Утверждаю: | Принято на заседании педагогического совета Гимназии | Рассмотрено на заседании кафедры |
Директор МОУ Гимназия города Малоярославца | (Протокол № ___________ | |
____________________ Л.Н. Прокофьева «____» ______ ____г. | от «___» _______ ____г. | Протокол № ____ |
«____» ______ ____г. Рук. кафедры |
| |
| | |
| |
Программа факультативного курса "Комплексный анализ текста" для __9_г_класса
Учитель русского языка и литературы: ___Бахтина С.В._______
2016-2017 год
г. Малоярославец
Содержание.
1. Пояснительная записка...................................................................................................
2. Личностные и метапредметные результаты освоения факультативного курса "Комплексный анализ текста".....................................................................................................
3. Содержание курса...........................................................................................................
4. Тематическое планирование..........................................................................................
5. Материально-техническое обеспечение курса............................................................
6. Учебно-методическое обеспечение...............................................................................
Пояснительная записка.
Курс русского языка «Комплексный анализ текста» в 9 классе, завершающий ступень обязательного образования в РФ, имеет ряд особенностей. Заканчивается в целом изучение этого предмета в школе, поэтому необходимо:
- обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно:
1) рассмотреть все этапы над 1 частью экзаменационной работы - сжатым изложением, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;
2) в работе с тестовым материалом (часть 2 экзаменационной работы) обратить внимание на распространённые ошибки, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;
3) закрепить требования к написанию сочинений-рассуждений, проанализировать критерии оценивания данного вида работы экспертами, рассмотреть характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по части 3 работы ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3) на сайте ФИПИ;
4) Закрепить порядок работы с бланками на ОГЭ.
Задачи курса:
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2010 года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса "Комплексный анализ текста".
В результате изучения курса «Комплексный анализ текста» ученик должен:
знать/понимать:
1) требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
2) орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
3) правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
1) следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2016. Русский язык»;
2) проводить речеведческий анализ текста;
3) выделять микротемы текста;
4) обозначать ключевые слова текста;
5) писать сжатое изложение;
6) создавать речевое высказывание на предложенную тему с учетом заданной речевой ситуации, создавать текст на основе предложенного;
7) анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
8) правильно заполнять экзаменационные бланки.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание факультативного курса.
Содержание | Кол-во часов |
I. Сжатое изложение | 7 |
II. Работа с тестами ОГЭ | 23 |
III. Сочинение-рассуждение | 4 |
ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование факультативного курса
«Комплексный анализ текста» .
Сжатое изложение (7 часов).
1 - 2 занятия. «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию сжатого изложения.
3 - 4 занятия. Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.
5 - 6 занятия. Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
7 занятие. Работа над ошибками.
Работа с тестами ОГЭ (23 часа).
1 – 2 занятия. Фонетика.
Капканы фонетики в тестах ОГЭ. Работа по тестам.
3 – 4 занятия. Лексика и фразеология.
Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ.
5 – 6 занятия. Морфемика и словообразование. Капканы.
7 - 8 занятия. Грамматика. Морфология.
9 - 11 занятия. Грамматика. Синтаксис.
12 - 14 занятия. Орфография.
15 - 17 занятия. Пунктуация.
18 занятие. Речь
19 занятие. Языковые нормы.
20 - 21 занятия. Выразительность русской речи.
22 занятие. Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).
23 занятие. Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.
Сочинение-рассуждение (4 ч.)
1 – 2 занятия. Как писать сочинение - рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3).
3 занятие. Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ – 2017.
4 занятие. Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку.
Материально-техническое обеспечение факультативного курса.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Ресурсы Интернет.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация - 2016: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2016 г.
2. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2014 г.
3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.
5. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И. - М.:"Интеллект-Центр", 2016.
