СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе « Курс подготовки к итоговой аттестации по русскому языку »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой итогового экзамена по русскому языку  и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе « Курс подготовки к итоговой аттестации по русскому языку »»





МБОУ Озерненская СШ Духовщинского района Смоленской области

Учитель Силяева Светлана Ивановна



Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе

« Курс подготовки к итоговой аттестации по русскому языку »





Тематическое планирование элективного курса

по русскому языку в 9 классе















Пояснительная записка



Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой итогового экзамена по русскому языку и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).





Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение



Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. 1

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.


Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1


Структура экзаменационной работы. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2


Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом.

Часть 1

3


Задание С 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4


Задание С 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5


Задание С 1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6


Задание С 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7


Задание С 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8


Задание С 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9


Задание С 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 1

10


Задание С 2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11


Задание С2.1 Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12


Задание С 2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

13


Задание С2.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14


Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

15


Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.









Учимся выполнять тестовые задания



Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.

Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.




Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Часть 2

1


Задание А 1. Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2


Задание А 2. Целостность текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

3


Задание А 3. Извлечение информации.

Работа с тестом, заполнение бланков

4


Задание А 4. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Работа с тестом, заполнение бланков

5


Задание А 5. Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

6


Задание А 6. Повторение по теме «Морфология».

Работа с тестом, заполнение бланков

7


Задание В 1. Стили речи.

Работа с тестом, заполнение бланков

8


Задание В 2. Правописание корней.

Работа с тестом, заполнение бланков

9


Задание В 3. Правописание приставок.

Работа с тестом, заполнение бланков

10


Задание В 4. Правописание суффиксов.

Работа с тестом, заполнение бланков

11


Задание В 5. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

12


Задание В 6. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

13


Задание В 7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

14


Задание В 8. Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

15


Задание В 9. Грамматическая основа предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

16


Задание В 10,11. Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

17-18


Задание В 13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

19


Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков





Список использованной литературы:


  1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

  2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2011: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2010.

  3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

  4. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

  5. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008

  6. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2011.

  7. Т.М.Пахомова. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен»,.

ФИПИ

Программа

элективного курса по русскому языку в 7 классе

«Развитие орфографических навыков у учащихся

через выполнение системы словообразовательных упражнений»

2010-2011уч.г.

Автор программы- учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 12» Силиверстова Наталия Борисовна.

 

1 час в неделю, 34 часа в год.

 

 

 

 

 

 

 

                             Пояснительная записка.

 

   Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначен  для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

   Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений.  Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и  научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

     Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.

       В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.

     Работа по созданию «банка морфем» помогает решить  проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».

1.Введение морфем в память.

2.Выделение морфемы в словоформах.

3.Выделение морфем в производных словах.

4.Упражнения по словообразованию.

5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.

 

Важно отметить, что прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают ( а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.*

 

 * Следует отметить разницу в программах по русскому языку .

                                            

 

 

 

                                      Программа курса.

 

1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

2.Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

 Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

3.Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

 Приставки с традиционным написанием .

Приставки с позиционным написанием.

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

4.Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание суффиксов причастий.

Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.

5. Понятие об окончании.

Правописание окончаний имен существительных.

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Правописание окончаний глаголов.

6. И-Ы после Ц в разных частях слова.

7. О-Ё после шипящих в разных частях слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарное планирование

Дата

Тема занятия

1.

 

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

2.

 

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

3.

 

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

4.

 

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

5.

 

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

6.

 

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

7.

 

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

8.

 

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные , -кос-).

9.

 

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

10.

 

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

11.

 

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

12.

 

Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

13.

 

Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

14.

 

Приставки с традиционным написанием.

15.

 

Приставки с позиционным написанием.

 

 

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

16.

 

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

17.

 

Самостоятельная работа.

18.

 

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

19.

 

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

20.

 

Контрольная работа.

21.

 

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

22.

 

Правописание суффиксов существительных.

23.

 

Правописание суффиксов прилагательных.

24.

 

Правописание суффиксов глаголов.

25.

 

Правописание суффиксов причастий.

26.

 

Правописание суффиксов причастий.

27.

 

Правописание суффиксов  деепричастий и наречий. Самостоятельная работа.

28.

 

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.

29.

 

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

30.

 

Правописание окончаний глаголов.

31.

 

Правописание окончаний глаголов.

32.

 

И-Ы после Ц в разных частях слова.

33.

 

О-Ё после шипящих в разных частях слова.

34.

 

Итоговая контрольная работа.