Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Дом детского творчества"
ПРИНЯТО Экспертным советом МБОУДОД ДДТ Протокол от 28.08.2015 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУДОД ДДТ от 31.08.2015 г. № 205 _________ Е. К. Шулегина, директор |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
по изобразительному и декоративно-прикладному искусству
«Ручная работа»
для творческой группы
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор - составитель: Шишковская Татьяна Валерьевна – педагог дополнительного образования
г. Сосновый Бор
2015
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе «Ручная работа»
Направленность: | художественная |
Направление: | изобразительное и декоративно-прикладное искусство |
Вид: | модифицированный |
Уровень освоения: | профессионально-ориентированный |
Целевое назначение программы: | приобретение обучающимися предпрофессиональных компетенций в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства |
Задачи программы: | Задачи программы: Обучающие: совершенствовать специальные компетенции по направлению деятельности, систематизировать и углубить знания по выбранному направлению; приобщить учащихся к лучшим образцам отечественной культуры и искусства (экскурсии и лекции в музейном пространстве С-Петербурга и Ленинградской области); способствовать формированию навыков презентации результатов собственной деятельности Развивающие: развивать исследовательские компетенции по направлению деятельности, научить работать с источниками (интернет-ресурсы, архивные материалы, музейные экспозиции, литература, иллюстративный материал); способствовать профессиональному самоопределению, развитию творческих способностей и поддержке одаренных учащихся; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации) способствовать формированию организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельности, содержать в порядке своё рабочее место) Воспитательные: предоставление возможности для продуктивной самореализации и повышения социального статуса талантливых и способных детей через участие в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня; воспитывать профессиональную культуру, добросовестное отношение к труду, терпение, аккуратность, познавательную самостоятельность, уверенность в своих силах. |
Возраст: | 14 - 18 лет |
Сроки реализации: | 2 года |
Объем программы: | 1 г.о - 144 / 216 часов 2 г.о. - 216 часов |
Ожидаемый результат: | участие и достижение результатов в творческих конкурсах различных уровней по направлению деятельности. Подготовка к поступлению в профильные СУЗы и ВУЗы. |
Особенности реализации программы: | учет возрастных, социально-психологических особенностей обучающихся, их интересов и потребностей. различные формы изучения и освоения материала. предоставление условий для участия в разнообразной творческой деятельности. |
Содержание
Пояснительная записка | 5 |
Учебно-тематический план 1 года обучения | 14 |
Программное содержание и методическое обеспечение программы 1 года обучения | 16 |
Учебно-тематический план 2 года обучения | 20 |
Программное содержание и методическое обеспечение программы 2 года обучения | 21 |
Учебно-методическое обеспечение программы | 25 |
Учебно-материальная база | 28 |
Список литературы для педагога | 29 |
Список литературы для учащихся | 30 |
Приложения | 31 |
1. Пояснительная записка.
Реальность сегодняшнего дня в Российском образовании выражается в возросших требованиях к универсальности знаний и подъёму уровня духовной культуры учащихся для формирования интеллектуального и духовного потенциала общества.
Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности воспитанника, его индивидуальности. Искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания. Программа художественной направленности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству «Ручная работа» для занятий творческой группы (далее Программа), разработана в соответствии требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, и реализуется с 2013 года, откорректирована в 2015 году на основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (от 29.08.2013 №1008) и Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 19-2174/15-0-0 от 01.04.2015 г. «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности».
Программа рассчитана на 2 года обучения. По данной программе занимаются подростки, освоившие базовую программу по изобразительному и декоративно- прикладному искусству «Мир вокруг нас», имеющие опыт участия в городских и областных конкурсах, обладающие ярко выраженными творческими способностями. Возможность проверить свои силы в конкурсном движении – конкретный способ самореализации и самоутверждения для ребят. Отличительные особенности программы – возможность выбора подростками в рамках Программы своего индивидуального образовательного маршрута.
Актуальность Программы:
Актуальной проблемой педагогики является проблема развития творческих способностей человека. Большую помощь в этом деле могут оказать занятия изобразительным искусством. Данная Программа активно содействует развитию творческих способностей. В этом одна из сторон ее актуальности. Вторая сторона актуальности данной Программы в востребованности данного направления детьми и родителями, так как содержание программы ориентировано на активизацию творческого потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение в процессе участия и возможных побед на конкурсах, фестивалях различного уровня и профессиональное самоопределение обучающихся. Программой предусматривается обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку (учет индивидуальных особенностей детей).
Педагогическая целесообразность: Программа направлена на создание условий для самостоятельной работы обучающихся при минимальном участии педагога.
Реализация программы осуществляется по трем направлениям:
Совершенствование предметной деятельности
Экскурсионно-лекционный цикл.
Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Формы работы:
Цель программы: приобретение обучающимися предпрофессиональных компетенций в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
совершенствовать специальные компетенции по направлению деятельности, систематизировать и углубить знания по выбранному направлению;
приобщить учащихся к лучшим образцам отечественной культуры и искусства (экскурсии и лекции в музейном пространстве С-Петербурга и Ленинградской области);
способствовать формированию навыков презентации результатов собственной деятельности
Развивающие:
развивать исследовательские компетенции по направлению деятельности, научить работать с источниками (интернет-ресурсы, архивные материалы, музейные экспозиции, литература, иллюстративный материал);
способствовать профессиональному самоопределению, развитию творческих способностей и поддержке одаренных учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации)
способствовать формированию организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельности, содержать в порядке своё рабочее место)
Воспитательные:
предоставление возможности для продуктивной самореализации и повышения социального статуса талантливых и способных детей через участие в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня;
воспитывать профессиональную культуру, добросовестное отношение к труду, терпение, аккуратность, познавательную самостоятельность, уверенность в своих силах.
Методы обучения: методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся (информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический и исследовательский).
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ручная работа» применяются следующие современные образовательные технологии: здоровье сберегающие технологии, технологии алгоритмического обучения, проектной деятельности, развивающего обучения, технологии формирующего оценивания результата.
Форма обучения: очная, язык - русский.
Форма проведения занятий:
учебное занятие (теоретические занятия, лекции, практические занятия: мастер-класс, творческие мастерские, выполнение и защита проектов, пленэр),
самостоятельная поисковая работа (в фондах музеев, архивах, библиотечных фондах, поиск в Интернете),
самостоятельная практическая работа,
экскурсии.
Форма организации занятия: групповая, индивидуально-групповая
Возраст обучающихся - 14-18 лет. Комплектование групп осуществляется по принципам открытости и добровольности согласно Уставу учреждения. Состав групп постоянный. Количество учащихся:
Срок реализации программы: 2 года.
Объём программы и режим занятий:
1 год обучения –
144 ч. – 2 раза в неделю по 2 часа;
216 ч. – 3 раза в неделю по 2 часа;
2 год обучения –
216 ч. – 3 раза в неделю по 2 часа.
Формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы, привлечение родителей к участию в праздниках, экскурсиях, творческих мастерских.
Планируемые результаты и формы их оценки.
Планируемые результаты обучения
1. Планируемый результат первого года обучения:
Личностные результаты:
понимание необходимости бережного отношения к произведениям искусства, памятникам истории и архитектуры;
умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к памятникам истории и архитектуры, к окружающим людям;
осознанная мотивация к занятиям, созидательно-творческой и проектной деятельности;
проявление созидательно-творческой активности;
умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании практических, творческих, проектных работ;
умение творчески использовать жизненные наблюдения, воображение и фантазию в процессе создания работ.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
умение искать самостоятельно необходимую информацию, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, творческой работы;
умение воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим.
Регулятивные УУД:
умение определять цель в творческой, проектной работе;
умение планировать действия по созданию творческой, проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;
умение работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать;
умение замечать личные неправильные действия и корректировать их;
умение определять уровень личной творческой, проектной работы: достойна ли работа быть представленной на конкурсных мероприятиях различного уровня (адекватная самооценка);
умение определять действия, которые необходимо и возможно сделать, чтобы улучшить работу.
