СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

     Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. 

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Шитякова Алена Викторовна

(МБОУ Матвеево-Курганская сош№1 Ростовская обл.)






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы


по программе повышения квалификаци для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»












Введение.

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

—создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМС центра, общественных организаций;

— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

  1. Повышение профессиональной компетенции.

Глава 1. Организация учебного процесса с «особыми детьми».

1 .1. Определение Индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является продуктом деятельности школьного психолого- педагогического консилиума.

Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети инвалиды;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети инвалиды;

3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;

4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы системы специального образования во многих странах мира. Признание необходимости реформирования этой системы связано с политическими изменениями в обществе, развитием концепции прав человека и с изменением взглядов на роль образования. Так Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, возраста, состояния здоровья.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (статья24).
Инклюзивное образование – образование, которое направлено на то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка. (Приказ ЦОУО от 27.08.2008 № 679 «О функционировании классов в рамках проекта «Стрижи» и приказ ЦОУО от 26.08.2008 № 654 «О расширении количества участников проекта «Стрижи»).
Субъект инклюзии – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
У особых детей наблюдается:
а) более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
б) эмоциональная незрелость;
в) явные трудности управления своим поведением;
г) трудности социальной адаптации;
д) низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.
Вследствие чего учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями.

Основные направления деятельности учителя-координатора при организации учебного процесса в интересах «особого ребенка»
Выбор учебно-методического комплекта:
а) учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей;

б)опознавательные знаки для разного уровня сложности;
в)удобная знаково-символичная система;
г)развитие мыслительных операций и общеучебных навыков;
д)наличие заданий по выбору;

е)единая концептуальная линия;

ж)красочное оформление.
«Особых детей» необходимо обеспечить аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст, и персональным компьютером для выполнения письменных работ.
Чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий.

Организация пространства в инклюзивном классе:

а) «особым» детям следует предоставлять наиболее удобные для них места для посадки;
б) желательно сажать этих детей рядом со старательными и хорошо успевающими учениками; или рядом с тем, кто является носителем положительной ролевой модели;
в) избегать посадки с отвлекающими внимание предметами;
г) необходима безопасная, свободная от препятствий среда и адекватное пространство для передвижения;
д) доску не следует загромождать посторонними предметами;
е) зона, где сидит «особый» ребенок, должна быть тихая и спокойная;
ж) организовать учебные места так, чтобы для учащихся было возможно работать и взаимодействовать на уроке в гибких группах.


Разработка системы правил для «особых детей»:

а) обязателен строгий распорядок дня и четкий режим;
б) изучение расписания занятий;
в) для наглядности расписания использование картинок, рисунков, знаков;
г) прослеживание последовательности событий в течение дня;
д) использование фотографий или карточек, отражающих школьную деятельность;
е) своевременное сообщение об изменении распорядка дня детям и родителям;
ж) вовлечение ребенка в подготовку занятий;
з) изготовление вместе с ребенком наглядного алгоритма действий.

Индивидуальная образовательная программа включает:

а) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
б) сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
в) лепку;
г) рисование;
д) четкое разъяснение заданий;
е) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; предоставьте устное сообщение по данной теме);
ж) поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
з) обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
и) демонстрация уже выполненного задания;
к) обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребенка в какое-нибудь тихое место);
л) предоставление дополнительного времени для завершения задания;
м) обеспечение копией конспекта других учащихся или записями учителя; печатными копиями заданий, написанных на доске;
н) использование видео и диафильмов, диктофона.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.











1.2. Модель и технология психолого-педагогического сопровождения учителя в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения.

В послании президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию в декабре 2009 года предъявляются новые требования к качеству образования: для работы в школах должны привлекаться квалифицированные специалисты, способные обеспечить углубленное, непрерывное, опережающее образование на всех этапах: начальном, среднем, средне-профессиональном, высшем. Кроме того, 2010 год объявлен «Годом учителя». Возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве. В связи с этим, систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и психолого-педагогических кадров ждет серьезная модернизация.

В последние годы в образовательные учреждения приходят дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.
Описываемые в статье интегральные характеристики, которыми должен обладать педагог, работающий в инклюзивном классе, рассмотрены в рамках концепции Л.М. Митиной (1998г.), где рассматриваются две модели профессионального труда и становления человека как профессионала: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.
Необходимым условием для работы в модели профессионального развития является постоянное повышение уровня профессионального самосознания. Вместе с тем переход личностного и профессионального самосознания на более высокий уровень, будучи обязательным условием развития педагога, не исчерпывает всех составляющих такого развития. Психологическим фундаментом личности будущего (или состоявшегося) профессионала в любой области человеческой деятельности выступают такие базовые характеристики, как направленность, гибкость и компетентность.
Направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих личность к ее утверждению в деятельности и общению.
Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Гибкость – оптимальное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.
При работе с педагогом, работающим с ребенком с ОВЗ особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик: направленность на ребёнка, которая включает в себя:

  • положительное отношение к детям с ОВЗ и готовность работать с ними;

  • стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;

профессиональная компетентность:

  • знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

  • знания вспомогательных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ;

  • навык проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;

интеллектуальная гибкость:

  • навык разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;

поведенческая гибкость:

  • навык сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;


  • навыки методик работы с детьми с ОВЗ для подкрепления адекватного поведения.

