СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса предназначена для учителей математики, с целью организации качественной подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по математике"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п.Советский»


«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Учителей предметников


«Согласовано»

Методист

__________

И.В.Литвинова.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________

З.М.Жезлова

Приказ № 53 от

«30» августа 2016 г.




Рабочая образовательная программа

Элективного курса

по математике

«Подготовка к ОГЭ»

9 класс

УЧИТЕЛЬ: И.В. Литвинова





Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 30 » августа 2016 г.







2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка


В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2003-2004 учебного года начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода элективного курса «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач).

Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из шести заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.

Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Элективный курс «Подготовка к ГИА по математике» рассчитан на 9 часов для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Цель данного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

Задачи курса:

  • дать ученику возможность проанализировать свои способности;

  • помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.

  • Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;

  • Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 7-9» ;

  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами. Функции элективного курса:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • компенсация недостатков в обучении математике.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, тренинги);

  • личностно - деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования .

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Математическая компетентность будет способствовать:

  1. умению использовать теоретический материал при решении задач;

  2. умению пользоваться математическими формулами;

  3. умению выполнять переход от частного к общему;

  4. владению аппаратом решения различных уравнений, неравенств;

  5. владению аппаратом функциональных зависимостей и их преобразований;

  6. владению аппаратом решения различных задач практического направления, геометрического содержания.

Социально-личностная компетентность будет способствовать:

  1. владению стилем мышления, его абстрактностью, доказательностью, строгостью;

  2. умению проводить аргументированные рассуждения, делать логические обоснования, выводы;

  3. умению проводить обобщения на основе анализа частных примеров, выдвигать предположения и их обосновывать;

  4. умению ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать графический язык математики;

  5. умению использовать разнообразные информационные источники для подготовки к занятиям, выбирать из информационного потока нужный материал

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части.

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.

  3. Работа с тренировочными тестами.

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.

Основные формы организации учебных занятий:

Беседы, уроки–сообщения, консультации, практические, тестовые, самостоятельные и контрольные работы. На всех типах занятий следует вести активный диалог с учащимися, в курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Ожидаемый результат изучения курса

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Точно и грамотно формулировать теоретические положения, свойства и формулы и излагать собственные рассуждения.

  2. Применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, действий с функциями.

  3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  4. решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • значение математики как науки;

  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений. Степень. Свойства степени.

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения

Способы решения различных уравнений: линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней.

Тема 3. Неравенства

Способы решения различных неравенств.

Тема 4. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 5. Функции

Функции, их свойства и графики. Чтение графиков функций. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи. Реальная математика.

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу», на «Проценты»

Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 9. Решение геометрических задач.

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА

Анализ итогового теста

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Дата

Тема

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

1


Выполнение разложения многочленов на множители

Разложение на множители многочленов, используя формулы сокращенного умножения

Преобразования целых и дробных выражений, применяя широкий набор изученных алгоритмов

1

Уметь раскладывать многочлен на множители

Уметь применять формулы при разложении многочлена на

множители

Уметь преобразовывать многочлены различными способами

2


Решение целых уравнений

Решение дробно-рациональных уравнений



1

Уметь решать уравнения, применяя алгебраические

преобразования и различные приемы: разложение на множители, замена переменной




3


Решение линейных неравенств с одной переменной.

Решение квадратных неравенств

1

Уметь отвечать на вопросы, связанные с исследованием уравнений и систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты, используя по необходимости графические представления

Уметь решать неравенства, требующие алгебраические преобразования

4


Построение и исследование графиков функций

1

Уметь строить более сложные функции, исследовать данные функции

5


Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

Решение задач с применением формул суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий

1

Знать формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

Уметь применять формулы nго члена арифметической и геометрической прогрессии при решении задач

6


Решение текстовых задач на составление уравнения, на проценты. Решение задач из раздела «Реальная математика».

1

Уметь решать текстовые задачи.

7


Элементы комбинаторики и теории вероятностей

1

Уметь решать задачи на нахождение вероятности случайного события.

8


Решение геометрических задач

1

Уметь решать задачи по готовым чертежам, на нахождение тангенса угла, площади фигур.

Знать определения, свойства и признаки геометрических фигур.

9


Итоговый тест.

Анализ теста

1







Литература
  1. Кузнецов. Л.В. "Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации"

"Просвещение" 2017

  1. Лысенко Ф.Ф. "Математика 9 класс" подготовка к ГИА. "Легион" 2017

  2. Лаппо Л.Д. "ГИА математика" "Экзамен" 2017

  3. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ -9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2016. – 288 с. –

(ОГЭ-9)

  1. ОГЭ -2017. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ОГЭ -2014. ФИПИ-школе)

  2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9, Москва:«Просвещение», 2000  7. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2016. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2016

  • ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2016

  • ОГЭ (ГИА-9) 2016. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015.

Информационно - техническое обеспечение:

  • Сборники заданий с сайта http://www.alleng.ru/edu/math1.htm

  • Демоверсии 2015 - 2016 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru).

  • Регламент по итоговой аттестации обучающихся 9 классов по всем предметам можно скачать здесь http://saripkro.ru/itog_att.html

  • Официальный информационный портал поддержки ГИА. Здесь можно найти информацию о проведении ГИА, о сроках сдачи ГИА и многое другое...

http://www1.ege.edu.ru/content/view/763/201/

  • Сайт А.А.Ларина http://alexlarin.net/ege.html

  • Cайт http://sdamgia.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!