«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА» заместитель директора по ВР
Копылова О.Н______________________ Володько М.А._________________
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
лицей «ДЕРЖАВА»
249034, Калужская обл., г. Обнинск, пр. Ленина, д.194, т.4-94-64
e-mail: derjava-sekretar@mai.ru
ПРОГРАММА
«ГАРМОНИЯ»
(Здоровый образ жизни)

Составители:
Яковлев Б.В. замдиректора по спорту, учитель высшей категории
Куликова Н.И. руководитель программы «Духовность»,
учитель высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лицей "Держава" - учреждение общего и дополнительного образования, где дети изучают все дисциплины, входящие в базисный комплекс общеобразовательной школы. В лицее одновременно работают несколько самостоятельных учебных направлений: гуманитарное, кадетское, естественно-экологическое. Огромная роль в лицее отведена физическому воспитанию и занятиям спортом. Ученики начальных классов занимаются общей физической подготовкой, спортивной гимнастикой, учатся плавать, правильно падать, координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Далее ученики, с помощью тренеров и в соответствии с собственными пожеланиями, разделяются по нескольким спортивным направлениям: футбол, спортивная гимнастика, фитнес, кудо, дзюдо, плавание, шахматы, волейбол, баскетбол, настольный теннис и ЛФК. Физкультурно-спортивная составляющая учебного процесса является также мощным воспитательным инструментом и помогает развить в ребенке такие качества как трудолюбие, целеустремленность.
Спортивная работа в лицее направлена на восстановление и укрепление физического здоровья лицеистов, развития у них спортивных навыков, тяги к занятиям спортом, включая спорт высоких достижений, а также воспитание у детей и молодежи позитивных лидерских качеств. Мы ставим задачи укрепления не только физического, но и психологического, духовно - нравственного здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных, нравственных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития. Здоровый образ жизни – это не только физическое здоровье, но и духовно – нравственная стабильность учащегося. Программа «Духовность» является одной из приоритетных программ в деятельности лицея.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Кадровое обеспечение.
Основные этапы реализации программы.
Содержание программы
8. Механизм реализации программы.
9. Ожидаемые результаты.
I. Информационная карта.
Полное название программы | «Гармония» |
Авторы программы | Заместитель директора по спортивной работе Яковлев Б.Я Руководитель программы «Духовность» Куликова Н.И.. |
Территория, представившая программу | МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА» |
Адрес образовательного учреждения | Г. Обнинск, ул. Ленина,194 |
Телефон | 4 -94- 64 |
Цель: | сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся лицея, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе. |
Сроки реализации программы | 2013-2018 г |
Количество участников программы | Все учащиеся школы 1300 учащихся |
Возраст участников программы | 7 – 15 лет |
Краткое содержание программы | В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся. Обеспечение совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний. Продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями. Работа по программе «Духовность». Включение проектной деятельности по искоренению сквернословия среди учащихся. |
2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Школа не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от наркотиков можно и нужно. Поэтому в рамках воспитательной системы школы мы обязательно предусматриваем мероприятия по формированию здорового образа жизни. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к опасным пристрастиям невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам .
III. Концептуальные основы программы.
Концептуальными основами программы «Гармония» стали следующие идеи:
- получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни;
- повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями;
- здоровье человека – это не только здоровье физическое, но и духовное
Программа «Гармония» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ.
IV. Цели и задачи программы.
Цель:
- создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью.
Задачи программы:
- внедрить в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающе технологии;
- воспитать у педагогов и учащихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- формировать у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;
- изменить отношение к вредным привычкам и сформировать личной ответственности за свое поведение;
- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- укрепление духовного здоровья детей.
- привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
- обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
- на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни.
V. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
- директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
- заместитель директора по спортивной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;
- учителя – предметники, классные руководители применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;
-учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы спортивных секций.
Для обеспечения успешной работы программы «Гармония» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
- педагогический профессионализм;
- уважение к личности ребенка;
- сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
- педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).
