СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс:(495)734-79-60; email:[email protected]
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_______/В.И.Ковригина/
«27» мая 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-
методического отдела
___ /Г.Е. Штырёв/
«26» мая 2017 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 10 - 11 классов
учителя русского языка и литературы Архиповой Ирины Святославовны
Рассмотрено на заседании
методического объединения гуманитарного цикла
Протокол № 06 от «25» мая 2017 г.
Москва 2017 г.
Оглавление
Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………………………….……….3-4
Содержание учебного предмета ……………………………………………………………….……….5-11
Тематический план………………………………………………………………………………………12-13
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
способность к продуцированию текстов разных жанров;
стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:чтение и аудирование:
умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.);
владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами освоения программы являются: расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Раздел 3. Текст
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка).
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
5.1
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.*
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Раздел 6. Орфоэпия и лексика
6.1
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и
ударения.
Лексические нормы.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие
речевого общения.
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Раздел 7. Грамматика и синтаксис
Грамматические нормы.
Нормативное употребление форм слова.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.
Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Раздел 8. Орфография 1
Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
1. правописание морфем;
2. слитные, дефисные и раздельные написания;
3. употребление прописных и строчных букв;
4. правила переноса слов;
5. правила графического сокращения слов.
Раздел 9 .Пунктуация
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:
1. знаки препинания в конце предложений;
2. знаки препинания внутри простого предложения;
3. знаки препинания между частями сложного предложения;
4. знаки препинания при передаче чужой речи;
5. знаки препинания в связном тексте.
9.2
1.Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
2.Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
3.Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
4.Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
5.Использование нормативных словарей русского языка.
6.Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
7.Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 10. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
10 класс
Введение. О русском языке (3 часа)
Содержание учебного материала 10 класс
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Писатели и учѐные о богатстве и выразительности русского языка. Литературный язык и диалекты. Основные функциональные стили.
Лексика. Фразеология. Лексикография (1 час)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метонимии, эпитете, гиперболе, олицетворении, сравнении. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи. Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова). Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины). Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. Фольклорная лексика. Русские пословицы и поговорки.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. Лексикография. Виды лингвистических словарей.
Орфоэпия (1 час)
Морфемика. Словообразование. Орфография (8 часов)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования. Наблюдения за использованием словообразовательных средств в изобразительных целях. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Принципы русской орфографии. Понятие об орфографии. Основные принципы русской орфографии. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Основные правила графического сокращения слов. Правила переноса.
Морфология и орфография (19 часов)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имѐн существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имѐн существительных. Правописание сложных имѐн существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имѐн прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имѐн прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имѐн прилагательных. Правописание сложных имѐн прилагательных.
Имя числительное Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имѐн числительных. Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор. Причастие и деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. Междометия и звукоподражательные слова.
11 класс
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел науки о языке и его связь с другими разделами языкознания. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Назначение знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Интонация и пунктуация.
Словосочетание (1 ч.)
Основные виды словосочетаний. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Предложение (7 ч.)
Понятие о предложении. Предложение - основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные интонационные признаки предложения.
Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Основные виды простого предложения по строению. Порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение. Синонимия разных типов простого предложения.
Главные члены предложения, способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения.
Тире в неполном предложении (соединительное, интонационное)
Осложнѐнное предложение (10 ч.)
Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Предложения с обособленными членами.
Обособление согласованных распространѐнных и нераспространѐнных определений. Выделительные знаки препинания. Обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обособленные определения с обстоятельственным оттенком, обособление согласованных и несогласованных определений и приложений.
Обособление дополнений и обстоятельств. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Предложения с обращениями, междометиями, вводными словами и вводными предложениями. Группы вводных слов по значению. Особенности употребления вводных слов, предложений, вставных конструкций. Обращение и способы его выражения. Утвердительные, отрицательные вопросительно-восклицательные слова-предложения
Сложные бессоюзные предложения (1 ч.)
Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Значения сложных бессоюзных предложений, их грамматические признаки. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Союзные сложные предложения (6 ч.)
Типы сложных предложений. ССП, его грамматические признаки, строение.
