СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по химии для 11 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, возможно использование программы в классах химико-биологического профиля.

Представленный текс программы содержит следующие элементы:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- указаны ожидаемые результаты;

- содержание;

- учебно-тематическое план;

- календарно-тематический план;

- литература;.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по химии для 11 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32

















Программа элективного курса

«Типы химических задач и способы их решения»
















Составитель: Гапоненко Ольга Константиновна















Пояснительная записка


Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11 классов, профильного уровня, так как позволяет дополнить, обобщить и расширить знания учащихся по решению задач повышенной сложности. Содержание программы включает в себя профильный уровень обязательного минимума содержания химического образования.

Программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии (от 05.03.2004 №1089).

Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

  • закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;

  • исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;

  • формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;

  • развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

  • способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы

  • создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе. комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.

Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Курс рассчитан на 35 часов в год. Конечным результатом изучения данного курса является самостоятельное составление обучающимися алгоритмов решения задач по каждому из типов и представление отчета по итогам работы в виде папки с алгоритмами и примерами решения задач повышенной сложности.















Содержание курса


Тема 1. Химический элемент (3 часа)

Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.

Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.


Тема 2. Вещество (9 часов)

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или объёме вещества. Уравнение Менделеева- Клайперона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.


Тема 3. Химические реакции (12 часов)

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.


Тема 4. Познание и применение веществ (10 часов)

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси.

Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом.

Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по ним.

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения элективного предмета ученик должен


Знать/понимать


  • Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;


  • Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;


Уметь


  • Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;


  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;


  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).


Учебно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Всего часов

Пр. зад.

Тема 1.

Химический элемент

3 ч


Тема 2.

Вещество

9 ч


Тема 3.

Химические реакции

12 ч

2

Тема 4.

Познание и применение веществ

11 ч



Календарно-тематическое планирование 11 класс


Наименование темы

Всего часов

Дата


Тема 1. Химический элемент

3


Строение атома. Изотопы. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов

1


Валентность и степень окисления

1


Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в периодической системе и строению атома

1



Тема 2. Вещество

9


Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа частиц в этих веществах

1


Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона

1


Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.

1


7- 8.


Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).

2


9.

Кристаллогидраты

1


10.

Определение молярной концентрации растворов

1


11

Расчет по уравнениям реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке

1


12

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества, массы раствора, массы растворенного вещества.

1



Тема 3. Химические реакции

12


13-14.

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ.

2


15.

Расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса.

1


16-17

Вычисление скорости химической реакций. Расчёты, связанные с использованием понятия «температурный коэффициент химической реакции»

2


18.

Химическое равновесие

1


19.

Упражнение в составлении уравнений реакций, идущих в растворах электролитов.

1


20.

Урок-практикум: составление и решение схем превращений неорганических веществ в растворах электролитов.

1


21.

Урок – практикум: определение рH растворов, составление уравнений реакций гидролиза солей.

1


22.

Вычисление массы и объема продукта по известной массе исходного вещества содержащего примеси.

1


23.

Вычисление объемных отношений газов по уравнениям химических реакций.

1


24.

Расчет количества вещества по термохимическому уравнению.

1



Тема 4. Познание и применение веществ

11


25.

Вычисление массы и объёма продуктов реакции по известной массе или объёму веществ, содержащих примеси.

1



26-27.

Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ, взаимодействующих с реагентом или частично взаимодействующих.

2



28.


Расчёты по теме «Электролиз»


1



29-30.

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

2



31-32.

Решение комбинированных задач.

2



33-34.

Обобщение и систематизация знаний по теме №4

2


35.

Подведение итогов

1


Всего:

35ч



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Модели.

Модели кристаллических решеток- алмаза, графита, железа, меди, поваренной соли, углекислого газа, магния. Наборы моделей для моделирования строения органических веществ.


Учебные пособия на печатной основе.

  1. Таблица демонстрационная « Периодическая система химических элементов Д. И . Менделеева»

  2. Таблица демонстрационная « Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов »

  3. Комплект справочно-инструктивных таблиц демонстрационный.

  4. Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Химический элемент. Строение вещества. Химические реакции»

  5. Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Вещества и их свойства»

  6. Таблица демонстрационная «Электрохимический ряд напряжений металлов»

Видеодемонстрации. Неорганическая химия - 9 класс (видеокассеты),органическая химия - 10 класс (видеокассеты). Мультимедийное учебное пособие — Химия 8 класс.


Технические средства обучения.

Ноутбук -1 шт. Проектор - 1 шт. Принтер (принтер/ сканер / копир ; формат А4, тип печати : лазерный, черно-белый) - 1 шт, экран проекционный — 1 шт.





Литература:


1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000; 2005.

2. А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989.

3. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.

4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.

5. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.

6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М., Просвещение, 2006.

7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна

8. Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.

9. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.

10. Гаврилова Л.И. «Органическая химия 10 кл.» Саратов «Лицей», 1999.

11.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 2005-2009» М., Просвещение, 2009.

12.А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект - Центр, 2005.

13.Материалы ЕГЭ 2002 – 2010 года.

14.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004

14.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2008 – 2009».

М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.

15. Электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

Органическая химия»

«Виртуальная лаборатория»


Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html



Рецензия на программу элективного курса

«Типы химических задач и способы их решения»


Программа элективного курса «Типы химических задач и способы их решения» разработана Гапоненко Ольгой Константиновной, учителем химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 г. Сургут.

Программа рассчитана на обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, возможно использование программы в классах химико-биологического профиля.

Представленный текс программы содержит следующие элементы:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- указаны ожидаемые результаты;

- содержание;

- учебно-тематическое план;

- календарно-тематический план;

- литература;.

Планируемый результат обучения соответствует целям и задачам программы, которая имеет большое значение для обучающихся химико-биологического профиля МБОУ СОШ № 32, т. к. позволяет расширить и систематизировать знания о типах химических задач и способах их решения. Программа соответствует государственному общеобразовательному стандарту.

Ценность данной программы в том, что учитель, исходя из индивидуальных учебных возможностей профиля, может варьировать уровень сложности задач, тем самым, пристраивая индивидуальный образовательный маршрут и помогая подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Закрепляя и расширяя свои умения в решении задач повышенной сложности, каждый обучающийся в результате курса для себя разрабатывает алгоритмы решения задач.

Программа разработана на основе учебного пособия И. И. Новошинского Н.С. «Типы химических задач и способы их решения» 8-11 класс.,.2006- М.: Оникс

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна,

Программа рекомендована для использования в классах химико-биологического профиля.





Эксперт

Учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №32 Л.В. Туполева


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!