МБОУ «СКОШ для учащихся с ОВЗ»
Программа факультативного курса
для учащихся 8-х классов
"Уроки общения"
Из всех человеческих умений
самую высокую цену я дам
за умение общаться с людьми…
Джон Д. Рокфеллер
СОСТАВИЛА:
Пименова Л.В.
Пояснительная записка
Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность умственно-отсталому ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям, поэтому важным моментом в его нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Подростки коррекционной школы с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой области: не умеют организовать общение, быть интересными окружающим, часто комплексуют, чувствует себя уязвленными, отвергнутыми или, наоборот, самооценка очень завышена. Именно в этот период у подростков (15 – 16 лет) осознанно формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, формируются личностные смыслы жизни. Таким детям необходимо помочь наладить отношения с окружающими именно в сфере общения, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития их личности. На это и нацелена данная программа курса, предлагаемая для учащихся восьмых классов с отклонениями в развитии.
Программа факультативного курса «Уроки общения» составлена на основе курса Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" (2001 год), авторской программы уроков психологии А. Микляевой "Я - подросток. Встречи с самим собой. (8 класс)" (2003 год), авторской программы Л.А. Шустовой «Введение в общение. Человековедение» (журнал «Вопросы психологии» № 4, 1990 год). Вся информация переработана и адаптирована для учащихся 8-го класса с отклонениями в развитии.
Данный курс «Уроки общения» предусматривает теоретическую и практическую подготовку и ориентирован на обращение к тем проблемам, которые важны для подростков коррекционной школы в силу их возрастных особенностей развития. В 8-м классе это: познания своего «Я», своих возможностей, способностей, интересов, контроль собственной раздражительности, отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Курс должен помочь восьмикласснику вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами современного общения и поведения, а также формировать способность к самооценке, самоконтролю и саморегуляции, способность беречь психическое здоровье.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей с отклонениями в развитии. Выявление противоречий в развитии общения, коррекция отклонений в развитии личности подростка возможны, если своевременно учесть его индивидуальные особенности, особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формы поведения ребёнка в различных жизненных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. В процессе формирования коммуникативных навыков большое внимание уделяется личностным качествам детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с отклонениями в развитии. Содержание курса опирается на принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, в том числе на принцип учёта индивидуальных психофизических особенностей развития, принцип опоры на сохранные анализаторы, принцип учета структуры интеллекта, педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель данного курса: Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
Основные задачи курса.
1. Вырабатывать умения и навыки практического владения выразительными (речевыми и неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
2. Формировать представления подростка о себе (достоинства, недостатки, характер, темперамент и т. д.). Выявление у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Формировать представления об эмоциях, эмоциональных состояниях человека (чувства, переживания, настроения).
4. Развивать навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, с учителем, с родителями, с другими окружающими людьми, умение слушать и слышать других.
5. Развивать культуру речи подростка в диалоге, в свободной беседе, в игровых упражнениях.
6. Создавать ситуации, в которых можно было бы лучше узнать ребенка, а также способствующие проявлению и развитию его индивидуальных способностей (моделирование жизненных ситуаций).
Курс рассчитан на 68 учебных часов.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа. Также предполагаются: ролевые игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные), психологические формы работы, анкетирование, тестирование, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, свободное и тематическое рисование. На практических занятиях субъект включается в тесное взаимодействие с другим субъектом. При этом выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата.
На протяжении всего курса прослеживается межпредметные связи с:
- психологией,
- русским языком,
- развитием речи,
- социально-бытовой ориентировкой,
- историей.
При изучении курса ведется тетрадь для кратких записей основных сведений.
Содержание курса составляет изучение разделов.
Раздел 1. «Я» и мой язык.
Раздел 2. Что такое "Я"?
Раздел 3. «Я» и мои эмоции.
Раздел 4. Общение в школе.
Раздел 6. Общение в семье.
Раздел 7. Культура общения и культура речи.
Раздел 1: «Я» и мой язык.