Коммуникативные УУД:
умение продуктивно общаться с коллективом, активно делиться своими мыслями, суждениями, выражая свое отношение;
умение быть доброжелательным, вежливым, тактичным с окружающими людьми;
умение проявлять интерес к деятельности окружающих;
Предметные результаты:
Знания:
имеют выраженную потребность к самостоятельному получению новых знаний
знание художественных инструментов и материалов и правил безопасной работы с ними;
знание особенностей композиционного построения;
знание алгоритма выполнения творческой работы (творческого проекта);
знание различных способов поиска материалов для проекта
Умения:
умение работать в разных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
умение композиционно выстроить творческую работу;
умение передавать освещение, пространство в рисунке цветом, тоном;
умение использовать изученные изобразительные техники, как выразительные средства.
2. Планируемый результат второго года обучения:
Личностные результаты:
осознанное понимание необходимости бережного отношения к произведениям искусства, памятникам истории и архитектуры;
устойчивая мотивация к занятиям, созидательно-творческой и проектной деятельности;
проявление настойчивости в достижении результатов, умение доводить дело до конца, умение воплощать свои идеи, замыслы в творческих, проектных работах;
умение творчески подходить к выбору средств выражения художественных образов,
стремление к освоению более сложных уровней деятельности.
способны к самовыражению, стремятся к самореализации социально-адекватными способами;
способны к профессиональному самоопределению
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
умение искать самостоятельно необходимую информацию, отсеивать незначительное, неинтересное, выбирать лучшее, необходимое, необычное и интересное для создания проекта, творческой работы;
проявляют художественный вкус, творческое воображение, эстетическое чувство в процессе выполнения творческих работ
умение воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим
Регулятивные УУД:
умение ставить цель в творческой, проектной работе;
умение самостоятельно планировать действия по созданию творческой, проектной работы, озвучивать примерный план действий, действовать по плану;
умение работать над проектом: собирать материалы, оформлять и презентовать;
умение замечать личные неправильные действия и корректировать их;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение определять уровень личной творческой, проектной работы: достойна ли работа быть представленной на конкурсных мероприятиях различного уровня (адекватная самооценка);
умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, замечать личные ошибки и корректировать их;
умение добиваться цели, прилагать максимум усилий для успешного выполнения практических, творческих, проектных работ.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои идеи в речи, в тексте проектной работы и защищать их;
умение быть внимательным к выступлениям других участников группы;
умение активно, доброжелательно, этично общаться с коллективом, улаживать самостоятельно небольшие конфликты;
умение предлагать свою помощь педагогу, членам коллектива и осуществлять ее;
умение активно делиться своими знаниями и творческим опытом с окружающими, реализовывать свои идеи в содружестве с взрослыми и своими сверстниками.
умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы
Предметные результаты:
Знания:
знание правил безопасной работы с используемыми инструментами и материалами;
знание особенностей сложного композиционного построения в творческой работе;
знание различных графических и живописных техник;
знание современных технологий в декоративно-прикладном искусстве;
знание последовательности выполнения творческой работы в любой технике;
знание способов поиска материалов для творческого проекта;
Умения:
умение осознанно делать выбор материалов, сюжетов (в пределах темы);
умение работать в разных видах и техниках декоративно-прикладного и изобразительного искусства
умение создавать сложную композицию сюжетного рисунка (в различных графических, живописных и декоративных техниках;
умение работать в различных графических, живописных и декоративных техниках;
умение использовать живописные, графические техники, как выразительные средства;
умение анализировать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, экспозиции выставок и вернисажей;
умение оформления и публичного представления творческих результатов (творческой работы, проекта)
Формы промежуточной аттестации (1 год обучения):
анализ творческих работ;
самоанализ учащимися своих творческих работ;
выполнение и защита творческой работы (конкурсные мероприятия городского, областного уровня),
презентация творческого проекта (конкурсные мероприятия городского, областного уровня)
Формы итоговой аттестации (по завершении курса программы):
создание и защита творческой работы (конкурсные мероприятия областного, регионального, российского, международного уровня),
презентация творческого проекта (конкурсные мероприятия областного, регионального, российского, международного уровня)
Учащиеся, успешно окончившие обучение по данной программе, могут продолжить занятия в детском объединении по программе для индивидуальной работы с творчески одаренными детьми «Стань мастером».
