СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса «Основы компьютерной графики» для 5 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс рассчитан для учащихся 5 классов, которым интересна информатика. Данный курс направлен на расширение умений и навыков учащихся, повышение уровня компьютерной грамотности, развитие творческих способностей через изучение возможностей графического редактора.

 Содержит тематическое и поурочное планирование, практические задания и тесты

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Основы компьютерной графики» для 5 класса»

Основы компьютерной графики

факультатив для детей 11-12 лет (5 класс)



«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 8 орта мектебі» ММ

ГУ «Средняя школа № 8 отдела образования акимата города Костаная»







































Автор-составитель: Космачев Алексей Юрьевич











г. Костанай

2015г.



УДК 373.168.2

ББК 32.973.019.2



Рецензенты:

Мукашева С.Н.- – заместитель директора школы по методической работе государственного учреждения «Средняя школа № 8 отдела образования акимата города Костаная».


Космачев А.Ю.

Программа факультативного курса «Основы компьютерной графики» для 5 класса./Сост. А.Ю.Космачев.-Костанай, 2015.-13 с.



ISBN 978-601-7389-15-5






УДК 373.168.2

ББК 32.973.019.2


Предлагаемый курс рассчитан для учащихся 5 классов, которым интересна информатика. Данный курс направлен на расширение умений и навыков учащихся, повышение уровня компьютерной грамотности, развитие творческих способностей через изучение возможностей графического редактора.

Содержит тематическое и поурочное планирование, практические задания и тесты.





















© А.Ю.Космачев

ISBN 978-601-7389-15-5 © Костанай, 2015

Пояснительная записка

С самых давних пор люди передавали свое восприятие мира через рисунки и картины. Умение рисовать — это первое умение, которое приобретает человек в своей жизни. Мы все с раннего детства рисуем на бумаге, во дворе на асфальте или на доске в школе. Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально изменили мир и человеческие возможности. Процесс рисования на компьютере привлекает все больше и больше людей. Преимущество такой графики заключается в том, что пользователь видит процесс создания изображения на всех этапах и может в любой момент внести нужную корректировку. Любой компьютер в руках простого человека может превратиться в инструмент, воплощающий все его художественные мысли – те самые, которые он не может реализовать на бумаге.

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.

Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базовом курсе информатики недостаточно времени для того, чтобы хорошо разобраться с программами, в которых используется компьютерная графика. В связи с этим данный факультативный курс предполагает более детальное изучение этой программы. Работа в программах, связанных с компьютерной графикой, несомненно, повысит интерес учащихся к изучению компьютерных технологий

В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Gimp дается ему легко и просто. С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, использовать компьютерные рисунки в своей проектной деятельности, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.








ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса - приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.

Исходя из цели, можно определить следующие задачи курса:

  • привитие навыков сознательного и рационального использования ПК;

  • знакомство с методами представления графических изображений и форматами графических файлов;

  • изучение возможностей растрового графического редактора Gimp;

  • удовлетворение познавательных интересов учащихся.

В результате изучения факультативного курса «Основы компьютерной графики»

Обучающиеся должны знать:

  • правила работы за компьютером;

  • назначение главного меню;

  • назначение и возможности графического редактора;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • понятие файла;

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя;



Обучающиеся должны уметь:

  • работать мышью;

  • выбирать пункты меню;

  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • настраивать панель Инструменты графического редактора Gimp;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • сохранять и открывать графические файлы;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

Содержание учебной программы

«Основы компьютерной графики»

5 класс (34 часа – 1 час в неделю)

Тема 1. Обучение работе на компьютере

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Тема 2. Освоение среды графического редактора Gimp

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Gimp по созданию графических объектов. Панель инструментов. Окно изображения. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Инструменты Пипетка, Штамп, Штамп с перспективой.

Тема 3. Редактирование рисунков

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Изменение размеров холста и изображения.

Тема 4. Точные построения графических объектов

Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Что такое пиксель. Изменение масштаба просмотра рисунков.

