________________Е. Ю. Евсегнеева
(подпись руководителя ОУ, Ф. И. О.)
практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
умение давать определение понятиям, установление причинно-следственных связей;
осуществление логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
осуществление сравнения, классификации, самостоятельный выбор основания и критерий для указанных логических операций;
структурирование текстов, включение умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивание последовательности описываемых событий;
работа с метафорами — понимание переносного смысла выражений, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
освоение закономерностями индивидуального и группового экономического поведения;
практическое освоение методами диагностики особенностей экономического поведения;
использовать знания о закономерностях индивидуального и группового
поведения в процессе принятия экономических решений.
• действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулирование собственного мнения и позиции, аргументы и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• установление и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
• адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
• работа в группе — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Предмет и объект экономической психологии. Истоки и становление экономической психологии. Экономическая психология как сфера человеческой деятельности.
Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Эмоции и личность. Виды и роль эмоций в жизни человека. Мотивация и личность. Пирамида потребностей. Волевая регуляция поведения. Характер и темперамент.
Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. Когнитивные компоненты экономического поведения. Аффективные компоненты экономического поведения. Мотивационно – волевые компоненты экономического поведения.
Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над человеком. Факторы потребительского выбора. Личность и потребительский выбор.
Психологические причины бедности. Личностные характеристики бедности. Проблема психологии богатства.
Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Особенности отношения к деньгам у разных социальных групп. Влияние денег на формирование личности. Денежные типы личности. Проблема хранения и накопления денег.
Существующие подходы к анализу проблемы предпринимательства Предприниматель и государство. Психологические предросылки предпринимательства. Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя. Предприниматель и менеджер.
предпринимателя».
11 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) |
Экономическая психология как наука | 4 | Предмет и объект экономической психологии | 1 | Овладевать представлениями о дисциплине. Составить представление о предмете и объекте экономической психологии. Овладевать представлениями об экономическом поведении. Сравнивать психологический и эмпирический подходы к изучению экономического поведения. Определять области и методы исследования, применяемые в дисциплине. Находить место экономической психологии в системе наук. |
Истоки становления экономической психологии. | 1 | Выделить основные этапы становления экономической психологии. Определить основные исторические персоналии. Сравнить историю развития дисциплины за рубежом и в России. |
Экономическая психология как сфера человеческой деятельности Практическое занятие по теме | 2 | Определять понятия макроэкономики и микроэкономики. Находить вопросы, которые решает экономическая психология в макро- и микроэкономике. Составить представление об экономических объектах макро- и микроэкономики. Находить различия в подходах экономики и психологии в изучении экономического поведения. |
Психология личности | 7 | Общее представление о личности. Формирование развитие личности | 1 | Овладевать представлением о личности. Характеризовать понятия личность, человек, индивид, индивидуальность, сравнивать их между собой. Определить основные вехи истории изучения личности в психологии. Выделять критерии сформировавшейся личности. Находить и характеризовать составляющие структуры личности. |
Эмоции и личность. Виды и роль эмоций в жизни человека. | 1 | Составлять представление об эмоциональной сфере человека. Характеризовать виды и формы проявления эмоций. Сравнивать между собой различные эмоции, находить их отличительные особенности. Выделять значение и роль эмоций в жизни человека. |
Практическое занятие по теме: Навыки распознавания эмоций и чувств, жесты и наблюдательность. | 1 | Овладевать представлением о механизмах формирования первого впечатления о другом человеке. Выделять психологические условия восприятия человека человеком. Сопоставлять ощущаемые человеком эмоции и чувства с их внешними проявлениями, в качестве мимики, жестов и пантомимики. |
Мотивация и личность. Пирамида потребностей. | 1 | Составлять представление о мотивационно – потребностной сфере человека. Характеризовать основные виды потребностей, сравнивать их между собой. Выделять основные виды мотивов поведения человека. Находить взаимосвязь между потребностями, мотивами и поступками. |
Волевая регуляция поведения. | 1 | Овладевать представлениями о волевой регуляции поведения человека. Выделять основные механизмы формирования волевых качеств. Характеризовать основные группы волевых качеств личности. Анализировать значение воли в жизнедеятельности человека. |
Характер и темперамент. | 1 | Определять понятие темперамента. Характеризовать каждый тип темперамента. Находить взаимосвязь между темпераментом и характером. |
Практическое занятие по теме: Познаем себя. | 1 | Овладевать техниками диагностического самоисследования. Анализировать структуру своей личности. Определять типологию характера и темперамента. |
Психология экономического поведения | 6 | Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. | 1 | Определять понятие экономического поведения. Находить психологические и экономические факторы, определяющие поведение и поступки человека. Выделять факторы принятия экономического решения, сравнивать их между собой. Определять экономические мотивы поведения человека. |
Когнитивные компоненты экономического поведения. | 1 | Выделять компоненты экономического поведения, относящиеся к когнитивным. Характеризовать аксиомы постоянства и замещения. Находить психологические причины непостоянства экономических решений. Определять понятия риска, выигрыша и проигрыша. Представлять психологические затраты экономического решения. Сопоставлять влияние на выбор атрибуции. |
Аффективные компоненты экономического поведения | 1 | Составлять представления об эмоциональной сфере человека. Выделять модальность и интенсивность эмоций. Сопоставлять уровень активации эмоций различным видам деятельности человека. Характеризовать содержание эмоций, влияющее на экономическое поведение. |
