Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Профориентация"»
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
в 10 КЛАССЕ
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Профориентация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову). Сущность профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения ( по Н.С. Пряжникову).
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные планы, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков профессий из большого их числа (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение предпрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация профильного обучения в образовательных учреждениях актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, предпрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
Профессии родителей
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
Собственный практический опыт профессиональной работы
Примеры и опыт друзей, знакомых
Советы родителей или других родственников
Рекомендации учителей
Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
Профильное образование в 10-11-х классах
Интуитивное принятие
Все это неважно, так как всё определяет случай решений
Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
Престиж профессии в обществе
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Цели программы:
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной же целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
Задачи программы.
Знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Факультатив «Профориентация» рассчитан на 33 часа
(по 1 часу в неделю).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 ч. | |
2 | Я и выбор профессии. Дифференциально-диагностический опросник. Методика ДДО | | 1ч |
3 | Социальные проблемы труда: Разделение труда Профессии и специальности | 6 ч. 1ч | |
4 | Классификации профессий. Упражнение «Цепочка профессий» |
1ч |
1ч |
5 | Мотивы выбора профессии | 1ч | |
6 | Здоровье и выбор профессии | 2ч | |
7 | Основы экономических знаний. | 2ч | |
8 | Рынок образовательных услуг. | 2ч | |
9 | Упражнение «Кто есть кто?» | | 1ч |
10 | Соотношение внешних характеристик и образов людей с различными профессиями. Упражнение «Автопортрет» |
1ч |
1ч |
11 | Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. Упражнение «Ловушки-капканчики» |
1ч |
1ч |
12 | Основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. Упражнение «Три судьбы» |
1ч |
2ч. |
13 | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 3ч | |
14 | Личная профессиональная перспектива (ЛПП) | | 2ч |
15 | Методика «Ценностные ориентации» | | 1ч |
16 | Упражнение «Звездный час» | | 3ч |
17 | Моделирование элементов собеседования при приеме на работу. Упражнение «А вот и я!» | | 2ч |
18 | Резервное время | 2ч. | |
Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы. Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы). | В течение учебного года | |
Общее количество часов | 33 ч. | |