СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

 

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы "Доступная среда"

Условия реализации программы:

 

  1. Наличие кабинета социально-психологической службы, специализированные логопедические кабинеты.
  2. Обеспеченность необходимыми кадрами.
  3. Партнерские отношения школы и родительской  общественности.
  4.  Взаимодействие школы с лечебно-профилактическими учреждениями.

Этапы реализации программы:

1.  Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР» ; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка,  ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения.

2. Практический этап реализации программы включает работу психолога  по составленным планам индивидуальном  развитии  ребенка.

3.Завершение непосредственной  коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ЗПР.

Срок реализации программы – 1 год  (2014 - 2015 гг.)

 

Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

 

Продолжительность практических занятий:  40 - 45 минут.

Прогнозируемые результаты:

1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ЗПР .

2.      Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ЗПР .

3.      Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников.

4.      Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5.      Сформированность общей просветительской культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6.      Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильно высокие показатели проведенной работы.

 

Способы отслеживания результатов:

1.      Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.

2.      Активность родителей в классных, школьных  мероприятиях.

3.      Участие детей в классных, школьных, районных конкурсах (творческих, спортивных).

4.      Анализ занятости детей во внеурочное время, трудового воспитания.

5.      Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психологического сопровождения. 

Перечень и содержание программных мероприятий

Тема

Содержание

Сроки

 

I этап – подготовительный

 

Психолого-педагогический блок

 

Индивидуальная диагностика  учащихся с ОВЗ

Изучение познавательной сферы

Исследование типа личности

Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся

 Сентябрь - ноябрь

Диагностика родителей детей с ЗПР

  1. Анкета «Типы семейного воспитания»;

Анкета «характер взаимоотношений родителей и детей»,

Проективная диагностика «Рисунок семьи»,

Проективная диагностика «Несуществующее животное»

Сентябрь - ноябрь

             

 

 

 

 

 

 

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения   учащихся

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),
  2. Социологическая анкета «Особенности учебной деятельности».

 

 

 

Сентябрь - ноябрь 

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

Проективная методика «Социометрия»

Проективная методика «Мой друг»

Методика Лускановой

 Сентябрь - ноябрь

Изучение позиции «Педагог-ученик»

Анкетирование

Опрос

Наблюдение

 Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».

Сентябрь - ноябрь

Оформление выставочных материалов

Буклеты, сборники, газеты

В течение срока реализации

Работа метод. объединения классных руководителей

Смотр-конкурс методических копилок по теме «Сопровождение детей с ЗПР и УО»,

Документация классного руководителя по сопровождению детей с ЗПР и УО.

В течение срока реализации

Консультирование

Оказание консультативной помощи работниками школы и другим  участникам образовательного процесса

В течение срока реализации

Индивидуальная диагностика  учащихся

 1. Изучение познавательной сферы

 2. Исследование типа личности

 3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся

Март - апрель

 

Диагностика родителей детей с ОВЗ

1. Анкета «Типы семейного воспитания»

2. Проективная диагностика «Рисунок семьи»

3. Проективная диагностика «Несуществующее животное»

Март - апрель

 

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения и познавательной активности учащихся

 1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),

2.Социологическая анкета «Особенности учебной мотивации»,

3.Социологическя анкета «Особенности режима труда им отдыха».

 

Март - апрель

 

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

1. Проективная методика «Социометрия»

2. Проективная методика «Мой друг»

3. Методика Лускановой

4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».

Март - апрель

 

Изучение позиции «Педагог-ученик»

1. Анкетирование

2. Опрос

3. Наблюдение

 

Март - апрель

 

         

 

Основные методы организации занятий:

- Индивидуальные – выбраны в связи с необходимостью выявления индивидуальных личностных особенностей участников программы, для реализации входного обследования, для соблюдения принципа конфиденциальности информации (беседа, консультация, диагностическое обследование);

- Групповые  - являются главными методами коррекционно-развивающей  и профилактической работы, так как ребенок развивается в процессе межличностного общения (деятельностный подход) игра, тренинг, экскурсия, конференция, лекторий, гостиная, диагностическое обследование);

- Практические – применяются в непосредственной работе с детьми, а так же при проведении детско-родительских мероприятий (диагностическое обследование, игра, тренинг, экскурсия)

- Теоретические – являются консультативными, просветительскими видами работ с родителями (беседа, консультация, конференция, лекторий, гостиная).

