СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Гармония"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Гармония" предполагает объединить духовное и физическое здоровье учащихся

Просмотр содержимого документа
«Программа "Гармония"»

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА» заместитель директора по ВР

Копылова О.Н______________________ Володько М.А._________________

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

лицей «ДЕРЖАВА»

249034, Калужская обл., г. Обнинск, пр. Ленина, д.194, т.4-94-64

e-mail: derjava-sekretar@mai.ru


ПРОГРАММА

«ГАРМОНИЯ»

(Здоровый образ жизни)




Составители:

Яковлев Б.В. замдиректора по спорту, учитель высшей категории

Куликова Н.И. руководитель программы «Духовность»,

учитель высшей категории



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лицей "Держава" - учреждение общего и дополнительного образования, где дети изучают все дисциплины, входящие в базисный комплекс общеобразовательной школы.  В лицее одновременно работают несколько самостоятельных учебных направлений: гуманитарное,  кадетское, естественно-экологическое. Огромная роль в лицее отведена физическому воспитанию и занятиям спортом.  Ученики начальных классов занимаются общей физической подготовкой, спортивной гимнастикой, учатся плавать, правильно падать, координировать свои движения и ориентироваться в пространстве. Далее ученики, с помощью тренеров и в соответствии с собственными пожеланиями, разделяются по нескольким спортивным направлениям: футбол, спортивная гимнастика, фитнес, кудо, дзюдо, плавание, шахматы, волейбол, баскетбол, настольный теннис и ЛФК. Физкультурно-спортивная составляющая учебного процесса является также мощным воспитательным инструментом и помогает развить в ребенке такие качества как трудолюбие, целеустремленность.

Спортивная работа в лицее направлена на восстановление и укрепление физического здоровья лицеистов, развития у них спортивных навыков, тяги к занятиям спортом, включая спорт высоких достижений, а также воспитание у детей и молодежи позитивных лидерских качеств. Мы ставим задачи укрепления не только физического, но и психологического, духовно - нравственного здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных, нравственных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития. Здоровый образ жизни – это не только физическое здоровье, но и духовно – нравственная стабильность учащегося. Программа «Духовность» является одной из приоритетных программ в деятельности лицея.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

 

1.    Информационная карта.

  2.    Актуальность программы.

  3.    Концептуальные основы.

  4.    Цель и задачи.

  5.    Кадровое обеспечение.

  1. Основные этапы реализации программы.

  2. Содержание программы

  8.    Механизм реализации программы.

  9.    Ожидаемые результаты.

I. Информационная карта.

 

Полное название программы

«Гармония»

Авторы программы

Заместитель директора по спортивной работе Яковлев Б.Я

Руководитель программы «Духовность» Куликова Н.И..

Территория, представившая программу

МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА»

Адрес образовательного учреждения

Г. Обнинск, ул. Ленина,194

Телефон

4 -94- 64

Цель:

сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся лицея, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Сроки реализации программы

2013-2018 г

Количество участников программы

Все учащиеся школы

1300 учащихся

Возраст участников программы

7 – 15 лет

Краткое содержание программы

В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления физического и духовно-нравственного здоровья учащихся. Обеспечение совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний. Продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями. Работа по программе «Духовность». Включение проектной деятельности по искоренению сквернословия среди учащихся.

 

 

2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств и других  психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Как всякая глобальная проблема она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Школа не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи и подростков все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от наркотиков можно и нужно. Поэтому в рамках  воспитательной системы школы мы обязательно предусматриваем  мероприятия по формированию здорового образа жизни. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к опасным пристрастиям невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма, формирования устойчиво негативного личностного отношения к табаку, алкоголю, наркотическим веществам .

III. Концептуальные основы программы.

 Концептуальными основами программы «Гармония» стали следующие идеи:

- получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни;

- повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей;

- организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями;

- здоровье человека – это не только здоровье физическое, но и духовное

Программа «Гармония» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

 - Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ.

IV. Цели и задачи программы.

 Цель:

- создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью.

Задачи программы:

- внедрить  в образовательный и воспитательный  процесс здоровьесберегающе технологии;

- воспитать у педагогов и учащихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- формировать у педагогов и обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;

- пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное  отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей  ценности через план реализации программы;

- изменить   отношение к вредным привычкам и сформировать личной ответственности за свое поведение;

- повысить уровень правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;

- обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; 

- укрепление духовного здоровья детей.

- привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;

- обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;

- на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни.

V. Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

- директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;

- заместитель директора по спортивной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;

- учителя – предметники, классные руководители применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей;

-учителя ОБЖ и физкультуры проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы спортивных секций.

Для обеспечения успешной работы программы «Гармония» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:

- педагогический профессионализм;

- уважение к личности ребенка;

- сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);

- педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика).