Диагностика результативности программы.
Контроль за качеством освоения программного материала проводится систематически и регулярно. Оцениваться результаты обучения могут не только баллами (творческие, итоговые и зачетные работы, но и другими средствами (награждение грамотами, медалями и т.д. за участие в выставках и конкурсах)
Одним из вариантов оценивания уровня освоения материала является папка достижений – Портфолио, включающее в себя лучшие творческие работы, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня, творческие характеристики, печатные отзывы и т.п.
Основные показатели оценки освоения содержания программы.
Теоретическая подготовка:
Практическая подготовка:
Основные общеучебные компетентности:
умение подбирать и анализировать специальную литературу;
умение пользоваться различными источниками информации;
владение навыками исследовательской деятельности;
умение публичного представления творческой работы
Коммуникативные
Творческая активность
проявление художественного вкуса, творческого воображения,
умение творчески подходить к выбору средств выражения художественных образов;
активная выставочно-творческая деятельность
Критерии оценки освоения содержания программы.
5 баллов – критерий ярко выражен;
4 балла - критерий выражен
3 балла - критерий слабо выражен.
Результаты оценки заносятся в диагностические карты (Приложение).
2. Учебно-тематические планы 1 года обучения
2.1. Учебно-тематический план (216 часов)
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Проектирование творческих проектов (теоретический и практический цикл) | 20 | 60 | 80 |
| понятие проектирование и его составляющие; выбор темы проекта; выбор материалов по соответствующим критериям; представление проекта (защита). | | | |
3. | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 24 | 42 | 66 |
| Графика | 8 | 14 | 22 |
| Живопись живописные техники; живописные техники в ДПИ | 8 | 14 | 22 |
| Батик многослойный батик горячий батик | 8 | 14 | 22 |
4. | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 24 | 24 | 48 |
| | 6 | 6 | 12 |
| | 6 | 6 | 12 |
| | 6 | 6 | 12 |
| | 6 | 6 | 12 |
5. | Экскурсионно-лекционный цикл. | 10 | - | 10 |
6. | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | - | 8 | 8 |
7. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
| ИТОГО | 80 | 136 | 216 |
2.2. Учебно-тематический план (144 часа)
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Проектирование творческих проектов (теоретический и практический цикл) | 4 | 20 | 24 |
| понятие проектирование и его составляющие; выбор темы проекта; выбор материалов по соответствующим критериям; представление проекта (защита). | | | |
3. | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 20 | 40 | 60 |
| Графика | 4 | 6 | 10 |
| Живопись живописные техники; живописные техники в ДПИ | 4 | 6 | 10 |
| Батик | 8 | 32 | 40 |
4. | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 12 | 28 | 40 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 6 | 10 |
5. | Экскурсионно-лекционный цикл. | 10 | - | 10 |
6. | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | - | 6 | 6 |
7. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
| ИТОГО | 48 | 96 | 144 |
3. Программное содержание и учебно- методическое обеспечение программы 1 года обучения
№ п/п | Разделы и темы | Содержание | Формы занятий | Методы и технологии | Методическое и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводное занятие | Знакомство с программой обучения. Инструктаж по ТБ, ПБ. Планирование ИОМ. | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный проблемное изложение технологии: здоровье сберегающие технологии, технологии формирующего оценивания результата | фотоматериалы, инструкции по ТБ и ПБ,анкеты | анализ, обобщение |
2 | Проектирование творческих проектов | Теоретический курс: -понятие проектирование и его составляющие; -выбор темы проекта; -отбор и анализ материалов по соответствующим критериям; Практический курс: - оформление проекта, -подготовка к защите (стенд.доклад, презентация) -представление проекта (защита). | учебное занятие, самостоятельная поисковая работа | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал; таблицы по композиции, методические материалы | защита проекта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3. | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | Графика: Живопись живописные техники; живописные техники в ДПИ Батик многослойный батик горячий батик | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения, технологии алгоритмического обучения, технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал, методические материалы | творческая работа |
4. | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения, технологии алгоритмического обучения, технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал, методические материалы | творческая работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5. | Экскурсионно-лекционный цикл. | Экскурсии, лекции, практические занятия на экспозиции. | учебное занятие, экскурсии | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения технологии формирующего оценивания результата | методические материалы по темам экскурсий | анализ творческих работ |
6. | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | Участие и проведение практических мастерских, мастер - классов, авторских выставок и т.п. (в рамках конкурсных мероприятий). | сам. практическая работа | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения, технологии формирующего оценивания результата | | анализ участия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7. | Итоговое занятие | Подведение итогов работы по ИОМ. | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный технологии: здоровье сберегающие технологии, формирующего оценивания результата | | анализ итогов работы по ИОМ |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Проектирование творческих проектов (теоретический и практический цикл) | 10 | 50 | 60 |
| понятие проектирование и его составляющие; выбор темы проекта; выбор материалов по соответствующим критериям; представление проекта (защита). | | | |
3. | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 20 | 40 | 60 |
| Графика офорт; монотипия; рисовальная | 6 | 8 | 14 |
| Живопись монохромная; живописные техники | 6 | 8 | 14 |
| Батик | 8 | 24 | 32 |
4. | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | 24 | 50 | 74 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 6 | 10 |
| | 4 | 10 | 14 |
| | 6 | 18 | 24 |
| | 2 | 6 | 8 |
5. | Экскурсионно-лекционный цикл. | 10 | - | 10 |
6. | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | - | 10 | 8 |
7. | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
| ИТОГО | 66 | 150 | 216 |
5. Программное содержание и учебно- методическое обеспечение программы 2 года обучения
№ п/п | Разделы и темы | Содержание | Формы занятий | Методы и технологии | Методическое и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вводное занятие | Знакомство с программой обучения. Инструктаж по ТБ, тестирование. Планирование ИОМ. | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный проблемное изложение технологии: здоровье сберегающие технологии, технологии формирующего оценивания результата | фотоматериалы, инструкции по ТБ и ПБ, анкеты, тесты | анализ, обобщение |
2 | Проектирование творческих проектов | -понятие проектирование и его составляющие; -выбор темы проекта; -выбор материалов по соответствующим критериям; -представление проекта (защита). | учебное занятие, самостоятельная поисковая работа | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал; таблицы по композиции, методические материалы | Защита проекта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | Графика офорт; монотипия; рисовальная, Живопись монохромная; живописные техники, Батик | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения, технологии алгоритмического обучения, технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал; методические материалы | Творческая работа |
4 | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве. | роспись по стеклу; декупаж по дереву, металлу; декоративные интерьерные формы; скрапбукинг; нетрадиционные материалы в ДПИ; оформление работ (рамки, коробки, пакеты) | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения технологии формирующего оценивания результата | иллюстративный материал; методические материалы | Творческая работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Экскурсионно-лекционный цикл. | Экскурсии, лекции, практические занятия на экспозиции. | учебное занятие, экскурсии | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый, исследовательский технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения технологии формирующего оценивания результата | методические материалы по темам экскурсий | Анализ творческих работ |
6 | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | Участие и проведение практических мастерских, мастер - классов, авторских выставок и т.п. (в рамках конкурсных мероприятий). | самостоятельная практическая работа | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый технологии: здоровье сберегающие технологии, развивающего обучения, технологии формирующего оценивания результата | | Анализ участия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы по ИОМ. | учебное занятие | методы: информационно-рецептивный, репродуктивный технологии: здоровье сберегающие технологии, формирующего оценивания результата | | анализ итогов работы по ИОМ |