Тема 5. Преобразование рисунка. Инструменты преобразования и кадрирования изображений

Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка. Инструменты преобразования. Кадрирование. Комбинирование рисунков из разных изображений.

Учебно-тематический план

«Основы компьютерной графики» (5 класс, 34 часа)

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практические занятия

Вид контроля

Раздел 1

Обучение работе на компьютере

4




1.1

Информация. Информатика. Компьютер


1



1.2

Как устроен компьютер


0,5

0,5


1.3

Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ



1


1.4

Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере»



1


Раздел 2

Освоение среды графического редактора Gimp

8




2.1

Назначение графического редактора Gimp. Компьютерная графика


1



2.2

Инструменты рисования. Настройка инструментов


0,5

0,5


2.3

Панель Палитра. Изменение Палитры. Раскраска рисунка.


0,5

0,5


2.4

Свободное рисование



1


2.5

Инструмент Пипетка


0,5

0,5


2.6

Инструмент Штамп,

Штамп с перспективой


0,5

0,5


2.7

Редактирование компьютерного рисунка



1


2.8

Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Gimp»



1


Раздел 3

Редактирование рисунков

6




3.1

Понятие фрагмента рисунка


0,5

0,5


3.2

Выделение, перенос, копирование


0,5

0,5


3.3

Умные ножницы. Контуры


0,5

0,5


3.4

Понятие файла. Сохранение созданного рисунка


0,5

0,5


3.5

Открытие сохраненного рисунка


0,5

0,5


3.6

Изменение размеров холста и изображения.


0,5

0,5


3.7

Сборка рисунка из деталей



1


3.8

Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»



1


Раздел 4

Точные построения графических объектов

7




4.1

Геометрические инструменты


0,5

0,5


4.2

Инструменты рисования линий. Построение линий



1


4.3

Построение фигур



1


4.4

Что такое пиксель


0,5

0,5


4.5

Изменение масштаба просмотра рисунков


0,5

0,5


4.6

Редактирование рисунков по пикселям


0,5

0,5


4.7

Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов»



1


Раздел 5

Преобразование рисунка

9




5.1

Выполнение команд наклона, отражения и поворота


0,5

0,5


5.2

Растяжение и сжатие



1


5.3

Исполнение надписи



1


5.4

Кадрирование.


0,5

0,5


5.5

Комбинирование рисунков из разных изображений.


0,5

0,5


5.6

Создание коллажа



1


5.7

Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»



1


5.8

Итоговое тестирование

1



тест

5.9

Обобщающее занятие. Рисунок на свободную тему



1



Итого:

34






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема

Дата

Обучение работе на компьютере (4)

1

Информация. Информатика. Компьютер


2

Как устроен компьютер


3

Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ


4

Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере»


Освоение среды графического редактора Gimp (8)

5

Назначение графического редактора Gimp. Компьютерная графика


6

Инструменты рисования. Настройка инструментов


7

Панель Палитра. Изменение Палитры. Раскраска рисунка.


8

Свободное рисование


9

Инструмент Пипетка


10

Инструмент Штамп, Штамп с перспективой


11

Редактирование компьютерного рисунка


12

Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Gimp»


Редактирование рисунков (6)

13

Понятие фрагмента рисунка, Выделение, перенос, копирование


14

Умные ножницы. Контуры


15

Понятие файла. Сохранение созданного рисунка Открытие сохраненного рисунка


16

Изменение размеров холста и изображения.


17

Сборка рисунка из деталей


18

Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»


Точные построения графических объектов (7)

19

Геометрические инструменты


20

Инструменты рисования линий. Построение линий


21

Построение фигур


22

Что такое пиксель


23

Изменение масштаба просмотра рисунков


24

Редактирование рисунков по пикселям


25

Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов»


Преобразование рисунка (9)

26

Выполнение команд наклона, отражения и поворота


27

Растяжение и сжатие


28

Исполнение надписи


29

Кадрирование.


30

Комбинирование рисунков из разных изображений.


