СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение. 

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Программа формирования ответственного отношения к своему здоровью

младшего школьника «В стране Здоровья»

Тема

п\п

Занятие

Содержание

Практическая работа

В результате обучения ребёнок должен знать, уметь

1. Путешествие в страну Здоровья

(4 занятия)

1.Причина болезни

Понятия «здоровье», «гигиена», «здоровый образ жизни». Составляющие здорового образа жизни: правильное питание, двигательная активность, соблюдение режима дня, отсутствие вредных привычек, положительное эмоциональное состояние, закаливание, соблюдение гигиенических правил и норм.


Знать:

понятия «болезнь», «здоровье»;

причины болезни;

категории здорового образа жизни

2.Признаки болезни

Понятие «болезнь». Причины и признаки нарушения здоровья, первая помощь больному

П.Р. Измерение

температуры

П.Р. Наложение компресса

Знать:

понятия «болезнь», «здоровье»;

причины болезни, признаки болезни.

Уметь:

оказывать первую помощь, измерить температуру, наложить компресс, приготовить тёплый чай


3.Как твоё здоровье?

Понятие «хорошее здоровье». Признаки, характеризующие здорового человека. Правила Здоровячков. Тестирование «Твоё здоровье»

П.Р. Оценка гармоничности телосложения

П.Р. Уровень координационных способностей

Знать:

критерии здорового человека.

Уметь:

оценить физическое развитие (вес, рост)

4.Правила Здоровячков: как сохранить здоровье в учебной деятельности

Понятия «о ценностях в жизни» каждого человека, «здоровое тело», «здоровый дух». Ответственность каждого человека за свое здоровье. Правила, которые помогут сохранить здоровье во время учебы.


Знать:

понятия «здоровья психического и физического».

Уметь:

контролировать свои эмоции в учебной деятельности

2.Повелительница чистоты – царица Водица

(2 занятия)

Друг Здоровячков – Живительная водичка


Понятие «чистой питьевой воды». Значение воды в жизни человека, бережное отношение к воде.


Знать:

основные требования, предъявляемые к питьевой воде,

элементарные способы экономии воды.

Уметь:

пользоваться элементарными фильтрами для очистки воды,

вскипятить воду,

ухаживать за растениями и животными

Да здравствует мыло душистое


Понятие «грязь», «микробы». Советы Живительной Водички: правила ухода за руками, волосами и телом; средства гигиены. Составление алгоритма мытья рук.

П.Р. Мытьё и вытирание рук

Знать:

понятия «грязь», «микроб», «чистота»;

средства гигиены и предметы туалета;

предметы туалета для личного и общего пользования.

Уметь:

вымыть и вытереть руки, ноги, шею.

3.Наши верные помощники

(3 занятия)

Главные помощники Здоровячков (глаза)

Понятие об органах, которые помогают воспринимать и узнавать окружающий мир: глаза, уши, нос, руки. «Защитники глаз»: веки, ресницы, слёзы. Правила бережного отношения к зрению и очкам; гимнастика для глаз.

П.Р. Проверка остроты зрения

П.Р. Гимнастика для глаз

Игра «Зеркало»

Игра «Посмотрим в глаза друг другу»

Опыт: реакция зрачка на яркий свет

Зарядка для глаз «Пальчик», «Носик», «Прятки»

Знать:

строение глаза; правила ухода за глазами и очками.

Уметь:

снять напряжение с мышц глаз;

измерить остроту зрения;

ухаживать за глазами и очками

Главная ценность Здоровячков – слух. Обоняние.

Правила, которые помогут сберечь органы слуха; самомассаж ушей.

Правила, которые помогут сберечь органы обоняния.

П.Р. Проверка остроты слуха

Опыт: определение запаха

Опыт: определение вкуса

Игра «Угадай мелодию»

Игра «Угадай, что за звук»

Знать:

строение уха;

правила ухода за ушами и полостью носа.

Уметь:

измерить остроту слуха;

ухаживать за полостью носа и ушами.


Осанка.

Уход за руками и ногами

Понятие «осанка», «плоскостопие». Нарушение осанки и причины.

Правила ухода за руками, ногами; массаж пальчиков, ног.

П.Р. проверка осанки у стены

П.Р. упражнения для формирования правильной осанки у стены

(3 упражнения)

Знать:

понятия «опорно-двигательного аппарата» (скелет, мышцы, связки);

«осанка»;

нарушение осанки и плоскостопие.

