СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Комплексный анализ текста" в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса "Комплексный анализ текста" в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Комплексный анализ текста" в 9 классе.»

Утверждаю:

Принято на заседании педагогического совета Гимназии



Рассмотрено на заседании кафедры

Директор МОУ Гимназия

города Малоярославца

(Протокол № ___________



____________________

Л.Н. Прокофьева


«____» ______ ____г.

от «___» _______ ____г.

Протокол № ____

«____» ______ ____г.


Рук. кафедры










Программа факультативного курса "Комплексный анализ текста"

для __9_г_класса





Учитель русского языка и литературы: ___Бахтина С.В._______













2016-2017 год

г. Малоярославец



Содержание.

1. Пояснительная записка...................................................................................................

2. Личностные и метапредметные результаты освоения факультативного курса "Комплексный анализ текста".....................................................................................................

3. Содержание курса...........................................................................................................

4. Тематическое планирование..........................................................................................

5. Материально-техническое обеспечение курса............................................................

6. Учебно-методическое обеспечение...............................................................................







































Пояснительная записка.

Курс русского языка «Комплексный анализ текста» в 9 классе, завершающий ступень обязательного образования в РФ, имеет ряд особенностей. Заканчивается в целом изучение этого предмета в школе, поэтому необходимо:

- обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно:

1) рассмотреть все этапы над 1 частью экзаменационной работы - сжатым изложением, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;

2) в работе с тестовым материалом (часть 2 экзаменационной работы) обратить внимание на распространённые ошибки, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;

3) закрепить требования к написанию сочинений-рассуждений, проанализировать критерии оценивания данного вида работы экспертами, рассмотреть характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по части 3 работы ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3) на сайте ФИПИ;

4) Закрепить порядок работы с бланками на ОГЭ.

 

Задачи курса:

- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;

- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2010 года.





Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса "Комплексный анализ текста".

В результате изучения курса «Комплексный анализ текста» ученик должен:

знать/понимать:

1) требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);

2) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

3) правила работы с экзаменационными бланками.

уметь:

1) следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2016. Русский язык»;

2) проводить речеведческий анализ текста;

3) выделять микротемы текста;

4) обозначать ключевые слова текста;

5) писать сжатое изложение;

6) создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом заданной речевой ситуации, создавать текст на основе предложенного;

7) анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

8) правильно заполнять экзаменационные бланки.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).



















Содержание факультативного курса.

Содержание

Кол-во часов

I.   Сжатое изложение

7

II. Работа с тестами ОГЭ

23

III. Сочинение-рассуждение

4

ИТОГО

34



         





































  Тематическое планирование факультативного курса

«Комплексный анализ текста» .

    1. Сжатое изложение (7 часов).

1 - 2 занятия. «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию сжатого изложения.

3 - 4 занятия. Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.

Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.

5 - 6 занятия. Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).

7 занятие. Работа над ошибками.

 

    1. Работа с тестами ОГЭ (23 часа).

1 – 2 занятия. Фонетика.

Капканы фонетики в тестах ОГЭ. Работа по тестам.

3 – 4 занятия. Лексика и фразеология.

Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ.

5 – 6 занятия. Морфемика и словообразование. Капканы.

7 - 8 занятия.   Грамматика. Морфология.

9 - 11 занятия. Грамматика. Синтаксис.

12 - 14 занятия.  Орфография.

15 - 17 занятия. Пунктуация.

18 занятие. Речь

19 занятие. Языковые нормы.

20 - 21 занятия. Выразительность русской речи.

22 занятие. Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).

23 занятие. Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.

 

    1. Сочинение-рассуждение (4 ч.)

1 – 2 занятия. Как писать сочинение - рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3).                            

3 занятие. Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ –   2017.

4 занятие. Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку.





































Материально-техническое обеспечение факультативного курса.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Ресурсы Интернет.













































Учебно-методическое обеспечение.

1.         Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация - 2016: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2016 г.

2.         Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2014 г.

3.         Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.

5. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И. - М.:"Интеллект-Центр", 2016.

6.         Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ и многие другие.

































Тема занятия

Кол-во часов

Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть

Планируемый результат

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

I. Работа с тестами ОГЭ. Часть 1 работы ОГЭ. (7 часов).

 



1-2

«Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию Сжатого изложения на ОГЭ (Задания 1).

2

Обобщаем изученную теорию   сжатия текста:  

- исключение подробностей, деталей (удаление):

- обобщение конкретных, единичных явлений (объединение);

- сочетание исключения и обобщения (замена).

Критерии оценивания выполнения Задания 1 на ОГЭ.