VI. Этапы реализации программы.
Этап | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель |
Аналитический . Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников. |
1.1. | Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников | 2013 г. | Администрация школы, медицинская сестра |
1.2. | Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ. | 2013-2014 г. | Школьные метод. объединения учителей предметников, классных руководителей |
1.3 | Нормативное обеспечение школы медицинскими .препаратами, формирование медицинских .аптечек. | 2013-2014 г. | Директор, Медицинский персонал лицея |
1.4 | Обеспечение и организация профилактических прививок. | 2013-2018 г. | Медицинские работники |
1.5 | Организация и проведение неспецифических профилактик в период подъема заболеваемости | 2013-2018 г. | Медицинские работники Кл. руководители |
2. Организация и проведение диагностических мероприятий |
2.1. | Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся | 2013 - 2018 г. | Администрация школы, медицинские работники, |
2.2. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки | 2013 - 2018 г. | Администрация школы, медицинские работники, |
3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся |
3.1. | Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов | 2013- 2018 г. | Медработники, работники столовой, директор школы, социальные педагоги |
3.2 | Введение в эксплуатацию новой столовой в корпусе №2 | 2014-2015 | Директор |
3.3. | Проведение уроков физкультуры согласовано учебной программы и планам – графика прохождения учебного материала | 2013-2018 г. | Заместитель директора по спорту Учителя физической культуры,
|
3.4. | Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья | 2013-2018 г. | Заместитель директора по спорту
Учитель физической культуры |
3.4. | Проведение месячника «За здоровый образ жизни» | март 2013-2018 г. | Заместитель директора по спорту Учителя физкультуры, Соц.педагоги |
3.5. | Организация «Веселых переменок», игр для учащихся начальных классов | Ежедневно 2013-2018 | Соц.педагоги |
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении |
4.1. | Различные формы урочной и внеурочной деятельности, лектории, встречи с медицинскими работниками, просмотр и обсуждение фильмов кинофестиваля «Встреча» | 2013-2018 г. | Учитель физкультуры, медицинские работники, классные руководители, социальный педагог, |
4.2. | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников, соревнований и состязаний. | 2013-2018 г Отдельный график. | Заместитель директора по спортивной работе, учителя физкультуры |
4.3 | Встречи со священником ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» иереем Владимиром Финогеновым | 2013-2018 г Отдельный график. | Руководитель программ «Духовность» Куликова Н.И |
5. Работа с родителями обучающихся |
5.1. | Различные формы работы с родителями лицеистов: тематические родительские собрания, встречи со специалистами, администрацией лицея, совместные спортивные праздники | 2013-2018 г. | Администрация школы, родительский комитет, классные руководители |
| | | | | |
VII. Содержание программы.
№ | мероприятие | время | ответственный |
1 | Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
1.1 | Составление социологических карт по классам, составление списков учащихся из категории «трудных»; -неблагополучных семей; - многодетных семей; - малообеспеченных семей; - неполных семей; -опекаемых, инвалидов. | сентябрь | Заместитель директора по ВР классные руководители, социальные педагоги Посещение семей, собеседования, анкетирование |
1.2 | Медицинский осмотр детей | В течение года | медицинские работники |
1.3 | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | Классные руководители |
1.4 | Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации | Апрель | Классные руководители, фельдшер школы |
1.5 | .Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | Зам.директора по спорту |
1.6 | Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников; - о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда | Сентябрь | Директор школы |
1.7 | Оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп. | Сентябрь | Классные руководители, фельдшер школы, заместитель директора по спорту |
1.8 | Поддержание санитарно гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон); организация дежурства. | В течение года | Директор школы, Зам. директора по хозяйственной части, социальные педагоги |
1.9 1.10 | Эстетическое оформление интерьера класса, школы Смотр кабинетов Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | В течение года Ежегодно сентябрь -январь | Директор школы, классные руководители Зам. директора по УВР |
1.11 | Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям | Ежегодно | Директор школы, зам.директора по УВР, заведующие кабинетами |