Походка, манера сидеть, осанка, особенности жестикуляции, мимика очень многое могут рассказать об индивидуальности человека. Невербальные формы коммуникации, перечисленные выше, наряду с речью обеспечивают умственно-отсталым детям процесс общения. Психологи установили, что даже в деловой беседе слова передают лишь 35 % информации, а в повседневном общении всего 7 %. Остальные 70-90 % воспринимаются за счёт невербальных компонентов и во многом на бессознательном уровне.
Поэтому у подростков на практических занятиях следует развивать язык жестов, мимики и пантомимики. Знание законов тела поможет добиться им успехов в общении.
Раздел 2: Что такое "Я".
Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: "Кто же я сам в этом мире?", "Каково мое место в нем?" Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает.
Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся подростки – это сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром. В возрасте 13-15 лет определить свое место в мире – значит, в первую очередь определить свои отношения с самим собой и окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.
Данный курс по выбору может помочь учащимся осознать свои взаимоотношения с миром; понять себя и найти способы личностного развития, познать свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми.
Раздел 3: «Я» и мои эмоции.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.
В подростковом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, и связана она с новым фокусом интересов подростка (поиск себя, своего отличия от других). Эти изменения имеют сильную эмоциональную окраску. Нет конца психологическим меркам, которые подростки прикладывают к себе и другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности.
Поэтому задача данного раздела – стабилизировать представления подростка о себе, мотивах своего поведения, формирование умения адекватно и позитивно выражать свои эмоции. А это в свою очередь поможет наладить контакт с окружающими.
Раздел 4: Общение в школе.
В этом разделе рассматриваются особенности общения учащихся в системах "Учитель – ученик", "Ученик – ученик", умение определить личностные черты своего характера по общению, правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Данный раздел поможет развить способности соотносить особенности своего поведения с нормами и правилами школьного этикета.
Раздел 5: Общение в семье.
Особенности внутрисемейных отношений. Именно в семье закладываются основы уважения к старшим, любви к близким, заботы о них.
Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка.
Раздел 6: Культура общения и культура речи.
Культура общения основана на соблюдении определённых этических правил и норм. Эти правила называют этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.
Важнейшая роль в процессе коммуникации принадлежит хорошо развитой речи – средству человеческого общения.
Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение с окружающими будет затруднено.
Содержание
Раздел | Темы занятий | Колич. часов | Дата |
| I четверть. | | |
1. «Я» и мой язык. | 1. Восприятие мира (наши органы чувств). Общение. | 1 | |
| 2. Человек – частица окружающего мира. | 1 | |
| 3. Язык как средство общения. | 1 | |
| 4. Речь – инструмент общения и показатель культуры. | 1 | |
| 5. Качество речи. | 1 | |
| 6. Вербальные средства общения. | 1 | |
| 7. Невербальные средства общения. | 1 | |
| 8. Сила слова. Слово веселит, огорчает, утешает | 1 | |
| 9. Выражение лица в процессе общения. | 1 | |
| 10. Язык рук. | 1 | |
| 11. Язык тела. | 1 | |
| 12. Язык жестов. | 1 | |
| 13. Мимика и пантомима как средство общения. | 1 | |
| 14. Влияние дистанции в процессе общения. | 1 | |
| 15. Умею ли я общаться? | 1 | |
| 16. Итоговое занятие. | 1 | |
