Программа индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ , как часть адаптированной образовательной программы
Изосимова Наталья Владимировна,
социальный педагог МАОУ лицей №81,
Тюмень, Тюменская область
Тюмень, 2016 год
Введение
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья регламентирует « инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (Статья 2).
На сегодняшний день приходится констатировать, что существующая модель предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ не в полной мере отвечает требованиям социального и государственного заказа и требует усовершенствования. Основная проблема – существующая система предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ не способна помочь будущему выпускнику осмыслить свое дальнейшее социальное и профессиональное становление. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Предпрофильная подготовка детей с ОВЗ представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования, ориентации учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Цель предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации – создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника образовательного учреждения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ:
-актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов;
-обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой;
- создать условия для пол учения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности.
Основные принципы предпрофильной подготовки детей с ОВЗ:
-предпрофильная подготовка не должна осуществляться в ущерб качеству основного общего образования;
-обучение в основной школе, в том числе и предпрофильная подготовка, должно строиться на основе компетентностно - ориентированного подхода;
-предпрофильная подготовка не может являться основанием для специального отбора учащихся в связи с дальнейшей профилизацией.
Непременное условие предпрофильной подготовки – осуществление психолого -педагогического сопровождения учащихся, позволяющее помочь учащемуся определиться в ситуации выбора и организовать рефлексию причин его успешности (неуспешности) в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности.
Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащегося является организация специальных условий для получения опыта выбора, проблематизации и рефлексии учащимся своей образовательной деятельности.
В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем профессиональном или общем образовании или трудовой деятельности. Основой этого решения являются: результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося с ОВЗ.
Актуальность проблемы введения предпрофильной подготовки является в том, что проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. Согласно концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка учащихся осуществляется с 9 класса общеобразовательной школы.
Цели предпрофильной подготовки:
- выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта;
-формирование умения объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
-формирование умения осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
-формирование готовности нести ответственность за сделанный выбор;
-формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Задачи предпрофильного обучения:
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Глава I. Инновационные изменения в содержании предпрофильной подготовки
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. Спецификой предпрофильной подготовки и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что основной целью подготовки таких детей является их социальная реабилитация, а также выявление интересов, проверка возможностей обучающегося на основе выбора небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу таких инновационных изменений относятся:
- введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
- организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
- изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
- построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избранному профилю; всё это дополняется портфелем индивидуальных достижений – «портфолио».
Многие изменения встречаются в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели модификацию и рассматриваются на новом уровне развития общества, но есть и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности дальнейшего использования в массовой школе.
Раскрывая вопросы организации профильного обучения в общеобразовательной школе, следует определить понятие «профиль».
В концепции Профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям, существующих в отношении учебной нагрузки. Учащимся предоставляется возможность с помощью комбинации базовых, профильных и элективных курсов выстроить индивидуальную программу или так называемый индивидуальный маршрут получения полного среднего образования, который может позволить к окончанию учебного заведения выйти с разным (но определяемым лично учащимися) уровнем подготовки как минимальным, так и максимально возможным (углубленным или расширенным).
В концепции Профильного обучения предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, оборонно-технический, художественный, универсальный. Эти профили не составляют исчерпывающего перечня.
На начальном этапе реализации профильного обучения школа может остановить свой выбор на реализации одного или нескольких профилей, которые являются наиболее востребованными учащимися, но с обязательным условием – наличие ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, методического и пр.)
Предпрофильное обучение — это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение — основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Процесс предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья сопровождается организацией коррекционно- реабилитационной работы, содержание которой направлено на формирование умений учащихся оценить соответствие своих возможностей требованиям профессии и организовать себя на преодоление имеющихся недостатков.
