Тема | № п\п | Занятие | Содержание | Практическая работа | В результате обучения ребёнок должен знать, уметь |
1. Путешествие в страну Здоровья (4 занятия) | | 1.Причина болезни | Понятия «здоровье», «гигиена», «здоровый образ жизни». Составляющие здорового образа жизни: правильное питание, двигательная активность, соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек, положительное эмоциональное состояние, закаливание, соблюдение гигиенических правил и норм. | | Знать: понятия «болезнь», «здоровье»; причины болезни; категории здорового образа жизни |
| 2.Признаки болезни | Понятие «болезнь». Причины и признаки нарушения здоровья, первая помощь больному | П.Р. Измерение температуры П.Р. Наложение компресса | Знать: понятия «болезнь», «здоровье»; причины болезни, признаки болезни. Уметь: оказывать первую помощь, измерить температуру, наложить компресс, приготовить тёплый чай |
| 3.Как твоё здоровье? | Понятие «хорошее здоровье». Признаки, характеризующие здорового человека. Правила Здоровячков. Тестирование «Твоё здоровье» | П.Р. Оценка гармоничности телосложения П.Р. Уровень координационных способностей | Знать: критерии здорового человека. Уметь: оценить физическое развитие (вес, рост) |
| 4.Правила Здоровячков: как сохранить здоровье в учебной деятельности | Понятия «о ценностях в жизни» каждого человека, «здоровое тело», «здоровый дух». Ответственность каждого человека за свое здоровье. Правила, которые помогут сохранить здоровье во время учебы. | | Знать: понятия «здоровья психического и физического». Уметь: контролировать свои эмоции в учебной деятельности |
2.Повелительница чистоты – царица Водица (2 занятия) | | Друг Здоровячков – Живительная водичка | Понятие «чистой питьевой воды». Значение воды в жизни человека, бережное отношение к воде. | | Знать: основные требования, предъявляемые к питьевой воде, элементарные способы экономии воды. Уметь: пользоваться элементарными фильтрами для очистки воды, вскипятить воду, ухаживать за растениями и животными |
| Да здравствует мыло душистое | Понятие «грязь», «микробы». Советы Живительной Водички: правила ухода за руками, волосами и телом; средства гигиены. Составление алгоритма мытья рук. | П.Р. Мытьё и вытирание рук | Знать: понятия «грязь», «микроб», «чистота»; средства гигиены и предметы туалета; предметы туалета для личного и общего пользования. Уметь: вымыть и вытереть руки, ноги, шею. |
3.Наши верные помощники (3 занятия) | | Главные помощники Здоровячков (глаза) | Понятие об органах, которые помогают воспринимать и узнавать окружающий мир: глаза, уши, нос, руки. «Защитники глаз»: веки, ресницы, слёзы. Правила бережного отношения к зрению и очкам; гимнастика для глаз. | П.Р. Проверка остроты зрения П.Р. Гимнастика для глаз Игра «Зеркало» Игра «Посмотрим в глаза друг другу» Опыт: реакция зрачка на яркий свет Зарядка для глаз «Пальчик», «Носик», «Прятки» | Знать: строение глаза; правила ухода за глазами и очками. Уметь: снять напряжение с мышц глаз; измерить остроту зрения; ухаживать за глазами и очками |
| Главная ценность Здоровячков – слух. Обоняние. | Правила, которые помогут сберечь органы слуха; самомассаж ушей. Правила, которые помогут сберечь органы обоняния. | П.Р. Проверка остроты слуха Опыт: определение запаха Опыт: определение вкуса Игра «Угадай мелодию» Игра «Угадай, что за звук» | Знать: строение уха; правила ухода за ушами и полостью носа. Уметь: измерить остроту слуха; ухаживать за полостью носа и ушами. |
| Осанка. Уход за руками и ногами | Понятие «осанка», «плоскостопие». Нарушение осанки и причины. Правила ухода за руками, ногами; массаж пальчиков, ног. | П.Р. проверка осанки у стены П.Р. упражнения для формирования правильной осанки у стены (3 упражнения) | Знать: понятия «опорно-двигательного аппарата» (скелет, мышцы, связки); «осанка»; нарушение осанки и плоскостопие. Уметь: контролировать осанку с помощью сантиметровой ленты; проверять свою осанку; выполнять гимнастические упражнения |
