СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа исследования адаптации первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу- переломный момент в жизни каждого ребёнка. Данная программа предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям.

Просмотр содержимого документа
«Программа исследования адаптации первоклассников»

Программа исследования адаптации первоклассников

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. Но в процессе адаптации к новым условиям существует вероятность того, что у ребенка могут возникнуть трудности, с которыми он будет не в состоянии справиться самостоятельно.

Данная программа предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребенка исследовать процесс адаптации к школе, помочь детям адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли, а так же сделать прогноз на дальнейшее развитие.

Описание набора методик. Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:

1. Определение сформированности “внутренней позиции школьника”. Методика помогает выяснить осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации методом Люшера. Направлена на определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

4. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С помощью методики определяется уровень школьной тревожности, анализируются ситуации вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

5. Исследование социометрического статуса ребенка. Методика направлена на изучение социометрического статуса ребенка в классе, выявление позиции ребенка в системе межличностных отношений класса.

Проведение исследования. Проводить исследование адаптации учащихся первых классов лучше в октябре-ноябре, т. к. сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю.

Данное исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком в кабинете психолога. По предварительной договоренности с учителем или родителями, детей лучше брать с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 мин. одного урока, конечно же, при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность, что ребенок еще не устал, и с интересом будет отвечать на все вопросы психолога. Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15 – 20 мин, поэтому за один урок можно успеть принять трех детей.

Перед началом исследования психолог должен заранее подготовить рабочее место: маленький (журнальный) стол, стулья или кресла для себя и для ребенка, необходимый стимульный материал, причем он должен быть в стороне от стола, чтобы не отвлекать ребенка. При этом у психолога на столе должен быть опросный лист (см. приложение 1), протокол индивидуального обследования (см. приложение 2) и ручка. Если в школе имеется диктофон или любое другое записывающее устройство лучше использовать и его. Это значительно облегчит сам процесс исследования, т.к. психологу не нужно будет торопиться при фиксировании ответов ребенка и он сможет задать больше уточняющих вопросов.

По окончании исследования психолог анализирует ответы учащихся, дает им интерпретацию учитывая результаты исследования, данные наблюдения и опроса учителей. Затем психолог пишет на каждого ребенка заключение (см. приложение 3), в котором описывает общие характеристики процесса адаптации ребенка, выделяет особенности и делает прогноз. Каждое заключение психолог должен обсудить с учителем, при необходимости пригласить родителей и сообщить им результаты исследования адаптации ребенка.

Интерпретация результатов. В соответствии с целями данного исследования и на основе ответов детей, мы приводим свою интерпретацию методик.

  1. Исследование внутренней позиции школьника.

1-й вопрос. 

На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. 

Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 

1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо». 0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. 

Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».

5-й вопрос. 

Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл. 

6-й вопрос. 

В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. 

С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4–5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов — позиция школьника не сформирована.

Качественный: позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.



2. Определение мотивов учения.

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.



3. Исследование адаптации методом Люшера.

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов (см. табл.)

Таблица

Определение эмоционального состояния ребенка в школе

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2


ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20  ЭС  32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10  ЭС  18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

 ЭС  8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.



4. Изучение школьной тревожности.

Данная методика имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; не желание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок и т.п. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования адаптации. В связи с этим интерпретация ответов детей будет складываться из двух составляющих: осуществляя диагностику школьной тревожности мы одновременно выявляем показатели дезадаптации ребенка в школе.

Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку №1, т.к. она является тренировочной и № 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Но в нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь потому, что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую – потому что ответы учащихся на картинку № 12 не всегда были положительными. Более того многие дети не правильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными.

Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда могут диагностировать тревожность. Например, картинка № 8 (мальчик делает уроки), такие отрицательные ответы как “он грустный потому что сломался телевизор”, “он грустный потому что один и ему скучно” по нашему мнению не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают ни каких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но при этом такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах.

Однако бывает и наоборот, положительные ответы “он веселый потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу”, “он веселый потому что кончился урок и можно поиграть на перемене”, “он веселый потому что не задали уроков” так же не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у него тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Но, кроме того, такие ответы являются так же показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит он не готов к обучению в школе и, постепенно появляющиеся учебные трудности, в последствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности.

Картинка № 1. Эту картинку можно использовать в качестве анализа взаимоотношений родителей и детей: на сколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него ни какого внимания. Многие дети дают положительные ответы на эту картинку: “мальчик радуется потому что идет гулять с мамой и папой”, “у девочки настроение веселое, т.к. мама и папа идут покупать ей подарок на день рожденья”, “у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу”. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: “у него грустное настроение, он не хочет идти в школу”, “мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет”, такие ответы оцениваются в 1 балл.

