Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шитякова Алена Викторовна
(МБОУ Матвеево-Курганская сош№1 Ростовская обл.)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификаци для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
Введение.
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:
1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
—создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМС центра, общественных организаций;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Повышение профессиональной компетенции.
Глава 1. Организация учебного процесса с «особыми детьми».
1 .1. Определение Индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является продуктом деятельности школьного психолого- педагогического консилиума.
Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы системы специального образования во многих странах мира. Признание необходимости реформирования этой системы связано с политическими изменениями в обществе, развитием концепции прав человека и с изменением взглядов на роль образования. Так Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, возраста, состояния здоровья.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (статья24).
Инклюзивное образование – образование, которое направлено на то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка. (Приказ ЦОУО от 27.08.2008 № 679 «О функционировании классов в рамках проекта «Стрижи» и приказ ЦОУО от 26.08.2008 № 654 «О расширении количества участников проекта «Стрижи»).
Субъект инклюзии – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
У особых детей наблюдается:
а) более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
б) эмоциональная незрелость;
в) явные трудности управления своим поведением;
г) трудности социальной адаптации;
д) низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.
Вследствие чего учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями.
Основные направления деятельности учителя-координатора при организации учебного процесса в интересах «особого ребенка»
Выбор учебно-методического комплекта:
а) учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей;
б)опознавательные знаки для разного уровня сложности;
в)удобная знаково-символичная система;
г)развитие мыслительных операций и общеучебных навыков;
д)наличие заданий по выбору;
е)единая концептуальная линия;
ж)красочное оформление.
«Особых детей» необходимо обеспечить аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст, и персональным компьютером для выполнения письменных работ.
Чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий.
Организация пространства в инклюзивном классе:
а) «особым» детям следует предоставлять наиболее удобные для них места для посадки;
б) желательно сажать этих детей рядом со старательными и хорошо успевающими учениками; или рядом с тем, кто является носителем положительной ролевой модели;
в) избегать посадки с отвлекающими внимание предметами;
г) необходима безопасная, свободная от препятствий среда и адекватное пространство для передвижения;
д) доску не следует загромождать посторонними предметами;
е) зона, где сидит «особый» ребенок, должна быть тихая и спокойная;
ж) организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах.
Разработка системы правил для «особых детей»:
а) обязателен строгий распорядок дня и четкий режим;
б) изучение расписания занятий;
в) для наглядности расписания использование картинок, рисунков, знаков;
г) прослеживание последовательности событий в течение дня;
д) использование фотографий или карточек, отражающих школьную деятельность;
е) своевременное сообщение об изменении распорядка дня детям и родителям;
ж) вовлечение ребенка в подготовку занятий;
з) изготовление вместе с ребенком наглядного алгоритма действий.
Индивидуальная образовательная программа включает:
а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
в) лепку;
г) рисование;
д) четкое разъяснение заданий;
е) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);
ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
з) обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
и) демонстрация уже выполненного задания;
к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);
л) предоставление дополнительного времени для завершения задания;
м) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске;
н) использование видео и диафильмов, диктофона.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
1.2. Модель и технология психолого-педагогического сопровождения учителя в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения.
В послании президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию в декабре 2009 года предъявляются новые требования к качеству образования: для работы в школах должны привлекаться квалифицированные специалисты, способные обеспечить углубленное, непрерывное, опережающее образование на всех этапах: начальном, среднем, средне-профессиональном, высшем. Кроме того, 2010 год объявлен «Годом учителя». Возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве. В связи с этим, систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и психолого-педагогических кадров ждет серьезная модернизация.
В последние годы в образовательные учреждения приходят дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
Описываемые в статье интегральные характеристики, которыми должен обладать педагог, работающий в инклюзивном классе, рассмотрены в рамках концепции Л.М. Митиной (1998г.), где рассматриваются две модели профессионального труда и становления человека как профессионала: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.
Необходимым условием для работы в модели профессионального развития является постоянное повышение уровня профессионального самосознания. Вместе с тем переход личностного и профессионального самосознания на более высокий уровень, будучи обязательным условием развития педагога, не исчерпывает всех составляющих такого развития. Психологическим фундаментом личности будущего (или состоявшегося) профессионала в любой области человеческой деятельности выступают такие базовые характеристики, как направленность, гибкость и компетентность.
Направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих личность к ее утверждению в деятельности и общению.
Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Гибкость – оптимальное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.
При работе с педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик: направленность на ребёнка, которая включает в себя:
положительное отношение к детям с ОВЗ и готовность работать с ними;
стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;
профессиональная компетентность:
знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
знания вспомогательных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ;
навык проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
интеллектуальная гибкость:
поведенческая гибкость:
Учителю в инклюзивной образовательной среде важно иметь практику в самостоятельной исследовательской проектной деятельности, навыки разработки поурочных планов для конкретного класса, а также ребенка. Умение творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников являются одной из важнейших педагогической компетенций учителя.