6. Учебно- методическое обеспечение программы
6.1. Учебно- методическое обеспечение программы 1 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Методическая литература | Методические разработки | Методические папки и пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | | ДОП «Ручная работа» | Инструкции по ПБ и ТБ |
2 | Проектирование творческих проектов (теоретический и практический цикл) | Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011 | м\м презентации «Проектирование тв. проектов», «Требования к оформлению презентаций» | Образцы проектов |
3 | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве: | Батик: современный подход к традиционному искусству росписи тканей. Практическое руководство. Автор: Сузи Стоку Издательство: Издательский дом "Ниола 21-й век",2006 Журкин А.А. «Художественно-оформительская деятельность» – С-Пб., «Любавич» - 1996 Сокольникова Н.М. Современные подходы к композиции - Обнинск, «Титул» – 2000 | «Художественно-оформительская графика», «Батик – от основ к импровизации» «Цвет в батике» «Основные приемы и техники росписи по ткани», «Декоративная графика», «Декоративная композиция», «Новые живописные техники», «Цвет в прикладном искусстве» «Цветовой круг» | Образцы работ, технологические карты, таблицы |
4 | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве: | Журкин А.А. «Художественно-оформительская деятельность» – С-Пб., «Любавич» - 1996 Сокольникова Н.М. Современные подходы к композиции - Обнинск, «Титул» – 2000 | «Нетрадиционные материалы в ДПИ – применение в интерьере», «Роспись по стеклу – основы, материалы, техники» «Работа с декупажной картой» «Основы декупажа» «Сложный декупаж | Образцы работ, технологические карты, таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Экскурсионно-лекционный цикл. | | Материалы по краеведению, «Экскурсионный Петербург» | Инструкции по ТБ во время проведения экскурсий |
6 | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | | Положения конкурсных мероприятий | |
7 | Итоговое занятие | | | Диагностические материалы Фото и видео отчеты с мероприятий |
6.2. Учебно- методическое обеспечение программы 2 года обучения |
№ п/п | Разделы программы | Методическая литература | Методические разработки | Методические папки и пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | | ДОП «Ручная работа» | Инструкции по ПБ и ТБ |
2 | Проектирование творческих проектов (теоретический и практический цикл) | Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011 | м\м презентации «Проектирование тв. проектов», «Требования к оформлению презентаций» | Образцы проектов |
3 | Новые техники в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве: | Батик: современный подход к традиционному искусству росписи тканей. Практическое руководство. Автор: Сузи Стоку Издательство: Издательский дом "Ниола 21-й век",2006 Журкин А.А. «Художественно-оформительская деятельность» – С-Пб., «Любавич» - 1996 Сокольникова Н.М. Современные подходы к композиции - Обнинск, «Титул» – 2000 | Художественно-оформительская графика», «Батик – от основ к импровизации» «Кракелюры» «Роспись от пятна – горячий батик» «Техника «Шибори – виды и возможности» «Декоративная графика», «Декоративная композиция», «Новые живописные техники», | Образцы работ, технологические карты, таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Современные технологии в декоративно-прикладном творчестве и изобразительном искусстве: роспись по стеклу, декупаж по дереву, металлу, скрапбукинг, декоративные интерьерные формы, нетрадиционные материалы в ДПИ, оформление работ (рамки, коробки, пакеты) | Журкин А.А. «Художественно-оформительская деятельность» – С-Пб., «Любавич» - 1996 Сокольникова Н.М. Современные подходы к композиции - Обнинск, «Титул» – 2000 | «Нетрадиционные материалы в ДПИ – применение в интерьере», «Роспись по стеклу - сложная композиция» «Работа с рисовой декупажной картой» «Сложный декупаж на дереве, металле» «Искусство упаковки» | Образцы работ, технологические карты, таблицы, развертки коробок, конвертов, образцы бумаги |
5 | Экскурсионно-лекционный цикл | | Материалы по краеведению, «Экскурсионный Петербург» | Инструкции по ТБ во время проведения экскурсий |
6 | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня | | Положения конкурсных мероприятий | |
7 | Итоговое занятие | | | Диагностические материалы Фото и видео отчеты с мероприятий |
7. Учебно-материальная база
Оборудование:
доска учебная;
м/м аппаратура
Инструменты и материалы:
Методический материал:
8. Список литературы для педагогов
Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств» - М., «Искусство» – 2009.- 465 с.
Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности: метод. пособие/ Н.Н. Жуковицкая. - СПб.: ЛОИРО, 2013. - 118 с.
Новым стандартам – нестандартный подход. Методические рекомендации / Сост. Лазарева Л.А. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 36 с.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е. А. Чекунова, О. Г. Тринитатская, А. В. Тищенко. – 2-е изд. Испр. и доп.- М: АРКТИ, 2011
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
_____________________________________________________________________
Арманд Т. «Руководство по росписи ткани» – С-Пб., Политехника – 1992
Батик: современный подход к традиционному искусству росписи тканей. Практическое руководство. Автор: Сузи Стоку Издательство: Издательский дом "Ниола 21-й век",2006.
Беда Г.В.. Композиция» – М., Просвещение – 1981.
Григорьева Н.Я. «Роспись по ткани» – С-Пб., «Аитера» – 2001.
Журкин А.А. «Художественно-оформительская деятельность» – С-Пб., «Любавич» - 1996.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой) – М. – 1979.
Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., Молодая Гвардия – 1987.
Сокольникова Н.М. Современные подходы к композиции - Обнинск, «Титул» – 2000.
Использованные материалы INTERNET
1. Поисковые системы:
http://www.rambler.ru
http://zdnet.com
2. Специализированные по теме батика WEB – узлы:
http://www.uganda.co.ug/Batik.htm
http://www.kohphangan.com/batik/gallery/index.html
http://www.e-park.com/html/batik.htm
9. Список литературы для учащихся
Аллахвердова Е. А. «Батик. Глина. Дерево». М. «Астрело»,2004,86с
Бондарь Е. Ю.; Герук Л. Н. «100 поделок из яиц». Ярославль, «Академия развития»,1999,144с
Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль, «Академия развития»,1999,205с
Давыдова Ю. «Роспись по шелку». Ростов-на Дону, Изд. «Феникс».2005,143с
Синеглазова М. «Батик». ИД «МСП», М. 2000.87с
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам», М., «Мир книги»,2004,168с
Фристоун Б. «Роспись по стеклу». АРТ «Родник» 2003,146с
Хворостухина С. А. «Оригинальные поделки для дома», Изд. «Мир книги»,2009, 200с
10. Приложение
Диагностика результативности освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Ручная работа»
группа № __________, год обучения_________________, учебный год _______________
Фамилия, имя | | | | | | | | |
Период | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Теоретическая подготовка |
углубленные теоретические знания по предмету | | | | | | | | | | | | | | | | |
владение специальной терминологией | | | | | | | | | | | | | | | | |
Практическая подготовка |
практические умения и навыки | | | | | | | | | | | | | | | | |
владение навыками работы со специальным оборудованием и оснащением | | | | | | | | | | | | | | | | |
Основные общеучебные компетентности |
умение подбирать и анализировать специальную литературу | | | | | | | | | | | | | | | | |
умение пользоваться различными источниками информации | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
владение навыками исследовательской деятельности | | | | | | | | | | | | | | | | |
умение публичного представления творческой работы | | | | | | | | | | | | | | | | |
Коммуникативные компетентности |
стремление к самореализации социально-адекватными способами | | | | | | | | | | | | | | | | |
умение в практической деятельности сочетать индивидуальные и коллективные формы работы | | | | | | | | | | | | | | | | |
Творческая активность (результативность) |
проявление художественного вкуса, творческого воображения, | | | | | | | | | | | | | | | | |
умение творчески подходить к выбору средств выражения художественных образов | | | | | | | | | | | | | | | | |
активная выставочно-творческая деятельность | | | | | | | | | | | | | | | | |
15