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Однородные члены предложения, соединѐнные союзом И, сложносочинѐнное предложение. Союзы и значения сложносочинѐнных предложений. Знаки препинания в сложносочинѐнных предложениях.
Сложноподчинѐнные предложения. Строение сложноподчинѐнных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Виды придаточных предложений. Место придаточных изъяснительных. Синтаксические и пунктуационные нормы. Синонимия простых и сложных предложений. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях.
Сложноподчинѐнные предложения с несколькими придаточными. Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Сложные предложения с различными видами связи (1 ч.)
Структурные особенности сложного предложения с различными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Способы передачи чужой речи (3 ч.)
Предложения с прямой речью. Диалоги. Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация в предложениях с чужой речью. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Развитие речи учащихся (5 ч.)
Задание части С1 в формате ЕГЭ с развѐрнутым ответом (сочинение-рассуждение с двумя аргументами по прочитанному тексту). Жанры сочинений. Особенности сочинения-рассуждения. Проблема текста. Виды проблем. Способы формулировки проблем. Комментарий текста. Способы оформления комментария. Цитирование. Определение позиции автора в тексте. Способы выражения авторской позиции. Формулировка позиции автора. Аргументация высказывания. Основные виды аргументов (читательский опыт, знания и жизненные наблюдения). Композиция сочинения. Варианты вступления и заключения. Объѐм сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения. |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания
баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
аудирование и чтение:использовать основные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. в зависимости от коммуникативной задачи);
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, словарей, энциклопедий, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, Интернет-ресурсов и др. баз данных;
говорение и письмо: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и
мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и
межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Тематический план 10 класс
No п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе контрольные и проверочные работы | В том числе уроки развития речи |
1. | Общие сведения о языке | 3 | | 1 |
2. | Лексика и фразеология | 9 | 1 (тест) | 2 |
3. | Орфоэпия | 2 | | |
4. | Морфемика, словообразование, орфография | 13 | 1 (контрольный диктант) | 1 |
5. | Морфология и орфография. | 37 | | |
| Имя существительное | 6 | 1 (тест) | 1 |
| Имя прилагательное | 5 | 1 (тест) | |
| Имя числительное | 3 | | |
| Местоимение | 3 | | 1 |
| Глагол | 4 | 1(тест) | |
| Причастие | 4 | | |
| Деепричастие | 2 | | |
| Наречие | 4 | 1 (контрольный диктант) | 1 |
| Предлог | 2 | | |
| Союз | 2 | | |
| Частица | 2 | | |
6. | Повторение изученного в 10 классе | 4 | 2 (итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ) | |
| Всего | 68 | 8 | 7 |
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс:(495)734-79-60; email:[email protected]
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
___________/В.И.Ковригина/
«27» мая 2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического отдела
________ /Г.Е. Штырёв/
«26» мая 2017 г.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
на 2017-2018 учебный год
для 10 класса
Рассмотрено на заседании
методического объединения гуманитарного цикла
Протокол № 06 от «25» мая 2017 г.
Москва 2017 г.