Уметь:

контролировать осанку с помощью сантиметровой ленты;

проверять свою осанку;

выполнять гимнастические упражнения

4.Забота о коже

(3 занятия)

Одёжка Здоровячков

Понятие «кожа». Значение кожи человека: защищает, дышит, согревает, охлаждает, выделяет пот.

Опыт: определение чувствительности кожи: тепло, холод, боль.

Опыт: захватить складки кожи на суставах пальцев

Опыт: на определение наличия жира на коже

Наблюдение за кожей на кистях рук, на сгибах, порами на коже.

Знать:

понятие «кожа», её функция.

Уметь:

выбирать одежу по сезону и виду деятельности;



Уход за кожей


Понятие «гигиена кожи».

Значение «чистой кожи». Правила ухода за кожей, волосами, руками и ногтями.


Знать:

понятия «кожа», «чистая кожа», её функция.

Уметь: ухаживать за кожей тела, рук, за волосами, ногтями.

Повреждение кожи

Понятие «повреждения кожи»: ранение кожи, обморожение, ожог, загар. Первая помощь при повреждении кожи.

П.Р. обработка ранки на пальце

П.Р. обработка ожога

Знать:

понятие «болезни кожи и травмы».

Уметь:

оказывать первую помощь при порезе, ожоге, обморожении.

5.Наша подруга – физкультура

(1 занятие)

Наша подруга – физкультура

Понятие «двигательная активность», ее значение для человека. Зарядка, основные упражнения, правила правильной зарядки. Физкультминутки, их значение. Конкурс физкультминуток.

П.Р. Оценка выносливости

П.Р. Оценка тренированности

Конкурс физкультминуток.

Знать:

понятия «физическая культура», «гиподинамия», «тренированность».

Уметь:

оценить тренированность своего тела

6.Секрет красивой улыбки

(2 занятия)

Зубы Здоровячков

Понятие «молочный» и «постоянный» зуб, «кариес». Роль зубов в переваривании пищи. Строение зубов.

Игра «Зеркало» (наблюдение за видами зубов и их строением)


Знать:

строение и назначение зубов;

понятие «кариес».


Чтобы зубы были здоровыми


Понятие «здоровый зуб». Главные помощники в сохранении зубов здоровыми. Продукты полезные для зубов. Правила «красивой улыбки». Правила, как надо чистить зубы.

Игра «Зуб-Замок»

П.Р. чистка зубов

Игра «Меню для здоровых зубов»

Знать:

строение и назначение зубов;

средства ухода за зубами и полостью рта;

понятие «кариес», правила профилактики кариеса.

Уметь:

ухаживать за полостью рта и зубами.

7.Правила Здоровячков: «Соблюдай режим дня»

(2 занятия)

Секрет Здоровячков – режим дня


Понятие «режим дня», его составляющие. Значение основных режимных моментов. Режим дня взрослых и детей.


Знать:

понятие «режим дня»;

составляющие режима дня.

Уметь:

составлять свой режим дня.

Твой режим дня


Значение отдыха, питания, спорта. Составление режима дня.

П.Р. с оставление своего режима дня

Знать:

понятие «режим дня»;

составляющие режима дня.

Уметь:

составлять свой режим дня.

8.Волшебный сон

(1 занятие)

Волшебный друг Здоровячков – сон

Чудодейственная сила сна. Продолжительность «полезного сна». Правила, которые нужно соблюдать пред сном.


Знать:

значение сна в жизни человека и ребёнка;

требования к полноценному сну.

Уметь:

Организовать обстановку, обеспечивающую полноценный сон.

9.Что вкусно - не всегда полезно!

(2 занятия)

Питание – необходимое условие жизни человека


Влияние продуктов питания на организм человека. Рациональное питание: регулярное, полноценное.


Знать:

требования к рациональному питанию: регулярность, полноценность;

значение рационального питания.

Здоровая пища


Полезные продукты питания и вредные продукты питания. Болезни, вызванные неправильным питанием. Советы по правильному питанию.

Составление меню завтрака, содержащего полезные продукты питания

Игра «Полезное и вредное»

Знать:

полезные и вредные продукты питания;

болезни, связанные с неправильным питанием.

Уметь:

выбирать полезные продукты.

10.Твои друзья – витамины

(1 занятие)

Лакомство Здоровячков - витамины

Понятие «витамины». Продукты питания и витамины. Самые важные витамины.

Составление меню из продуктов, содержащих витамины.