4.Забота о коже (3 занятия) | | Одёжка Здоровячков | Понятие «кожа». Значение кожи человека: защищает, дышит, согревает, охлаждает, выделяет пот. | Опыт: определение чувствительности кожи: тепло, холод, боль. Опыт: захватить складки кожи на суставах пальцев Опыт: на определение наличия жира на коже Наблюдение за кожей на кистях рук, на сгибах, порами на коже. | Знать: понятие «кожа», её функция. Уметь: выбирать одежу по сезону и виду деятельности; |
| Уход за кожей | Понятие «гигиена кожи». Значение «чистой кожи». Правила ухода за кожей, волосами, руками и ногтями. | | Знать: понятия «кожа», «чистая кожа», её функция. Уметь: ухаживать за кожей тела, рук, за волосами, ногтями. |
| Повреждение кожи | Понятие «повреждения кожи»: ранение кожи, обморожение, ожог, загар. Первая помощь при повреждении кожи. | П.Р. обработка ранки на пальце П.Р. обработка ожога | Знать: понятие «болезни кожи и травмы». Уметь: оказывать первую помощь при порезе, ожоге, обморожении. |
5.Наша подруга – физкультура (1 занятие) | | Наша подруга – физкультура | Понятие «двигательная активность», ее значение для человека. Зарядка, основные упражнения, правила правильной зарядки. Физкультминутки, их значение. Конкурс физкультминуток. | П.Р. Оценка выносливости П.Р. Оценка тренированности Конкурс физкультминуток. | Знать: понятия «физическая культура», «гиподинамия», «тренированность». Уметь: оценить тренированность своего тела |
6.Секрет красивой улыбки (2 занятия) | | Зубы Здоровячков | Понятие «молочный» и «постоянный» зуб, «кариес». Роль зубов в переваривании пищи. Строение зубов. | Игра «Зеркало» (наблюдение за видами зубов и их строением) | Знать: строение и назначение зубов; понятие «кариес». |
| Чтобы зубы были здоровыми | Понятие «здоровый зуб». Главные помощники в сохранении зубов здоровыми. Продукты полезные для зубов. Правила «красивой улыбки». Правила, как надо чистить зубы. | Игра «Зуб-Замок» П.Р. чистка зубов Игра «Меню для здоровых зубов» | Знать: строение и назначение зубов; средства ухода за зубами и полостью рта; понятие «кариес», правила профилактики кариеса. Уметь: ухаживать за полостью рта и зубами. |
7.Правила Здоровячков: «Соблюдай режим дня» (2 занятия) | | Секрет Здоровячков – режим дня | Понятие «режим дня», его составляющие. Значение основных режимных моментов. Режим дня взрослых и детей. | | Знать: понятие «режим дня»; составляющие режима дня. Уметь: составлять свой режим дня. |
| Твой режим дня | Значение отдыха, питания, спорта. Составление режима дня. | П.Р. с оставление своего режима дня | Знать: понятие «режим дня»; составляющие режима дня. Уметь: составлять свой режим дня. |
8.Волшебный сон (1 занятие) | | Волшебный друг Здоровячков – сон | Чудодейственная сила сна. Продолжительность «полезного сна». Правила, которые нужно соблюдать пред сном. | | Знать: значение сна в жизни человека и ребёнка; требования к полноценному сну. Уметь: Организовать обстановку, обеспечивающую полноценный сон. |
9.Что вкусно - не всегда полезно! (2 занятия) | | Питание – необходимое условие жизни человека | Влияние продуктов питания на организм человека. Рациональное питание: регулярное, полноценное. | | Знать: требования к рациональному питанию: регулярность, полноценность; значение рационального питания. |
| Здоровая пища | Полезные продукты питания и вредные продукты питания. Болезни, вызванные неправильным питанием. Советы по правильному питанию. | Составление меню завтрака, содержащего полезные продукты питания Игра «Полезное и вредное» | Знать: полезные и вредные продукты питания; болезни, связанные с неправильным питанием. Уметь: выбирать полезные продукты. |
10.Твои друзья – витамины (1 занятие) | | Лакомство Здоровячков - витамины | Понятие «витамины». Продукты питания и витамины. Самые важные витамины. | Составление меню из продуктов, содержащих витамины. Игра «Полезно и вредно» | Знать: понятие «витамины»; продукты, содержащие витамины; признаки авитаминоза. Уметь: принимать витамины; выбирать продукты, содержащие витамины. |