Приложение 8
Класс: 10
Учитель русского языка и литературы: Архипова Ирина Святославовна
Количество часов: 68
В неделю: 2
Виды контроля |
|
Контрольные 8 |
Развитие речи7 |
|
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004, No 1089;
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования». Рабочей программы Цветкова Г.В. Русский язык. 10-11 классы. Рабочие программы по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. - Волгоград: Учитель, 2012
Предметная линия учебников Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. - Волгоград: Учитель, 2012 10-11 классы:
Учебника «Русский язык»: учебник для 10 -11 кл. общеобразоват. учреждений / Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А.,|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тип урока | Тема урока | | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | ЕГЭ | Домашнее задание |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | I полугодие |
1 четверть 01.09.16-07.11.16 (10 недель, 20 часов) |
|
Общие сведения о языке (1 час) |
|
1. |
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | Русский язык в современном мире |
| Знать: основные функции языка; разнообразие форм русского национального языка; некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления | Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка. | работа с записанными цитатами А.И. Куприна и Н.И. Лобачевского: объяснить орфограммы, постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор предложений, написать сочинение рассуждение по одной из цитат |
Стили и типы речи (1 к/р) |
|
2. |
|
| Комбинированный | Р.Р. Стили речи |
| Знать: функциональные разновидности языка и функциональные стили, их особенности; функционально-смысловые типы речи Уметь: определять особенности функциональных стилей; устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю; разграничивать функционально-смысловые типы речи |
| упр. 9 (2) |
3. |
|
| Комбинированный | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Текст |
|
| упр. 15 |
4. |
|
| Комбинированный | Р.Р. Анализ текста |
| Уметь: анализировать текст — рассуждение; работать с тестами в формате ЕГЭ | обсуждение и решение заданий демоверсии ЕГЭ 2013 | написать сочинение по тексту Н.В. Гоголя |
5. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по теме «Текст. Функционально-смысловые типы речи» |
| Знать: особенности текстов по стилю и типу Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; выявлять и формулировать проблему текста и авторскую позицию | решение тестовых заданий по теме «Текст. Функционально-смысловые типы речи» |
|
Понятие о норме литературного языка (2 часа) | |
6. |
|
| Урок объяснения нового материала | Понятие о норме литературного языка. Типы норм |
| Иметь представление о культуре речи (коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, последовательность, образность, выразительность речи; аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический), языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками |
| упр. 21 |
7. |
|
| Комбинированный | Этико-речевые нормы |
|
| упр. 25 |
Лексика | Лексика и фразеология (12 + 1 к/р) |
8. |
|
| Комбинированный | Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. |
| Знать: понятия о слове и его лексическом значении Уметь: разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; избегать речевых недочетов, связанных с точностью словоупотребления | решение тестовых заданий ЕГЭ (2, 12) | упр. 29 |
9. |
|
| Комбинированный | Многозначные слова и их употребление |
| Знать: понятие многозначности, прямое и переносное значение Уметь: раграничивать прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова; осознавать роль многозначности в тексте | упражнения п. 5 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (24 | упр. 32 |
10. |
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | Тропы как выразительные средства языка |
| Знать: основные виды тропов Уметь: определять основные виды тропов; наблюдать за особенностями употребления тропов в художественном и публицистическом текстах | упражнения п. 6 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ 24 | упр. 35 |
11. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 6 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ 24 | упр. 38 |
12. |
|
| Комбинированный | Фигуры речи как выразительные средства |
| Знать: фигуры речи Уметь: определять типы фигур, осознавать их роль как выразительного средства языка, наблюдать за их использованием и функциями в тексте | упражнения п. 13 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; тест по теме | подготовиться к терминологическому словарному диктанту по пройденным темам — п. 6, 13 |
13. |
|
| Комбинированный | Омонимы и их употребление |
| Знать: понятие омонимы Уметь: различать многозначные слова и омонимы; избегать ошибок, связанных с неверным употребелением в | терминологический словарный диктант по п. 6, 13; упражнения п. 7 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 41 |
14. |
|
| Комбинированный | Употребление синонимов и антонимов |
| Знать: понятия синонимы и антонимы; специфику смысловых отношений между словами Уметь: определять смысловые и стилистические различия синонимов; наблюдать за использованием синонимов и антонимов в разных типах текстов; активно употреблять синонимические средства языка в речи | упражнения п. 8 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 46, 47 |
15. |
|
| Комбинированный |
| упражнения п. 8 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 50 |