Глава II. Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО | |
Класс | 10 |
Вид образовательного учреждения | МАОУ лицей№81 г.Тюмени |
Развивающий курс | программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии»Г.В.Резапкиной |
Срок реализации | 2016-2017 учебный год |
Время и периодичность занятий | 1 раз в неделю , 1-4 четверть 2016-2017 уч.г. |
Цель | Сформировать у учащегося реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом его возможностей и требований рынка труда. |
Задачи курса | 1. Формирование адекватного представления учащегося о своем профессиональном потенциалена основе самодиагностики и знания мира профессий; 2. Ознакомление со спецификой современного рынка труда; 3. Ознакомление справилами выбора и способами получения профессии. |
Разработка плана ИОМ | Составление личного профессионального плана |
Подведение итогов | Защита проекта «Моя будущая профессия». |
Предполагаемые результаты | -формирование адекватного представления учащегося о мире профессий, своем профессиональном потенциале; -ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии; коррекция самооценки; -возможная смена приоритетов и ценностей, сформированных и поддерживаемых личным опытом |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь учащемуся в выборе профессии.
Программа рассчитана на один учебный год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. В ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. При использовании психолого-педагогических средств создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса.
Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у учащегося будет рабочая тетрадь с бланками и заданиями, которые он должен выполнять на уроках и дома.
Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащегося, опору на знания и жизненный опыт учащегося, контроль его деятельности.
№ | Развивающий курс (программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии») | Сроки прохождения | Кол-во часов | Результаты | Самостоятельная работа учащегося | Ответст- венные |
1 | Что я знаю о своих возможностях? Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы. Обобщающий. | I четверть (сентябрь – октябрь) | 8 ( раз в неделю) | Самодиагностика и выявление уровня притязаний, самооценки, внутренней свободы, эмоционального состояния, тревожности, стресса, агрессивных проявлений. Определение уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, внимания. Составление психологического кроссворда по пройденным темам. | Выполнение домашних заданий, познание себя. На основе результатов проведенной самодиагностики заполнение таблицы «Мой психологический портрет» | Социальный педагог |
2 | Что я знаю о мире профессий 2.1. Классификация профессий. Признаки профессии. 2.2. Определение типа будущей профессии. 2.3. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. 2.4. Интересы и склонности в выборе профессии. 2.5. Определение профессионального типа личности. 2.6. Профессионально важные качества. 2.7. Профессия и здоровье. 2.8. Обобщающий. | II четверть (ноябрь-декабрь) | 8 | Формирование адекватного представления учащегося о мире профессий. Ознакомление с правилами выбора и способами получения профессии. Определение профессионального типа личности и типа будущей профессии. Составление психологического кроссворда по пройденным темам. | Выполнение домашних заданий, познание себя. Самодиагностика. Заполнение таблицы «Моя будущая профессия» | Социальный педагог |
3 | Способности и профессиональная пригодность. 3.1. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 3.2. Способности к интеллектуальным видам деятельности. 3.3. Способности к профессиям социального типа. 3.4. Способности к офисным видам деятельности. 3.5. Способности к предпринимательской деятельности. 3.6. Артистические способности. 3.7. Уровни профессиональной пригодности. 3.8. Обобщающий. | III четверть (январь- март) | 8 | Ознакомление с понятием «способности», видами способностей. Определение способностей к различным видам деятельности. Ознакомление с уровнями профессиональной пригодности. Формирование адекватного представления учащегося о своем профессиональном потенциале. Составление психологического кроссворда по пройденным темам. | Выполнение домашних заданий, познание себя. На основе результатов проведенной самодиагностики заполнение таблицы «Мои способности» | Социальный педагог |
4 | Планирование профессиональной карьеры. 4.1. Мотивы и потребности. 4.2. Ошибки в выборе профессии. 4.3. Современный рынок труда. 4.4. Пути получения профессии. 4.5. Навыки самопрезентации. 4.6. Стратегия выбора профессии. 4.7. Обобщающий. | IV четверть (апрель- май) | 7 | Ознакомление с понятиями «мотивы» и «потребности», с иерархией потребностей. Определение мотивации. Ознакомление с понятием «рынок труда», со спецификой современного рынка труда. Знакомство со стратегиями выбора профессии. Отработка навыков самопрезентации. Составление резюме. Работа над ошибками. | Выполнение домашних заданий, познание себя. Заполнение таблицы «За» и «против» с учетом внутренних факторов: достоинства и недостатки, и, внешних - возможности и препятствия. | Социальный педагог |
Подведение итогов | IV четверть (май) | 2 | Защита индивидуального проекта «Моя будущая профессия» | Разработка и написание проекта «Моя будущая профессия» | Учащийся Социальный педагог |
Для оказания комплексной помощи и поддержки подростку предусмотрена взаимодействие с классным руководителем, зам.директора по ВР,а так же консультационная работа с семьей по возникающим вопросам.
Подпись старшеклассника _______________
Подпись зам.директора по ВР _______________
Подпись классного руководителя ____________
Подпись социального педагога ______________
«___» ____________ 20___ года
Заключение
Одним из действенных инструментов профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются профессиональные пробы, представляющие собой практическое испытание, моделирующее эле-
менты определенного вида профессиональной деятельности и способствующее обоснованному профессиональному выбору. Рекомендуется, чтобы особенности реализации профессиональных проб в целях оптимизации процесса профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривали:
–учет приоритетности медико-функциональных параметров состояния их здоровья и трудового прогноза, своеобразия их профессионального самоопределения на его различных этапах (обусловленного, в том числе, неадекватностью оценки собственных возможностей);
–соблюдение алгоритма осуществления профессиональных проб с последовательным выполнением мероприятий, предписываемых, в том числе, основными аспектами профориентации данных лиц – медицинским, психологическим, социально-экономическим, педагогическим, а также ее этапами, предполагающими согласованное взаимодействие специалистов различного профиля, задействованных в процессе реализации профессиональных проб (психофизиолога, биомеханика, педагога, психолога, врача-профпатолога);
–возможность осуществления профессиональных проб с учетом специфики их функций и вида на различных этапах профессионального самоопределения указанных лиц в целях его оптимизации и эффективной последующей профессиональной самореализации;
–применение критериальной оценки результативности профессиональных проб на основании перечня ключевых квалификаций, включающего такие значимые для осуществления данными лицами профессиональной деятельности качества, как: психомоторные и нейродинамические показатели, общетрудовые умения, познавательные способности, личностные качества, социальные способности.
Проведение профессиональных проб должно позволить сформировать
адекватную самооценку профессионально важных качеств – ключевую характеристику профессионального самоопределения детей с ограниченными
возможностями здоровья, определяющую в дальнейшем выбор профессиональной деятельности, наиболее адекватной их склонностям и возможностям.
Профессиональные пробы должны оказывать влияние на дальнейшее профессиональное обучение, трудоустройство и профессиональную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, в отношении большей стабильности профессиональных планов с сохранением выбранного профиля обучения при последующем трудоустройстве, формирования положительной трудовой установки, активности применения полученных в процессе профессионального обучения профессиональных навыков.
Выполнение всех указанных выше рекомендаций будет способствовать успешной реализации информирования, проведения профильной ориентации, организации курсов по выбору, построению и коррекции учебного плана предпрофильной подготовки, организации деятельности по проведению профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение также приведем общие рекомендации по проектированию моделей предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющимиограниченные возможности здоровья, следует проводить, как можно раньше, начиная со старшего дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх.
2. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей или лиц, их замещающих.
3. Методический инструментарий должен быть адаптирован к индивиду
альным психофизическим возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Необходимо на протяжении всего периода предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации корректировать профессиональные планы
детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями.
5. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию у детей с ограниченными возможностями здоровья качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Список литературы
Зеер Э.Ф.Профориентология: теория и практика. Учебное пособие
для высшей школы. / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.:
Академический проект, 2008. – 192 с.
Зеер Э.Ф.Психология профессионального самоопределения в ранней
юности. Учебное пособие. / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.– М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 256 с.
Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.
Чистякова С.Н.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2007. – 136 с.