СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального реабилитационного маршрута

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит сведения о программе индивидуального реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального реабилитационного маршрута»


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»


ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

(педагогической практики)

(Терёшкиной Татьяны Сергеевны),

слушателя-практиканта

курсов профессиональной переподготовки


«Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ,

проходившего педагогическую практику в

МБОУ СОШ с.Троекурово Лебедянского муниципального района Липецкой области

в 3 А классе

в период с (14.06.17) по (19.06.17)





Руководитель практики: (Киселёва Л.А.,учитель начальных классов)


Руководитель ОО МП / __________/ /____________________/ Н.Ф.Куликова

подпись ФИО






















Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута».


Цель стажировки: изучению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательной организации, а также методов их реализации.


Цель проведения стажировки - разработка программы «Индивидуального реабилитационного маршрута», включающего в себя следующие блоки:

  1. Педагогическая характеристика (без ФИО) на обучающегося (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья.

  2. График и режим учебного процесса;

  3. Форма обучения (класс, малокомплектный класс, индивидуальное обучение, индивидуальное обучение на дому);

  4. Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся с различными видами ограничений по состоянию здоровья;

  5. Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса (социальный работник, медицинский работник, инструктор ЛФК, педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, тьютор).

  6. Описание конкретных специальные технологии, применимых к конкретным обучающимся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала (школа), формирования устойчивых профессиональных навыков и умений (профессиональная подготовка)

База стажировки. Стажировка проводится на базе образовательной организации общего, либо профессионального образования.


Документальное оформление стажировки и подведение итогов


1. Основным регламентирующим документом для стажера является программа стажировки.

2. Основным отчетным документом для стажера является программа «Индивидуального реабилитационного маршрута», а также, прилагаемая презентация PowerPoint.



  1. Период стажировки (14.06.17-19.06.17).


  1. Образовательная организация (МБОУ СОШ с.Троекурово Лебедянского муниципального района Липецкой области).



  1. Общая педагогическая характеристика обучающегося (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, в которой проводилась стажировка.

Характеристика ученика 3 а класса

Суфиева Дениса Андреевича

Суфиев Денис, 2006 года рождения, поступил в школу в возрасте 8 лет, обучался в 1 «а» классе МБОУ СОШ с.Троекурово с 1 сентября 2014 года по программе «Планета Знаний». В ноябре 2015 года был отправлен на медико-педагогическую комиссию. На психолого-медико-педагогической комиссии было рекомендовано обучение по адаптированной программе начального общего образования, разработанной на основе программ для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение) .

С января 2016 года обучался на дому.

Ребёнок проживает в полной семье. Бытовые условия хорошие, ребёнку отведено место для занятий и отдыха. Детско-родительские отношения положительные.

Мальчик испытывает сложности при овладении программным материалом, недостаточно сформированы учебные навыки, поэтому отмечается низкая успеваемость по русскому языку, математике. При выполнении учебных заданий ему постоянно требуется организационная помощь учителя, в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельно применять изученный материал на уроке не может. В тетрадях учебные задания выполняются не все .

В течение всех уроков работает в замедленном темпе и быстро утомляется. Уровень самостоятельной учебной деятельности – низкий (домашнее упражнения выполняет только с помощью мамы).

Денис с большим количеством ошибок списывает короткие печатные и рукописные тексты. При письме под диктовку допускает ошибки: путает и пропускает буквы, не использует орфографические правила 1,2 класса, пишет предлоги слитно. Самостоятельные работы без помощи выполнить не может. Таблицу умножения знает частично; допускает ошибки при сложении и вычитании двухзначных чисел; не умеет самостоятельно решать задачи; затрудняется при выполнении геометрических заданий.

Денис любит рисовать, лепить из пластилина, с удовольствием занимается на уроках физкультуры, музыки.

Отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, ограниченность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Продуктивность непроизвольного запоминания значительно ниже, чем у сверстников. У мальчика низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализ, обобщение, абстракция.

Самооценка занижена. Мальчик не может объективно оценивать себя и свои способности, преуменьшая их значимость.

Мышление наглядно-образное. Уровень развития вербального мышления находится на низком уровне. Познавательные интересы снижены.

Объем, концентрация и устойчивость внимания находятся в пределах низкого уровня.

Активный словарь развит относительно. Денис не всегда правильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами. При связной речи мальчик допускает незначительное искажение ситуации.

Денис читает по слогам, иногда звуками. Прочитанное с первого раза не понимает, в некоторых случаях испытывает трудности при понимании задания. При письме наблюдаются ошибки. Темп письма медленный.

Уровень развития общей моторики находится в пределах возрастной нормы, объём выполнения движений полный, темп не снижен, координация в норме. Уровень мелкой моторики находится в пределах возрастной нормы, ведущая рука правая. Рекомендовано обучение на дому.










  1. График и режим учебного процесса (расписание учебных занятий на неделю).


Понедельник

1.математика

2.русский

3.физическая культура

4.технология

Вторник

1.русский

2.литер.чтение

3.физическая культура

4.музыка

Среда

1.русский

2.математика

3.окружающий мир

4.литературное чтение

Четверг

1.русский

2.математика

3.изо

4 литературное чтение

Пятница

1.русский

2литературное чтение

3.физическая культура

4.окружающий мир

Медицинский работник –постоянно,психолог-вторник,дефектолог-среда,пятница


  1. Форма обучения индивидуальное обучение на дому


Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающегося с различными видами ограничений по состоянию здоровья –ноотбук,проигрыватель– учащемуся не требуется специальное материально-техническое обеспечение

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения содержательной области «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) происходит с использованием средств,расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт

обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции

обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы вобразовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования,

позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область«Человек» предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги,фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителяэлектронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь некоторые атрибуты представителей разных профессий (элементы костюмов, предметы, материалы).

Специальный учебный и дидактический материал необходим дляобразования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики

изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного

творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающемуся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен,барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в

рамках содержательной области «Технологии» начинается с формирования у

обучающихся элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам

материалы, игрушки и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их

качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят

в разряд трудовых операций.

Для осуществления трудового обучения образовательной организации

требуются:

 различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. мате-риалы);

 заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;

 материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные

растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;

 различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предо-ставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.);

 прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.

Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися технологическим процессом необходимо создать условия, способствующие выполнению доступных трудовых действий и получения качественного

продукта. Для этого с учетом индивидуальных возможностей обучающихся

создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений



  1. Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса ( медицинский работник, педагог-психолог, учитель дефектолог .


  1. Описание конкретных специализированных педагогических технологии, применимых к конкретным обучающимся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала


СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

 алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами

для «глобального чтения»),

 электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный

компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться

для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для

которых она становится доступной.

Освоение содержательной области «Математика» предполагаетиспользование разнообразного дидактического материала в виде:

 предметов различной формы, величины, цвета,

 изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

 оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,

группировку различных предметов, их соотнесения по определенным

признакам,

 программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью

которого выполняются упражнения по формированию доступных

математических представлений,

 калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практикивзаимодействия с окружающим миромв рамках содержательной области«Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования,

интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный

Игровые технологии.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие.  Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка.

Информационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид информационных технологий- мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Технология нравственного воспитания.

Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, соблюдение учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Рассмотрим, как на практике реализуется технология дифференцированного обучения. У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребёнку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом ребенка. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному обучающемуся успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе.