СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "Уроки общения" для учащихся 8-х классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса «Уроки общения» составлена на основе  курса Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" (2001 год), авторской программы уроков психологии А. Микляевой "Я - подросток. Встречи с самим собой. (8 класс)" (2003 год), авторской программы Л.А. Шустовой «Введение в общение. Человековедение» (журнал «Вопросы психологии» № 4, 1990 год). Вся информация переработана и адаптирована для учащихся 8-го класса с отклонениями в развитии.   Про

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Уроки общения" для учащихся 8-х классов»

МБОУ «СКОШ для учащихся с ОВЗ»











Программа факультативного курса

для учащихся 8-х классов

"Уроки общения"






Из всех человеческих умений

самую высокую цену я дам

за умение общаться с людьми…

Джон Д. Рокфеллер









СОСТАВИЛА:

Пименова Л.В.









Пояснительная записка

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность умственно-отсталому ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям, поэтому важным моментом в его нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Подростки коррекционной школы с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой области: не умеют организовать общение, быть интересными окружающим, часто комплексуют, чувствует себя уязвленными, отвергнутыми или, наоборот, самооценка очень завышена. Именно в этот период у подростков (15 – 16 лет) осознанно формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, формируются личностные смыслы жизни. Таким детям необходимо помочь наладить отношения с окружающими именно в сфере общения, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития их личности. На это и нацелена данная программа курса, предлагаемая для учащихся восьмых классов с отклонениями в развитии.

Программа факультативного курса «Уроки общения» составлена на основе курса Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" (2001 год), авторской программы уроков психологии А. Микляевой "Я - подросток. Встречи с самим собой. (8 класс)" (2003 год), авторской программы Л.А. Шустовой «Введение в общение. Человековедение» (журнал «Вопросы психологии» № 4, 1990 год). Вся информация переработана и адаптирована для учащихся 8-го класса с отклонениями в развитии.

Данный курс «Уроки общения» предусматривает теоретическую и практическую подготовку и ориентирован на обращение к тем проблемам, которые важны для подростков коррекционной школы в силу их возрастных особенностей развития. В 8-м классе это: познания своего «Я», своих возможностей, способностей, интересов, контроль собственной раздражительности, отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Курс должен помочь восьмикласснику вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами современного общения и поведения, а также формировать способность к самооценке, самоконтролю и саморегуляции, способность беречь психическое здоровье.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей с отклонениями в развитии. Выявление противоречий в развитии общения, коррекция отклонений в развитии личности подростка возможны, если своевременно учесть его индивидуальные особенности, особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формы поведения ребёнка в различных жизненных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. В процессе формирования коммуникативных навыков большое внимание уделяется личностным качествам детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.

Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с отклонениями в развитии. Содержание курса опирается на принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, в том числе на принцип учёта индивидуальных психофизических особенностей развития, принцип опоры на сохранные анализаторы, принцип учета структуры интеллекта, педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель данного курса: Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Основные задачи курса.

1. Вырабатывать умения и навыки практического владения выразительными (речевыми и неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.

2. Формировать представления подростка о себе (достоинства, недостатки, характер, темперамент и т. д.). Выявление у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Формировать представления об эмоциях, эмоциональных состояниях человека (чувства, переживания, настроения).

4. Развивать навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, с учителем, с родителями, с другими окружающими людьми, умение слушать и слышать других.

5. Развивать культуру речи подростка в диалоге, в свободной беседе, в игровых упражнениях.

6. Создавать ситуации, в которых можно было бы лучше узнать ребенка, а также способствующие проявлению и развитию его индивидуальных способностей (моделирование жизненных ситуаций).

Курс рассчитан на 68 учебных часов.

Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа. Также предполагаются: ролевые игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные), психологические формы работы, анкетирование, тестирование, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, свободное и тематическое рисование. На практических занятиях субъект включается в тесное взаимодействие с другим субъектом. При этом выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата.

На протяжении всего курса прослеживается межпредметные связи с:

- психологией,

- русским языком,

- развитием речи,

- социально-бытовой ориентировкой,

- историей.

При изучении курса ведется тетрадь для кратких записей основных сведений.


Содержание курса составляет изучение разделов.

Раздел 1. «Я» и мой язык.

Раздел 2. Что такое "Я"?

Раздел 3. «Я» и мои эмоции.

Раздел 4. Общение в школе.

Раздел 6. Общение в семье.

Раздел 7. Культура общения и культура речи.


Раздел 1: «Я» и мой язык.

Походка, манера сидеть, осанка, особенности жестикуляции, мимика очень многое могут рассказать об индивидуальности человека. Невербальные формы коммуникации, перечисленные выше, наряду с речью обеспечивают умственно-отсталым детям процесс общения. Психологи установили, что даже в деловой беседе слова передают лишь 35 % информации, а в повседневном общении всего 7 %. Остальные 70-90 % воспринимаются за счёт невербальных компонентов и во многом на бессознательном уровне.

Поэтому у подростков на практических занятиях следует развивать язык жестов, мимики и пантомимики. Знание законов тела поможет добиться им успехов в общении.

Раздел 2: Что такое "Я".

Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: "Кто же я сам в этом мире?", "Каково мое место в нем?" Но что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету, все, что нас окружает.

Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся подростки – это сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающим миром. В возрасте 13-15 лет определить свое место в мире – значит, в первую очередь определить свои отношения с самим собой и окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.

Данный курс по выбору может помочь учащимся осознать свои взаимоотношения с миром; понять себя и найти способы личностного развития, познать свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми.

Раздел 3: «Я» и мои эмоции.

Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.

В подростковом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, и связана она с новым фокусом интересов подростка (поиск себя, своего отличия от других). Эти изменения имеют сильную эмоциональную окраску. Нет конца психологическим меркам, которые подростки прикладывают к себе и другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности.