 

VI. Этапы реализации программы.

 

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

Аналитический . Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников.

1.1.

Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников

2013 г.

Администрация школы, медицинская сестра

1.2.

Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ.

2013-2014 г.

Школьные метод. объединения учителей предметников, классных руководителей

1.3

Нормативное обеспечение школы медицинскими .препаратами, формирование медицинских .аптечек.

2013-2014 г.

Директор,

Медицинский персонал лицея


1.4

Обеспечение и организация профилактических прививок.

 

2013-2018 г.

Медицинские работники

1.5

Организация и проведение неспецифических профилактик в период подъема заболеваемости

 

2013-2018 г.

Медицинские работники

Кл. руководители

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1.

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся

 

2013 - 2018 г.

Администрация школы, медицинские работники,

2.2.

Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки

2013 - 2018 г.

Администрация школы, медицинские работники,

 

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся

 

3.1.

Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов


2013- 2018 г.

Медработники, работники столовой, директор школы, социальные педагоги

3.2

Введение в эксплуатацию новой столовой в корпусе №2 

2014-2015

Директор

3.3.

Проведение уроков физкультуры согласовано учебной программы и планам – графика прохождения учебного материала

2013-2018 г.

Заместитель директора по спорту

Учителя физической культуры,




3.4.

Осуществление дифференцированного подхода на учебных занятиях к детям, имеющим слабое физическое развитие и отклонение в состоянии здоровья

2013-2018 г.

Заместитель директора по спорту



Учитель физической культуры

3.4.

Проведение месячника «За здоровый образ жизни»

март

2013-2018 г.

Заместитель директора по спорту

Учителя физкультуры,

Соц.педагоги

3.5.

Организация «Веселых переменок», игр для учащихся начальных классов

Ежедневно

2013-2018

Соц.педагоги

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1.

Различные формы урочной и внеурочной деятельности, лектории, встречи с медицинскими работниками, просмотр и обсуждение фильмов кинофестиваля «Встреча»

2013-2018 г.

Учитель физкультуры, медицинские работники, классные руководители, социальный педагог,

4.2.

Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников, соревнований и состязаний.

 

2013-2018 г

Отдельный график.

Заместитель директора по спортивной работе, учителя физкультуры

4.3

Встречи со священником ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» иереем Владимиром Финогеновым

2013-2018 г

Отдельный график.

Руководитель программ «Духовность» Куликова Н.И


5. Работа с родителями обучающихся

5.1.

Различные формы работы с родителями лицеистов: тематические родительские собрания, встречи со специалистами, администрацией лицея, совместные спортивные праздники

2013-2018 г.

Администрация школы, родительский комитет, классные руководители







 



 









VII. Содержание программы.



мероприятие

время

ответственный

1

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

1.1

Составление социологических карт по классам, составление списков

учащихся из категории

«трудных»;

-неблагополучных семей;

- многодетных семей;

- малообеспеченных семей;

- неполных семей;

-опекаемых, инвалидов.

сентябрь

Заместитель

директора по ВР

классные

руководители, социальные педагоги

Посещение семей,

собеседования,

анкетирование

1.2

Медицинский осмотр детей



В течение

года

медицинские

работники

1.3

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни



В течение

года

Классные

руководители

1.4

Контроль состояния

здоровья

школьников по

итогам

диспансеризации


Апрель

Классные

руководители,

фельдшер школы


1.5

.Анализ случаев

травматизма в школе



В течение

года

Зам.директора по спорту

1.6

Издание приказов:

- об охране жизни и здоровья школьников;

- о назначении лиц, ответственных за

соблюдение правил техники

безопасности, противопожарной

безопасности и охраны труда


Сентябрь

Директор школы


1.7

Оформление медицинских карт,

листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их

основе физкультурных групп.


Сентябрь

Классные руководители,

фельдшер

школы, заместитель директора по спорту


1.8

Поддержание санитарно гигиенического режима в школе

(световой и тепловой режим,

проветривание, состояние мебели,

окон); организация дежурства.


В течение года


Директор школы,

Зам. директора

по хозяйственной части, социальные педагоги


1.9


1.10

Эстетическое оформление интерьера класса, школы Смотр кабинетов


Рациональное расписание уроков,

не допускающее перегрузок

В течение года



Ежегодно

сентябрь -январь

Директор школы,

классные

руководители

Зам. директора

по УВР


1.11

Смотр кабинетов (аттестация рабочих

мест); их соответствие требованиям


Ежегодно

Директор школы,

зам.директора по

УВР, заведующие

кабинетами

1.12

Организация активного отдыха на

переменах (подвижные игры,

работа библиотеки)