Игра «Полезно и вредно»

Знать:

понятие «витамины»;

продукты, содержащие витамины; признаки авитаминоза.

Уметь:

принимать витамины;

выбирать продукты, содержащие витамины.

11.Хорошие и плохие вещества

(2 занятия)

Вредные вещества дома

Понятие о веществах. Вредные вещества, профилактика поступления в организм вредных веществ: составление правил.

П.Р. надевание повязки и резиновых перчаток

П.Р. определение опасности средств бытовой химии по этикетке

Знать:

понятие «бытовая химия»;

правила хранения и использования средств бытовой химии;

средства защиты (резиновые перчатки, маска).

Уметь:

использовать средства защиты в практической деятельности.

Опасные продукты

Понятие о сроке годности: как полезные продукты могут стать опасными.

П.Р. определение срока хранения и годности продуктов

П.Р. определение состава продуктов

Знать:

понятие «срок годности»;

правила хранения продуктов;

Уметь:

определять пригодность продуктов для употребления в пищу.

12.Домашняя аптечка.

(1 занятие)

Что такое лекарство


Понятие «лекарство», «аптека», «аптечка». Роль лекарства в борьбе с болезнью. Набор аптечки. Лекарственные растения.

П.Р. рассматривание лекарств из аптечки

П.Р. рассматривание гербария лекарственных трав

Знать:

Понятия «лекарство», «аптечка», «лекарственные растения»;

правила хранения и употребления лекарственных средств.

13.Будь здоров!

(3 занятия)

Инфекционные болезни


Понятие «инфекция», «инфекционное заболевание», иммунитет. Источники заражения.


Знать:

причины инфекционных заболеваний;

понятия «вирус», «иммунитет», «карантин»;

пути распространения инфекционных заболеваний.

Уметь:

выполнять правила личной гигиены.

Помогу себе сам.


Понятие «профилактика», «прививка». Инфекционные и неинфекционные заболевания.


Знать:

понятия «профилактика», «прививка», «закаливание»;

значение прививок.

Уметь:

выполнять правила личной гигиены;

выполнять обтирание.





Самомассаж от простуды.

Правила сохранения и укрепление здоровья.

Самомассаж от простуды.

П.Р. самомассаж от простуды.

Знать:

понятие «самомассаж»;

самомассаж от простуды.

Уметь:

выполнять самомассаж от простуды.

14.Солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья

(1 занятие)

Солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья

Понятие «закаливание». Значение закаливания. Виды закаливания: закаливание воздухом, солнцем, водой. Правила закаливания. Босохождение. Солнечные ванны.



Знать:

понятие «закаливание»;

виды закаливания;

правила закаливания.

Уметь:

растереть ноги после босохождения;

сделать обтирание;

принимать контрастные ванночки для ног.

15.Вредные привычки

(1 занятие)

Здоровячки советуют

Понятие «вредная привычка» (грызть ногти, сосать карандаш, ручку)


Знать:

основные виды вредных привычек;

основные рекомендации по их устранению.

16.Настроение Здоровячков

(2 занятия)

Настроение в школе


Понятие «хорошее настроение», «положительные эмоции». Причины плохого настроения. Улыбка – залог хорошего настроения. Азбука добрых слов.

Игра «Я хороший»

Игра «Мой любимый герой»

Игра «Азбука волшебных слов»

Знать:

понятия «настроение плохое и хорошее».

Уметь:

наблюдать проявление настроения.


Ты пришёл домой


Причины плохого настроения дома. Быть хмурым нехорошо. Поделись радостью. Имитация движения животных.

Игра «Угадай настроение»

Игра «Приятные воспоминания»

Игра «Упражнения животных»

Знать:

понятия «настроение плохое и хорошее».

Уметь:

наблюдать проявление настроения.

17.В гостях у Здоровячков

(2 занятия)

Я буду здоровым


Понятие «культура труда». Факторы, влияющие на здоровье: экология, окружающий мир, нездоровые привычки, лень, пассивный отдых.


Знать:

тепловой и световой режим;

понятие «чистого воздуха», «гигиена помещения», «цветовая гамма помещения».


Я воспитаю себя сам


Понятие «воспитать себя», «самовоспитание» в вопросах сохранения своего здоровья. Воспитание силы воли.


Знать:

понятия «сила воли», «самовоспитание».

18.Веселые и здоровые человечки

Веселые и здоровые человечки

Творческий отчет детей по работе (выставка рисунков, фотографий). Конкурсная программа.






17