Элективный курс
«Решение задач с параметрами »
Пояснительная записка
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования. В связи с введением в старшей школе профильного обучения, возникла необходимость введения курсов по выбору учащихся. Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания для поступающих в вузы содержат задания с параметрами, которые практически не рассматриваются в школьном курсе математики. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Задачи с параметрами».
Элективный курс «Решение задач с параметрами» является курсом по выбору для учащихся 11 классов. Данный курс относится к предметно – ориентированному типу и составлен для учащихся, желающих пройти целенаправленную математическую подготовку и успешно подготовиться к итоговой аттестации .
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области решения задач, математическое содержание которых выходит за рамки школьной программы и может использоваться не только в физико–математическом профиле, но и в естественнонаучном, социально- экономическом и других направлениях.
Универсальность курса заключается в том, что решение задач с параметрами открывает перед учащимися значительное число различных приёмов, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и при решении любых других математических заданий.
Освоение курса предполагает дальнейшей развитие и формирование учебной, информационной, коммуникативных компетенций.
Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки, подготовку к ЕГЭ.
Цель элективного курса «Решение задач с параметрами» - систематизация и углубление знаний и учений учащихся в данной области математики, формирования логического мышления и развитие математической культуры у школьников.
.
Задачи курса:
обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач с параметрами;
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
расширение и углубление курса математики, обеспечивающее повышенный уровень изучения математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, различными источниками;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность формировать и развивать:
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение, смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха), осознание ответственности за общее дело при организации групповой работы.
Метапредметные универсальные действия
Целеполагание, планирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, умение структурировать знания, планирование учебного сотрудничества при работе в парах и группах, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Предметные универсальные действия
Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами решения задач с параметрами, возможность использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, повышение уровня математической культуры, ознакомление и использование на практике нестандартных методов решения задач.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект
Программно- методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
программу курса;
комплект проверочных работ по всем темам курса;
информационно-содержательную основу реализуемого курса (список литературы).
Учебный процесс может поддерживаться различными учебными пособиями по курсу «Решение задач с параметрами», учебно–методическим комплектом для учителя и конспект–тетрадью для учащихся.
Материально-техническое обеспечение
Информационные образовательные ресурсы:
Техническое оборудование:
Используемые методы:
репродуктивный – умение воспроизвести полученную информацию;
исследовательский – решение задачи разными способами, выбор наиболее оптимального варианта;
самостоятельный поиск дополнительной информации, выполнение творческих заданий
Основные принципы, используемые при проведении занятий:
регулярность (с домашними заданиями);
опережающая сложность;
смена приоритетов: при решении сложной задачи приоритет отдается идее, а при решении стандартных, простых задач главное – правильный ответ;
вариативность (сравнение различных методов и способов решения одной и той же задачи)
Дидактический материал и оснащение занятий
мультимедийные презентации, подготовленные учителем и учащимися;
карточки для решения задач;
карточки с домашними заданиями.
Электронные тесты, созданные учителем
В процессе изучения курса используется технология блочно – модульного обучения, лично - ориентированная технология, информационные технологии.
Технология блочно - модульного обучения позволяет изложить теоретический материал блоками, в виде лекций, последующее закрепление проводится на практикумах по решению задач. Такая подача теоретического материала позволяет сэкономить время занятий для решения задач. Информационные технологии используются для создания электронных презентации в программе Power Point и создании тестов в программе Microsoft office Exсel. Электронные презентации способствуют наглядности, развитию интереса к изучаемой теме, электронные тесты позволяют проверить знания учащихся и компьютер выдаёт оценку сразу на уроке. Занятия, на которых учащиеся решают электронные тесты, проводятся в компьютерном классе.
На занятиях по решению задач с параметрами учитель использует такие формы контроля как обучающие самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, которые оцениваются учителем по пятибалльной системе. Обучающие самостоятельные работы позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.
.
Результат обучения выражается в повышение математической культуры, в проявлении умения осуществлять исследовательскую деятельность и применять полученные знания для решения практических задач.
Формы контроля.
Текущий контроль: самостоятельные работы, тесты
Тематический контроль: проверочные работы
Итоговый контроль: итоговая контрольная работа.
Дополнительно по итогу курса проводится защита групповых и индивидуальных заданий исследовательского типа, рефератов и творческих работ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
1. Учащийся должен знать схему решения линейных уравнений и неравенств с параметрами.
2. Знать схему решения систем линейных уравнений с параметрами.
3. Знать схему решения квадратных уравнений и неравенств с параметрами.
4. Знать схему решения дробно-рациональных уравнений и неравенств
с параметрами.
5. Знать схему решения тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.
6. Знать схему решения иррациональных уравнений и неравенств с параметрами.
7. Знать схему решения показательных уравнений и неравенств с параметрами.
8. Знать схему решения логарифмических уравнений и неравенств с параметрами.