| ИТОГО: | 16 | |
| II четверть. | | |
2. Что такое «Я». | 1. Кто – «Я»? Что я знаю о себе? (мой автопортрет). | 1 | |
| 2. Что в имени тебе моём? Тайна имени. | 1 | |
| 3. Мое уникальное «Я». | 1 | |
| 4. Что значит “Я – подросток”? | 1 | |
| 5. Темперамент. | 1 | |
| 6. Характер. | 1 | |
| 7. Вглядись в себя, сравни с другими. | 1 | |
| 8. Я глазами других людей. | 1 | |
| 9. Мои достоинства и недостатки. Как превратить недостатки в достоинства? | 1 | |
| 10. Об умении выразить свои чувства и симпатии. | 1 | |
| 11. Настроение. Я и мои чувства. | 1 | |
| 12. Мое место в обществе. | 1 | |
| 13. Мир моих увлечений. | 1 | |
| 14. Итоговое занятие. | 1 | |
| ИТОГО: | 14 | |
| III четверть. | | |
3. «Я» и мои эмоции. | 1. Мир эмоций. | 1 | |
| 2. Польза и вред эмоций. | 1 | |
| 3. Эмоциональные состояния. | 1 | |
| 4. Эмоции правят мной или я ими? | 1 | |
| 5. В поисках достойных путей выражения эмоций и чувств. | 1 | |
| 6. Урок улыбки. | 1 | |
4. Общение в школе. | 7. Школьные правила этикета. | 1 | |
| 8. В школе ты хозяин и гость. | 1 | |
| 9. Портрет моего учителя. | 1 | |
| 10. Одноклассник, товарищ, друг. | 1 | |
| 11. Когда чувствуешь «локоть» друга. | 1 | |
| 12. Я, ты, мы. | 1 | |
| 13. Школьный конфликт. Как его решать? | 1 | |
| 14. Коллектив начинается с меня. | 1 | |
5.Общение в семье. | 15. Я в кругу семьи. | 1 | |
| 16. Портрет моей семьи. | 1 | |
| 17. Чью старость ты утешишь? | 1 | |
| 18. Посмотрите в глаза. | 1 | |
| 19. Учись быть благодарным. | 1 | |
| 20. Раздели печаль и радость близкого. | 1 | |
| 21. Как решать проблемы. Родители – дети. | 1 | |
| 22. Итоговое занятие. | 1 | |
| ИТОГО: | 22 | |
| IV четверть. | | |
4. Культура общения и культура речи. | 1. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. | 1 | |
| 2. Встречают по одёжке. | 1 | |
| 3. Отчего бывает одиноко. | 1 | |
| 4. Быть уверенным в себе, но не самоуверенным. | 1 | |
| 5. Умей разобраться в ситуации. | 1 | |
| 6. Умей учитывать позицию другого. | 1 | |
| 7. Когда какое слово молвить. | 1 | |
| 8. Мы в гостях, у нас гости. | 1 | |
| 9. Дорога. Транспорт. Пеший путь. | 1 | |
| 10. Когда рядом много людей (дискотека, магазин). | 1 | |
| 11. Поговори со мною, мама. | 1 | |
| 12. Умение слушать собеседника и слышать собеседника. | | |
| 13. Эффективные способы общения. | 1 | |
| 14. Чистый ручеёк нашей речи или яд сквернословия. | 1 | |
| 15. Этот взрослый мир. | 1 | |
| 16. Итоговое занятие. | 1 | |
| ИТОГО: | 16 | |
| ИТОГО: 68 часов | |
Для освоения курса предлагаются использовать следующие формы контроля знаний:
- устный опрос;
- тестирование по изученной теме;
- проверочная работа;
- работы с деформированным текстом;
- тематическими карточками;
- терминологический диктант.
Ожидаемые результаты работы:
1. Повысить компетентность учащихся в сфере общения.
2. Раскованная, свободная речь при общении.
3. Уменьшение количества конфликтов между детьми.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Что такое речь?
Для чего необходимо общение?
Виды вербального и невербального общения.
Иметь представление о себе (темперамент, характер).
Что такое уникальность? Чем уникален каждый человек?
Что такое эмоции, эмоциональные состояния?
Правила общения в школе, в семье, в общественных местах.
Что такое конфликт?
Что такое компромисс?
Личностные качества человека, помогающие общению.
Учащиеся должны уметь:
Грамотно строить свою речь.
Использовать в своей речи разные виды общения.
Стараться находить выходы бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми.
Взаимодействовать в социуме.
Диагностировать и анализировать ситуацию.
Соблюдать культуру общения в школе, в семье, в общественных местах.
Научиться учитывать индивидуальные особенности другого человека.
Быть успешным в любом виде деятельности.