СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Актуальные вопросы изучения обществознания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, программно-методическое обеспечение.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Актуальные вопросы изучения обществознания".»

Структура


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного предмета

Учебно-тематическое планирование

  1. Календарно-тематическое планирование

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся

  3. Программно – методическое обеспечение

































1.Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Актуальные вопросы изучения обществознания» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013, 2014 года по обществознанию; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Согласно данной программе осуществляется теоретическая и практическая помощь в подготовке к ЕГЭ путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассматриваемых при изучении курса «Обществознание»; вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо выпускнику. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, в программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; отработка необходимых для сдачи ЕГЭ умений и навыков.

Задачи курса:

  • овладение содержанием курса обществознания;

  • формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

  • формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Для достижения поставленных целей и решения задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Программа элективного курса "Актуальные вопросы изучения обществознания " предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.









2.Содержание курса



Введение (2 часа) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Знакомство с официальными документами ЕГЭ, контрольно – измерительными материалами.

Тема 1. Общество (4часа)

Что такое общество.

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Науки об обществе.

Общество как сложная динамическая система.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Особенности социальной системы. Основные признаки общества. Социальные институты как высокоорганизованные системы. Развитие общества. Проблема сохранения культурного наследия. Культура и цивилизация. Цивилизационные типы.

Современное общество. Глобальные проблемы

Тема 2. Человек (4 часа)

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятия антропогенеза и социогенеза. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Сознание и деятельность.

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.



Тема 3. Духовная сфера (2 часа)

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элемента культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций. Государственная образовательная политика.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Особенности и виды искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.



Тема 4. Познание (2 часа)

Познание и сознание. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл.



Тема 5. Экономическая сфера (4 часа)

Экономика: наука и хозяйство. Струк­тура экономики. Ос­новные виды ресур­сов экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость. Основные вопросы экономики.

Экономические системы. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Многообразие рынков. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль мар­кетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения. Рыночные отношения.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.





Тема 6. Социальная сфера (2 часа)

Социальная сфера общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Социальный статус и социальная роль.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальные нормы и социальный контроль.

Социальные институты и социальная политика. Социальные группы.

Социальный конфликт и пути его разрешения.



Тема 7. Политическая сфера (5 часов)

Политика и власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Политический плюрализм.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Международные документы о правах человека. Защита прав.

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.

Сущность политического процесса. Политическое участие. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.



Тема 8. Право (4 часа)

Понятие права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Представление о юридической ответственности. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Институт права.

Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативно-правовых актов.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.



Тема 9. Разработка проектов. (2 часа)

Тема 10. Защита проектов. (2 часа)

Итоговое тестирование (1 час)





Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

2.

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

2


Тема 1. Общество

4

3.


4.

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа

Ступени развития общества

2

5.

6.

Культура и цивилизация

Цивилизационные типы

Современное общество. Глобальные проблемы

2


Тема 2. Человек

4

7.

8.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Многообразие видов деятельности человека.

2

9.



Личность как субъект общественной жизни.

Самопознание.


1

10.

Духовный мир личности

Личность и общество

1


Тема 3. Духовная сфера.

2

11.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1

12.

Наука и образование. Мораль. Религия.

1


Тема 4. Познание

2

13.

Познание мира.

1

14.

Многообразие форм человеческого знания.

1


Тема 5. Экономическая сфера.

4

15.

Экономика: наука и хозяйство.

1

16.

Экономические системы

1

17.

Многообразие рынков.

1

18.

Рыночные отношения.

1


Тема 6. Социальная сфера.

2

19.

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

1

20.

Социальная стратификация.

1


Тема 7. Политическая сфера.

5

21.

Политическая система.

1

22.

Признаки, функции и формы государства.

1

23.

Политический режим.

1

24.

Политический плюрализм.

1

25.

Структура полити­ческой власти в РФ.



Тема 8. Право.

4

26.

Право, система права. Источники права.

1

27.

Права человека.

1

28.

Конституция РФ.

1

29.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1

30.

31.

Тема 9. Разработка проектов.

2

32.

33.

Тема 10. Защита проектов.

2

34

Итоговое тестирование.

1


Итого:

34


















3.Календарно-тематическое планирование






урока


Дата проведения урока


Тема урока


Примечание

Планируемая

Фактическая

1.

07.09.


Введение.


2.

07.09.


Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году


3.

21.09.


Общество- сложная, динамично развивающаяся система. Общество и

природа


4.

21.09.


Ступени развития общества


5.

05.10.


Культура и цивилизация


6.

05.10.


Цивилизационные типы

Современное общество. Глобальные проблемы


7.

19.10


Человек как результат биологической и социокультурной эволюции


8.

19.10.


Многообразие видов деятельности человека.


9.

09.11.


Духовный мир личности.

Личность и общество.


10.

09.11.


Личность как субъект общественной жизни. Самопознание.


11.

23.11.


Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.


12.

23.11.


Наука и образование. Мораль. Религия.


13.

07.12.


Познание мира.


14.

07.12.


Многообразие форм человеческого знания.


15.

21.12.


Экономика: наука и хозяйство.


16.

21.12.


Экономические системы


17.

18.01.


Многообразие рынков.

групповая работа

18.

18.01.


Рыночные отношения.


19.

01.02.


Социальное взаимодействие и социальные отношения.


20.

01.02.


Социальная стратификация.


21.

15.02.


Политическая система

семинар

22.

15.02.


Признаки, функции и формы государства.


23.

01.03.


Политический режим.


24.

01.03.


Политический плюрализм.


25.

15.03.


Структура политической власти в РФ.


26.

15.03.


Право, система права. Источники права.


27.

05.04.


Права человека.


28.

05.04.


Конституция РФ.


29.

12.04.


Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.


30.

12.04.


Разработка проектов.


31.

26.04.


Разработка проектов.


32.

26.04.


Защита проектов.


33.

17.05.


Защита проектов.


34.

17.05.


Итоговое тестирование.





4. Требования к уровню подготовки выпускников

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив и обеспечивающих подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

В результате изучения данного курса обучающийся должен

знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного знания.

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.







5.Программно – методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2011.

  2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.

  3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

  4. Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  5.  ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О. А. Котова – М.: Астрель, 2010.

  6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.

  7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2012.

  8. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.


23