Картинка № 2. Данная картинка пожалуй является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: “настроение веселое, в школу идет, учиться хочет”, “радостно идет в школу”, “ей нравиться ходить в школу”, “у нее плохое настроение, он болеет и не может идти в школу”. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность оцениваются в 1 балл: “ему грустно, он не хочет идти в школу”, “не хочет в колу идти, там неинтересно”, “я ухожу из школы, не хочу учиться”. Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Так же выделяется ряд нейтральных ответов: “настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет”, “ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить”, “настроение хорошее, она разговаривает с мамой”, “смотрит вверх и считает”.

Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми, умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей практически все ответы учащихся были положительными: “он играет, ему весело”, “он бегает”, “он забивает гол”. Отрицательные ответы: “ему грустно, он не смог поймать мяч”, “настроение грустное, трое против одного – нельзя” не являются показателями тревожности, они оцениваются так же как и положительные в 0 баллов. В данном случае 1 балл ставиться за ответы: “ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить”, “мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам”, “ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть”.

Картинка № 4. Женщина, нарисованная на этой картинке чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: “гуляет с мамой”, “мама его хвалит”, “мама тянет к ней руки, чтобы обнять”. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа – ответы в которых наблюдается школьная тревожность “мама ругает, не правильно уроки сделал”, “плохо учился, мама ругает”, “мама ругает за то, что не получил пятерку”, “мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет”, “она не хочет идти в школу” оцениваются в 1 балл. Вторая группа – нейтральные ответы “мама ругает, она далеко ушла от дома”, “мама ругает за то, что разлила воду”, “мама ругает за то, что уронила цветок”, “на него тетя ругается”, они оцениваются так же как и положительные ответы, т.е. в 0 баллов.

Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Мы предполагаем, что такая ассоциация возникает у детей с определенным стилем воспитания в семье, а так же с сильной привязанностью к матери. Поэтому ответы не относящиеся к учителю и к учебной ситуации можно считать нейтральными, такие ответы как: “мама говорит: “Пошли домой”, а он не хочет”, “к ней пришли в гости, она радуется”, “мама просит сделать что-то”, “мама дает деньги, чтобы сходить в магазин”. Тем не менее, в некоторых ответах детей, можно было обнаружить школьную тревожность “учительница спрашивает его: “Где твой портфель?” и ругает его”, “учитель ругает ее, она плохо занималась”, “настроение веселое, она балуется”, “у него настроение хорошее, его не ругает учитель”, “ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать”, “он обиделся на учителя, она его ругает”. Такие ответы оцениваются в 1 балл. Ответы, которые оцениваются в 0 баллов: “учительница завет к себе детей”, “ей весело, она разговаривает с учителем”, “они учатся”, “они хотят учиться хорошо”.

Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 0 баллов: “они хотят учиться хорошо”, “он много читает”, “сидит за партой хорошо”, “он в школе, он всему учиться”, “она сидит на уроке”. Отрицательные ответы, в которых наблюдается не желание ребенка учиться, плохое настроение, страх оцениваются в 1 балл: “она учиться, ей трудно”, “у нее плохое настроение, она не то написала”, “настроение плохое, неправильно держит руки за партой”, “не знает что писать”, “не хочет заниматься”, “настроение плохое, устал”.

Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне в углу комнаты. Большинство детей рассказывают имеено об этом ребенке и дают соответствующие ответы: “он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал”, “она стоит в углу, она порвала листы у учителя”, “его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал”, “все читают, а он стоит в углу обзывается”, “в угол поставили за то, что он не слушался”. Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушением поведения ребенка. Они оцениваются в 1 балл, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: “настроение плохое, она не хочет отдавать работу т.к. плохо написала”, “она боится, ей могут поставить ''2''”, “одной девочке дали книжку, а ей нет”. Положительные ответы детей выглядят так: “он с учителем разговаривает”, “его похвалил учитель”, “им ставят оценки”, “учитель проверяет уроки и хвалит”, “она получила ''5''”. Остальные ответы не связанные с учебной деятельностью считаются нейтральными и оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: “она не хочет заниматься”, “его заставляет мама делать уроки”, “она грустная, ей могут поставить ''2''”, “она не смогла сделать уроки” за подобный ответ ставиться 1 балл. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: “он пишет, ему нравиться”, “она сделала уроки на ''5''”, “он сидит, занимается”, “у него хорошее настроение, он читает”, “он учиться дома”, “настроение хорошее, она делает уроки”. Некоторые дети давали ответы не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: “она дома рисует”, “настроение веселое, т.к. выходной”, “телевизор смотрит”, “ей грустно, она дома одна”, “смотрит мультики”, “он один и ему скучно”, “ему грустно, телевизор не работает”.

