СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Формирования культуры здорового образа жизни"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа формирования культуры ЗОЖ расчитана на 3 года, содержит цели, задачи, план мероприятий

Просмотр содержимого документа
«Программа "Формирования культуры здорового образа жизни"»

Коммунальное Государственное Казенное предприятие «школа искусств акимата Шемонаихинского района»


Программа формирования культуры здорового образа жизни.


Разработала заместитель директора

по воспитательной работе

Худякова Светлана Юрьевна.


Введение.

Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Социальный заказ государства на подготовку физически и психически здоровой личности находит отражение в важнейших документах – Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Концепции воспитания в системе непрерывного образования РК», Законе Республики Казахстан «О правах ребенка».

Понятие «здоровье» сегодня рассматривается не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Существует несколько факторов, влияющих на состояние здоровья детей. Это: не всегда обязательное соблюдение санитарных норм; нарушение организационно – педагогических требований к проведению образовательного процесса; недостаточное внедрение здоровьесберегающих технологий на уроке; недостаточное взаимодействие с родителями; невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья, как значимой и актуальной.

Данная программа направлена на совместную деятельность учащихся, администрации, родителей, преподавателей.

Цель: организовать образовательный процесс, способствующий сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся школы искусств.

Задачи:

  • Формирование культуры здорового образа жизни.

  • Формирование навыка по соблюдению режима дня.

  • Формирование знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье детей.

  • Обучение простым навыкам эмоциональной разгрузки.

  • Формирование навыков позитивного коммуникабельного общения.

Принципы:

  • принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей; 

  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

  • принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;

  • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребёнка;

  • принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации

  • принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Первый этап (2013 – 2014гг) – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;

  • анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;

  • анализу расписания занятий;

  • выполнению санитарно-гигиенических требований;

  • сформированности элементарных навыков гигиены;

  • рациональному питанию;

  • профилактике вредных привычек;

  • организации просветительской работы с учащимися и родителями;

  • мониторингу  физических данных, загруженности учащихся;

  • анализу заболеваемости учащихся (пропуски уроков по болезни, хронические заболевания).

  • Второй этап (2014 – 2017гг) – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;

  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;


Структура системной работы по формированию культуры здорового и

безопасного образа жизни

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде четырех взаимосвязанных разделов.

  1. Здоровьесберегающая инфраструктура

Задача: создание условий для реализации программы

Состав сотрудников

Деятельность

Планируемый результат

Директор школы

Осуществляет контроль над реализацией этого блока

Обеспечение: кадровое, материально-техническое, финансовое

Заместитель директора по хозяйственной части

Осуществляет контроль над санитарно гигиеническим состоянием всех помещений школы;

организует соблюдение требований пожарной безопасности

Обеспечение состояния и содержания здания и помещений школы соответственно санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда.

Заместитель директора по УМР

Разрабатывает построение учебного процесса в соответствии с санитарно гигиеническими нормами; контролирует учет индивидуальных особенностей развития в планировании учебной деятельности;

Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и физических возможностей учащихся; наличие условий сохранения и укрепления здоровья.

Заместитель директора по ВР

Организует воспитательную работу, направленную на формирование у учащихся навыков ЗОЖ;

изучает передовой опыт в области здоровьесбережения; способствует формированию благоприятного климата в коллективе;

разрабатывает рекомендации по просвещению обучающихся, учителей и родителей в ЗОЖ

Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств;

наличие у обучающихся потребности ЗОЖ;

повышение валеологической грамотности у педагогов и родителей;

благоприятный психоэмоциональный фон, совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности

Преподаватели школы

Осуществляют просветительскую и профилактическую работу с учащимися;

проводят диагностическую работу по ЗОЖ; осуществляют комплексное изучение личности ребенка;

изучают опыт в применении здоровьесберегающих технологий

Формирование целостной личности;

развитие адаптационных возможностей;

развитие самопознания

Родительский совет школы

Участвует в обсуждении совместной деятельности педколлектива, учащихся и родителей по здоровьесбережению

Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.

