Программа элективного курса
« Генетика человека»
9 класс
.
Учитель: Шарапова Т.А.
Рецензия.
Данный курс состоит из двух модулей, это даёт то, что можно использовать часть курса или вести целиком. Темы курса присутствуют в основном учебном предмете, ног там он даётся в ознакомительном ракурсе.
В процессе курса у педагога есть возможность дать темы в углубленном варианте, это облегчает учащимся подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
Данный курс рассчитан на 35 часов. Более широко рассматриваются темы «Основы генетики». Эти темы включают повторение с углублённым изучением биологии. Этот курс даёт возможность педагогу сформировать знания, научить анализировать, найти ответы на возникшие вопросы.
При изучении курса «Общей генетики» особая трудность для учащихся была решении задач. Для успешного решения им надо уметь объединять знания, логику, и при этом необходимо не забывать, о статическом характере получаемых выводов.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачёт при условии выполнения заданий 75-100% . В задания входят - решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные балы ученик получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
3. Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные работы, опыты с использованием мух дрозофил. Важнейшим структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. Поэтому необходимо систематически подводить итоги деятельности, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умений. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для теоретических исследований учащихся основных генетических закономерностей, которые в полной мере приложимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создаёт значительные трудности в изучении его наследственности и изменчивости. Можно указать на некоторые из них: позднее половое созревание, невозможность обеспечения и строго контролируемых условий для развития потомства, сравнительно большое число хромосом, Несмотря на указанные обстоятельства, за последние годы генетика человека достигла значительных успехов.
Цель курса- ознакомить с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях; рассмотреть последствия мутации, затрагивающих генотип человека.
Главной задачей профильного образования является не только заучивания обширного биологического материала, сколько обучения школьников правильной работе с источниками. Главным в подобной системе обучения является формирования у школьников умение работать со многими серьезными источниками информации, в которых знания излагаются уже с точки зрения научной дисциплины, а не школьного предмета: в точном соответствии с современным состоянии науки.
Методические рекомендации при разработке элективного курса: «Генетическая основа наследственности» преследовалась цель: познакомить с многими современными проблемами генетики и общества, которые стоят перед нами, и нам их решать. И ни куда от этого не деться.
Знание законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления. Для обеспечения эффективного медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.
Задачи:
Развивающиеся
- Сформировать знания о генетики как науки.
- Сформировать знания о материальных носителей наследственности
- Вывести и сформулировать закон Т.Моргана.
- Показать, что кроме ядерной наследственности существует еще и цитоплазматическая, которая передается чаще всего по материнской линии.
- Сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах.
- Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутации.
2. Обучающие
- Навыки решения генетических задач.
- Умение пользоваться генетическими навыками.
- Умение применять теоретические знания при решении генетических задач.
- Умение определять доминантность и рецессивность признака, выявлять генотипы и фенотипы особей.
3.Воспитательные
- Содействовать мировоззренческих понятий.
- Вредное влияние мутагенов и наркотических веществ на наследственность человека.
Программа элективного курса «Генетика человека» 9 класс
№ | Тема занятия | Сроки | корректировка |
1 | Клеточная теория | Сент. | |
2 | Неорганический состав клетки | Сент. | |
3 | Аминокислоты, строение белков | Сент. | |
4 | Биологические функции белков | Сент. | |
5 | ДНК и РНК | Окт. | |
6 | АТФ и другие органические соединения белков | Окт. | |
7 | Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро | Окт. | |
8 | Строение клетки: другие органоиды клетки | Окт. | |
9 | Мейзоное дебление клетки | Нояб. | |
10 | Размножение | Нояб. | |
11 | Биосинтез белка | Нояб. | |
12 | 1 и 2 закон Г.Менделя | Нояб. | |
13 | Решение задач. Многообразное скрещивание. | Декаб. | |
14 | Решение задач. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм. | Декаб. | |
15 | Анализирующие скрещивание. Решение задач. Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками. | Декаб. | |
16 | Решение задач. Определение доминантности или рецессивности признака. | Декаб. | |
17 | 3 закон Г.Менделя. | Янв. | |
18 | Решение задач. Независимое наследование. | Янв. | |
19 | Закон Моргана. | Янв. | |
20 | Генетика пола. | Февр. | |
21 | Решение задач. Наследование генов, локализованных В Х-хромосоме | Февр. | |
22 | Решение задач с У- хромосомой. | Февр. | |
23 | Решение задач. Одновременное наследование признаков, расположение в аутосомных и половых хромосомах. | Февр. | |
24 | Взаимодействие генов. | Март. | |
25 | Решение задач. Независимое наследование при неполном доминировании. | Март. | |
26 | Наследственная изменчивость. | Март. | |
27 | Решение задач. Эпистаз. | Март. | |
28 | Решение задач, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. | Апр. | |
29 | Генетика человека. | Апр. | |
30 | Решение задач. Летальные гены при многообразном скрещивание. | Апр. | |
31 | Решение задач. Летальные гены при дигибридном скрещивании. | Апр. | |
32 | Решение задач. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах. | Май | |
33 | Наследственные заболевания человека. | Май | |
34 | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Май | |
35 | Итоговая «конференция». | Май | |
Содержание программы.