Картинка № 9. Здесь тоже большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящего в стороне или разговаривающего) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, а так же страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх , что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: “с ним никто не общается, т.к. он двоечник”, “они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал”, “с ней не играют”, “ей не дали шоколад, с ней не поделились”, “от нее отвернулись одноклассники”, “девочки выгнали ее из игры”, “он обиделся”, “с ним никто не играет и не дружит”. Эти ответы оцениваются в 1 балл, поскольку страх – это первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей адаптации. Остальные ответы “они разговаривают”, “она играет с девочками”, “он знакомиться с мальчиками”, “он с мальчиком играет” оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую – тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: “у него грустное лицо, он не знает ответа”, “учитель просит нарисовать, а он не знает что”, “учитель ругает его за то, что он баловался на уроке”, “у него печальное лицо, он боится, что не получится задание”, “учитель ругает за то, что она уроки не сделала”, “учитель говорит уроки делать, а он не делает”, “учитель заставляет ее писать, а он не хочет”, “учитель ругает, что-то сделал”, они оцениваются в 1 балл. Ответы оцениваемые на 0 баллов давали дети у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: “учитель говорит ей что-то хорошее”, “вышел к доске решать задачу”, “она отвечает на вопрос”, “она отличница”, “у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске”, “учитель его учит”, “ему интересно отвечать”, “ее похвалили за уроки”, “он хочет писать на доске”.

Картинка № 11. Данная картинка не дает ни каких данных о наличие школьной тревожности у ребенка. Но учитывая то, что первоклассник это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности играет для исследования большую роль. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и не успеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 0 баллов, отражают в себе ситуацию успеха “ему купили игру”, “он строит”, “к ней придут гости и будут с ней играть”, “она сидит дома и играет”, “у нее нет уроков”. А отрицательные – ситуацию неудачи “он раскидывает игрушки, не помогает маме”, “не хочет заниматься”, “настроение плохое, надо собирать игрушки”, “она грустная, не смогла сделать игру”, “он разбросал игрушки”, “она сломала игрушки”, они оцениваются в 1 балл.

Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по разному. Из множества ответов, мы выбрали те, которые помогут выявить школьную тревожность или, наоборот, подтвердить ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: “настроение грустное, много уроков задали”, “она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет”, “он не веселый, портфель бросил и пошел в класс”, “ей грустно, она опоздала на урок”, “она еле пришла в школу”, “он грустный, забыл портфель”, “сердиться, не хочет учиться” оцениваются в 1 балл . Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 0 баллов “идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь”, “рад, что идет домой”, “одевается в школу, чтобы побыстрей учиться”, “идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять”, “идет домой делать домашнее задание”. Так же мы выделили группу нейтральных ответов, чтобы ознакомить вас с теми ответами, которые в интерпретации не участвуют “она одела неправильно пальто”, “портфель тяжелый”, “ей рюкзак не поднять, она устала”, “идет гулять с портфелем”, “танцует”, “нашел мамину сумку”, “купил себе куртку”, “меряет одежду”.

Анализ

Количественный.

10–12 баллов — можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено.

7–9 баллов — уровень школьной тревожности нормальный.

0–6 баллов — наличие школьной тревожности.

Качественный. 

Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Картинка № 1 — общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время.

Картинка № 2 — дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться.

Картинка № 3 — взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей.

Картинка № 4 — общение с взрослым (учителем). С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы.

Картинка № 5 — общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого.

Картинка № 6 — ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста.

Картинка № 7 — ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: «Он радуется, потому что ему поставили «5» или «Ему грустно, он получил «2». Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: «Его поставили в угол, он баловался».

Картинка № 8 — ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание.

Картинка № 9 — взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре.

Картинка № 10 — ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя.

Картинка № 11 — ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре.

Картинка № 12 — возвращение из школы. Можно понять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы.



5. Исследование социометрического статуса ребенка.

Эта методика по большей части является дополнительной, т.к. в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Но она позволяет определить статус каждого ребенка в классе, как благоприятный, положительный статус (лидеры, предпочитаемые), так и не благоприятный, отрицательный статус (пренебрегаемые, отверженные). Поэтому для нас наиболее важным является выявить тех детей, которые имеют не благоприятный статус в классе, определить причину отрицательного отношения детей к ребенку, помочь ему наладить контакт с одноклассниками и обрести новых друзей. Помимо этого, с помощью методики мы можем определить общий уровень благополучия детей в классе, что напрямую отражает характер взаимоотношения детей.