Постоянно

Классные

руководители,

педагог-организатор


1.13

Проведение уроков по здоровьесберегающим технологиям


Постоянно

Администрация

школы, учителя -

предметники

Посещение уроков

2

Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в школьном учреждении


2.1

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор школы,

зам.директора по

хозяйственной части

2.2

Соблюдение требований СанПиНа


Постоянно

Зам.директора по

УВР

2.3

Смотр кабинетов, их соответствие

Гигиеническим требованиям:

- проветривание;

- освещение;

- отопление;

- уборка


постоянно

Зам. директора

по хозяйственной части, зам.директора поУВР, фельдшер

школы


2.4

Обеспечение соблюдения правил

пожарной безопасности в школе

Постоянно


Директор школы

2.5

Содержание в исправности всех

средств пожаротушения


Постоянно

Зам. директора

по АХЧ

2.6

Проверка состояния охраны труда в

школе и документации по технике

безопасности в учебных кабинетах


По

отдельному

плану


Администрация

школы


2.7

Обеспечение требований техники

безопасности во время ремонта

школы и трудовой практики учащихся

В летний

период

Зам.директора по

АХЧ,


2.8

Контроль за качеством питания и

питьевым режимом

постоянно

Фельдшер

школы


2.9


2.10

Диагностика загруженности

учащихся домашними заданиями


Контроль физического воспитания

школьников

Контроль

преподавания ОБЖ

В течение

года


По отдельному

плану

Посещение уроков


Зам. Директора



Администрация

школы,


2.11

Поддержание в школе надлежащих

санитарно- гигиенических условий

Постоянно

Директор школы

2.12

Организация

дежурства по школе


Постоянно

Классные

руководители,

завуч по ВР, социальный педагог


3

Уровень здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей


3.1


Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного

осмотра)

Выступление врачей с рекомендациями по его восстановлению


В течение года

Администрация

школы,

фельдшер

Педсоветы,

родительские

собрания.


3.2

Психологический мониторинг

здоровья учащихся:

- тест на адаптацию в начальной,

средней школе;

- тест на тревожность


Сентябрь-январь


Социальные педагоги

3.3

Улучшение качества медицинского

обслуживания:

Программа деятельности медицинского работника с

больными детьми, профилактическая

работа


В течение года


Фельдшер

школы

3.4

Организация горячего питания

В течение года

Администрация

школы

3.5

Оздоровительная программа с детьми в летний период

Организация и работа школьного

Оздоровительного лагеря.

Июнь

Зам.директора по

ВР, фельдшер

школы

4

Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание учащихся

4.1

Проведение бесед, классных часов,

круглых столов, диспутов

Индивидуальные консультации

специалистов для родителей и учащихся


В течение года


Классные

руководители


4.2

Пропаганда специальной

литературы по здоровому образу жизни


В течение года


Библиотекарь,

классные

руководители

5

Профилактика вредных привычек

(курение, алкоголизм, наркомания)


5.1

Анкетирование и тестирования

учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам.

Ежегодно

Классные

руководители,

соц.педагог школы

5.2

Родительский

лекторий:

«Как сохранить

здоровье детей»



1 полугодие

Фельдшер

школы,

Классные

Руководители

Родительские

собрания

5.3

Проведение школьной акции

«Мы – против наркотиков!»

В программе: Конкурс рисунков и

плакатов.

Конкурс сочинений.

Обзорные книжные выставки и материалы СМИ.

март

Педагог-

организатор,

классные

руководители,

библиотекарь,

учитель ОБЖ,

соц.педагог,

учитель ИЗО

5.4

Проведение бесед о вреде курения,

употребления спиртосодержащей

продукции, наркотических и

психотропных средств(5-11-е

классы)

Тематические классные часы,

встречи со специалистами.

В течение года по

расписанию

Классные

руководители,

медицинские

работники

6

Физкультурно –


массовая оздоровительная работа


6.1

Мониторингзанятости учащихся

спортом


1 полугодие

Зам. Директора

по спорту, учителя

физкультуры

6.2

Общешкольные спортивно –массовые

мероприятия, соревнования, Дни здоровья, работа школьных спортивных секций, подвижные игры, конкурсы, соревнования, туристические слеты, походы.

В течение

учебного

года

(см. приложение №1,2,3)

Зам.директора по

спорту, учителя

физкультуры,

классные

руководители


6.3

Проведение месячника по

очистке школьной территории обучения

Работа трудовых

отрядов


Апрель - май

Зам. директора

по АХЧ, учителя

трудового обучения, классные руководители


6.4







6.5

Проведение Дней здоровья

Туристический слет






Проведение подвижных школьных перемен

По полугодиям

Конец года






В течение

года

Учителя

физкультуры,

классные

руководители,

зам. директора

по спорту, педагог-

организатор

Классные

руководители

6.6

Разработка комплексов физических

упражнений для детей, имеющих

отклонения в состоянии здоровья

Октябрь

Учителя

физкультуры


6.7

Работа спортивных секций

В течение года

Зам.директора по спорту

6.8

Организация работы по оздоровлению педагогического

коллектива Дни Здоровья. Бассейн

В течение года

Директор школы

7

Духовное здоровье лицеистов


7.1

Утвердить план проведения мероприятий, направленных на искоренение сквернословия

Сентябрь


Директор лицея

7.2

Внести изменения в локальный акт лицея, предусмотрев статью о наказании учащихся, замеченных в сквернословии

Октябрь


Директор лицея

7.3

Родительские собрания по разъяснению законодательства об административном наказание за сквернословие родителей и их детей.