Поэтому задача данного раздела – стабилизировать представления подростка о себе, мотивах своего поведения, формирование умения адекватно и позитивно выражать свои эмоции. А это в свою очередь поможет наладить контакт с окружающими.

Раздел 4: Общение в школе.

В этом разделе рассматриваются особенности общения учащихся в системах "Учитель – ученик", "Ученик – ученик", умение определить личностные черты своего характера по общению, правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.

Данный раздел поможет развить способности соотносить особенности своего поведения с нормами и правилами школьного этикета.

Раздел 5: Общение в семье.

Особенности внутрисемейных отношений. Именно в семье закладываются основы уважения к старшим, любви к близким, заботы о них.

Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка.

Раздел 6: Культура общения и культура речи.

Культура общения основана на соблюдении определённых этических правил и норм. Эти правила называют этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.

Важнейшая роль в процессе коммуникации принадлежит хорошо развитой речи – средству человеческого общения.

Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение с окружающими будет затруднено.


Содержание


Раздел


Темы занятий

Колич.

часов

Дата



I четверть.



1. «Я» и мой язык.

1. Восприятие мира (наши органы чувств). Общение.

1



2. Человек – частица окружающего мира.

1



3. Язык как средство общения.

1



4. Речь – инструмент общения и показатель культуры.

1



5. Качество речи.

1



6. Вербальные средства общения.

1



7. Невербальные средства общения.

1



8. Сила слова. Слово веселит, огорчает, утешает

1



9. Выражение лица в процессе общения.

1



10. Язык рук.

1



11. Язык тела.

1



12. Язык жестов.

1



13. Мимика и пантомима как средство общения.

1



14. Влияние дистанции в процессе общения.

1



15. Умею ли я общаться?

1



16. Итоговое занятие.

1



ИТОГО:

16



II четверть.


2. Что такое «Я».

1. Кто – «Я»? Что я знаю о себе? (мой автопортрет).

1



2. Что в имени тебе моём? Тайна имени.

1



3. Мое уникальное «Я».

1



4. Что значит “Я – подросток”?

1



5. Темперамент.

1



6. Характер.

1


7. Вглядись в себя, сравни с другими.

1



8. Я глазами других людей.

1



9. Мои достоинства и недостатки. Как превратить недостатки в достоинства?

1



10. Об умении выразить свои чувства и симпатии.

1



11. Настроение. Я и мои чувства.

1



12. Мое место в обществе.

1



13. Мир моих увлечений.

1



14. Итоговое занятие.

1



ИТОГО:

14




III четверть.



3. «Я» и мои эмоции.

1. Мир эмоций.

1



2. Польза и вред эмоций.

1



3. Эмоциональные состояния.

1



4. Эмоции правят мной или я ими?

1



5. В поисках достойных путей выражения эмоций и чувств.

1



6. Урок улыбки.

1


4. Общение в школе.

7. Школьные правила этикета.

1



8. В школе ты хозяин и гость.

1



9. Портрет моего учителя.

1



10. Одноклассник, товарищ, друг.

1



11. Когда чувствуешь «локоть» друга.

1



12. Я, ты, мы.

1



13. Школьный конфликт. Как его решать?

1



14. Коллектив начинается с меня.

1


5.Общение в семье.

15. Я в кругу семьи.

1



16. Портрет моей семьи.

1



17. Чью старость ты утешишь?

1



18. Посмотрите в глаза.

1



19. Учись быть благодарным.

1



20. Раздели печаль и радость близкого.

1



21. Как решать проблемы.

Родители – дети.

1



22. Итоговое занятие.

1



ИТОГО:

22




IV четверть.



4. Культура общения и культура речи.

1. Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

1



2. Встречают по одёжке.

1



3. Отчего бывает одиноко.

1



4. Быть уверенным в себе, но не самоуверенным.

1



5. Умей разобраться в ситуации.

1



6. Умей учитывать позицию другого.

1



7. Когда какое слово молвить.

1



8. Мы в гостях, у нас гости.

1



9. Дорога. Транспорт. Пеший путь.

1



10. Когда рядом много людей

(дискотека, магазин).

1



11. Поговори со мною, мама.

1



12. Умение слушать собеседника и слышать собеседника.




13. Эффективные способы общения.

1



14. Чистый ручеёк нашей речи

или яд сквернословия.

1



15. Этот взрослый мир.

1



16. Итоговое занятие.

1



ИТОГО:

16





ИТОГО: 68 часов




Для освоения курса предлагаются использовать следующие формы контроля знаний:

- устный опрос;

- тестирование по изученной теме;

- проверочная работа;

- работы с деформированным текстом;

- тематическими карточками;

- терминологический диктант.



Ожидаемые результаты работы:

1. Повысить компетентность учащихся в сфере общения.

2. Раскованная, свободная речь при общении.

3. Уменьшение количества конфликтов между детьми.



Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Что такое речь?

Для чего необходимо общение?

Виды вербального и невербального общения.

Иметь представление о себе (темперамент, характер).

Что такое уникальность? Чем уникален каждый человек?

Что такое эмоции, эмоциональные состояния?

Правила общения в школе, в семье, в общественных местах.

Что такое конфликт?

Что такое компромисс?

Личностные качества человека, помогающие общению.


Учащиеся должны уметь:

Грамотно строить свою речь.

Использовать в своей речи разные виды общения.

Стараться находить выходы бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми.

Взаимодействовать в социуме.

Диагностировать и анализировать ситуацию.

Соблюдать культуру общения в школе, в семье, в общественных местах.

Научиться учитывать индивидуальные особенности другого человека.

Быть успешным в любом виде деятельности.