16. |
|
| Комбинированный | Употребление стилистически ограниченной лексики |
| Знать: сферы употребления русской лексики Уметь: разграничивать разговорные, просторечные, диалектные, жаргонные слова, осознавать их стилистическую роль в художественном тексте | упражнения п. 9 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 59 |
17. |
|
| Комбинированный | Заимствованные слова и их употребление |
| Знать: понятие «заимствованные слова», пути проникновения заимствованных слов в язык и речь Уметь: осознавать роль старославянизмов в русском языке; знать причины заимствования иноязычных слов; избегать речевых ошибок, связанных с неверным употреблением заимствованных слов | упражнения п. 10 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 68, 69, словарь по упр. 53, 67 |
18. |
|
| Комбинированный | Употребление устаревших слов и неологизмов |
| Знать: понятия «неологизмы», «историзмы», «архаизмы» Уметь: разграничивать историзмы и архаизмы, определять их роль в тексте; осознавать язык как развивающееся явление | словарный диктант по упр. 53, 67; упражнения п. 11 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 75 |
19. |
|
| Комбинированный | Употребление фразеологизмов |
| Знать: понятие «фразеологизмы» Уметь: различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; осознавать связь фразеологии с историей и культурой; уместно использовать фразеологизмы в речи | упражнения п. 12 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 80 |
20. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи» |
| Знать: лексическую систему русского языка Уметь: применять полученные знания на практике | решение тестовых заданий по теме «Лексика. Фразеология» |
|
2 четверть 16.11.16-30.12.16 (6 недель, 12 часов) |
Орфоэпия (2 часа) |
21. |
|
| Комбинированный | Орфоэпические нормы русского языка |
| Знать: основные орфоэпические нормы Уметь: соблюдать в устной речи орфоэпические нормы; пользоваться орфоэпическим словарем | упражнения п. 15 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А1) | упр. 96 |
22. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 15 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; тестовый контроль | упр. 100, словарь по упр. 94-96, 101 |
Морфемика. Словообразование | . Орфография (14 + 1 к/р) |
23. |
|
| Комбинированный | Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв |
| Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические) Уметь: осознавать роль морфологического принципа как ведущего принципа русской орфографии; объяснять, на каком принципе основано то или иное написание; владеть нормами написания слов с прописной буквы | словарный диктант по упр. 94-96, 101; упражнения п. 16, 17 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 103, 107 |
24. |
|
| Комбинированный | Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм. |
| Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов | упражнения п. 18, 19 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 111, 114, подготовиться к словарному диктанту по изученному материалу |
25. |
|
| Комбинированный | Состав слова. Употребление однокоренных слов |
| Знать: морфемный состав слова Уметь: анализировать морфемный состав слова; избегать речевых ошибок, связанных с тавтологией | словарный диктант; упражнения п. 20 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 125 (доп. зад. - выполнить морфемный разбор повторяющихся однокоренных слов) |
26. |
|
| Комбинированный | Основные способы образования новых слов |
| Знать: основные способы образования слов; порядок морфемного и словообразовательного разборов Уметь: анализировать словообразовательную структуру слова; разграничивать аффиксальные и безаффиксальные способы словообразования; составлять словообразовательные пары и цепочки; использовать словообразовательный словарь | упражнения п. 21 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (В1) | упр. 127, 128, 129 |
27. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 21 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 132 |
28. |
|
| Комбинированный | Международные словообразовательные элементы |
| Знать: наиболее распространенные международные словообразовательные элементы Уметь: осознавать их роль в словопроизводстве, владеть нормами их правописания | упражнения п. 26 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 164 |
29. |
|
| Комбинированный | Правописание гласных в корне слова |
| Знать: основные правила правописания корней с безударными и чередующимися гласными Уметь: применять знания по морфемике в практике правописания; использовать алгоритмы при решении орфографических задач | упражнения п. 22 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А13) | упр. 138 (все три части) |
30. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 22 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А13) | упр. 140, подготовиться к словарному диктанту по изученным правилам |
31. |
|
| Комбинированный | Правописание гласных после шипящих и Ц. Буквы Е и О после шипящих и Ц |
| Знать: основные правила правописания гласных после шипящих и Ц Уметь: применять знания по морфемике в практике правописания; использовать алгоритмы при решении орфографических задач | словарный диктант; упражнения п. 23, 32 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 145, 187, подготовиться к словарному диктанту |
32. |
|
| Комбинированный | Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные |
| Знать: правила правописания согласных в корнях слов Уметь: применять знания по фонетике и морфемике в практике написания согласных в корне; пользоваться орфографическим словарем и словарем иностранных слов | словарный диктант; упражнения п. 24, 25 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 155, 160, подготовиться к словарному диктанту |
3 четверть 12.01.16 - 24.03.16 (10 недель, 20 часов) |
33. |
|
| Комбинированный | Правописание приставок |
| Знать: правила правописания изменяемых и неизменяемых приставок Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике првописания приставок; владеть орфографическими нормами; работать со словарями | словарный диктант; упражнения п. 27 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А14) | упр. 169 |
34. |
|
| Комбинированный | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- |
| упражнения п. 28 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А14) | упр. 176 |
35. |
|
| Комбинированный | Правописание приставок (обобщение) |
| упражнения п. 29, 31 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А14) | упр. 181, подготовиться к словарному диктанту по изученным правилам |
36. |
|
| Комбинированный | Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса |
| Уметь: владеть нормами правописания сложных слов; владеть нормами переноса, действующими в современном русском языке | словарный диктант; упражнения п. 33, 34 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 190, 192 |
37. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по теме «Морфемика. Словообразование» |
| Уметь: работать с тестами в формате ЕГЭ; применять полученные знания на практике | решение тестовых заданий по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» |
|
38. |
|
| Комбинированный | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Род и число существительных |
| Уметь: определять род и число существительных; прави льно употреблять несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глагольные формы прошедшего времени с существительными, имеющими только форму множественного или единственного числа, с существительными общего рода и сложносокращенными словами | упражнения п. 35 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 196 |
39. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 35 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 197, 198 |
40. |
|
| Комбинированный | Правописание падежных окончаний существительных в формах единственного числа |
| Знать: нормы правописания падежных окончаний существительных Уметь: применять нормы правописания падежных окончаний существительных на практике | упражнения п. 36 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 201, 202, подготовиться к словарному диктанту по теме |
41. |
|
| Комбинированный | Образование форм множественного числа у существительных мужского рода. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа |
| Владеть грамматическими нормами образования форм множественного числа в литературном языке; нормами правописания существительных в родительном падеже множественного числа | словарный диктант; упражнения п. 37, 38 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 204, 211 |
42. |
|
| Комбинированный | Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже |
| Уметь: разграничивать написание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже | упражнения п. 39 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 213 |
43. |
|
| Комбинированный | Правописание суффиксов имен существительных |
| Знать: правила написания суффиксов имен существительных Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания суффиксов существительных | упражнения п. 40 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А12, А16) | упр. 220 |
44. |
|
| Комбинированный |
| упражнения п. 40 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А12, А16) | упр. 222 (написать небольшое сочинение-рассуждение на основе данного текста), подготовиться к словарному диктанту по теме |
45. |
|
| Комбинированный | Р.Р. Проблема текста. Разбор заданий ЕГЭ (часть С) |
| Знать: виды проблем. Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста. | словарный диктант; анализ текста, формулировка проблемы
| написать вступление к сочинению (письменно сформулировать проблему текста) |
46. |
|
| Комбинированный | Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных |
| Уметь: разграничивать лексико-грамматические разряды прилагательных; правильно употреблять краткие формы и степени сравнения качественных прилагательных в речи | упражнения п. 42 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 232, 235 |
47. |
|
| Комбинированный | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных |
| Владеть нормами правописания падежных окончаний прилагательных Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания производных имен прилагательных | упражнения п. 43, 44 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А12, А16) | упр. 244 |
48. |
|
| Комбинированный |
| упражнения п. 43, 44 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 250 |
49. |
|
| Комбинированный | Правописание сложных имен существительных и имен прилагательных |
| Знать: основные способы образования и правила написания сложных существительных и прилагательных; случаи дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных Уметь: разграничивать дефисные и слитные написания сложных имен существительных и прилагательных; использовать полученные знания по словообразованию и применять в практике написания сложных слов | упражнения п. 41, 45 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 258, подготовиться к контрольной работе по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное» |
50. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по темам «Имя существительное. Имя прилагательное» |
| Уметь: применять полученные знания на практике Владеть навыками грамотного письма, работы с тестами | словарный диктант, тест |
|
51. |
|
| Комбинированный | Р.Р. Проблема текста. Разбор заданий ЕГЭ (часть С) |
| Знать: виды проблем. Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста. | анализ текста, формулировка проблемы
| написать вступление к сочинению (письменно сформулировать проблему текста) |
52. |
|
| Комбинированный | Правописание и употребление числительных |
| Уметь: анализировать морфологические признаки числительных, опознавать их разряды; правильно употреблять числительные в устной и письменной практике | упражнения п. 46 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 263 |
4 четверть 03.04.16 - 30.05.16 (8 недель, 16 часов) |
53. |
|
| Комбинированный | Местоимение. Особенности употребления местоимений |
|
| упражнения п. 47 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 266 |
54. |
|
| Комбинированный | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений |
|
| упражнения п. 48 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 273, подготовиться к контрольной работе по изученным темам |
55. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по темам «Имя числительное. Местоимение» |
| Уметь: применять полученные знания на практике Владеть навыками грамотного письма, работы с тестами | словарный диктант, тест |
|
56. |
|
| Комбинированный | Глагол. Спряжение глагола. Правописание глаголов |
| Знать: о глаголе, о правиле написания личных окончаний глаголов Уметь: применять полученные знания в практике написания личных окончаий глаголов | упражнения п. 49, 50 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А15) | упр. 285, 286 |
57. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 49, 50 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А15) | упр. 290, подготовиться к словарному диктанту по теме |
58. |
|
| Комбинированный | Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий |
| Знать: о причастии, его грамматических признаках, способах образования Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания причастий; работать над предупреждением речевых ошибок | словарный диктант; упражнения п. 51 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А15, А16) | упр. 306 |
59. |
|
| Комбинированный
|
|
| упражнения п. 52 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А15, А16) | упр. 315 |
60. |
|
| Комбинированный | Правописание Н и НН в словах разных частей речи. Краткие и полные причастия |
| Знать: основные правила написания Н и НН в суффиксах разных частей речи Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания Н и НН в прилагательных и причастиях | упражнения п. 53, 54, 57 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; решение тестовых заданий ЕГЭ (А12) | упр. 321 |
61. |
|
| Комбинированный | Деепричастие. Правописание деепричастий |
| Знать: о деепричастии, его видах, способах образования Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания деепричастий; работать над предупреждением речевых ошибок | упражнения п. 55 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр.327, подготовиться к контрольной работе |
62. |
|
| Контроль | К.Р. Тест по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие» |
| Уметь: применять полученные знания на практике Владеть навыками грамотного письма, работы с тестами | словарный диктант, тест |
|
63. |
|
| Комбинированный | Наречие. Правописание наречий |
| Знать: о наречии и категории состояния, основные правила написания наречий Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике написания наречий; работать над предупреждением речевых ошибок; решать тесты в формате ЕГЭ | упражнения п. 56 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 334 |
64. |
|
| Комбинированный |
|
| упражнения п. 56 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; тестовый контроль | упр. 348, словарный диктант по теме |
65. |
|
| Комбинированный | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов |
| Знать: о служебных частях речи, о предлоге, правила написания предлогов Уметь: видеть разнообразие отношений, которые выражают предлоги; применять знания в практике написания предлогов | упражнения п. 58, 59 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 358 |
66. |
|
| Комбинированный | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов |
| Знать: о служебных частях речи, о союзе, правила написания союзов; основные функции и значение союзов Уметь: применять знания в практике написания и употребления союзов | упражнения п. 60 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса | упр. 361, подготовиться к тесту |
67. |
|
| Комбинированный | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц Правописание частиц НЕ и НИ |
| Знать: о служебных частях речи, о частице, основные функции и значение частиц Уметь: применять знания в практике написания частиц | упражнения п. 61, 62 по выбору учителя с учетом уровня обученности учащихся класса; тестовый контроль | упр. 369 |
69. |
|
| Контроль | К.Р. Итоговый тест |
| Уметь: применять полученные знания на практике Владеть навыками грамотного письма, работы с тестами | решение тестовых заданий |
|