Задача: повышение эффективности учебного процесса, при этом снижение чрезмерного напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха.

Направление деятельности

Учебная и внеучебная деятельность

Планируемый результат

Организация режима школьной жизни

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 34 учебные недели разбиты на 4 четверти;

для детей 5-6 лет время урока – 30 минут;

рациональный объем домашних заданий – в младших классах до 60 минут, в старших классах до 2 часов;

составление расписания с учетом загруженности в общеобразовательной школе

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебной и внеучебной нагрузки учащихся; использование здоровьесберегающих методов, методик и технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся; соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся, работа по индивидуальным планам и образовательным маршрутам

Создание предметно-пространственной среды

Для каждого класса отведена учебная комната; зал для занятий хореографией; концертный зал для занятий музыкальных коллективов;

обеспечение учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием зрения;

по возможности уменьшить вес учебников;

поддержание воздушно – теплового режима в помещениях школы; равномерное освещение в классах

Организация учебно – познавательной деятельности

Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий; корректировка учебных планов и программ;

планирование классными руководителями работы по физическому воспитанию учащихся;

безотметочное обучение в подготовительной группе;

применение ИКТ с учетом санитарных норм;

соблюдение санитарно – гигиенического противоэпидемического режима; проведение физкультминуток на каждом уроке по1,5 – 2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минуте урока); организация уроков ИЗО на открытом воздухе при благоприятной погоде; организация на уроке смены деятельности;

поддержание благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха

  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Задача: организовать просвещение родителей по ЗОЖ

Направление

Деятельность

Планируемый результат

Родительский всеобуч

Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и школе,

знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях; просвещение родителей через создание информационных стендов: о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, о подготовке ребенка к школе, о режиме работы школы, об организации режима дня учащихся и т.д.

Формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни; создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений;

повышение ответственности семьи за здоровье, физическое, умственное, эмоциональное и нравственное развитие детей.

  1. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.

Задача: контроль над реализацией программы, повышение качества учебно-воспитательного процесса, взаимодействие с родителями и преподавателями.

Планируемый результат: выявление возможных отклонений в реализации программы формирования культуры здорового образа жизни, корректировка программы.

Реализация этого раздела зависит от администрации.

Направление

Деятельность

Изучение и контроль над реализацией программы в учебно – воспитательном процессе

Утверждение планов работы в рамках программы (по технике безопасности, план внеклассных мероприятий); создание материально-технической базы для реализации программы;

обеспечение методической литературой;

контроль за эффективностью использования залов в целях сохранения здоровья обучающихся;

посещение уроков с целью контроля использования здоровьесберегающих технологий;

проверка и утверждение расписания уроков школьных занятий;

контроль над повышением квалификации специалистов

Изучение и контроль взаимодействия с родителями

Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (родительский комитет, собрания, сайт школы); организация тематических общешкольных родительских собраний;

контроль над работой классных руководителей по реализации программы взаимодействия с родителями

Повышение профессионального мастерства преподавателей

Заседание методического совета по согласованию программы;

проведение теоретических семинаров, педсоветов, заседаний методических объединений преподавателей

Диагностика эффективности реализации программы

Диагностика сформированности физического потенциала; диагностика осознания значимости ЗОЖ;

диагностика удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Программа направлена на формирование зрелой личности выпускника с позитивными моральными ценностями, высоким потенциалом здоровья.

Физический потенциал выпускника школы:

  • Устойчивая потребность в ЗОЖ

  • Умение применять расслабляющие упражнения

  • Организация режима учебной деятельности

  • Адекватное поведение в стрессовых ситуациях

  • Умение выстраивать межличностное общение

  • Сформированность нравственных норм

  • Использование ИКТ без ущерба для здоровья

  • Знание о приоритете здоровья в системе жизненных ценностей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!