Учителю в инклюзивной образовательной среде важно иметь практику в самостоятельной исследовательской проектной деятельности, навыки разработки поурочных планов для конкретного класса, а также ребенка. Умение творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников являются одной из важнейших педагогической компетенций учителя.
Введение инклюзивного образования напрямую затрагивает и школьных психологов. Их роль – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, делающей акцент на возможностях детей с ОВЗ. Другими словами, педагог-психолог сопровождает детей с ОВЗ в образовательном пространстве с момента их поступления в школу до ее окончания, а также активно помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
На практике эта деятельность заключается в: мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации ребенка с ОВЗ; участии в построении индивидуального маршрута обучения ребенка с ОВЗ; планирование дальнейшей образовательной траектории ребенка с ОВЗ; участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения; индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов и родителей по психологическим аспектам инклюзивного образования.

Также в помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны быть такие специалисты как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.
Эта работа должна быть выстроена в соответствии со стадиями технологии конструктивного изменения поведения Л.М. Митиной: подготовка, осознание, переоценка,действие.
В связи с вышесказанным, предлагается следующая психолого-педагогическая модель сопровождения учителя, работающего в инклюзивном классе общеобразовательной школы.

Стадия подготовки. Включает в себя установочный семинар (знакомство с педагогами, работающими в инклюзивных классах; выявление потенциальных возможностей педагогов, их ожиданий и желаний в отношении инклюзивного образования).
Стадия осознания. Обучающий семинар с привлечением специалистов курирующих инклюзивное образование; курсы повышения квалификации, например, психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования (деятельность консилиума образовательного учреждения); психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса инклюзивного образования для учителей и воспитателей группы продленного дня; организационные аспекты инклюзивного образования.
Стадия переоценки. Проведение тренингов, деловых игр, где обыгрываются ситуации, встречающиеся в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивных классах общеобразовательной школы.

Стадия действия. Непосредственная работа учителя в инклюзивном классе, а также работа с родителями.


Таким образом, данная модель сопровождения учителя, работающего в инклюзивном классе, дает возможность педагогу повышать уровень самосознания, стремиться к постоянному профессиональному развитию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто лишены возможности получать качественное образование. Эти дети в силу своих ограничений не могут посещать школу и вынуждены получать образование в надомной форме. Качество получаемого образования не отвечает ожиданиям родителей, самих детей и общества в целом. По анализу удовлетворённости качеством надомного обучения среди родителей можно сделать вывод о несовершенстве организации индивидуального обучения на дому.

В систему работы по сопровождению, которая проводится школьными психологами и специалистами ППМС-центров, необходимо вводить технологии по сопровождению индивидуального обучения ребёнка-надомника. Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений.  Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка.

Психолого-медико-педагогический консилиум остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии сопровождения индивидуального обучения. Целью Психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема.  Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь не их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Отдельным направлением сопровождения процесса надомного обучения является работа с учителями. Основная задача заключается в том, чтобы оказать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказывается больным детям на дому. Учителя находят и накапливают свой персональный опыт.  Этот опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде «ученик - учитель», тем более с нездоровыми детьми не может быть проверена только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категории качества жизни, развития творческого  потенциала, психотерапевтический характер образования и т.д. Кроме того, сама форма обучения гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели обучение в классе.  Помимо этого необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с "особыми" потребностями. Трудности педагогов, работающих в формах индивидуального обучения - это привычка работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Качественное обучение на дому затрудняется представлениями учителя о ребёнке как о больном, вследствие чего снижается уровень требований как  к самому процессу работы, так и к результату учебной деятельности.  Необходима постоянная поддержка психологов по раскрытию интеллектуальных возможностей ученика и получение обратной связи об удовлетворении образовательной потребности.

Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка. Но в целом имеет некоторую технологическую последовательность в реализации.

  Модель сопровождения индивидуального обучения

Этапы организации учебного процесса

 Действия специалистов сопровождения

Определение формы организации обучения

Консультирование родителей.

Анализ предыдущего обучения и его результатов

Проведение ПМК консилиума

Комплексная диагностика развития ребенка.

Составление рекомендаций по обучению.

Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний.

 Назначение учителя

Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях.

Проведение педагогического тестирования

Ассистирование учителю. 

Составление индивидуального расписания

Рекомендации по нагрузке.

Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения.

 Составление ИОП

Коррекция БУП в связи с интересами и планами ученика

Включение блока коррекционно-развивающей и консультативной работы.

Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка.

Проведение учебных занятий

Ассистирование учителю на уроке.

Индивидуальное консультирование педагога.

Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия.

Работа с родителями (обучение и консультирование).

 Проведение аттестационных работ

Поиск адекватных способов контроля.

Ассистирование на аттестационных работах.

  Самое важное, что должны понять психологи, включённые в систему сопровождения, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика , на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.



























Глава 2. Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,

ученицы 2- го класса(индивидуальное обучение на дому)

Пояснительная записка

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель: программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

1.Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий

2.Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.

3.Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.

4.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»),

5.Организовать дополнительное образование обучающейся (курс «Слушание музыки»).

6.Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат: В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с помощью обучения письму в программе Word, по математике - на компьютерном тренажере.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Индивидуальная программа развития:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1.Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ:

- создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти);

- просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе.

Заместитель директора по ВР

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.


а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1)формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2)развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3)вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

4)использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;


  1. Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану)

  1. Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану)

  1. Курс дополнительного образования «Слушание музыки»

  1. Обучение основам компьютерной грамотности;

  1. Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам

Учитель

педагог-психолог, учитель -логопед

учитель музыки

учитель

учитель

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.


Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.


Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

учитель

учитель, родители







Литература:


  1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: ИЦ «Академия», 2005


  2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002


Использованы материалы с сайтов:


  1. http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml


  2. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979