Введение инклюзивного образования напрямую затрагивает и школьных психологов. Их роль – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, делающей акцент на возможностях детей с ОВЗ. Другими словами, педагог-психолог сопровождает детей с ОВЗ в образовательном пространстве с момента их поступления в школу до ее окончания, а также активно помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
На практике эта деятельность заключается в: мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации ребенка с ОВЗ; участии в построении индивидуального маршрута обучения ребенка с ОВЗ; планирование дальнейшей образовательной траектории ребенка с ОВЗ; участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения; индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов и родителей по психологическим аспектам инклюзивного образования.
Также в помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны быть такие специалисты как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.
Эта работа должна быть выстроена в соответствии со стадиями технологии конструктивного изменения поведения Л.М. Митиной: подготовка, осознание, переоценка,действие.
В связи с вышесказанным, предлагается следующая психолого-педагогическая модель сопровождения учителя, работающего в инклюзивном классе общеобразовательной школы.
Стадия подготовки. Включает в себя установочный семинар (знакомство с педагогами, работающими в инклюзивных классах; выявление потенциальных возможностей педагогов, их ожиданий и желаний в отношении инклюзивного образования).
Стадия осознания. Обучающий семинар с привлечением специалистов курирующих инклюзивное образование; курсы повышения квалификации, например, психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования (деятельность консилиума образовательного учреждения); психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса инклюзивного образования для учителей и воспитателей группы продленного дня; организационные аспекты инклюзивного образования.
Стадия переоценки. Проведение тренингов, деловых игр, где обыгрываются ситуации, встречающиеся в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивных классах общеобразовательной школы.
Стадия действия. Непосредственная работа учителя в инклюзивном классе, а также работа с родителями.
Таким образом, данная модель сопровождения учителя, работающего в инклюзивном классе, дает возможность педагогу повышать уровень самосознания, стремиться к постоянному профессиональному развитию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто лишены возможности получать качественное образование. Эти дети в силу своих ограничений не могут посещать школу и вынуждены получать образование в надомной форме. Качество получаемого образования не отвечает ожиданиям родителей, самих детей и общества в целом. По анализу удовлетворённости качеством надомного обучения среди родителей можно сделать вывод о несовершенстве организации индивидуального обучения на дому.
В систему работы по сопровождению, которая проводится школьными психологами и специалистами ППМС-центров, необходимо вводить технологии по сопровождению индивидуального обучения ребёнка-надомника. Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка.
Психолого-медико-педагогический консилиум остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии сопровождения индивидуального обучения. Целью Психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь не их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.
Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.
Отдельным направлением сопровождения процесса надомного обучения является работа с учителями. Основная задача заключается в том, чтобы оказать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказывается больным детям на дому. Учителя находят и накапливают свой персональный опыт. Этот опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде «ученик - учитель», тем более с нездоровыми детьми не может быть проверена только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категории качества жизни, развития творческого потенциала, психотерапевтический характер образования и т.д. Кроме того, сама форма обучения гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели обучение в классе. Помимо этого необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с "особыми" потребностями. Трудности педагогов, работающих в формах индивидуального обучения - это привычка работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Качественное обучение на дому затрудняется представлениями учителя о ребёнке как о больном, вследствие чего снижается уровень требований как к самому процессу работы, так и к результату учебной деятельности. Необходима постоянная поддержка психологов по раскрытию интеллектуальных возможностей ученика и получение обратной связи об удовлетворении образовательной потребности.
Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка. Но в целом имеет некоторую технологическую последовательность в реализации.
Модель сопровождения индивидуального обучения
Этапы организации учебного процесса | Действия специалистов сопровождения |
Определение формы организации обучения | Консультирование родителей. Анализ предыдущего обучения и его результатов |
Проведение ПМК консилиума | Комплексная диагностика развития ребенка. Составление рекомендаций по обучению. Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний. |
Назначение учителя | Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях. |
Проведение педагогического тестирования | Ассистирование учителю. |
Составление индивидуального расписания | Рекомендации по нагрузке. Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения. |
Составление ИОП | Коррекция БУП в связи с интересами и планами ученика Включение блока коррекционно-развивающей и консультативной работы. Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка. |
Проведение учебных занятий | Ассистирование учителю на уроке. Индивидуальное консультирование педагога. Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия. Работа с родителями (обучение и консультирование). |
Проведение аттестационных работ | Поиск адекватных способов контроля. Ассистирование на аттестационных работах. |
Самое важное, что должны понять психологи, включённые в систему сопровождения, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика , на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.
Глава 2. Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,
ученицы 2- го класса(индивидуальное обучение на дому)
Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель: программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1.Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий
2.Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.
3.Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.
4.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»),
5.Организовать дополнительное образование обучающейся (курс «Слушание музыки»).
6.Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат: В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с помощью обучения письму в программе Word, по математике - на компьютерном тренажере.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1.Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: - создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе. | Заместитель директора по ВР |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | Педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1)формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2)развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3)вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; 4)использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию; | Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану) Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану) Курс дополнительного образования «Слушание музыки» Обучение основам компьютерной грамотности; Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам | Учитель педагог-психолог, учитель -логопед учитель музыки учитель учитель |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | учитель учитель, родители |
Литература:
Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: ИЦ «Академия», 2005
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002
Использованы материалы с сайтов:
http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
http://www.kremlin.ru/transcripts/5979