ноябрь

Администрация лицея

7.4

Вменить в обязанность социального педагога оперативное принятие предусмотренных законом мер по наказанию за сквернословие.

Постоянно

Директор лицея


Социальные педагоги

7.5

Разместить в компьютерных классах на рабочих столах компьютеров картинки с текстами, пропагандирующими правильную, культурную русскую речь.

ноябрь

Фильцина В.В.

Фролова Н.В.

7.6

Уроки по теме «Культура речи»

декабрь

Учителя русского языка

5-11 классов

7.7

Творческое занятие на тему: «Русский язык и народные сказки»

декабрь

Учителя начальных классов

7.8

Классные часы:

«Речевой этикет»

«Ты» и «Вы» в общении»,

«О поведении в общественных местах»

В течение всего периода

Кл. рук.

5-х классов

7.8

Конкурс чтецов «Славлю великий и могучий родной язык»

В неделю русского языка и литературы

Селезнева И.Н.


7.9

Классные собрания совместно с родителями на тему:

«Бой сквернословию»

Январь

Кл. рук.

8 – 9 классы

7.10

Создание лекторской группы с беседами на темы:

«Сквернословие и способы его искоренения»,

«Вежливость на каждый день»,

« Культура поведения и этика взаимоотношений».

«Что значит быть культурным человеком»

Январь


Алдошина Т.Н.

Куликова Н.И.

7.11

Диспут: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике»

Февраль


учителя русского языка

7.12

Круглый стол: «Поговорим о чистоте языка»

Февраль


Солдаткина Г.В.

7.13

Общелециистский классный час:

«Словом можно убить!»

Март


Кл. рук.

1 – 11 кл.

7.14

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

На знание русского языка

Неделя русского языка


Сучкова Е.В.

7.15

Конкурс сочинений «Мир без сквернословия – твой рецепт!»


апрель

Учителя русского языка

5 – 11 кл

7.16

Анкетирование учащихся

«Твое отношение к сквернословию»,

«Умеете ли вы общаться?»

декабрь

Кл. рук.

7 – 8 классов


7.17

Просмотр кинолент, видео и DVD- экранизации литературной классики, раскрывающей эстетику русского языка

В течение года

Куликова Н.И.

Кл.рук.

7.18

Систематическое размещение на сайте лицея информаций о выполнении плана мероприятий, размещение лучших детских работ и разработок учителей.

В течение года

Куликова Н.И.

7.19

Проводить заседания совета профилактики по принятию мер к учащимся, замеченным в сквернословии.

1 раз в четверть

Социальные педагоги

7.20

Встречи со священником

Регулярно (см. приложение № 4)


8

Профилактика травматизма

8.1

Занятия по правилам дорожного

движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы,

викторины, конкурсы рисунков)

Встречи, беседы


В течение года


Зам. директора

по ВР, педагог-

организатор,

классные

руководители


8.2

Тематические уроки по профилактике

травматизма в рамках урока ОБЖ


По программе


Преподаватель

ОБЖ

8.3

Инструктаж сотрудников школы

и учащихся по правилам техники

безопасности


сентябрь

Директор школы,

зам.директора по

УВР


8.4

Статистика и анализ случаев травматизма в лицее


В течение

года


Мед. сестра,

зам.директора по

УВР





VIII. Механизмы по реализации программы

  

Мероприятия

 

Ответственные

1. Проведение заседаний ШМО по планированию оздоровительных мероприятий и дней здоровья.

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

2. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.  

Администрация школы

3. Совершенствование организации и качества питания, внедрение в практику организации обязательного горячего питания всех учащихся. 

Администрация школы

4.Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников 

Зам. директора по ВР

5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включать в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз 

Учителя - предметники

6. Организация совместной деятельности в рамках договора с ДПЦ «Вера, надежда, Любовь» 

Администрация школы

7. Организация и проведение педагогических и социально – просветительских мероприятий по профилактике асоциального поведения учащихся.

Администрация школы

 

IX. Ожидаемые результаты реализации программы «Гармония»

повышение уровня физического, духовного, нравственного, психического и социального здоровья детей;

повышение уровня профилактической работы;

формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к

основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

введение оптимального режима труда и отдыха детей.

 здоровый физически, психически,духовно, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

14