Знать признаки текста, средства связи предложений в тексте, основные приёмы сжатия текста для написания задания 1. Уметь применять полученные знания на практике. Понимать критерии оценивания выполнения задание 1 на ОГЭ и уметь им следовать при написании сжатого изложения. Изучить и уметь применять на практике теоретический материал «Краткость – сестра таланта», или «Овладеваем приёмами сжатия текста».

3.09. 

10.09.

3.09.

10.09.

3-4

Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.

Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.

2

Определение ТЕМЫ, ИДЕИ, АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ в анализируемом тексте.

Выделение микротем текста.

Использование разных приёмов для сжатия микротем текста.

Уметь определять ТЕМУ, ИДЕЮ, АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ в тексте, предложенном для изложения; делить текст на микротемы. Совершенствовать навыки по нахождению ключевых предложений в микротемах, сжатию текста, связи предложений в тексте.

17.09.

24.09. 


5-6

Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).

2

Проверка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения.

Знать критерии проверки сжатого изложения и уметь им следовать; совершенствовать навыки написания сжатого изложения, соблюдая все нормы русского языка.

1.10.

8.10. 


7

Работа над ошибками.

1

Корректировка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения.

Понимать характер допущенных ошибок при написании сжатого изложения; уметь соотнести полученную оценку за сжатое изложение с требованиями в Критериях ОГЭ

15.10.


8-9

Фонетика.

Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика»)

2

Разбор заданий по теме «Фонетика», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал всех разделов темы «Фонетика». Понимать, как строятся в КИМах ОГЭ задания по данной теме и где могут проявиться недочёты при выполнении этого вида заданий; уметь разобраться в сложных примерах тестов.

22.10.

29.10.


10-11

Лексика и фразеология.

Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика и фразеология»)

2

Выполнение и разбор заданий по теме «Лексика» и «Фразеология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал тем «Лексика» и «Фразеологии». Понимать характер сложных заданий ОГЭ по данным темам и уметь их безошибочно выполнять. Совершенствовать навыки работы с тестовым материалом.

12.11.

19.11.


12-13

Морфемика и словообразование. Капканы в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование»)

2

Выполнение и разбор заданий по теме «Морфемика и словообразование» ,представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал темы «Морфемика и словообразование», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

26.11.

3.12.


14-15

Грамматика и морфология.

Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология»).

2

Разбор заданий по теме «Грамматика» и «Морфология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал по   тем «Грамматика» и «Морфология», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

10.12.

17.12.


16-18

Грамматика.   Синтаксис.

Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ.

3

Разбор заданий по темам «Грамматика» и

«Синтаксис», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал тем «Грамматика» и «Синтаксис», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

24.12.

14.01.

21.01.


19-21

Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ

3

Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал темы «Орфография», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять орфограммы в словах. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

28.01.

4.02.

11.02.



22-24

Пунктуация.

Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ.

3

Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал темы «Пунктуация», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять пунктограммы в предложениях. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

18.02.

25.02.

4.03.


25

Речь.

1

Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017.

Знать материал тем «Речь» и «Языковые нормы», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.

11.03.


26

Языковые нормы.

Капканы языковых норм в тестах ОГЭ.

1

Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017

Знать материал темы «Языковые нормы», понимать характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по данной теме. Уметь находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

18.03.


27-28

Выразительность русской речи.

Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ.

2

Разбор заданий по теме «Выразительность русской речи», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2016.

Знать материал темы «Выразительность русской речи», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Понимать характер вопросов тестов, представленных в Открытом банке заданий на сайте ФИПИ по данному разделу русского языка.. Знать изобразительно-выразительные средства языка

25.03.

8.04.


29

Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).

1

Проверка ЗУН при выполнении части 2 ОГЭ.

Определить характер допущенных ошибок при выполнении части 2. Разобраться в причинах допущенных ошибок. Ликвидировать пробелы в знаниях с помощью выполнения подробной работы над ошибками.

15.04.


30

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.

1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.

Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях.

22.04.



31-32

Как писать сочинение- рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на. ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3).

2

Обобщение материала по написанию сочинений –рассуждений. Основные этапы построения сочинения-рассуждения. Характер вопросов к сочинениям. Аргументация в сочинении.

Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметь верно аргументировать свои суждения.

29.04.

6.05.


33

 

 

Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ – 2017.

1

Словарная работа по лингвистическим цитатам, предложенным учащимся для сочинений на ОГЭ – 2017.

Осмысление цитат лингвистов. Аргументация к цитатам.

Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3.. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметь верно аргументировать свои суждения.

13.05.


34

Работа над ошибками, допущенными при написании части 3 ОГЭ по русскому языку.

1


Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях.

20.05.


Всего: 34 часа