Психолого-педагогический инструментарий

- Анкета «Типы семейного воспитания»

- Проективная диагностика «Рисунок семьи»

- Проективная диагностика «Несуществующее животное»

-  Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилбергер)

-  Проективная методика «Социометрия»

-  Проективная методика «Мой друг»

  • Методика Лускановой
  • Анкета «Школа глазами родителей»
  • Методика «Незаконченные предложения»
  • Опросник «Распределение ролей в семье»
  • Тест-опросник «Измерение мотивации аффиляции»
  • Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)
  • Тест Рене Жиля
  • Методика «Мой круг общения» (Андрущенко Т.Ю.)

-  Диагностика сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации – «Домик», «Узнай фигуры» - автор Н.И. Гуткина.

- Диагностика умения работать по образцу, пространственной ориентировки и регуляции деятельности:

  • Методика «Графический диктант» - Д.Б.Эльконин.
  • Тест Пьерона-Рузена «Корректурные пробы».
  • Исследование процессов восприятия – методика «Сравни картинки».

- Диагностика кратковременной зрительной и слуховой памяти.

  • «10 картинок»
  • «10 слов»

- Диагностика развития мыслительных процессов.

  • Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом

 -  Наглядно-действенный уровень мышления –«Мозайка». В основу положена методика «Кубики Кооса».

  • Задачи на простую аналогию – «Матричные задачи Равена».
  • Диагностика способности к обобщению и абстрагированию – «Исключение лишнего», автор Л.А. Венгер.
  • Выявление уровня развития наглядно – образного мышления – «Лабиринт» автор Л.А. Венгер.
  • Диагностика понимания логических отношений – «Аналитические задачи», автор Н.В. Бабкина.

- Диагностика знаний и представлений об окружающем мире:

  • Экспериментальная беседа по выявлению уровня общей осведомленности.

- Диагностика сформированности учебной мотивации и уровня эмоционального благополучия:

  • Сформированность «внутренней позиции школьника» - Л.И. Божович.
  • Опросник для свободной беседы «Интервью», автор Н.И. Гуткина.
  • Детский личностный вопросник Р. Кеттела (в модификации Э.М. Александровской).
  • Анкета для определения уровня агрессивности, авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титоренко.
  • Определение уровня самооценки – методика «Лесенка».
  • Выводы

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии будет более эффективной; инклюзивное образование позволяет в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории; каждый ребенок может развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, ориентированных на ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Цель инклюзии - не только интеграция детей с ограниченными возможностями, а «одна школа для всех». Инклюзивные походы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации.

Инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и эффективной интеграции детей c задержкой психического развития способствуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести: близость уровня психофизического и речевого развития ребенка, возрастной норме; возможность овладения интегрированным учащимся общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность учащегося к инклюзивному обучению.

К внешним показателям относится: раннее выявление нарушений в развитии ребенка; желание родителей обучать ребенка и готовность помогать ему в процессе обучения; оказание ребенку эффективной квалифицированной коррекционной помощи; создание коррекционно-развивающей среды в условиях массовой школы.

Социально-адаптационное сопровождение предусматривает также формирование толерантных установок у школьников начального, среднего и старшего звена.

Позитивным аспектом практики включения образовательных учреждений всех ступеней в процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является осознание соблюдение цели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, образовательные учреждения осознают необходимость создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить развитие учащегося, его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.

Развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Современное гражданское общество невозможно без уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения для него необходимых гарантий безопасности и равноправия.

Инклюзивная школа - это, прежде всего, демократическая школа, в которой прививают уважение ко всем людям, невзирая на психические и физические недостатки у некоторых из них, к стилю их жизни. Она призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциала, формирование умения и желания учиться, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой выпускнику для полноценного включения в жизнь общества.

Инклюзивное образование основано на принципе доступности образования для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное значение, а положительный опыт, наработанный в каждом образовательном учреждении на любой ступени будет использоваться на благо интеграции и инклюзии.