6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ и многие другие.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть | Планируемый результат | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
I. Работа с тестами ОГЭ. Часть 1 работы ОГЭ. (7 часов). | | |
1-2 | «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию Сжатого изложения на ОГЭ (Задания 1). | 2 | Обобщаем изученную теорию сжатия текста: - исключение подробностей, деталей (удаление): - обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); - сочетание исключения и обобщения (замена). Критерии оценивания выполнения Задания 1 на ОГЭ. | Знать признаки текста, средства связи предложений в тексте, основные приёмы сжатия текста для написания задания 1. Уметь применять полученные знания на практике. Понимать критерии оценивания выполнения задание 1 на ОГЭ и уметь им следовать при написании сжатого изложения. Изучить и уметь применять на практике теоретический материал «Краткость – сестра таланта», или «Овладеваем приёмами сжатия текста». | 3.09. 10.09. | 3.09. 10.09. |
3-4 | Овладеваем приёмами сжатия текста на практике. Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ. | 2 | Определение ТЕМЫ, ИДЕИ, АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ в анализируемом тексте. Выделение микротем текста. Использование разных приёмов для сжатия микротем текста. | Уметь определять ТЕМУ, ИДЕЮ, АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ в тексте, предложенном для изложения; делить текст на микротемы. Совершенствовать навыки по нахождению ключевых предложений в микротемах, сжатию текста, связи предложений в тексте. | 17.09. 24.09. | |
5-6 | Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1). | 2 | Проверка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения. | Знать критерии проверки сжатого изложения и уметь им следовать; совершенствовать навыки написания сжатого изложения, соблюдая все нормы русского языка. | 1.10. 8.10. | |
7 | Работа над ошибками. | 1 | Корректировка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения. | Понимать характер допущенных ошибок при написании сжатого изложения; уметь соотнести полученную оценку за сжатое изложение с требованиями в Критериях ОГЭ | 15.10. | |
8-9 | Фонетика. Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика») | 2 | Разбор заданий по теме «Фонетика», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал всех разделов темы «Фонетика». Понимать, как строятся в КИМах ОГЭ задания по данной теме и где могут проявиться недочёты при выполнении этого вида заданий; уметь разобраться в сложных примерах тестов. | 22.10. 29.10. | |
10-11 | Лексика и фразеология. Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика и фразеология») | 2 | Выполнение и разбор заданий по теме «Лексика» и «Фразеология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал тем «Лексика» и «Фразеологии». Понимать характер сложных заданий ОГЭ по данным темам и уметь их безошибочно выполнять. Совершенствовать навыки работы с тестовым материалом. | 12.11. 19.11. | |
12-13 | Морфемика и словообразование. Капканы в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование») | 2 | Выполнение и разбор заданий по теме «Морфемика и словообразование» ,представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал темы «Морфемика и словообразование», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 26.11. 3.12. | |
14-15 | Грамматика и морфология. Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология»). | 2 | Разбор заданий по теме «Грамматика» и «Морфология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал по тем «Грамматика» и «Морфология», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 10.12. 17.12. | |
16-18 | Грамматика. Синтаксис. Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ. | 3 | Разбор заданий по темам «Грамматика» и «Синтаксис», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал тем «Грамматика» и «Синтаксис», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 24.12. 14.01. 21.01. | |
19-21 | Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ | 3 | Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал темы «Орфография», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять орфограммы в словах. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 28.01. 4.02. 11.02. | |
22-24 | Пунктуация. Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ. | 3 | Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал темы «Пунктуация», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять пунктограммы в предложениях. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 18.02. 25.02. 4.03. | |
25 | Речь. | 1 | Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017. | Знать материал тем «Речь» и «Языковые нормы», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. | 11.03. | |
26 | Языковые нормы. Капканы языковых норм в тестах ОГЭ. | 1 | Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2017 | Знать материал темы «Языковые нормы», понимать характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по данной теме. Уметь находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 18.03. | |
27-28 | Выразительность русской речи. Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ. | 2 | Разбор заданий по теме «Выразительность русской речи», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2016. | Знать материал темы «Выразительность русской речи», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Понимать характер вопросов тестов, представленных в Открытом банке заданий на сайте ФИПИ по данному разделу русского языка.. Знать изобразительно-выразительные средства языка | 25.03. 8.04. | |
29 | Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14). | 1 | Проверка ЗУН при выполнении части 2 ОГЭ. | Определить характер допущенных ошибок при выполнении части 2. Разобраться в причинах допущенных ошибок. Ликвидировать пробелы в знаниях с помощью выполнения подробной работы над ошибками. | 15.04. | |
30 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. | 1 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. | Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях. | 22.04. | |
31-32 | Как писать сочинение- рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на. ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3). | 2 | Обобщение материала по написанию сочинений –рассуждений. Основные этапы построения сочинения-рассуждения. Характер вопросов к сочинениям. Аргументация в сочинении. | Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметь верно аргументировать свои суждения. | 29.04. 6.05. | |
33 | Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ – 2017. | 1 | Словарная работа по лингвистическим цитатам, предложенным учащимся для сочинений на ОГЭ – 2017. Осмысление цитат лингвистов. Аргументация к цитатам. | Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3.. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметь верно аргументировать свои суждения. | 13.05. | |
34 | Работа над ошибками, допущенными при написании части 3 ОГЭ по русскому языку. | 1 | | Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях. | 20.05. | |
Всего: 34 часа