Коммунальное Государственное Казенное предприятие «школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Программа формирования культуры здорового образа жизни.
Разработала заместитель директора
по воспитательной работе
Худякова Светлана Юрьевна.
Введение.
Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Социальный заказ государства на подготовку физически и психически здоровой личности находит отражение в важнейших документах – Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Концепции воспитания в системе непрерывного образования РК», Законе Республики Казахстан «О правах ребенка».
Понятие «здоровье» сегодня рассматривается не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».
Существует несколько факторов, влияющих на состояние здоровья детей. Это: не всегда обязательное соблюдение санитарных норм; нарушение организационно – педагогических требований к проведению образовательного процесса; недостаточное внедрение здоровьесберегающих технологий на уроке; недостаточное взаимодействие с родителями; невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья, как значимой и актуальной.
Данная программа направлена на совместную деятельность учащихся, администрации, родителей, преподавателей.
Цель: организовать образовательный процесс, способствующий сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся школы искусств.
Задачи:
Формирование культуры здорового образа жизни.
Формирование навыка по соблюдению режима дня.
Формирование знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье детей.
Обучение простым навыкам эмоциональной разгрузки.
Формирование навыков позитивного коммуникабельного общения.
Принципы:
принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;
принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребёнка;
принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации
принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.
Организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Первый этап (2013 – 2014гг) – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;
анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;
анализу расписания занятий;
выполнению санитарно-гигиенических требований;
сформированности элементарных навыков гигиены;
рациональному питанию;
профилактике вредных привычек;
организации просветительской работы с учащимися и родителями;
мониторингу физических данных, загруженности учащихся;
анализу заболеваемости учащихся (пропуски уроков по болезни, хронические заболевания).
Второй этап (2014 – 2017гг) – организация просветительской работы образовательного учреждения.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;
приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
Структура системной работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде четырех взаимосвязанных разделов.
Здоровьесберегающая инфраструктура
Задача: создание условий для реализации программы
Состав сотрудников | Деятельность | Планируемый результат |
Директор школы | Осуществляет контроль над реализацией этого блока | Обеспечение: кадровое, материально-техническое, финансовое |
Заместитель директора по хозяйственной части | Осуществляет контроль над санитарно гигиеническим состоянием всех помещений школы; организует соблюдение требований пожарной безопасности | Обеспечение состояния и содержания здания и помещений школы соответственно санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда. |
Заместитель директора по УМР | Разрабатывает построение учебного процесса в соответствии с санитарно гигиеническими нормами; контролирует учет индивидуальных особенностей развития в планировании учебной деятельности; | Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и физических возможностей учащихся; наличие условий сохранения и укрепления здоровья. |
Заместитель директора по ВР | Организует воспитательную работу, направленную на формирование у учащихся навыков ЗОЖ; изучает передовой опыт в области здоровьесбережения; способствует формированию благоприятного климата в коллективе; разрабатывает рекомендации по просвещению обучающихся, учителей и родителей в ЗОЖ | Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; наличие у обучающихся потребности ЗОЖ; повышение валеологической грамотности у педагогов и родителей; благоприятный психоэмоциональный фон, совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности |
Преподаватели школы | Осуществляют просветительскую и профилактическую работу с учащимися; проводят диагностическую работу по ЗОЖ; осуществляют комплексное изучение личности ребенка; изучают опыт в применении здоровьесберегающих технологий | Формирование целостной личности; развитие адаптационных возможностей; развитие самопознания |
Родительский совет школы | Участвует в обсуждении совместной деятельности педколлектива, учащихся и родителей по здоровьесбережению | Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.
Задача: повышение эффективности учебного процесса, при этом снижение чрезмерного напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха.
Направление деятельности | Учебная и внеучебная деятельность | Планируемый результат |
Организация режима школьной жизни | Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 34 учебные недели разбиты на 4 четверти; для детей 5-6 лет время урока – 30 минут; рациональный объем домашних заданий – в младших классах до 60 минут, в старших классах до 2 часов; составление расписания с учетом загруженности в общеобразовательной школе | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебной и внеучебной нагрузки учащихся; использование здоровьесберегающих методов, методик и технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся; соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся, работа по индивидуальным планам и образовательным маршрутам |
Создание предметно-пространственной среды | Для каждого класса отведена учебная комната; зал для занятий хореографией; концертный зал для занятий музыкальных коллективов; обеспечение учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием зрения; по возможности уменьшить вес учебников; поддержание воздушно – теплового режима в помещениях школы; равномерное освещение в классах |
Организация учебно – познавательной деятельности | Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий; корректировка учебных планов и программ; планирование классными руководителями работы по физическому воспитанию учащихся; безотметочное обучение в подготовительной группе; применение ИКТ с учетом санитарных норм; соблюдение санитарно – гигиенического противоэпидемического режима; проведение физкультминуток на каждом уроке по1,5 – 2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минуте урока); организация уроков ИЗО на открытом воздухе при благоприятной погоде; организация на уроке смены деятельности; поддержание благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха |
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Задача: организовать просвещение родителей по ЗОЖ
Направление | Деятельность | Планируемый результат |
Родительский всеобуч | Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и школе, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях; просвещение родителей через создание информационных стендов: о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, о подготовке ребенка к школе, о режиме работы школы, об организации режима дня учащихся и т.д. | Формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни; создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений; повышение ответственности семьи за здоровье, физическое, умственное, эмоциональное и нравственное развитие детей. |
Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.
Задача: контроль над реализацией программы, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействие с родителями и преподавателями.
Планируемый результат: выявление возможных отклонений в реализации программы формирования культуры здорового образа жизни, корректировка программы.
Реализация этого раздела зависит от администрации.
Направление | Деятельность |
Изучение и контроль над реализацией программы в учебно – воспитательном процессе | Утверждение планов работы в рамках программы (по технике безопасности, план внеклассных мероприятий); создание материально-технической базы для реализации программы; обеспечение методической литературой; контроль за эффективностью использования залов в целях сохранения здоровья обучающихся; посещение уроков с целью контроля использования здоровьесберегающих технологий; проверка и утверждение расписания уроков школьных занятий; контроль над повышением квалификации специалистов |
Изучение и контроль взаимодействия с родителями | Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (родительский комитет, собрания, сайт школы); организация тематических общешкольных родительских собраний; контроль над работой классных руководителей по реализации программы взаимодействия с родителями |
Повышение профессионального мастерства преподавателей | Заседание методического совета по согласованию программы; проведение теоретических семинаров, педсоветов, заседаний методических объединений преподавателей |
Диагностика эффективности реализации программы | Диагностика сформированности физического потенциала; диагностика осознания значимости ЗОЖ; диагностика удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
Программа направлена на формирование зрелой личности выпускника с позитивными моральными ценностями, высоким потенциалом здоровья.
Физический потенциал выпускника школы:
Устойчивая потребность в ЗОЖ
Умение применять расслабляющие упражнения
Организация режима учебной деятельности
Адекватное поведение в стрессовых ситуациях
Умение выстраивать межличностное общение
Сформированность нравственных норм
Использование ИКТ без ущерба для здоровья
Знание о приоритете здоровья в системе жизненных ценностей