СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Избранные вопросы математики" для учащихся 8-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области




Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
Разработала: учитель математики Л.И.Филиппова








2014 год.

Оглавление.

1.Пояснительная записка

2. Цели и задачи курса.

3. Основные требования к результатам освоения курса.

4. Основные методические особенности курса.

5. Структура рабочей программы.

6.Формы организаций учебных занятий.

7.Контроль и система оценивания.

8.Содержание программы.

9. Календарно-тематическое планирование.

10Литература.

11. Приложение

Пояснительная записка

С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями.

С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

В связи с тем, что ЕГЭ по математике с 2009 года является обязательным для всех выпускников школ, Государственная итоговая аттестация за курс основной школы выдержана в идеологии единого подхода к общей математической подготовке обучающихся.

Экзаменационная работа ГИА состоит из двух частей.

Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).

Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к

‘экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время.

Для качественной подготовки к экзамену из школьного компонента выделен час на развивающий курс, который позволяет расширить и углубить изучаемый материал. Данный курс имеет основное назначение – ведение

открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать

осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий.

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.

Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению.

Задачи подбираются учителем из материалов ГИА, поэтому учащиеся и родители заинтересованы в том, чтобы посещать данный курс.

Данная программа написана на основании следующих нормативных документов:

• «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004,№1089;

• Федерального базисного плана для ОУ РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004,№1312;

• Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия7-9классы/под ред. Т.А.Бурмистровой- М: «Просвещение»2014

• Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 9 классы/под ред. Т.А.Бурмистровой- М: «Просвещение»2014

Программа разработана с использованием научно-методических и методических рекомендаций:

-рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 2010-2011 учебный год. Начальное, основное и среднее образование/под ред. Т.Ф.Есенковой; ИПКПРО.

-Методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Математика/сост. Ф.С.Мухаметзянова; под ред. Т.Ф.Есенковой, Ульяновск;УИПКРО.

-Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. Автор-сост. Ф.С.Мухаметзянова;Ульяновск. УИПКРО,2004.

Цели элективного курса:

Подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

• Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;

• Расширить знания по отдельным темам курса алгебра и геометрии 5-9 классы;

• Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами

Основные требования к результатам освоения элективного курса:


личностные:


1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

2) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;


3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;


4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;


5) способность к эмоциональному восприятию задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения цели; выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

2) умение оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её трудность и возможность решения;

3) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;

4) умение строить логическое рассуждение, делать умозаключение и выводы;

5) развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности)

6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и др.) для решения поставленной задачи;

7) умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;

8) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

9) умение планировать деятельность для решения учебных задач исследовательского характера;

10) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;

предметные:

1) умение работать с математическим и геометрическим текстом ( извлекать необходимую информацию);

2) владение базовым понятийным аппаратом ( число, геометрическая фигура);

3) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимости между величинами на основе обобщения частных случаев;

4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов;

5) умение решать задачи на вероятность случайных событий;

6) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов математики и геометрии, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Основные методические особенности курса:

1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали», от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура рабочей программы.

Курс рассчитан на 34 занятия . Структура рабочей программы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего, при изучении его в средней школе на профильном уровне. С учетом изменений в ГИА-2013 года задания предусмотренные в ходе реализации рабочей программы подразделены на три модуля : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Модули «Алгебра» и «Геометрия» предполагают две части, соответствующие овладению математической компетентности на базовом и повышенном уровнях, модуль «Реальная математика»- одну часть, соответствующая овладению знаниями на базовом уровне. Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.; При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать:

владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля направлены на проверку таких качеств математической подготовки, как:

-уверенное владение формально- оперативным алгебраическим аппаратом;

-умение решать комплексную задачу, включающую в себя знания из различных тем курса алгебра;

-умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;

-владение широким спектром приемов и способов рассуждений.


Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, деловые игры ,уроки –презентации. Основной тип занятий -комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, для закрепления выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.

В конце курса будут проведены:

•зачет по проверке умения ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;

•тестирование по проверке умения работать с полным объемом теста ГИА.


Содержание программы

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значения выражения при заданном значении переменной. Рациональные приемы преобразования выражений.

Округление и приближенные вычисления. Проценты. Решение задач с применением сложного процента.

Тема 2. Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней.)

Тема3 . Решение задач на вычисление площадей

Формулы площадей всех видов многоугольников. Задачи на вычисление площадей фигур ,изображенных на клетчатой бумаге. Решение текстовых задач, задач практического содержания , где необходимо применять формулы площадей.

Тема 4. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема5. Неравенства. Системы неравенств.

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 6. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема7. Решение задач по теме «Треугольники» и «Четырехугольники»

Текстовые задачи из материалов ГИА модуля «Геометрия»,часть 2.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Считывание графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Чтение столбчатых и круговых диаграмм.


Тема 9. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи практического содержании.

Тема 11. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 12. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 13. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 14. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА .

Итоговое тестирование в формате ГИА



Литература:

1. Е.А.Бунимович. «ГИА-2011», тренировочные варианты, , Москва, 2011АСТ.Астрель

2. О.О.Воронина. Алгебра 9 класс. Тематические задания с образцами решений. Саратов, ООО «Издательство «Лицей».2011

3. О. Ю. Едуш «Учебно – тренировочные тесты и другие материалы». Изд. «Астрель – СПб» 2010.

4. Л. В. Кузнецова и др. «ГИА 2010» изд. Интеллект – Центр» 2010г.

5. Л. Д. Лаппо, М. А. Попов « ГИА. Сборник заданий» изд. «Экзамен» 2010г.

6. С. Ю. Лубнина Программа элективного курса «Технология работы с контрольно- измерительными материалами» , Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011 г.

7. Ф.Ф.Лысенко Математика. Подготовка к ГИА, учебно0методический комплект. Легион Ростов-на=Дону,2012.

8. Ф.Ф.Лысенко .Алгебра7-8 классы. Тесты для промежуточной аттестации. Изд. 2Легион» Ростов-на-Дону 2011

9. Ф.Ф. Лысенко. Алгебра. Тематический тренажер. Входная,диагностическая, итоговая работы. ООО «Легион»,2014

10. С. С, Минаева, Л. О. Рослова «Тематические тренировочные задания». Рабочая тетрадь для 9 класса. Изд. «Экзамен» 2010г.

11. Е. В. Неискашова «ГИА. 50 типовых вариантов» изд. «Астрель» 2009г.

12. А.Н.Рурукин ФГОС контрольно-измерительные материалы Геометрия 9 класс. Москва «ВАКО2 2014

13. А.Н.Рурукин ФГОС контрольно-измерительные материалы Алгебра 9 класс. Москва «ВАКО2 2014


Интернет- ресурсы:

unium.ru/kursy/podgotovka_k_gia

ge.yandex.ru

egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/matematika

karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!