СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Культура речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Речь и умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития умственно отсталого ребёнка, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность умственно отсталого ребёнка жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

 

Предполагаемая программа разработана для учащихся 5, 6, 8 классов учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. В этой возрастной группе у умственно отсталых детей наблюдается поведенческие расстройства, которые усложняют общение. В данной программе сделан акцент на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребёнком при определении своего поведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Культура речи"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 8.

Обсуждено:

На заседании МО

Протокол № _______

от « _____» ___________ 2017 г.

Рассмотрено:

На педагогическом совете Протокол № _______

от « _____» ___________ 2017г.

Утверждено:

Директор школы _______ И.В Васильева

Приказ № _______

от « _____» ___________ 2017 г.





Рабочая программа

по факультативу

«Культура речи»



Программа разработана

учителем Павловой Л.А.
















2017-2018 учебный год

п.Новосмолинский






























































Пояснительная записка


Речь и умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития умственно отсталого ребёнка, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность умственно отсталого ребёнка жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.


Предполагаемая программа разработана для учащихся 5, 6, 8 классов учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. В этой возрастной группе у умственно отсталых детей наблюдается поведенческие расстройства, которые усложняют общение. В данной программе сделан акцент на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребёнком при определении своего поведения.


Речь идёт о дальнейшем формировании механизмов продуктивного общения, но уже на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Иными словами создаются проблемные ситуации, побуждающие детей отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды.


Предлагаемая программа ставит своей задачей развитие следующих коммуникативных умений:


  • Умение слушать и слышать другого.

  • Умение участвовать в свободной беседе.

  • Умение быть внимательным к самому себе и окружающим.

  • Умение понимать чувства и настроение другого.


Программа предполагает использование следующих методов активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие и коррекцию памяти и внимания, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм. Общение с помощью мимики, жестов, пантомимики, использование подвижных игр, психологических упражнений, адаптированных для умственно отсталых детей, а также стихов, сказок, рассказов.


Для занятий отводятся специальные уроки продолжительностью 40 – 45 минут. Занятия лучше проводить на последнем уроке или во второй половине дня, т.к. они помогают снять накопленное за день напряжение.














Тематическое планирование

1 год (2 часа в неделю)


Содержание работы

Кол-во

часов

1

Диагностика уровня развития

коммуникативных способностей у детей

2

2

Для чего нужна речь?

1

3

Как речь влияет на чувства и поведение людей

1

4

Речь – важное средство общения

1

5

Как узнать что-то новое?

1

6

Слово веселит, утешает, огорчает

1

7

Речь средство передачи мыслей, чувств. Наука риторика

2

8

Язык мой – друг мой

1

9

Волшебная речь

1

10

Чудесные превращения слов

2

11

Слова приветствия

2

12

Вывести, их назначение

1

13

Сочинение сказочных историй

2

14

Речь – организатор игр, работы …

1

15

Слова прощания

2

16

Громкость речи

1

17

Темп речи

1

18

Совершенствование устной речи

2

19

Окраска голоса

1

20

Слова выражения просьбы, благодарности

2

21

Скрытая просьба

1

22

Мимика и жесты в устной речи

1

23

Правила поведения во время разговора

1

24

Способы совершенствования своей речи

1

25

Слова извинения

1

26

Помощники устного слова

1

27

Быть внимательным к окружающим. Уметь слушать

1

28

Слушали, услышали, прослушали

1

29

Учимся вежливости

2

30

Учимся строить предложения

2

31

Понятие «адресат – адресант»

1

32

Техника речи

2

33

Разговор по телефону

1

34

О вежливости по отношению к девочкам

1

35

Вежливые формы поздравлений

1

36

Вежливые формы переписки

1

37

Правила поведения в общественных местах

5

38

Различные формы обращения

1

39

Речь устная и письменная

1

40

Что такое текст?

1

Содержание работы

Кол-во

часов

41

Тема текста. Заглавие

1

42

Главная мысль текста

1

43

Опорные слова

1

44

Составление текстов по опорным словам

1

45

Деформированный текст

1

46

Рифма – созвучие концов стихотворных строк

1

47

Приёмы звукоподражания в речи

1

48

Сравнения в речи

1

49

Обобщение пройденного

5


Итого :

70







































2 год (2 часа в неделю)


Содержание работы

Кол-во

часов

1

Диагностика уровня коммуникативных способностей детей

2

2

Я и моё тело

2

3

Я и мой язык

2

4

Я и мои эмоции

2

5

Я и Я

2

6

Я и другие

2

7

Я и моя семья

2

8

Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточенности

2

9

Этюды на выражение удивления

2

10

Этюды на выражение удовольствия, радости

2

11

Этюды на выражение страдания и печали

2

12

Этюды на выражение отвращения и презрения

2

13

Этюды на выражение гнева

2

14

Этюды на выражение страха

2

15

Этюды на выражение вины

2

16

Упражнения на закрепление позы покоя и расслабления мышц рук

2

17

Упражнения на расслабление мышц ног

2

18

Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса

2

19

Упражнения на расслабление мышц живота

2

20

Упражнения на расслабление мышц шеи

2

21

Упражнения на расслабление речевого аппарата

2

22

Упражнения, направленные на осознание себя и формирование положительного отношения к самому себе

4

23

Упражнения, направленные на коррекцию агрессии

4

24

Упражнения, направленные на бесконфликтное общение

4

25

Упражнения, направленные на преодоление застенчивости

4

26

Упражнения, направленные на преодоление замкнутости

4

27

Игры – общения

4

28

Обобщение пройденного

2


Итого :

70
















3 год ( 1 час в неделю )


Содержание работы

Кол-во

часов

1

Что такое речь. Речь устная и письменная

1

2

Текст. Тема текста. Признаки текста. Главная мысль

2

3

Признаки текста. Опорные слова

2

4

Составление текстов

2

5

Деформированный текст

1

6

Ознакомление с понятием изложение

1

7

Обучение написанию изложения

2

8

Редактирование текста

1

9

Текст – повествование. План

2

10

Текст – повествование. Изложение

2

11

Текст – описание

2

12

Изложение – описание

2

13

Текст – рассуждение

2

14

Изложение с элементами рассуждения

2

15

Обучение написанию сочинения

2

16

Сочинение – описание

2

17

Сочинение с элементами описания и рассуждения

2

18

Сочинение на заданную форму

2

19

Обобщение пройденного

4


Итого :

35


























Основные требования к знаниям и умениям учащихся:



Учащиеся должны знать и уметь:


  • Общаться в разных социальных группах

  • Иметь навыки речевого, жестового общения

  • Владеть своим настроением, мимикой лица

  • Знать правила взаимоотношений между людьми

  • Уметь слушать и быть интересным другом

  • Уметь расположить к себе человека

  • Уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликты

  • Уметь работать сообща, сотрудничать,

учитывать интересы и желания других





































Литература:


  1. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей, наблюдать и рассказывать»

Ярославль «Академия развития» 2006 г.


  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»

Ярославль «Академия развития» 2007 г.


  1. Ладыжеская Т.А. «Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах»

Москва «Просвещение» 2005 г.


  1. Петрова В.А., Белякова И.В.

«Психология умственно отсталых школьников» Москва «Академия» 2004 г.


  1. Сорокоумова Е.А. «Уроки общения в начальной школе»


  1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

Ярославль «Академия развития» 2006 г.


  1. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в

специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме»

Москва «Аркти» 2005 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!