31

Создание коллажа


32

Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»


33

Итоговое тестирование


34

Обобщающее занятие. Рисунок на свободную тему




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема

Дата

Обучение работе на компьютере (4)

1

Информация. Информатика. Компьютер

08.09

2

Как устроен компьютер

15.09

3

Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ

15.09

4

Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере»

15.09

Освоение среды графического редактора Gimp (8)

5

Назначение графического редактора Gimp. Компьютерная графика

06.10

6

Инструменты рисования. Настройка инструментов

13.10

7

Панель Палитра. Изменение Палитры. Раскраска рисунка.

20.10

8

Свободное рисование

27.10

9

Инструмент Пипетка

03.11

10

Инструмент Штамп, Штамп с перспективой

17.11

11

Редактирование компьютерного рисунка

24.11

12

Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Gimp»

01.12

Редактирование рисунков (6)

13

Понятие фрагмента рисунка, Выделение, перенос, копирование

08.12

14

Умные ножницы. Контуры

15.12

15

Понятие файла. Сохранение созданного рисунка Открытие сохраненного рисунка

22.12

16

Изменение размеров холста и изображения.

29.12

17

Сборка рисунка из деталей

12.01

18

Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»

19.01

Точные построения графических объектов (7)

19

Геометрические инструменты

26.01

20

Инструменты рисования линий. Построение линий

02.02

21

Построение фигур

09.02

22

Что такое пиксель

16.02

23

Изменение масштаба просмотра рисунков

23.02

24

Редактирование рисунков по пикселям

01.03

25

Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов»

07.03

Преобразование рисунка (9)

26

Выполнение команд наклона, отражения и поворота

15.03

27

Растяжение и сжатие

05.04

28

Исполнение надписи

12.04

29

Кадрирование.

19.04

30

Комбинирование рисунков из разных изображений.

26.04

31

Создание коллажа

03.05

32

Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»

10.05

33

Итоговое тестирование

17.05

34

Обобщающее занятие. Рисунок на свободную тему

24.05





Информационные ресурсы, использованные для создания программы факультативного курса по информатике

Учебная и справочная литература

  1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;

  2. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;

  3. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  4. Тимофеев С.М. Работа в графическом редакторе GIMP Издательство: Эксмо-Пресс , 2010

  5. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - М.: 2008. - 80 с.

Интернет ресурсы

  1. Уроки по Gimp http://gimp.nas2.net/

  2. Графический редактор GIMP: легкие уроки и простые примеры http://knach.com/

  3. Раскраска http://www.raskraska.com/raskraski/165_1/






Приложение 1. Раскраски:


Кошка








Автомобиль



























Жар-птица

Итоговый тест

1. Единица растрового изображения — это

а) пиксель,

б) растр,

в) дюйм.

2. Разрешение экрана измеряется в

а) миллиметрах,

б) дюймах,

в) точках на дюйм,

г) пикселях.

3. Размер бумажного изображения (фотографии) может измеряться в

а) кластерах,

б) растровых единицах,

в) точках на дюйм.

4. Для выделения связной области применяется инструмент

а) волшебная палочка,

б) перо,

в) лассо.

5. Растровое изображение может иметь формат

а) tiff

б) cdr

в) odt

6. Наиболее качественное растровое изображение может быть в форма-

те

а) tiff

б) jpeg

в) png

7. 800x600 — это количество

а) пикселей по ширине и высоте,

б) пикселей на количество дюймов,

в) растровых точек на единицу длины.

8. Качество фотографии определяется

а) ее реальными размерами,

б) разрешением монитора компьютера,

в) разрешением изображения.

9. Верно ли утверждение «Качество растрового изображения не меняется при увеличении размеров»:

а) нет,

б) да,

в) не всегда.













10. Кнопки выделения области

а б в

11. Кнопки рисования

а б в

12. Кнопки преобразования

а б в

13. Кнопка «штамп» — это

14. Кнопка «быстрая маска» — это






15. Панель инструментов

16. Панель «параметры инструментов»


17. Кнопка «кадрирования» — это









Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

а

г

б

а

а

а

а

в

а

в

б

а

2

1

3

2

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!