1 модуль. «Клетка- биологическая структура» (11 ч.)
Клеточная теория. Неорганические соединения. (2 ч.) | Учащиеся смогут доказать, что основные положения клеточной теории являются фундаментом современной биологии, что клетка поддерживает постоянство, концентрацию Н2О и минеральных солей в цитоплазме |
Органические соединения. Биополимеры- белки. | Они должны «умело доказать, что сложный аминокислотный состав молекул белков |
Биологические функции белков. (2 ч.) | обеспечивает выполнение этими орг. Веществами различные функции в клетке и организме. |
Биополимеры- нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения в клетке. (2 ч.) | Учащиеся должны объяснить как происходит передача наследственной информации о первичной структуре белка и что при разрушение молекулы АТФ выделенная энергия используется организмом. |
Цитоплазма. Строение и функции клеточных структур. (2 ч.) | Что многие органические клетки взаимосвязаны в процессе своей работы, ядро является функциональным центром клетки, |
Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка. (3 ч.) | |
2 модуль. Основы генетики. (23 ч.)
Первый и второй закон Г. Менделя. (3 ч.) | Сформировывает знания о генетике, как о науке материальных носителях наследственности, о 1 двух законах Г.Менделя. |
Анализирующее скрещивание. (2 ч.) | Сформировать понятия о множественном аллелизме, его причинах и значении. |
Третий закон Г. Менделя. (2 ч.) | Сформулировать знания о дигибртном скрещивании. |
Закон Моргана. (1ч.) | Вывести и сформулировать закон Т.Г.Моргана. |
Генетика пола. (4 ч.) | Сформулировать знания. |
Взаимодействие генов, цитоплазматическая наследственность. (2 ч.) | Знания об основных типах взаимодействия аллельных и неаллельных генов, показать что существует и цитоплазматическая наследственность. |
Модификационная изменчивость. (2 ч._ | Показать, что взаимодействие внешней среды без изменения генотипа невозможно без изменения генотипа. Нельзя качественно изменить тот или иной признак. |
Наследственная изменчивость. (3 ч.) | Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутации. |
Генетика человека. (5 ч.) | Рассмотреть особенности изучения генетики человека, сформировать знания об основных методах изучения наследственности. |
Обобщение и систематизация знаний | |
Итоговая «конференция». (1 ч.) | Выступления учащихся с рефератами. |
Список литературы:
1. В.К. Шумный, Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский. Учебник для 10-11 класса с углублённым изучением биологии в школе. М. Просвещение 2002 г.
2. М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса с углублённым изучением биологии.
3. В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей» 2000г.
4. Н.Лемиза, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и в ответах.
М. Айрис- пресс. 2003 г.
5. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ» Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.
6. Генетические задачи. ЧГУ им. И.Н. Ульянова г. Чебоксары. 1980 г.
7. Генетика Н.Н.Чучкова, В.А. Глумова, Н.Е. Морозова, И.А. Черенков. Ижевск 2004г.
8.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечкин Учебник для 10-11 класса. Дрофа 2005 г.