Практическое занятие по теме: Принятие экономического решения | 1 | Анализировать ситуации и объяснять причины нерационального экономического поведения. Определять какой выбор опровергает аксиому «жадности». Находить виды эмоций, которыми злоупотребляет реклама. |
Мотивационно – волевые компоненты экономического поведения. | 1 | Овладевать представлением о мотивах накопления и сбережения. Сравнивать побудительные силы мотивов потребления и сбережения. Характеризовать мотивы инвестирования. Выделять тип сберегательных мотиваций населения. Сопоставлять мотивы труда и потребления, мотивы экономического эгоизма и альтруизма. Определить неэффективность «экономического эгоизма». Находить взаимосвязь альтруизма и кооперативного поведения. Овладевать представлениями о волевых компонентах экономического поведения, сравнивать их между собой. |
Практическое занятие по теме: Выбор и расчет. | 1 | Анализировать то, как люди выбирают вероятность и как используют расчет. Характеризовать основные виды (эффекты) систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей. |
Психология потребления | 4 | Потребитель в рыночной системе. Формы власти рынка над человеком. | 1 | Определять место потребителя в рыночной экономике. Характеризовать степень влияния рынка на человека, его деформирующие и развивающие качества. Выделять формы власти рынка над человеком. Обозначать психологические последствия технико – экономического прогресса. |
Факторы потребительского выбора. | 1 | Анализировать тенденцию «порабощения вещами». Находить регулятивно – компенсаторную функцию «вещизма». Выделять факторы потребительского выбора. Сравнивать особенности функционального и нефункционального спроса. Определять типичные эффекты потребительского поведения. |
Личность и потребительский выбор. | 1 | Определить типовые личностные особенности, влияющие по потребительский выбор. Сравнивать соотношение рационального и эмоционального в профиле личности. Выделять основные модели избирательного поведения потребителя. Характеризовать каждую модель избирательного поведения, сравнивать их между собой. |
Практическое занятие по теме: Модели избирательного поведения потребителя. | 1 | Определять основные этапы покупки. Овладевать представлением о сверхвыборе. Характеризовать тактические приемы борьбы со сверхвыбором. Анализировать себя в роли покупателя, находить индивидуальные качества, влияющие на потребительское поведение. |
Психология бедности и богатства | 3 | Психологические причины бедности. Личные характеристики бедности. | 1 | Определять понятие бедности. Анализировать первопричины бедности. Определять личностные характеристики бедных. Характеризовать психологические причины бедности в России и на Западе. Сравнивать отечественные и западные подходы к пониманию бедности. |
Проблема психологии богатства. | 1 | Определять, как материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Сравнивать восприятие обществом богатых и бедных людей. Находить основные критерии социального неравенства. Анализировать основные проблемы психологии богатства. |
Практическое занятие по теме: Проблема богатства и бедности. | 1 | Определить характеристики психологического портрета бедного и богатого человека. Сравнивать типичные психологические проблемы бедных и богатых. Анализировать особые психологические причины бедности в России. |
Психология денег | 5 | Деньги как мерило отношений между людьми и странами. Особенности отношения к деньгам у разных социальных групп. | 1 | Овладевать представлением о влиянии денег на психологию человека. Определять влияние социокультурных особенностей на отношение к деньгам. Выделять социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, особенности отношения к деньгам у различных народов и социальных групп. Характеризовать стратификацию людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег. |
Влияние денег на формирование личности. | 1 | Овладевать представлениями о влиянии денег на формирование личности. Выделять этапы формирования отношения к деньгам. Находить взаимосвязь поведения человека в области самоутверждения и обладание деньгами. Анализировать влияние волевых качеств на отношение к деньгам. |
Денежные типы личности. Практическое занятие по теме. | 2 | Анализировать типологию денежных типов. Характеризовать каждый денежный тип, давать психологическую оценку. Сравнивать гендерные различия отношения к деньгам. Определять стимулы и стратегии увеличения заработка у людей, относящихся к разным денежным типам. |
Проблема хранения и накопления денег. | 1 | Овладевать представлениями о стимулах увеличения заработка. Находить психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства. Анализировать проблему хранения и накопления денег с точки зрения разных психологических школ. Выделять психологические предпосылки к склонности накопления и хранения денег. |
Психология предпринимательства | 5 | Существенные подходы к анализу проблемы предпринимательства. Предприниматель и государство. | 1 | Сравнивать между собой существующие подходы к анализу проблемы предпринимательства. Характеризовать ведущие концепции предпринимательства. Анализировать взаимоотношения института предпринимательства и государством. Выделять функции предпринимательства и государства по отношению к друг другу. |
Психологические предпосылки предпринимательства. | 1 | Находить психологические предпосылки предпринимательства. Характеризовать условия, способствующие развитию предприниматеьства. Выделять основные категории условий развития предпринимательства и психологические проблемы предпринимателя. |
Этика и идеология предпринимательства. «Образ» предпринимателя. | 1 | Овладевать представлением об идеологии предпринимательства. Рассматривать и сравнивать различные мнения по поводу социальной направленности предпринимательской идеологии. Характеризовать концепцию социальной ответственности предпринимательства. Определять основные этические принципы предпринимательства. Составлять «образ» предпринимателя., портрет молодого российского предпринимателя. |
Практическое занятие по теме: Автопортрет и портрет предпринимателя. | 1 | Характеризовать психологический портрет современного предпринимателя. Овладевать представлениями о предприимчивости и парапредпринимательстве, находить отличительные особенности между ними. Составлять автопортрет предпринимателя. Находить субъективные психологические предпосылки предпринимательской успешности. |
Менеджер и предприниматель. | 1 | Находить основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам. Сравнивать личностные и поведенческие качества у традиционных менеджеров и предпринимателей. |