11.Хорошие и плохие вещества (2 занятия) | | Вредные вещества дома | Понятие о веществах. Вредные вещества, профилактика поступления в организм вредных веществ: составление правил. | П.Р. надевание повязки и резиновых перчаток П.Р. определение опасности средств бытовой химии по этикетке | Знать: понятие «бытовая химия»; правила хранения и использования средств бытовой химии; средства защиты (резиновые перчатки, маска). Уметь: использовать средства защиты в практической деятельности. |
| Опасные продукты | Понятие о сроке годности: как полезные продукты могут стать опасными. | П.Р. определение срока хранения и годности продуктов П.Р. определение состава продуктов | Знать: понятие «срок годности»; правила хранения продуктов; Уметь: определять пригодность продуктов для употребления в пищу. |
12.Домашняя аптечка. (1 занятие) | | Что такое лекарство | Понятие «лекарство», «аптека», «аптечка». Роль лекарства в борьбе с болезнью. Набор аптечки. Лекарственные растения. | П.Р. рассматривание лекарств из аптечки П.Р. рассматривание гербария лекарственных трав | Знать: Понятия «лекарство», «аптечка», «лекарственные растения»; правила хранения и употребления лекарственных средств. |
13.Будь здоров! (3 занятия) | | Инфекционные болезни | Понятие «инфекция», «инфекционное заболевание», иммунитет. Источники заражения. | | Знать: причины инфекционных заболеваний; понятия «вирус», «иммунитет», «карантин»; пути распространения инфекционных заболеваний. Уметь: выполнять правила личной гигиены. |
| Помогу себе сам. | Понятие «профилактика», «прививка». Инфекционные и неинфекционные заболевания. | | Знать: понятия «профилактика», «прививка», «закаливание»; значение прививок. Уметь: выполнять правила личной гигиены; выполнять обтирание. |
| Самомассаж от простуды. | Правила сохранения и укрепление здоровья. Самомассаж от простуды. | П.Р. самомассаж от простуды. | Знать: понятие «самомассаж»; самомассаж от простуды. Уметь: выполнять самомассаж от простуды. |
14.Солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья (1 занятие) | | Солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья | Понятие «закаливание». Значение закаливания. Виды закаливания: закаливание воздухом, солнцем, водой. Правила закаливания. Босохождение. Солнечные ванны. | | Знать: понятие «закаливание»; виды закаливания; правила закаливания. Уметь: растереть ноги после босохождения; сделать обтирание; принимать контрастные ванночки для ног. |
15.Вредные привычки (1 занятие) | | Здоровячки советуют | Понятие «вредная привычка» (грызть ногти, сосать карандаш, ручку) | | Знать: основные виды вредных привычек; основные рекомендации по их устранению. |
16.Настроение Здоровячков (2 занятия) | | Настроение в школе | Понятие «хорошее настроение», «положительные эмоции». Причины плохого настроения. Улыбка – залог хорошего настроения. Азбука добрых слов. | Игра «Я хороший» Игра «Мой любимый герой» Игра «Азбука волшебных слов» | Знать: понятия «настроение плохое и хорошее». Уметь: наблюдать проявление настроения. |
| | Ты пришёл домой | Причины плохого настроения дома. Быть хмурым нехорошо. Поделись радостью. Имитация движения животных. | Игра «Угадай настроение» Игра «Приятные воспоминания» Игра «Упражнения животных» | Знать: понятия «настроение плохое и хорошее». Уметь: наблюдать проявление настроения. |
17.В гостях у Здоровячков (2 занятия) | | Я буду здоровым | Понятие «культура труда». Факторы, влияющие на здоровье: экология, окружающий мир, нездоровые привычки, лень, пассивный отдых. | | Знать: тепловой и световой режим; понятие «чистого воздуха», «гигиена помещения», «цветовая гамма помещения». |
| | Я воспитаю себя сам | Понятие «воспитать себя», «самовоспитание» в вопросах сохранения своего здоровья. Воспитание силы воли. | | Знать: понятия «сила воли», «самовоспитание». |
18.Веселые и здоровые человечки | | Веселые и здоровые человечки | Творческий отчет детей по работе (выставка рисунков, фотографий). Конкурсная программа. | | |