег.

Психология предпринимательства

5

Существенные подходы к анализу проблемы предпринимательства. Предприниматель и государство.

1

Сравнивать между собой существующие подходы к анализу проблемы предпринимательства. Характеризовать ведущие концепции предпринимательства. Анализировать взаимоотношения института предпринимательства и государством. Выделять функции предпринимательства и государства по отношению к друг другу.

Психологические предпосылки предпринимательства.

1

Находить психологические предпосылки предпринимательства. Характеризовать условия, способствующие развитию предприниматеьства. Выделять основные категории условий развития предпринимательства и психологические проблемы предпринимателя.

Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя.

1

Овладевать представлением об идеологии предпринимательства. Рассматривать и сравнивать различные мнения по поводу социальной направленности предпринимательской идеологии. Характеризовать концепцию социальной ответственности предпринимательства. Определять основные этические принципы предпринимательства. Составлять «образ» предпринимателя., портрет молодого российского предпринимателя.

Практическое занятие по теме: Автопортрет и портрет предпринимателя.

1

Характеризовать психологический портрет современного предпринимателя. Овладевать представлениями о предприимчивости и парапредпринимательстве, находить отличительные особенности между ними. Составлять автопортрет предпринимателя. Находить субъективные психологические предпосылки предпринимательской успешности.

Менеджер и предприниматель.

1

Находить основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам. Сравнивать личностные и поведенческие качества у традиционных менеджеров и предпринимателей.





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ лицея № 45

от ________________ 20_____года № 1

Руководитель МО

___________________________________

подпись







СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ ________________

подпись

___________________ 20____ года