1.12 | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки) | Постоянно | Классные руководители, педагог-организатор |
1.13 | Проведение уроков по здоровьесберегающим технологиям | Постоянно | Администрация школы, учителя - предметники Посещение уроков |
2 | Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в школьном учреждении |
2.1 | Соблюдение воздушного и светового режима в школе | Постоянно | Директор школы, зам.директора по хозяйственной части |
2.2 | Соблюдение требований СанПиНа | Постоянно | Зам.директора по УВР |
2.3 | Смотр кабинетов, их соответствие Гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - уборка | постоянно | Зам. директора по хозяйственной части, зам.директора поУВР, фельдшер школы |
2.4 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе | Постоянно | Директор школы |
2.5 | Содержание в исправности всех средств пожаротушения | Постоянно | Зам. директора по АХЧ |
2.6 | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах | По отдельному плану | Администрация школы |
2.7 | Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся | В летний период | Зам.директора по АХЧ, |
2.8 | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | постоянно | Фельдшер школы |
2.9 2.10 | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями Контроль физического воспитания школьников Контроль преподавания ОБЖ | В течение года По отдельному плану Посещение уроков | Зам. Директора Администрация школы, |
2.11 | Поддержание в школе надлежащих санитарно- гигиенических условий | Постоянно | Директор школы |
2.12 | Организация дежурства по школе | Постоянно | Классные руководители, завуч по ВР, социальный педагог |
3 | Уровень здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей |
3.1 | Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра) Выступление врачей с рекомендациями по его восстановлению | В течение года | Администрация школы, фельдшер Педсоветы, родительские собрания. |
3.2 | Психологический мониторинг здоровья учащихся: - тест на адаптацию в начальной, средней школе; - тест на тревожность | Сентябрь-январь | Социальные педагоги |
3.3 | Улучшение качества медицинского обслуживания: Программа деятельности медицинского работника с больными детьми, профилактическая работа | В течение года | Фельдшер школы |
3.4 | Организация горячего питания | В течение года | Администрация школы |
3.5 | Оздоровительная программа с детьми в летний период Организация и работа школьного Оздоровительного лагеря. | Июнь | Зам.директора по ВР, фельдшер школы |
4 | Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание учащихся |
4.1 | Проведение бесед, классных часов, круглых столов, диспутов Индивидуальные консультации специалистов для родителей и учащихся | В течение года | Классные руководители |
4.2 | Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни | В течение года | Библиотекарь, классные руководители |
5 | Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
5.1 | Анкетирование и тестирования учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам. | Ежегодно | Классные руководители, соц.педагог школы |
5.2 | Родительский лекторий: «Как сохранить здоровье детей» | 1 полугодие | Фельдшер школы, Классные Руководители Родительские собрания |
5.3 | Проведение школьной акции «Мы – против наркотиков!» В программе: Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений. Обзорные книжные выставки и материалы СМИ. | март | Педагог- организатор, классные руководители, библиотекарь, учитель ОБЖ, соц.педагог, учитель ИЗО |
5.4 | Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств(5-11-е классы) Тематические классные часы, встречи со специалистами. | В течение года по расписанию | Классные руководители, медицинские работники |
6 | Физкультурно – | массовая оздоровительная работа |
6.1 | Мониторингзанятости учащихся спортом | 1 полугодие | Зам. Директора по спорту, учителя физкультуры |
6.2 | Общешкольные спортивно –массовые мероприятия, соревнования, Дни здоровья, работа школьных спортивных секций, подвижные игры, конкурсы, соревнования, туристические слеты, походы. | В течение учебного года (см. приложение №1,2,3) | Зам.директора по спорту, учителя физкультуры, классные руководители |
6.3 | Проведение месячника по очистке школьной территории обучения Работа трудовых отрядов | Апрель - май | Зам. директора по АХЧ, учителя трудового обучения, классные руководители |
6.4 6.5 | Проведение Дней здоровья Туристический слет Проведение подвижных школьных перемен | По полугодиям Конец года В течение года | Учителя физкультуры, классные руководители, зам. директора по спорту, педагог- организатор Классные руководители |
6.6 | Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | Октябрь | Учителя физкультуры |
6.7 | Работа спортивных секций | В течение года | Зам.директора по спорту |
6.8 | Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива Дни Здоровья. Бассейн | В течение года | Директор школы |
7 | Духовное здоровье лицеистов | |
7.1 | Утвердить план проведения мероприятий, направленных на искоренение сквернословия | Сентябрь | Директор лицея |
7.2 | Внести изменения в локальный акт лицея, предусмотрев статью о наказании учащихся, замеченных в сквернословии | Октябрь | Директор лицея |
7.3 | Родительские собрания по разъяснению законодательства об административном наказание за сквернословие родителей и их детей. | ноябрь | Администрация лицея |
7.4 | Вменить в обязанность социального педагога оперативное принятие предусмотренных законом мер по наказанию за сквернословие. | Постоянно | Директор лицея Социальные педагоги |
7.5 | Разместить в компьютерных классах на рабочих столах компьютеров картинки с текстами, пропагандирующими правильную, культурную русскую речь. | ноябрь | Фильцина В.В. Фролова Н.В. |
7.6 | Уроки по теме «Культура речи» | декабрь | Учителя русского языка 5-11 классов |
7.7 | Творческое занятие на тему: «Русский язык и народные сказки» | декабрь | Учителя начальных классов |
7.8 | Классные часы: «Речевой этикет» «Ты» и «Вы» в общении», «О поведении в общественных местах» | В течение всего периода | Кл. рук. 5-х классов |
7.8 | Конкурс чтецов «Славлю великий и могучий родной язык» | В неделю русского языка и литературы | Селезнева И.Н. |
7.9 | Классные собрания совместно с родителями на тему: «Бой сквернословию» | Январь | Кл. рук. 8 – 9 классы |
7.10 | Создание лекторской группы с беседами на темы: «Сквернословие и способы его искоренения», «Вежливость на каждый день», « Культура поведения и этика взаимоотношений». «Что значит быть культурным человеком» | Январь | Алдошина Т.Н. Куликова Н.И. |
7.11 | Диспут: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике» | Февраль | учителя русского языка |
7.12 | Круглый стол: «Поговорим о чистоте языка» | Февраль | Солдаткина Г.В. |
7.13 | Общелециистский классный час: «Словом можно убить!» | Март | Кл. рук. 1 – 11 кл. |
7.14 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» На знание русского языка | Неделя русского языка | Сучкова Е.В. |
7.15 | Конкурс сочинений «Мир без сквернословия – твой рецепт!» | апрель | Учителя русского языка 5 – 11 кл |
7.16 | Анкетирование учащихся «Твое отношение к сквернословию», «Умеете ли вы общаться?» | декабрь | Кл. рук. 7 – 8 классов |
7.17 | Просмотр кинолент, видео и DVD- экранизации литературной классики, раскрывающей эстетику русского языка | В течение года | Куликова Н.И. Кл.рук. |
7.18 | Систематическое размещение на сайте лицея информаций о выполнении плана мероприятий, размещение лучших детских работ и разработок учителей. | В течение года | Куликова Н.И. |
7.19 | Проводить заседания совета профилактики по принятию мер к учащимся, замеченным в сквернословии. | 1 раз в четверть | Социальные педагоги |
7.20 | Встречи со священником | Регулярно (см. приложение № 4) | |
8 | Профилактика травматизма |
8.1 | Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков) Встречи, беседы | В течение года | Зам. директора по ВР, педагог- организатор, классные руководители |
8.2 | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках урока ОБЖ | По программе | Преподаватель ОБЖ |
8.3 | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | сентябрь | Директор школы, зам.директора по УВР |
8.4 | Статистика и анализ случаев травматизма в лицее | В течение года | Мед. сестра, зам.директора по УВР |
VIII. Механизмы по реализации программы
Мероприятия | Ответственные |
1. Проведение заседаний ШМО по планированию оздоровительных мероприятий и дней здоровья. | Зам. директора по ВР, Классные руководители |
2. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием. | Администрация школы |
3. Совершенствование организации и качества питания, внедрение в практику организации обязательного горячего питания всех учащихся. | Администрация школы |
4.Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников | Зам. директора по ВР |
5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз | Учителя - предметники |
6. Организация совместной деятельности в рамках договора с ДПЦ «Вера, надежда, Любовь» | Администрация школы |
7. Организация и проведение педагогических и социально – просветительских мероприятий по профилактике асоциального поведения учащихся. | Администрация школы |
IX. Ожидаемые результаты реализации программы «Гармония»
повышение уровня физического, духовного, нравственного, психического и социального здоровья детей;
повышение уровня профилактической работы;
формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
введение оптимального режима труда и отдыха детей.
здоровый физически, психически,духовно, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
14