Особенности поведения ребенка во время исследования

Если психолог видит и чувствует, что ребенок, несмотря на то что он справляется с заданиями, тем не менее ведет себя как-то неадекватно, стоит изменить систему баллов и учитывать не только сами поведенческие проявления ребенка, но и их интенсивность и, возможно, даже качество. Таким образом, ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность.

Если ребенок:

Баллы

1. Медлителен

– 1

2. Плохо отвечает на дополнительные вопросы

– 1

3. Долго думает

– 1

4. Молчит

– 1

5. Не может сформулировать мысль

– 1

6. Не может подобрать слова

– 1

7. На дополнительные вопросы часто отвечает «не знаю»

– 1

8. Расторможен, крутится, вертится

– 1

9. Не понимает вопроса или инструкции

– 1

10. Высказывает мысли, не относящиеся к заданию

– 1

11. Не знает номер класса

– 1

12. Не знает номер школы

– 1

13. Не знает, как зовут учителя

– 1

14. Не знает, как зовут родителей

– 1

15. Не может назвать свою фамилию

– 1

16. Не выговаривает слова, буквы

– 1

17. Другое

– 1

Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений:

Тревожные дети. Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.

Гиперактивные дети. Гиперактивного ребенка узнать легко. Он постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.

Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.

Обработка и анализ результатов

В конце исследования психолог проводит обработку всех ответов ребенка, подсчитывает баллы по каждой методике, анализирует особенности поведения ребенка во время исследования и пишет заключение.

Поскольку для каждой методики разработан не только качественный, но и количественный анализ, соответственно существует определенная шкала уровней адаптации ребенка к школе.

Общий анализ результатов

• 22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

• 12–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

• 0–11 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2005.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2006.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2004.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб., 2004.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.

Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб., 2004.









































Программа исследования

адаптации первоклассников





























Опросный лист

1. Внутренняя позиция школьника.

Инструкция: 1. Тебе нравиться в школе? Что нравиться больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравиться?

3. Какие занятия тебе больше всего травятся? Почему?

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то ты кем хотел бы быть: учеником или учителем?

6. Во время игры в школу у нас была бы длиннее перемена или урок?

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

2. Изучение учебной мотивации.

Инструкция: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил”(рис. а). Второй мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. б). Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть” (рис. в). Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким” (рис. г). Пятый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения ни какого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь” (рис. д). Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки” (рис. е).

3. Исследование адаптации методом Люшера.

Инструкция: 1. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови ли покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. А на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке? 4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. А когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который тебе больше всего нравиться, кажется красивее других. А из оставшихся?

4. Изучение школьной тревожности.

Инструкция: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка №1). Это сделано специально, для того, чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.

5. Социометрия.

Инструкция: Представь, что ты вдруг по воле судьбе или по собственной воле попал(а) на очень красивый остров. На нем можно жить, так как там много фруктов и животных. Но, к сожалению, остров необитаем и ты там один(а). А сейчас подумай, кого бы ты взял(а) из своего класса с собой на этот остров, чтобы жить, играть и просто проводить вместе время. Можно взять не больше пяти человек, но не меньше трех. Выбирать, нужно начиная с человека, с которым бы ты больше всего хотел(а) попасть на остров, затем с кем также хотел(а) бы попасть на остров, но уже чуть поменьше, и т.д

Протокол индивидуального обследования.


Ф.И. учащегося _________________________________________________________

Возраст _____________________ класс _______________

Другие сведения _________________________________________________________


1. Внутренняя позиция школьника.

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________

7. ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


  1. Изучение учебной мотивации.

1. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3. Исследование адаптации методом Люшера.

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________

7. ___________________________________________________________________________


4. Изучение школьной тревожности.

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________

7. ___________________________________________________________________________

8. ___________________________________________________________________________

9. ___________________________________________________________________________

10.___________________________________________________________________________

11.___________________________________________________________________________

12. __________________________________________________________________________


5. Социометрия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата обследования __________ Педагог-психолог ____________________


Заключение.



Ф.И. Учащегося ____________________________________________________________

Возраст _______________ класс ___________

Другие сведения ___________________________________________________________



1. Изучение внутренней позиции школьника.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Изучение учебной мотивации.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Исследование адаптации методом Люшера.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Изучение школьной тревожности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Изучение социометрического статуса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Вывод.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Дата обследования __________ Педагог-психолог ____________________














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!