Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
Программа элективного курса
«Типы химических задач и способы их решения»
Составитель: Гапоненко Ольга Константиновна
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11 классов, профильного уровня, так как позволяет дополнить, обобщить и расширить знания учащихся по решению задач повышенной сложности. Содержание программы включает в себя профильный уровень обязательного минимума содержания химического образования.
Программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии (от 05.03.2004 №1089).
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе. комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан на 35 часов в год. Конечным результатом изучения данного курса является самостоятельное составление обучающимися алгоритмов решения задач по каждому из типов и представление отчета по итогам работы в виде папки с алгоритмами и примерами решения задач повышенной сложности.
Содержание курса
Тема 1. Химический элемент (3 часа)
Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.
Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.
Тема 2. Вещество (9 часов)
Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или объёме вещества. Уравнение Менделеева- Клайперона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции (12 часов)
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.
Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.
Тема 4. Познание и применение веществ (10 часов)
Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси.
Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом.
Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по ним.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного предмета ученик должен
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Учебно-тематическое планирование
п/п | Название темы | Всего часов | Пр. зад. |
Тема 1. | Химический элемент | 3 ч | |
Тема 2. | Вещество | 9 ч | |
Тема 3. | Химические реакции | 12 ч | 2 |
Тема 4. | Познание и применение веществ | 11 ч | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ | Наименование темы | Всего часов | Дата |
| Тема 1. Химический элемент | 3 | |
-
| Строение атома. Изотопы. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов | 1 | |
-
| Валентность и степень окисления | 1 | |
-
| Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в периодической системе и строению атома | 1 | |
| Тема 2. Вещество | 9 | |
-
| Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа частиц в этих веществах | 1 | |
-
| Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона | 1 | |
-
| Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. | 1 | |
7- 8. | Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). | 2 | |
9. | Кристаллогидраты | 1 | |
10. | Определение молярной концентрации растворов | 1 | |
11 | Расчет по уравнениям реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке | 1 | |
12 | Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества, массы раствора, массы растворенного вещества. | 1 | |
| Тема 3. Химические реакции | 12 | |
13-14. | Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ. | 2 | |
15. | Расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. | 1 | |
16-17 | Вычисление скорости химической реакций. Расчёты, связанные с использованием понятия «температурный коэффициент химической реакции» | 2 | |
18. | Химическое равновесие | 1 | |
19. | Упражнение в составлении уравнений реакций, идущих в растворах электролитов. | 1 | |
20. | Урок-практикум: составление и решение схем превращений неорганических веществ в растворах электролитов. | 1 | |
21. | Урок – практикум: определение рH растворов, составление уравнений реакций гидролиза солей. | 1 | |
22. | Вычисление массы и объема продукта по известной массе исходного вещества содержащего примеси. | 1 | |
23. | Вычисление объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. | 1 | |
24. | Расчет количества вещества по термохимическому уравнению. | 1 | |
| Тема 4. Познание и применение веществ | 11 | |
25. | Вычисление массы и объёма продуктов реакции по известной массе или объёму веществ, содержащих примеси. | 1 | |
26-27. | Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ, взаимодействующих с реагентом или частично взаимодействующих. | 2 | |
28. | Расчёты по теме «Электролиз» | 1 | |
29-30. | Решение задач с использованием стехиометрических схем. | 2 | |
31-32. | Решение комбинированных задач. | 2 | |
33-34. | Обобщение и систематизация знаний по теме №4 | 2 | |
35. | Подведение итогов | 1 | |
Всего: | 35ч | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Модели.
Модели кристаллических решеток- алмаза, графита, железа, меди, поваренной соли, углекислого газа, магния. Наборы моделей для моделирования строения органических веществ.
Учебные пособия на печатной основе.
Таблица демонстрационная « Периодическая система химических элементов Д. И . Менделеева»
Таблица демонстрационная « Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов »
Комплект справочно-инструктивных таблиц демонстрационный.
Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Химический элемент. Строение вещества. Химические реакции»
Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Вещества и их свойства»
Таблица демонстрационная «Электрохимический ряд напряжений металлов»
Видеодемонстрации. Неорганическая химия - 9 класс (видеокассеты),органическая химия - 10 класс (видеокассеты). Мультимедийное учебное пособие — Химия 8 класс.
Технические средства обучения.
Ноутбук -1 шт. Проектор - 1 шт. Принтер (принтер/ сканер / копир ; формат А4, тип печати : лазерный, черно-белый) - 1 шт, экран проекционный — 1 шт.
Литература:
1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000; 2005.
2. А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989.
3. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.
4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
5. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.
6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М., Просвещение, 2006.
7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна
8. Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.
9. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.
10. Гаврилова Л.И. «Органическая химия 10 кл.» Саратов «Лицей», 1999.
11.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 2005-2009» М., Просвещение, 2009.
12.А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект - Центр, 2005.
13.Материалы ЕГЭ 2002 – 2010 года.
14.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004
14.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2008 – 2009».
М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.
15. Электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Рецензия на программу элективного курса
«Типы химических задач и способы их решения»
Программа элективного курса «Типы химических задач и способы их решения» разработана Гапоненко Ольгой Константиновной, учителем химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 г. Сургут.
Программа рассчитана на обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, возможно использование программы в классах химико-биологического профиля.
Представленный текс программы содержит следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- указаны ожидаемые результаты;
- содержание;
- учебно-тематическое план;
- календарно-тематический план;
- литература;.
Планируемый результат обучения соответствует целям и задачам программы, которая имеет большое значение для обучающихся химико-биологического профиля МБОУ СОШ № 32, т. к. позволяет расширить и систематизировать знания о типах химических задач и способах их решения. Программа соответствует государственному общеобразовательному стандарту.
Ценность данной программы в том, что учитель, исходя из индивидуальных учебных возможностей профиля, может варьировать уровень сложности задач, тем самым, пристраивая индивидуальный образовательный маршрут и помогая подготовиться к поступлению в ВУЗ.
Закрепляя и расширяя свои умения в решении задач повышенной сложности, каждый обучающийся в результате курса для себя разрабатывает алгоритмы решения задач.
Программа разработана на основе учебного пособия И. И. Новошинского Н.С. «Типы химических задач и способы их решения» 8-11 класс.,.2006- М.: Оникс
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна,
Программа рекомендована для использования в классах химико-биологического профиля.
Эксперт
Учитель биологии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №32 Л.В. Туполева
18