СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Профориентация"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива "Профориентация" в 10 классе, рассчитана на 33 часа, по одному часу в неделю в течение учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Профориентация"»









ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

в 10 КЛАССЕ

на 2015-2016 учебный год























Пояснительная записка.

Профориентация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову). Сущность профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения ( по Н.С. Пряжникову).

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные планы, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков профессий из большого их числа (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение предпрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация профильного обучения в образовательных учреждениях актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, предпрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

  • Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

  • Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

  • Профессии родителей

  • Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

  • Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

  • Собственный практический опыт профессиональной работы

  • Примеры и опыт друзей, знакомых

  • Советы родителей или других родственников

  • Рекомендации учителей

  • Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

  • Профильное образование в 10-11-х классах

  • Интуитивное принятие

  • Все это неважно, так как всё определяет случай решений

  • Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

  • Престиж профессии в обществе


Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Цели программы:

  1. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

  2. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной же целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.


Задачи программы.

  1. Знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  2. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

  3. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

  4. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

  5. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

  6. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

  7. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

  8. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

  9. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.



Факультатив «Профориентация» рассчитан на 33 часа

(по 1 часу в неделю).

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1 ч.


2

Я и выбор профессии.

Дифференциально-диагностический опросник. Методика ДДО


3

Социальные проблемы труда:

Разделение труда

Профессии и специальности

6 ч.


4

Классификации профессий. Упражнение «Цепочка профессий»





5

Мотивы выбора профессии


6

Здоровье и выбор профессии


7

Основы экономических знаний.


8

Рынок образовательных услуг.


9

Упражнение «Кто есть кто?»


10

Соотношение внешних характеристик и образов людей с различными профессиями. Упражнение «Автопортрет»





11

Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. Упражнение «Ловушки-капканчики»





12

Основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. Упражнение «Три судьбы»





2ч.

13

Анализ профессий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.


14

Личная профессиональная перспектива (ЛПП)


15

Методика «Ценностные ориентации»


16

Упражнение «Звездный час»


17

Моделирование элементов собеседования при приеме на работу. Упражнение «А вот и я!»


18

Резервное время

2ч.


Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы.

Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы).

В течение учебного года


Общее количество часов

33 ч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!