9.Анализировать и выбирать оптимальные способы решения уравнений и неравенств с параметром;
Применять свойства функций для построения графиков и решения уравнений и неравенств с параметром;
Строить и читать графики функций;
Содержание курса
Основные понятия. Уравнения с параметром. (3часа)
Определение параметра. Примеры решения уравнений с параметром. Знакомство со способами решения уравнений с параметром (аналитическим, функциональным и функционально–графическим), рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решений. Систематизация задач по типу ограничений, накладываемых на параметр.
Неравенства с параметром. (3 часа)
Примеры решения неравенств с параметром. Знакомство со способами решения неравенств с параметром (аналитическим, функциональным и функционально–графическим), рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решений.
Графическая интерпретация задач с параметром. (7часов)
Построение графического образа на координатной плоскости (хОу) и на плоскости (хОа). Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Сравнительный анализ аналитического, функционально–графического способов при решении уравнений и неравенств с параметром.
Задачи с параметром. (12 часа)
Приемы решения рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем с параметром. Рассмотрение уравнений и неравенств, содержащих различные функции. Выбор оптимального метода решения.
Задачи единого государственного экзамена. (9 часов)
Практикум по решению задач, входящих в контрольно- измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Анализ методов решения заданий. Нетрадиционные задачи с параметром. Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | тема | кол-во часов | вид деятельности |
Основные понятия. Уравнения с параметром (3 часа) |
1 | Определение параметра. Примеры решения уравнений с параметром. | 1 | лекция |
2 | Приемы решения рациональных уравнений с параметром. | 1 | практикум |
3 | Систематизация задач по типу ограничений, накладываемых на параметр. | 1 | практикум |
Неравенства с параметром (3 часа) |
4 | Примеры решения неравенств с параметром. | 1 | лекция |
5 | Приемы решения рациональных неравенств с параметром. | 1 | практикум |
6 | Проверочная работа № 1 по теме «Основные понятия. Уравнения и неравенства с параметром» | 1 | |
Графическая интерпретация задач с параметром (7 часов) |
7 – 8 | Построение графического образа на координатной плоскости (хОу). | 2 | практикум |
9 – 10 | Построение графического образа на плоскости (хОа). | 2 | практикум |
11 – 12 | Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Сравнительный анализ аналитического, функционально–графического способов при решении уравнений и неравенств с параметром. | 2 | семинар |
13 | Проверочная работа № 2 по теме «Графическая интерпретация задач с параметром» | 1 | |
Задачи с параметром (13 часов) |
14 – 15 | Приемы решения систем рациональных уравнений, неравенств с параметром. | 2 | лекция, практикум |
16 – 17 | Приемы решения систем иррациональных уравнений, неравенств с параметром. | 2 | лекция, практикум |
18 – 19 | Приемы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем с параметром. | 2 | лекция, практикум |
20 – 21 | Приемы решения показательных уравнений, неравенств и систем с параметром. | 2 | лекция, практикум |
22 – 23 | Приемы решения логарифмических уравнений, неравенств и систем с параметром. | 2 | лекция, практикум |
24 – 25 | Рассмотрение уравнений и неравенств, содержащих различные функции. Выбор оптимального метода решения. | 2 | практикум, семинар |
26 | Проверочная работа № 3 по теме «Задачи с параметром» | 1 | |
Задачи единого государственного экзамена. (9 часов) |
27 – 30 | Практикум по решению задач, по типу задачи №18 входящих в КИМы ЕГЭ прошлых лет. Анализ методов решения заданий. | 4 | практикум, семинар |
31 – 33 | Нетрадиционные задачи с параметром. Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций | 3 | практикум, семинар |
34-35 | Итоговая работа | 2 | |
Контрольные материалы.
Проверочная работа № 1 по теме
«Основные понятия. Уравнения и неравенства с параметром»
Решить уравнение:
Решить неравенство:
Найти все значения параметра а, при которых уравнение
имеет единственный корень.
Ответы к работе:
Решить уравнение:
Если , то . Если , то или .
Если , то . Если , то .
Если , то . Если , то . При корней нет.
Если , то . Если , то .
При корней нет.
Решить неравенство:
Если , то .
Если , то .
Если , то – любое. Если , то .
Уравнение имеет единственный корень при .
Проверочная работа № 2 по теме
«Графическая интерпретация задач с параметром»
При каких а уравнение ( ) имеет единственное решение
Решите уравнение аналитически.
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – значение».
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – параметр».
Дано неравенство
Решите неравенство аналитически.
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – значение».
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – параметр».
Найдите все значения , при каждом из которых решения неравенства
образуют отрезок длины 1
Решите с использованием плоскости «переменная – значение».
Решите с использованием плоскости «переменная – параметр».
Проверьте решение аналитически.
Ответы к работе:
а = -4 или а = -13
Если , то . Если , то .
Если ,
Проверочная работа № 3 по теме
«Задачи с параметром»
Найти все значения параметра a, для каждого из которых существует только одно значение , удовлетворяющее системе:
Решить уравнение
Найдите все значения а, при каждом из которых для любого х из промежутка значение выражения не равно значению выражения
Найти все значения параметра а, для которых неравенство имеет хотя бы одно решение.
Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство выполняется для любых
Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений
имеет решение.
Ответы к работе:
Решить уравнение:
Итоговая работа
Найти все значения при каждом из которых функция
имеет более двух точек экстремума.
Найдите все значения а, при каждом из которых система
имеет ровно два решения.
Найдите все значения параметра а, при которых система уравнений
имеет решение.
Найдите все значения при каждом из которых уравнение либо имеет единственное решение, либо не имеет решений..
. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение
имеет ровно 4 решения.
Ответы к итоговой работе:
;
Комплекс задач с параметром
Задачи с параметром для решения в координатной плоскости (хОу)
Найдите все значения параметра b, при которых уравнение lg 2|х|+ lg(2-х)-lg(lg b) = 0 имеет единственное решение.
При каком наименьшем натуральном значении n уравнение х3 +3х2 - 45х + n = 0 имеет ровно один корень?
При каких значениях параметра анеравенство а-х имеет решения?
Найдите все значения параметра k, при которых система уравнений имеет два различных решения.
Найдите все пары чисел р и q, при которых неравенство не имеет решений на отрезке [1;5].
При каких значениях параметра а уравнение 3 - = а имеет одно решение?
При каких значениях параметра а уравнение ах – 1 = имеет единственное решение?
Сколько корней имеет уравнение ?
Задачи с параметром для решения в координатной плоскости (хОа)
При каких значениях параметра а уравнение имеет два корня?
Найдите все значения параметра а, при которых система имеет единственное решение.
При каких значениях параметра а уравнение (а+4х-х2-1)(а+1-|х-2|)=0 имеет три корня?
Найти все значения параметра а, при которых неравенство 3- х2 имеет хотя бы одно отрицательное значение.
Найдите множество значений параметра а, для каждого из которых уравнение имеет только два различных корня.
При каких значениях параметра а система имеет решение?
Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет одно решение.
ТЕСТ 1
Вариант I.
1.Решите уравнение k(x - 4) + 2 ( х + 1) = 1 относительно х.
а) при k=-2 корней нет; при k =-2 ;
б) при k -2 корней нет; при k=-2 ;
в) при k=-2 корней нет; при k =-2 и k =0,25 .
2.Решите уравнение 2а( а - 2)х = а2 – 5а+6 относительно х
а) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 ;
б) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 ;
в) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 .
3.При каких значениях b уравнение 1+2х – bx = 4+х имеет отрицательное решение.
а) b1 ; в) b=1
4.При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси х?
а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.
5.При каких значениях k уравнение (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0 имеет единственное решение?
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5 ; в) k=5, k= 2 .
ТЕСТ 2
Вариант I.
1.Решите уравнение 3 cos x = 4b + 1 для всех значений параметра.
а) при b ( -1; 0,5 ) х = ± arcos ; при b (-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет;
б) при b [ -1; 0,5 ] х = ± arcos ; при b (-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет;
в) b (-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos ; b ( -1; 0,5 ) при реш.нет;
2.Найдите все действительные значения параметра а, при которых уравнение sin2 x – 3sin x + a =0.
а) a [ -4; 2 ] ; б) а ( -4 ; 2) ; в) а [ - 4; 2 ).
3.При каких значениях а уравнение cos4 x + sin4 x = a имеет корни?
а) a [ 0,5; 1 ] ; б) а [ -1 ; 0,5 ] ; в) а [ - 0,5; 1 ).
Тест 3
Вариант 1
1. Решите уравнение относительно х.
а) , при m 0.
б) 1) при m = 0 корней нет;
2) при m 0 ;
в) 1) при m = 0 корней нет;
2) при m 0 .
2. Решите уравнение относительно х.
а) 1) при ;
2) при корней нет;
3) при
б) 1) при ;
2) при корней нет;
3) при
в) 1) при ;
2) при корней нет;
3) при ;
4) при
3. При каких значениях b уравнение имеет отрицательное решение?
а) при b
б) при b 1;
в) при b
4. При каких значениях а произведение корней уравнения равно нулю?
а) при ;
б) при ;
в) при .
5. При каком значении b сумма квадратов корней уравнения принимает наименьшее значение?
а) таких значений нет;
б) при ; в) при .
Литература:
Материалы курса «Как научить решать задачи с параметрами» — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 80 с.
Локоть В.В. Задачи с параметрами и их решения: Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы. 10 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ. 2004. – 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. — М.: АРКТИ,2004. — 96 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. - 96 с. (Абитуриент).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Материалы сайта «РЕШУ ЕГЭ»: математика http://reshuege.ru/
Материалы сайта http://alexlarin.net/
.Журнал «Квант
Журнал «Математика в школе». рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов и учителей. 2-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1991 г
Г.Я. Ястребеницкий «Задачи с параметрами», М.:Просвещение,2006г.
Единый государственный экзамен.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ –М.: Интеллект- Центр, 2014.
Прокофьев А.А., Корянов А.Г. Математика ЕГЭ 2012. Функция и параметр (типовые задания С5